Автор: Чмарина Ирина Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ БСОШ №3
Населённый пункт: пгт. Березовка Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с текстом на уроках математики"
Раздел: среднее образование
Работа с текстом на уроках математики.
Современные дети мало читают, что приводит к маленькому словарному запасу,
неумению правильно и четко выразить свои мысли. И, как следствие, не могут работать с
большим объемом информации, где есть не только информация справочного характера,
но и рассуждения, логика, доказательства.
Крайне неэффективно задание ученикам типа «Откройте учебник на странице.
Прочтите. Ответьте на вопрос…»
Перед учителем встаёт вопрос: «Как научить школьников самостоятельно работать с
текстом учебника». Одним из решений этой проблемы является организация работы с
учебником на уроке и дома.
К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят:
выделение главного в тексте;
составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
грамотно пересказать прочитанный текст;
умение составить план прочитанного;
воспроизводить текст по предложенному плану;
умение пользоваться образцами решения задач;
запоминание определений, формул, теорем;
работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
подтверждение научных фактов;
конспектирование новой темы.
Для работы с текстами на своих уроках использую следующие приемы.
Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно
учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые»
вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. .
«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы
Объясните почему….?
Кто..? Что…? Когда…?
Почему вы думаете….?
Может…? Мог ли…?
Предположите, что будет если…?
Было ли…? Будет…?
В чём различие…?
Согласны ли вы…?
Почему вы считаете….?
Верно ли…?
Прием «Кластер»
Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ
графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в
середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по
сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
Прием «Верные или неверные утверждения»
Учащиеся, выбирая “верные утверждения” из предложенных учителем, обосновывают
свой ответ.
1) Треугольник является объемной фигурой.
2) Треугольником называется геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не
лежащих на одной прямой и соединенных попарно прямыми.
3) Если в треугольнике две стороны равны, то треугольник называется равнобедренным.
4) Внешним углом треугольника называется угол, смежный с каким-нибудь углом этого
треугольника.
5) В треугольнике углы при основании равны.
«Незаконченное предложение».
1. Натуральное число называют простым, если оно __________.
2. Если числитель и ____________ дроби умножить на _______ и ________
натуральное число, то получится __________ ей дробь.
«Оценка текста»
Предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого
параграфа. Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему,
почему они выделены? Какое имя (слово, термин) чаще всего встречается в данном
параграфе?
Составление различных формулировок для одного и того же утверждения или
определения.
Для развития умения математически грамотно выражать свою мысль я предлагаю
ученикам следующее задание: придумать как можно больше различных формулировок
одного и того же утверждения, записать на листок. Далее проводится обсуждение
предложенных утверждений или всем классом, или возможна работа в парах и группах.
Например, первый признак равенства треугольников.
Формулировка из учебника :
«Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум
сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны».
Варианты, предложенные учениками :
1.Если в двух треугольниках соответственно равны две стороны и угол между ними, то
эти треугольники равны.
2. При соответственно равных двух сторонах и угла между ними в двух треугольниках,
эти треугольники являются равными.
3.Равность двух треугольников может доказываться соответственной равностью двух
сторон и угла между ними.
Игра «Угадай-ка!».
1) Класс делится на 2 команды: одна начинает читать по учебнику любую часть правила
(любые три слова), а вторая должна быстро отыскать в тексте учебника всю
формулировку правила.
2)
Вопрос - задание: Найдите в череде слов одно из самых важных математических
предложений, которое вы встретили в тексте:
Всепонотперестановкидорогаслагаемыхдобрянкасумманеполазнаменяется.
(От перестановки слагаемых сумма не меняется)
«Составление краткой записи задачи»- один из основных приёмов смыслового
чтения, которые используются на уроках математики. Первые навыки этого приёма
ученики получают уже в начальной школе при решении текстовых задач, в средней
школе появляются новые схемы краткой записи. В ходе изучения геометрии в 7 классе
умение прочесть задачу и кратко записать её условие является одним из важнейших
результатов обучения.
Учимся формулировать теоремы, обратные данным
Название
теоремы
Признак параллельности
прямых
Свойства параллельных
прямых
Формулировка
теоремы
Если при пересечении двух
прямых секущей накрест
лежащие углы равны, то
прямые параллельны
Если две параллельные
прямые пересечены секущей,
то накрест лежащие углы
равны.
Условие
(дано)
Прямые a, b, c – их секущая,
Ð
1,
Ð
2 – накрест лежащие
углы;
Ð
1=
Ð
2
Прямые a, b, c – их секущая,
Ð
1,
Ð
2 – накрест лежащие
углы; a||b
Заключение
(доказать)
a||b
Ð
1=
Ð
2