Напоминание

Особенности обучения дошкольников иностранному языку в рамках проектной деятельности ДОУ. Организация непрерывного образовательного процесса


Автор: Наталья Анатольевна Никишина
Должность: педагог дополнительного образования 1 категории
Учебное заведение: МАДОУ №13 г.Томск
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности обучения дошкольников иностранному языку в рамках проектной деятельности ДОУ. Организация непрерывного образовательного процесса
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности обучения дошкольников иностранному языку в рамках проектной

деятельности ДОУ. Организация непрерывного образовательного процесса

Никишина Наталья Анатольевна

Педагог дополнительного образования

Первой квалификационной категории

МАДОУ №13, г.Томск

В течение последнего десятилетия дополнительное образование стало, пожалуй,

неотъемлемой частью образовательного процесса, как в школах, так и в детских садах,

важным

компонентом

полноценного

общего

образования.

Система

дополнительного

образования способна, расширяя сферу интересов ребенка, пробуждать в нем любопытство и

удовлетворять его потребность в познании. Вовлечение ребенка в эту систему обогащает его

жизнь новыми социальными связями, интересами и ценностями.

Отдельной темой в дополнительном образовании является работа с одаренными детьми.

Сама

система

дополнительного

образования

ставит

своей

целью

развитие

творческих

способностей в условиях индивидуального подхода к обучению.

Иностранный язык, как учебная дисциплина, является поликомпонентной структурой, и

преподавать его каким-то одним способом означало бы обеднить саму суть этого процесса. В

МАДОУ

13

образовательный

процесс

в

обучении

английскому

языку

строится

по

нескольким направлениям.

Первое направление – групповые занятия. Они проводятся по утвержденному учебному

плану в рамках общеобразовательной программы «Английский для дошкольников».

Цель

программы: создать условия, обеспечивающие социально – личностное, познавательно –

речевое

развитие

воспитанников

и

готовность

детей

к

школьному

образованию

через

изучение

английского

языка.

Для

реализации

этой

программы

по

каждой

возрастной

категории обучающихся сформирован учебный план с темами занятий и соответствующим

методическим материалом и наглядными пособиями.

Вторым направлением моей работы можно назвать взаимодействие педагога

дополнительного образования с детьми, в контексте действующего в группе проекта, с

непосредственным

участием

в

организации

развивающей

предметно-пространственной

среды.

Правильная организация развивающей предметно-пространственной среды очень важна

для

воспитательно-образовательной

работы

в

детском

саду.

С

расширением

предметно-

пространственной среды, результатом которого становится изменение жизненного уклада,

ребенок получает гораздо больше информации об окружающем его мире и, соответственно,

его

возможности

выбора

несравненно

богаче.

Поэтому

большое

внимание

уделяется

разностороннему наполнению центров активности в группах.

И, конечно же, невозможно обойтись без создания ярких, запоминающихся образов. День

Знаний, Хэллоуин, Рождество, Пасха – прекрасные праздники, когда педагог может быть в

образе какого-либо англоязычного персонажа, обеспечивая естественную мотивацию речи на

иностранном языке, придавая эмоциональную выразительность даже самым элементарным

высказываниям.

Следующее направление в организации образовательного процесса по изучению

иностранного языка это индивидуальная работа с воспитанниками.

В

этой

работе

я

пользуюсь

лингафонным

оборудованием,

которое

позволяет

проводить

занятия, направленные на формирование навыка аудирования иноязычной речи, на развитие

фонематического слуха.

Во время групповых занятий с помощью метода наблюдения и несложных тестовых

заданий я выявляю одаренных детей – детей имеющих склонность и более ярко выраженные

способности

к

изучению

иностранных

языков.

Говоря

о

склонности

к

изучению

иностранных языков, я имею ввиду не только врожденные качества ребенка, такие как

музыкальный

и

фонематический

слух,

потенциал

речевого

аппарата,

но

и

такие

особенности,

как

любознательность,

заинтересованность,

желание

участвовать

во

всех

сферах

жизни

своего

сообщества.

Для

дальнейшей

работы

с

такими

детьми

я

даю

рекомендации

воспитателям

группы

и

родителям

зачислить

ребенка

на

занятия

по

дополнительной образовательной программе «Английский для малышей». Эта программа

имеет

большую

интенсивность

по

сравнению

с

общеобразовательной,

обучение

осуществляется в подгруппах по 5-9 человек в каждой возрастной категории, и сами занятия

проводятся чаще – два раза в неделю. Данная программа построена на основе принципа

интеграции образовательных областей. Используя этот принцип, на основе иноязычного

лексического материала мы с детьми создаем своего рода мероприятие, которое включает в

себя

коммуникационное,

социальное,

художественное

воспитание.

Программа

дополнительных занятий позволяет решать следующие задачи:

- развивать у детей навык диалогической речи на иностранном языке.

- развивать у детей навык аудирования (восприятия иностранной речи на слух)

- познакомить детей со страной изучаемого языка, ее культурой и традициями.

Занятие выстраивается в несколько этапов, каждый из которых имеет ряд модулей,

использующихся в зависимости от актуальных потребностей учебной группы:

1. Организационный момент включает в себя сообщение о том, чем мы сегодня будем

заниматься, сообщение о нашем настроении (в этот момент педагог может отметить общий

эмоциональный фон группы, обратить внимание на состояние отдельных воспитанников и

т.д.,

чтобы

уже

на

этом

этапе

скорректировать

темп

и

нагрузку

процесса),

отработку

этикетных ситуаций.

2.

Разминки

-

артикуляционная,

пальчиковая,

спортивная,

музыкальная

-

которые

вставляются в занятие по мере необходимости.

3. Основная часть - игры. На основе иноязычного материала разрабатывается несколько игр.

Дети

сами

выбирают,

в

какую

игру

они

будут

сегодня

играть.

Здесь

очень

важно

аккумулировать новые идеи, чтобы затем использовать их в практических формах (игры

"Репортер", "Дизайнер"). Необходимо проработать игры таким образом, чтобы они могли

быть адаптированы к любому лексическому материалу, т.к. к понравившейся игре дети хотят

возвращаться

вновь

и

вновь

(например

"Жмурки",

"Угадайка").

Игры

дополняются

подходящими аксессуарами – головные уборы, маски, различные игрушки и атрибуты по

сюжету. Также подбираются обучающие

видеосюжеты и музыкальное сопровождение –

песенки различной сложности для проведения танцевальных разминок, для аудирования и

исполнения.

4.

Релаксационная

часть.

Здесь

я

использую

дыхательную

гимнастику,

самомассаж,

гимнастику для глаз и рефлексию.

При такой организации образовательного процесса педагог должен быть готов в любой

момент изменить ход занятия – ввести другую игру, заменить ненужный модуль, усложнить

или облегчить лексический материал. И, конечно, необходимо располагать достаточным

запасом дидактического материала на каждом занятии, чтобы обеспечить себе возможность

такого маневра.

Таким образом, учитывая все вышеперечисленные направления работы, создается

непрерывный

образовательный

процесс,

в

котором

всегда

есть

место

не

только

для

стандартных занятий, рассчитанных на группу детей, но и для взаимодействия с каждым

ребенком

индивидуально,

для

раскрытия

и

развития

его

творческого

потенциала,

его

способностей и его одаренности.

Список литературы

1.

Биболетова М.З и др. «Enjoy English-1», Обнинск, Титул, 2007

2.

Никишина

Н.А.

«Дополнительная

образовательная

программа

социально-

педагогической направленности «Английский для малышей», ЦРТДП «Энштейн»,

2018

3.

Никишина

Н.А.

«Комплексы

специальных

упражнений

и

разминок

в

процессе

обучения детей иностранному языку в раннем возрасте в условиях ДОУ», 2019

4.

Шишкова И.А., Вербовская М.Е.

«Английский для малышей: Учебник».- Москва

«Росмэн», 2006

5.

Шишкова И.А., Вербовская М.Е. «Английский для малышей 4-6 лет: Игры, сценки,

песенки». Москва «Росмэн», 2006

6.

Шалаева Г.П. «Веселая Английская грамматика», Москва "АСТ", 2014



В раздел образования