Автор: Дарья Вартановна Никанорова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ№40
Населённый пункт: Санкт- Петербург город Колпино
Наименование материала: Статья
Тема: Игры и игровые ситуации как развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Игры и игровые ситуации как развития здоровьесберегающего
поведения у старших дошкольников
Основной целю здоровьесберегающей технологии в детском саду
является обеспечение дошкольников высоким уровнем реального здоровья,
вооружение их необходимым багажом знаний, умений и навыков,
необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитание у них
культуры здоровья.
Разрабатывая различные методы и приемы для создания среды
здоровьесберегающего педагогического процесса, педагогический коллектив
должен учитывать, что они должны быть, прежде всего, доступными и
интересными детям. Поэтому главным условием организации
здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении должна быть
организация деятельности в игровых формах.
Игры – это исключительно ценный способ вовлечения ребенка в
двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с
понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно
появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во
время занятий и самостоятельной деятельности. В играх воспитываются
основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота,
выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения
и навыки.
Во время игр у детей улучшается настроение, обогащается их
чувственный опыт, развивается образное мышление, речь и воображение.
Обладая хорошим психотерапевтическим эффектом, игра даёт ребёнку
возможность избавиться от негативных переживаний.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень
важных фактора:
с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность,
развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать;
с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от
этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в
конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Таким образом, игра – это одно из комплексных средств воспитания:
она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через
непосредственное овладение основами движения и сложных действий в
изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование
функций организма, черт характера играющих. На основании этого можно
сделать вывод о том, что игры могут рассматриваться как важнейшее
средство развития здоровьесберегающего поведения в старшем дошкольном
возрасте, поскольку они стимулируют активность дошкольников и
способствуют их наиболее эффективному физическому развитию. Так с
целью формирования здоровьесберегающего поведения у старших
дошкольников используются следующие виды игр:
1. Подвижные игры и спортивные игры с правилами направлены на
развитие основных видов движений (бег, прыжки, равновесие, ходьба,
ползание и лазание, бросание и ловля мяча, метание). Использование
подвижных игр дифференцировано в режиме дня, доступно детям и
соответствует их возрастным особенностям, повышает умственную и
физическую работоспособность воспитанников.
2. Дидактические игры (с предметами, настольно-печатные, словесные)
способствуют накоплению знаний детей о здоровье, обретению умений,
навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.
3. Сюжетно-ролевые игры наиболее часто применяются для
закрепления ранее полученных знаний. В процессе творческих сюжетно-
ролевых игр дети накапливают опыт бережного отношения к своему и
чужому здоровью.
4. Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие
речи, творческие способности, фантазию.
5. Игры-имитации имеют оздоровительную направленность, так как в
них используются элементы дыхательной и артикуляционной гимнастики
6. Игровые ситуации применяются для выработки у детей
первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и
укрепление собственного здоровья.
Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется посредством
подвижных игр, которые характеризуются разнообразием воздействия на
ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде
двигательных заданий. В них развиваются и совершенствуются
разнообразные движения, направляются особенности поведения детей и
проявления необходимых физических и нравственных качеств.
Значительное место в программе физкультурных развлечений для
старших детей занимают игровые задания соревновательного типа (эстафеты,
спортивные игры), которые позволяют играющим детям наиболее отчётливо
ощутить присутствие друг друга, научиться считаться с игровым поведением
партнёров и взаимодействовать с ними.
Не менее важна и игровая гимнастика, основной целью которой
является поднятие настроения и мышечного тонуса детей, а также
обеспечение профилактики нарушений осанки.
Воспитание культуры здоровья дошкольников осуществляется
параллельно с физическим развитием посредством включения в занятия
дидактических и сюжетно-ролевых игр, а также игр-имитаций и игровых
ситуаций. Особое внимание в ДОУ уделяется «Основам безопасности
жизнедеятельности дошкольников», поскольку их здоровье в значительной
степени зависит от наличия фактора безопасного существования.
Таким образом, можем сделать вывод что игра является важной
составляющей работы, направленной на формирование и развитие
здоровьесберегающего поведения, именно в игре физическое и психическое
развитие детей дошкольного возраста будет наиболее эффективным.