Напоминание

Игры и игровые ситуации как развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников


Автор: Дарья Вартановна Никанорова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ№40
Населённый пункт: Санкт- Петербург город Колпино
Наименование материала: Статья
Тема: Игры и игровые ситуации как развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры и игровые ситуации как развития здоровьесберегающего

поведения у старших дошкольников

Основной целю здоровьесберегающей технологии в детском саду

является обеспечение дошкольников высоким уровнем реального здоровья,

вооружение их необходимым багажом знаний, умений и навыков,

необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитание у них

культуры здоровья.

Разрабатывая различные методы и приемы для создания среды

здоровьесберегающего педагогического процесса, педагогический коллектив

должен учитывать, что они должны быть, прежде всего, доступными и

интересными детям. Поэтому главным условием организации

здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении должна быть

организация деятельности в игровых формах.

Игры – это исключительно ценный способ вовлечения ребенка в

двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с

понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно

появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во

время занятий и самостоятельной деятельности. В играх воспитываются

основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота,

выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения

и навыки.

Во время игр у детей улучшается настроение, обогащается их

чувственный опыт, развивается образное мышление, речь и воображение.

Обладая хорошим психотерапевтическим эффектом, игра даёт ребёнку

возможность избавиться от негативных переживаний.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень

важных фактора:

с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность,

развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать;

с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от

этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в

конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Таким образом, игра – это одно из комплексных средств воспитания:

она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через

непосредственное овладение основами движения и сложных действий в

изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование

функций организма, черт характера играющих. На основании этого можно

сделать вывод о том, что игры могут рассматриваться как важнейшее

средство развития здоровьесберегающего поведения в старшем дошкольном

возрасте, поскольку они стимулируют активность дошкольников и

способствуют их наиболее эффективному физическому развитию. Так с

целью формирования здоровьесберегающего поведения у старших

дошкольников используются следующие виды игр:

1. Подвижные игры и спортивные игры с правилами направлены на

развитие основных видов движений (бег, прыжки, равновесие, ходьба,

ползание и лазание, бросание и ловля мяча, метание). Использование

подвижных игр дифференцировано в режиме дня, доступно детям и

соответствует их возрастным особенностям, повышает умственную и

физическую работоспособность воспитанников.

2. Дидактические игры (с предметами, настольно-печатные, словесные)

способствуют накоплению знаний детей о здоровье, обретению умений,

навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.

3. Сюжетно-ролевые игры наиболее часто применяются для

закрепления ранее полученных знаний. В процессе творческих сюжетно-

ролевых игр дети накапливают опыт бережного отношения к своему и

чужому здоровью.

4. Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие

речи, творческие способности, фантазию.

5. Игры-имитации имеют оздоровительную направленность, так как в

них используются элементы дыхательной и артикуляционной гимнастики

6. Игровые ситуации применяются для выработки у детей

первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и

укрепление собственного здоровья.

Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется посредством

подвижных игр, которые характеризуются разнообразием воздействия на

ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде

двигательных заданий. В них развиваются и совершенствуются

разнообразные движения, направляются особенности поведения детей и

проявления необходимых физических и нравственных качеств.

Значительное место в программе физкультурных развлечений для

старших детей занимают игровые задания соревновательного типа (эстафеты,

спортивные игры), которые позволяют играющим детям наиболее отчётливо

ощутить присутствие друг друга, научиться считаться с игровым поведением

партнёров и взаимодействовать с ними.

Не менее важна и игровая гимнастика, основной целью которой

является поднятие настроения и мышечного тонуса детей, а также

обеспечение профилактики нарушений осанки.

Воспитание культуры здоровья дошкольников осуществляется

параллельно с физическим развитием посредством включения в занятия

дидактических и сюжетно-ролевых игр, а также игр-имитаций и игровых

ситуаций. Особое внимание в ДОУ уделяется «Основам безопасности

жизнедеятельности дошкольников», поскольку их здоровье в значительной

степени зависит от наличия фактора безопасного существования.

Таким образом, можем сделать вывод что игра является важной

составляющей работы, направленной на формирование и развитие

здоровьесберегающего поведения, именно в игре физическое и психическое

развитие детей дошкольного возраста будет наиболее эффективным.



В раздел образования