Автор: Казакова Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с №4 "Олимпийский"
Населённый пункт: г. Углич
Наименование материала: Конспект занятия образовательной деятельности по познавательному развитию для детей дошкольного возраста 5-6 лет
Тема: "Травы - наши помощники"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное образовательное учреждение детский сад №4
«Олимпийский»
Конспект занятия образовательной деятельности по познавательному
развитию
для детей дошкольного возраста 5-6 лет
тема «Травы – наши помощники»
Воспитатель:
Казакова Татьяна Алексеевна
г. Углич, 2019
Задачи:
1.
Расширить и уточнить представления детей о растениях, которые нас
окружают:
подорожнике,
мать-и-мачехе,
одуванчике,
репейнике;
их
внешних
особенностях,
свойствах,
которыми
они
обладают,
об
использовании человеком.
2.
Учить детей различать травянистые растения, понимать необходимость
и значимость растений в жизни человека и животных.
3.
Обогащать словарь детей: травянистые растения, растение-барометр,
листья розеткой, лекарственные свойства растений.
4.
Развивать
умение
располагать
изображение
на
всём
листе
бумаги,
использовать
полученные
умения
при
закрашивании
карандашами,
соотносить направление штрихов с формой предметов.
5.
Воспитывать
интерес
к
знанию
природы,
желание
познавать,
исследовать, действенную готовность прийти на помощь растениям,
нуждающимся в защите.
Интеграция
образовательных
областей:
познание,
художественное
творчество, чтение художественной литературы.
Материалы
и
оборудование: костюм
Незнайки,
фишки,
картинки
с
изображением
лекарственных
трав
(подорожник,
мать-и-мачеха,
репейник, одуванчик, крапива), разрезные картинки этих растений,
листы бумаги, цветные карандаши, чай из листьев смородины, малины,
мяты, стаканы.
ХОД
1.
Вступительная часть
Дети входят в группу, их встречает Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, я давно вас здесь поджидаю. Всем известно, что я
самый лучший в мире врач. Я разработал новые методы лечения всех
болезней. В них нет ни таблеток, ни микстур, ни уколов. Я лечу с помощью
трав!
Вос-ль: Хорошо, Незнайка! Мы сейчас проверим, можно ли у тебя
лечиться.
2.
Основная часть
Незнайка: А как это вы проверите интересно?
Вос-ль: Ребята
знают
многие
лекарственные
травы,
и
я
предлагаю
тебе
посоревно-ваться с ними, проверить свои знания. Я вам назову несколько
растений, а вы постарайтесь ответить, где их можно встретить.
(за правильный ответ выдаю фишку)
Называются
растения:
подорожник,
мать-и-мачеха,
репейник,
одуванчик,
крапива.
Эти растения можно встретить на лугу, на полях, у домов, у дороги.
- А как можно назвать все эти растения одним словом, вам подскажет
загадка:
Она под осень умирает,
И вновь весною оживает,
Иглой зелёной выйдет к свету.
Растёт, цветёт она всё лето.
Коровам без неё беда:
Она их главная еда.
Незнайка: Всем известно - это ботва.
Вос-ль: Дети, вы согласны с Незнайкой?
- Нет!
- Что это?
- Трава.
- Правильно, это трава. Сколько повсюду разных трав. И у каждой травинки,
даже самой маленькой и незаметной есть своё название. Их знают ботаники -
люди, которые изучают травы. Некоторые из них мы с вами знаем.
- А хорошо ли мы их знаем? Давайте проверим. Сейчас тебе, Незнайка, и
ребятам Даша загадает загадку:
На откосе, на лугу
Босиком по снегу.
Первые цветочки –
Жёлтые глазочки.
Незнайка: Это лютики.
Вос-ль: Дети, как называется это растение?
- Мать-и-мачеха, (выставляю картинку с изображением мать-и-мачехи)
- Незнайка, послушай, что знают ребята об этом растении.
- Где можно встретить мать-и-мачеху?
- По обочинам дорог, на лугу.
- Когда она цветёт?
- Ранней весной, когда стаял снег.
- Когда у неё появляются листья?
- После цветения.
- Почему этому растению дано странное прозвище - мать-и-мачеха?
- Нижняя часть листа покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь
она кажется мягкой и тёплой - это мать. А верхняя наоборот - жёсткая,
холодная - это мачеха. Вот и назвали мать-и-мачеха.
- Почему это растение называют лекарственным?
- Её листья используют для лечения простудных заболеваний - от кашля.
Мать-и-мачеху
ещё
называют
растением-барометром,
потому,
что
оно
предсказывает погоду - в ясные дни желтеют золотыми звёздочками цветы
мать-и-мачехи,
но
стоит
показаться
на
небе
дождевой
туче,
звёздочки
погаснут, цветы закроются.
- О каком растении эта загадка?
Кто живёт
весною
С жёлтой
головою.
Солнце ярко
греет,
Голова белеет.
Незнайка: Всем известно - это подсолнух. Такой большой, большой.
Вос-ль:
Незнайка,
какой
же
это
подсолнух.
Дети,
как
называется
это
растение?
- Одуванчик.
- Правильно. Почему оно называется одуванчиком?
- Стоит посильнее дунуть, и семена - парашютики мигом разлетятся.
- Как люди используют листья одуванчика?
- Из молодых листьев можно приготовить вкусный витаминный салат.
- Для чего собирают цветы одуванчика?
- Из них варят варенье.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Есть 5 помощников на службе у тебя /сжать пальцы в кулак
Не замечая их, используешь шутя. /кулак разжать
Глаза даны тебе, чтоб видеть /глаза закрыть, открыть, круговые движения
А уши служат, чтобы слышать, /поглаживание ушей сверху вниз
Язык во рту, чтоб вкус понять. /упражнение с язычком
А носик - запах различать, /дыхательное упражнение
Руки, чтоб ласкать, трудиться, /показать ладошки, сверху, снизу
Воды из кружечки напиться
А ноги, чтоб передвигаться, /ходьба на месте
Бегать, прыгать, кувыркаться. /бег на месте, прыжки
И ни к чему твоя тревога, /погрозить пальцем
Они всегда тебе помогут.
-
Отгадайте, про какое растение следующая загадка:
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его - серёжки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг –
Лечит ранки ног и рук.
Незнайка: Я знаю - это лопух.
Вос-ль: Незнайка, какой же это лопух. Дети, о каком лекарственном растении
говорится в загадке?
-
О подорожнике.
-
Почему подорожник получил такое название?
-
Это растение растёт по обочинам дорог. Его ещё называют «зелёным
попутчиком». Он всегда на виду.
-
Почему листья подорожника не погибают, когда на них наступают
люди?
-
Листья очень прочные, плотно прижаты к земле.
-
Правильно, листья у подорожника расположены розеткой и плотно
прижаты к земле. Ведь листья, поднятые к верху, куда легче сломать, если на
них наступить. В этом и секрет жизни подорожника.
-
Почему его относят к лекарственным растениям?
-
Соком листьев заживляют раны, прикладывают к ожогам.
-
А сейчас отгадайте следующую загадку:
Не огонь, а жжётся,
В руки не даётся.
Выросла на диво,
Звать её...
Незнайка: А зовут её - огниво!
Вос-ль: Где же ты такое растение нашёл, Незнайка? Дети, как называется это
растение?
-
Крапива.
-
Правильно, крапива. Где чаще всего растёт это растение?
-
Вдоль дорог, вблизи жилья, в тенистых местах, у заборов, где много
влаги.
-
Чем примечательна крапива?
-
Она жжётся.
-
Какими лекарственными свойствами обладает крапива?
-
Используется как кровоостанавливающее средство.
-
Что можно приготовить из крапивы на обед?
-
Можно сварить вкусные зелёные щи.
Вос-ль: А ещё молодые побеги крапивы представляют собой хороший корм
для животных.
-
Послушайте внимательно эту загадку:
Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких,
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь -
На себе их всех найдёшь.
Незнайка: Что-то я этого растения не знаю. Иностранное, наверное.
Вос-ль: Незнайка, стыдно не знать это растение. Ребята, помогите Незнайке.
-
Это репейник.
-
Как узнать это растение среди других?
-
Репейник крупное растение с широкими листьями. Цветы собраны в
шаровидные корзинки. Плод в виде колючки.
-
Где можно встретить это растение?
-
У дорог, на окраине полей, в огородах.
-
Какими лекарственными свойствами обладает это растение?
-
Листья прикладывают к ожогам, долго незаживающим ранам.
-
Вот видишь, Незнайка, сколько лекарственных растений знают наши
дети.
-
Сейчас давайте посчитаем у кого сколько фишек.
Незнайка: Если вы такие умные, то, как объяснить то, что я видел.
Вос-ль: Что же ты такое видел?
Незнайка: Сейчас расскажу. Слушайте внимательно.
Иду как - то по пустырю и вижу, как мальчишки стоят у забора, где
растет густая крапива, и прутьями ее стегают, приговаривая:
-
Поделом тебе, колючая, поделом! Не будешь нас жечь!
Веточки от крапивного куста так и отлетают в сторону, как будто голову ей с
плеч снесли. Вокруг много крапивы лежит. Пустые стебли стоят.
Вос-ль: Ну и что же ты на это ответил?
Незнайка: Нечего мусорить, ишь сколько травы накидали!
Вос-ль: Дети, а как бы вы себя повели в подобной ситуации?
-
Крапиву надо беречь, она лечит людей.
Незнайка: Прохожу я мимо зарослей репейника и слышу такой шум -гам там
поднялся. Что там такое? А это щеглы да чечётки беспокоятся. Отошел я
немного в сторону и вижу, как мальчики друг в друга колючками кидаются, в
метких стрелков играют.
Вос-ль: Дети, объясните и этим мальчикам, почему нельзя обрывать плоды
репейника.
-
Потому, что зимой репейник прекрасный корм для синиц, чечеток,
щеглов.
Вос-ль: А сейчас, Незнайка, ребята хотят задать тебе несколько вопросов и
проверить, знаешь ли ты теперь травянистые растения?
Вопросы:
1.
Какое растение называют живучей травкой? (подорожник)
2.
Назовите растение, которое цветет раньше, чем у него появляются
листья? (мать - и - мачеха)
3.
Из листьев какого растения можно приготовить щи? (крапивы)
4.
Сок какого растения напоминает молочко? (одуванчика)
5.
За
что
некоторые
растения
называют
барометром?
(по
ним
можно
определить приближение дождя)
- Вот, Незнайка, теперь и ты знаешь эти растения. Незнайка: я хочу поиграть
с ребятами.
Игра: «Подбери листок»
Я вам дам части растений - цветок, а у меня будет листок. По сигналу: раз,
два, три - пару найди, подойдите ко мне у кого цветок подходит к моему
листочку.
Игра повторяется, пока все детали не поиграют.
Рисование «Травянистое растение»
Воспитатель
читает
детям
отрывки
из
стихотворения
Г.Лагздынь
«Запах
лугов»:
Мчался ветер стороной,
Тронул запах луговой!
Колокольчик вдруг запел,
Мак с гвоздикой заалел,
Клевер шапочкой махнул,
Зверобой легко вздохнул!
Подсинили васильки
Свои глазки – огоньки…
Две глазастые букашки,
Собирая мёд на кашке,
Хоботками закрутили
В небо глазки закатили.
А ромашки полевые,
А ромашки луговые
Жёлтым лютикам кивают,
Улыбаясь, напевают…
Вос-ль: Предлагаю вам нарисовать то растение, которое вам нравится.
Помните, что закрашивать надо аккуратно, не выходя за пределы контура.
Незнайка : Ребята, жители Солнечного города передали мне какие-то листья,
чтобы я угостил вас вкусным чаем, но я так спешил, что перепутал их и
теперь не могу разобраться - какой из них как называется. Может вы мне
поможете?
Дегустация травяного чая
Дети определяют на вкус, какой чай, с чем заварен (смородина, мята, малина)
3.
Заключительная часть
Вос-ль: Сколько вокруг замечательных растений. Они нужны людям, они
нужны птицам, они нужны и насекомым.
Давайте беречь их сами и учить этому тех, кто еще не умеет этого делать.
(Незнайка прощается с детьми, обещая рассказать всем друзьям обо всем, что
узнал от ребят)
Вос-ль: Что вам понравилось на занятии? Что узнали нового?