Напоминание

"Травы - наши помощники"


Автор: Казакова Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с №4 "Олимпийский"
Населённый пункт: г. Углич
Наименование материала: Конспект занятия образовательной деятельности по познавательному развитию для детей дошкольного возраста 5-6 лет
Тема: "Травы - наши помощники"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение детский сад №4

«Олимпийский»

Конспект занятия образовательной деятельности по познавательному

развитию

для детей дошкольного возраста 5-6 лет

тема «Травы – наши помощники»

Воспитатель:

Казакова Татьяна Алексеевна

г. Углич, 2019

Задачи:

1.

Расширить и уточнить представления детей о растениях, которые нас

окружают:

подорожнике,

мать-и-мачехе,

одуванчике,

репейнике;

их

внешних

особенностях,

свойствах,

которыми

они

обладают,

об

использовании человеком.

2.

Учить детей различать травянистые растения, понимать необходимость

и значимость растений в жизни человека и животных.

3.

Обогащать словарь детей: травянистые растения, растение-барометр,

листья розеткой, лекарственные свойства растений.

4.

Развивать

умение

располагать

изображение

на

всём

листе

бумаги,

использовать

полученные

умения

при

закрашивании

карандашами,

соотносить направление штрихов с формой предметов.

5.

Воспитывать

интерес

к

знанию

природы,

желание

познавать,

исследовать, действенную готовность прийти на помощь растениям,

нуждающимся в защите.

Интеграция

образовательных

областей:

познание,

художественное

творчество, чтение художественной литературы.

Материалы

и

оборудование: костюм

Незнайки,

фишки,

картинки

с

изображением

лекарственных

трав

(подорожник,

мать-и-мачеха,

репейник, одуванчик, крапива), разрезные картинки этих растений,

листы бумаги, цветные карандаши, чай из листьев смородины, малины,

мяты, стаканы.

ХОД

1.

Вступительная часть

Дети входят в группу, их встречает Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, я давно вас здесь поджидаю. Всем известно, что я

самый лучший в мире врач. Я разработал новые методы лечения всех

болезней. В них нет ни таблеток, ни микстур, ни уколов. Я лечу с помощью

трав!

Вос-ль: Хорошо, Незнайка! Мы сейчас проверим, можно ли у тебя

лечиться.

2.

Основная часть

Незнайка: А как это вы проверите интересно?

Вос-ль: Ребята

знают

многие

лекарственные

травы,

и

я

предлагаю

тебе

посоревно-ваться с ними, проверить свои знания. Я вам назову несколько

растений, а вы постарайтесь ответить, где их можно встретить.

(за правильный ответ выдаю фишку)

Называются

растения:

подорожник,

мать-и-мачеха,

репейник,

одуванчик,

крапива.

Эти растения можно встретить на лугу, на полях, у домов, у дороги.

- А как можно назвать все эти растения одним словом, вам подскажет

загадка:

Она под осень умирает,

И вновь весною оживает,

Иглой зелёной выйдет к свету.

Растёт, цветёт она всё лето.

Коровам без неё беда:

Она их главная еда.

Незнайка: Всем известно - это ботва.

Вос-ль: Дети, вы согласны с Незнайкой?

- Нет!

- Что это?

- Трава.

- Правильно, это трава. Сколько повсюду разных трав. И у каждой травинки,

даже самой маленькой и незаметной есть своё название. Их знают ботаники -

люди, которые изучают травы. Некоторые из них мы с вами знаем.

- А хорошо ли мы их знаем? Давайте проверим. Сейчас тебе, Незнайка, и

ребятам Даша загадает загадку:

На откосе, на лугу

Босиком по снегу.

Первые цветочки –

Жёлтые глазочки.

Незнайка: Это лютики.

Вос-ль: Дети, как называется это растение?

- Мать-и-мачеха, (выставляю картинку с изображением мать-и-мачехи)

- Незнайка, послушай, что знают ребята об этом растении.

- Где можно встретить мать-и-мачеху?

- По обочинам дорог, на лугу.

- Когда она цветёт?

- Ранней весной, когда стаял снег.

- Когда у неё появляются листья?

- После цветения.

- Почему этому растению дано странное прозвище - мать-и-мачеха?

- Нижняя часть листа покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь

она кажется мягкой и тёплой - это мать. А верхняя наоборот - жёсткая,

холодная - это мачеха. Вот и назвали мать-и-мачеха.

- Почему это растение называют лекарственным?

- Её листья используют для лечения простудных заболеваний - от кашля.

Мать-и-мачеху

ещё

называют

растением-барометром,

потому,

что

оно

предсказывает погоду - в ясные дни желтеют золотыми звёздочками цветы

мать-и-мачехи,

но

стоит

показаться

на

небе

дождевой

туче,

звёздочки

погаснут, цветы закроются.

- О каком растении эта загадка?

Кто живёт

весною

С жёлтой

головою.

Солнце ярко

греет,

Голова белеет.

Незнайка: Всем известно - это подсолнух. Такой большой, большой.

Вос-ль:

Незнайка,

какой

же

это

подсолнух.

Дети,

как

называется

это

растение?

- Одуванчик.

- Правильно. Почему оно называется одуванчиком?

- Стоит посильнее дунуть, и семена - парашютики мигом разлетятся.

- Как люди используют листья одуванчика?

- Из молодых листьев можно приготовить вкусный витаминный салат.

- Для чего собирают цветы одуванчика?

- Из них варят варенье.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Есть 5 помощников на службе у тебя /сжать пальцы в кулак

Не замечая их, используешь шутя. /кулак разжать

Глаза даны тебе, чтоб видеть /глаза закрыть, открыть, круговые движения

А уши служат, чтобы слышать, /поглаживание ушей сверху вниз

Язык во рту, чтоб вкус понять. /упражнение с язычком

А носик - запах различать, /дыхательное упражнение

Руки, чтоб ласкать, трудиться, /показать ладошки, сверху, снизу

Воды из кружечки напиться

А ноги, чтоб передвигаться, /ходьба на месте

Бегать, прыгать, кувыркаться. /бег на месте, прыжки

И ни к чему твоя тревога, /погрозить пальцем

Они всегда тебе помогут.

-

Отгадайте, про какое растение следующая загадка:

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его - серёжки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг –

Лечит ранки ног и рук.

Незнайка: Я знаю - это лопух.

Вос-ль: Незнайка, какой же это лопух. Дети, о каком лекарственном растении

говорится в загадке?

-

О подорожнике.

-

Почему подорожник получил такое название?

-

Это растение растёт по обочинам дорог. Его ещё называют «зелёным

попутчиком». Он всегда на виду.

-

Почему листья подорожника не погибают, когда на них наступают

люди?

-

Листья очень прочные, плотно прижаты к земле.

-

Правильно, листья у подорожника расположены розеткой и плотно

прижаты к земле. Ведь листья, поднятые к верху, куда легче сломать, если на

них наступить. В этом и секрет жизни подорожника.

-

Почему его относят к лекарственным растениям?

-

Соком листьев заживляют раны, прикладывают к ожогам.

-

А сейчас отгадайте следующую загадку:

Не огонь, а жжётся,

В руки не даётся.

Выросла на диво,

Звать её...

Незнайка: А зовут её - огниво!

Вос-ль: Где же ты такое растение нашёл, Незнайка? Дети, как называется это

растение?

-

Крапива.

-

Правильно, крапива. Где чаще всего растёт это растение?

-

Вдоль дорог, вблизи жилья, в тенистых местах, у заборов, где много

влаги.

-

Чем примечательна крапива?

-

Она жжётся.

-

Какими лекарственными свойствами обладает крапива?

-

Используется как кровоостанавливающее средство.

-

Что можно приготовить из крапивы на обед?

-

Можно сварить вкусные зелёные щи.

Вос-ль: А ещё молодые побеги крапивы представляют собой хороший корм

для животных.

-

Послушайте внимательно эту загадку:

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких,

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь -

На себе их всех найдёшь.

Незнайка: Что-то я этого растения не знаю. Иностранное, наверное.

Вос-ль: Незнайка, стыдно не знать это растение. Ребята, помогите Незнайке.

-

Это репейник.

-

Как узнать это растение среди других?

-

Репейник крупное растение с широкими листьями. Цветы собраны в

шаровидные корзинки. Плод в виде колючки.

-

Где можно встретить это растение?

-

У дорог, на окраине полей, в огородах.

-

Какими лекарственными свойствами обладает это растение?

-

Листья прикладывают к ожогам, долго незаживающим ранам.

-

Вот видишь, Незнайка, сколько лекарственных растений знают наши

дети.

-

Сейчас давайте посчитаем у кого сколько фишек.

Незнайка: Если вы такие умные, то, как объяснить то, что я видел.

Вос-ль: Что же ты такое видел?

Незнайка: Сейчас расскажу. Слушайте внимательно.

Иду как - то по пустырю и вижу, как мальчишки стоят у забора, где

растет густая крапива, и прутьями ее стегают, приговаривая:

-

Поделом тебе, колючая, поделом! Не будешь нас жечь!

Веточки от крапивного куста так и отлетают в сторону, как будто голову ей с

плеч снесли. Вокруг много крапивы лежит. Пустые стебли стоят.

Вос-ль: Ну и что же ты на это ответил?

Незнайка: Нечего мусорить, ишь сколько травы накидали!

Вос-ль: Дети, а как бы вы себя повели в подобной ситуации?

-

Крапиву надо беречь, она лечит людей.

Незнайка: Прохожу я мимо зарослей репейника и слышу такой шум -гам там

поднялся. Что там такое? А это щеглы да чечётки беспокоятся. Отошел я

немного в сторону и вижу, как мальчики друг в друга колючками кидаются, в

метких стрелков играют.

Вос-ль: Дети, объясните и этим мальчикам, почему нельзя обрывать плоды

репейника.

-

Потому, что зимой репейник прекрасный корм для синиц, чечеток,

щеглов.

Вос-ль: А сейчас, Незнайка, ребята хотят задать тебе несколько вопросов и

проверить, знаешь ли ты теперь травянистые растения?

Вопросы:

1.

Какое растение называют живучей травкой? (подорожник)

2.

Назовите растение, которое цветет раньше, чем у него появляются

листья? (мать - и - мачеха)

3.

Из листьев какого растения можно приготовить щи? (крапивы)

4.

Сок какого растения напоминает молочко? (одуванчика)

5.

За

что

некоторые

растения

называют

барометром?

(по

ним

можно

определить приближение дождя)

- Вот, Незнайка, теперь и ты знаешь эти растения. Незнайка: я хочу поиграть

с ребятами.

Игра: «Подбери листок»

Я вам дам части растений - цветок, а у меня будет листок. По сигналу: раз,

два, три - пару найди, подойдите ко мне у кого цветок подходит к моему

листочку.

Игра повторяется, пока все детали не поиграют.

Рисование «Травянистое растение»

Воспитатель

читает

детям

отрывки

из

стихотворения

Г.Лагздынь

«Запах

лугов»:

Мчался ветер стороной,

Тронул запах луговой!

Колокольчик вдруг запел,

Мак с гвоздикой заалел,

Клевер шапочкой махнул,

Зверобой легко вздохнул!

Подсинили васильки

Свои глазки – огоньки…

Две глазастые букашки,

Собирая мёд на кашке,

Хоботками закрутили

В небо глазки закатили.

А ромашки полевые,

А ромашки луговые

Жёлтым лютикам кивают,

Улыбаясь, напевают…

Вос-ль: Предлагаю вам нарисовать то растение, которое вам нравится.

Помните, что закрашивать надо аккуратно, не выходя за пределы контура.

Незнайка : Ребята, жители Солнечного города передали мне какие-то листья,

чтобы я угостил вас вкусным чаем, но я так спешил, что перепутал их и

теперь не могу разобраться - какой из них как называется. Может вы мне

поможете?

Дегустация травяного чая

Дети определяют на вкус, какой чай, с чем заварен (смородина, мята, малина)

3.

Заключительная часть

Вос-ль: Сколько вокруг замечательных растений. Они нужны людям, они

нужны птицам, они нужны и насекомым.

Давайте беречь их сами и учить этому тех, кто еще не умеет этого делать.

(Незнайка прощается с детьми, обещая рассказать всем друзьям обо всем, что

узнал от ребят)

Вос-ль: Что вам понравилось на занятии? Что узнали нового?



В раздел образования