Автор: Мезенцева Татьяна Витальевна
Должность: преподаватель профессионального цикла
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "Киренский профессионально-педагогический колледж"
Населённый пункт: г.Киренск
Наименование материала: Ознакомление дошкольников с художественной литературой
Тема: Образ матери в детской литературе
Раздел: дошкольное образование
(Образ матери в детской литературе)
Преподаватель Мезенцева Т. В.
Ц е л ь : 1
Актуализировать
и
обогатить
знания
учащихся
по
теме;
2
развивать
монологическую речь; 3 Воспитывать любовь, уважение к матери.
Эпиграфы: Мама – это окно в большой мир!
Мама – это чудо мира!
«Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет».
С. Есенин
Подготовка к уроку: учащиеся самостоятельно подбирали прозаические и поэтические
произведения о маме; выставка книг; аудиозапись детских песен.
Слово учителя.
1.
Первое слово, которое произносит человек, - «мама». Оно обращено к той, что
подарила ему жизнь. Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живёт
в человеке до конца его жизни.
У каждого из нас возникает чувство защищённости и покоя, когда рядом с нами мать. Но
всегда ли мы сознаём, какой ценой оплачены наши покой и счастье.
Мать
Маленькая, кроткая моя,
Просто - мать, каких не счесть на свете.
Не сравню родную с солнцем я, -
Тихим огоньком она мне светит,
Но когда внезапно на лету
Горе тучей солнце заслоняет –
Наступающую темноту
Огонёк чуть видный заслоняет.
Маленькая, кроткая моя,
Просто – мать, каких не счесть на свете.
С горстку солнца вся-то жизнь твоя,
А душе и днём, и ночью светит.
О. Шираз
- Стихи восточного поэта перекликаются со строчками русского поэта (обращаемся к
эпиграфу)
С горем и радостью идём мы к матери и находим понимание. Она желает нам только
добра.
О
безграничной,
бескорыстной,
полной
самоотверженности
материнской
любви
написано немало прекрасных поэтических и прозаических строк. Большое впечатление
оставляют «Легенды о матерях» Ив. Панькина (представление книги).
Легенда «Корабль
туча» (выборочное чтение)
- В чём, по мнению автора, сила матери?
- Почему материнская любовь делает человека сильнее, мужественнее?
2.
–
Обратимся к фольклору: как в нём представлен образ матери? (Вспомним о
«материнской поэзии», которая проникнута теплом, нежностью, заботой о ребёнке –
колыбельные песни, пестушки, потешки и др. Пословицы, поговорки – мудрость народа.
Как говорится в них о маме?)
(Н –р, представление кн. «При солнышке тепло, а при матушке добро»)
- В сказках мать – терпеливый, заботливый помощник «своего дитятка», она терпит с ним
все лишения, трудности, помогает в лихое время. (Приведите примеры, подтверждающие
эту мысль).
-
Подумайте,
почему
в
русском
фольклоре
так
много
сказок
с
мачехой?
(Сказка
воспитывает «от противного»: хорошая жизнь, забота, любовь уходят из жизни детей со
смертью матери.)
3. В детской литературе о маме можно выделить несколько тем:
Выражение детской любви, привязанности к маме, самому близкому
и дорогому человеку.
Читается отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Мама»
Мама! Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в
самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже
когда
станешь
взрослым,
всегда
будешь
помнить
мамин
голос,
мамины
глаза,
мамины руки. Мама… Ты, маленький, ещё не умел говорить, она понимала тебя без
слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Мама учила тебя говорить,
ходить… Мама прочла тебе первую книгу. От неё ты узнал, как зовут птиц:
воробей, ласточка, синица…Первую снежинку помогла тебе увидеть мама…
И
когда
я
задаю
себе
вопрос:
с
чего
начинается
любовь
к
Родине?
–
ответ
оказывается простым и естественным – с любви к матери.
Представление книги «Посидим в тишине» : Стихи и рассказы – М.: «Дет. лит.». 1982г.
Книга открывается словами З. Воскресенской (зачитать)
Студенты выступают с произведениями на данную тему (н-р, «Разговор о маме» Н.
Саконской, кн.Е. Серова «Мамин день», р-з А. Платонова «Ещё мама», ст. А. Барто
«Мама – болельщица» и др.)
Прослушиваем «Песенку про папу»
- Какова главная мысль?
Стихи о вынужденном расставании с мамой, о разлуке, обиде, которая
разделяет маму и ребёнка.
Выступают
студенты:
Б.
Емельянов
«Мамины
руки»
и
др.
рассказы,
А.
Барто
«Разлука», В. Белов «Даня», В. Распутин «Мама куда-то ушла» и др.
Анализ стихотворения Э. Мошковской «Я маму мою обидел».
Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дома вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
И я ей не помашу.
Она ничего не расскажет,
И я ей не расскажу.
Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!
Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду
И через бурную реку
Строить мосты пойду!
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой…
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдёт много лет,
И вот в самолёт реактивный
Мама возьмёт билет.
И в день моего рожденья
Тот самолёт прилетит,
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит.
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
-
Кто
герой
этого
стихотворения?
Каким
вы
представляете
его?
Какие
чувства
он
испытывает и почему?
- Какие мысли рождает в ребёнке осознание ссоры с мамой?
- Как герой намерен исправить положение, сделать так, чтобы мама его простила?
Прослушивание «Песенки мамонтёнка» из м/ф.
Особое
место
занимают
«празднично-поздравительные»
стихи
.
Приближается
8
Марта,
этот
весенний
праздник
традиционно
ассоциируется у всех с мамой. Это – мамин день. ( выразительное
чтение стихотворений студентами)
День весенний,
Не морозный,
День весенний и мимозный - это мамин день!
День безоблачный,
Не снежный,
День взволнованный и нежный - это мамин день!
День просторный,
День подарочный, сюрпризный - это мамин день!
М. Садовский
Праздник мам
Восьмое марта, праздник мам,
Тук-тук! – стучится в двери к нам.
Он только в тот приходит в дом,
Где помогают маме.
Мы пол для мамы подметём,
На стол накроем сами.
Мы сварим для неё обед,
Мы с ней споём, станцуем.
Мы красками её портрет
В подарок нарисуем.
- Их не узнать! Вот это да!-
Тут мама скажет людям.
А мы всегда,
А мы всегда,
Всегда такими будем!
В. Берестов
Поздравительная песенка
У нашей мамы праздник, Чтоб наша мама весело
И мы её поздравим . и счастливо жила
Хорошие отметки И чтобы всех других она
Немедленно предъявим, Прекраснее была!
Посуду сами вымоем, Хотим, чтоб улыбалось
И в доме приберём, Ей счастье в каждом деле,
И маме поздравленье Чтоб папа помогал ей,
Весёлое споём. А дети поумнели.
А мы уж постараемся
Её не огорчать.
И будем лишь четвёрки
И пятёрки получать.
Если был бы я девчонкой
Если был бы я девчонкой, я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал, я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол, я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка,
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты,
сынок!» Э. Успенский
ВАЛЬС ДЛЯ МАМЫ
Нет никого моей мамы дороже,
Нет никого справедливей и строже,
Нет никого моей мамы добрей,
Ласковой мамочки милой моей.
Как я люблю её тёплые руки,
Тихого голоса нежные звуки.
С мамой и солнце нам светит сильней,
Холодно в мире без мамы моей.
Кто пожалеет и кто обогреет,
Ночи не спит, когда мы болеем?
Нет никого в целом мире родней
Мамы единственной милой моей.
Т. Курбатова
- Мы проводим наш урок в преддверии праздника. Пусть он напомнит вам, как любят вас
ваши мамы, заботятся, переживают. Напишите им, позвоните (если они далеко), обнимите
покрепче, поцелуйте. Цените каждое мгновенье, проведённое с мамой.
Ты вечно помнить должен мать,
Мать отдала тебе любовь
И поделилась всем с тобой:
Собой. Здоровьем. Добротой.
И жизнью. И своей мечтой.
Хоть ты оставил ей в залог –
На долгий срок сыновий долг –
Её надежда без обид
Звезду твоей судьбы хранит…
Ты мать не просто вспоминать,
Ты должен вечно помнить Мать!
А. Коваль-Волков
Представляется легенда «Откуда у моряков взялась сила» из кн. И. Панькина.
Рефлексия
- Какие мысли и чувства вызывает у вас тема сегодняшнего занятия?
- Какое литературное произведение понравилось вам больше всего и почему?
- Как, по-вашему, необходимо воспитывать чувство любви и уважение к матери у младших
школьников?
- В заключение мне хочется прочитать это стихотворение:
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь
.
И уходя за поворот,
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук,
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.