Автор: Базарова Светлана Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СОШ №15 с русским этнокультурным компонентом Населённый пункт: город.Жуковский Московская область Наименование материала: конспект интегрированной НОД 1 класс Тема: "Мы-космонавты!" Раздел: начальное образование
Интеграция областей: «Коммуникация», «Познание. Формирование целостной
картины мира, расширение кругозора», «Социализация», «Художественное творчество».
Программные задачи:
- обогатить и расширить знания о космосе, космическом пространстве и космонавтах;
- подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за её будущее;
- продолжать развивать слуховое внимание, память;
- закрепить умение отвечать полным предложением, грамматически правильно его
оформлять;
- активизировать предметный словарь по теме «Космос»;
- упражнять в умении определять последовательность звуков в словах;
- упражнять детей в ориентировании на листе бумаги, в обратном счёте от 10 до 1;
- развивать ловкость, умение действовать по сигналу учителя;
- способствовать расслаблению мышц и эмоциональному спокойствию;
- развивать танцевальную интонацию;
- воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении
космоса;
- воспитывать у учащихся умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность
других учащихся, самостоятельность в своих решениях, в выполнении заданий.
Словарная работа: Побуждать детей чётко и эмоционально проговаривать слова.
Ввести в активный словарь учащихся слова: космодром, галактика, солнечная система,
вселенная, астронавты, астрономы.
Индивидуальная работа: Активизировать речь учащихся, побуждая их к
индивидуальным ответам.
Материал:
1.
Демонстрационный материал: глобус, иллюстрации по теме «Космос»,
мультимедийная установка, компьютер.
2.
Раздаточный материал: листы в клетку для изображения ракеты с помощью
графического диктанта, листы для схематического выкладывания слова «Земля», с
помощью звуковых квадратов.
Предварительная работа:
Беседы о космосе, о предстоящем празднике – 12 апреля «День космонавтики».
Чтение энциклопедической информации, посвящённой полётам в космос,
космической технике, космическим телам (Занимательный атлас: наука и открытия,
изобретения; Энциклопедия школьника).
Просмотр мультимедийной презентации о космосе и космонавтах.
Организация продуктивной деятельности, осуществляемая в совместной
деятельности учителя и учащихся.
Ход НОД:
- Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна
- А какой сейчас месяц? (апрель) Из весенних месяцев какой по счету месяц апрель?
(второй). А в году? (четвертый)
- Ребята, какой праздник отмечает наша страна каждый год 12 апреля?
Дети: День космонавтики.
- Какое важное событие произошло в этот день?
Дети: 12 апреля 1961 года впервые в космос поднялся первый человек – Юрий
Алексеевич Гагарин.
- Правильно! Молодцы! Космос всегда интересовал человека. Человек смотрел на
небо и думал, а что там выше? С давних времён люди мечтали о полетах. Сначала они
поднимались в небо на воздушных шарах, дирижаблях. Позже полетели на вертолётах и
самолётах. Но заветная мечта человека – это полет к звездам и другим планетам
Чтение стихотворения
(В. Войнович. «Четырнадцать минут до старта»)
Я верю, друзья,
Караваны ракет
Помчат нас вперёд
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках
Далеких планет
Останутся наши следы.
- Ребята, как называется наша планета? Какую форму она имеет?
Дети: наша планета называется – Земля. Она имеет форму шара.
- Как называют жителей нашей планеты?
Дети: Жителей нашей планеты называют – земляне.
- Как вы думаете, почему мы видим так много голубого цвета, смотря на изображения
нашей планеты (ответы детей). Правильно моря и океаны занимают большую часть Земли.
Суша располагается на меньшей её части.
- Ребята, что такое космос? (Ответы детей) Весь необъятный мир, который находится
за пределами земли, называется космосом или Вселенной. А Вселенная состоит из
галактик. Космос – это очень высоко, там, где кончается воздушное пространство Земли,
начинается космическое пространство. Туда не залетают птицы. Там не могут летать
самолеты. Небо там совсем черное. А на черном небе и Солнце, и звезды, и Луна. Воздуха
в космосе нет.
- Чтобы осуществилась мечта человека о полете в космос, необходимо было много
работать, изучать разные науки, надо было изобрести летательные аппараты, которые
могли бы выйти в космос.
И вот первые успехи освоения космоса. 4 октября 1957 года – это было в прошлом,
ХХ веке, прозвучало сообщение из Москвы о запуске первого спутника Земли. Наука о
полетах в космос развивалась, и появилось новое слово – космонавтика.
И вот мы опять гордимся нашей Родиной. Поднялся в небо второй искусственный
спутник. На нем впервые поднялась в космос собака – первое живое существо.
Как вы думаете, почему первой полетела собака, а не человек? (Ответы детей).
Ученые мечтали о полете человека в космос. В космосе побывали собаки Малышка,
Альбина, Белянка, Лайка, Белка и Стрелка и другие. Их долго тренировали. Для них
изготовили специальные скафандры и шлемы. Ребята, что такое скафандр?
Дети: Скафандр – это специальный костюм космонавта.
- Космические корабли облетали вокруг Земли и благополучно возвращались на
землю. Ребята, где самолеты взлетают и совершают посадку? (На аэродроме.) А
космические корабли летят в космос… (с космодрома). Молодцы! В: Чтобы сегодня не
скучать, предлагаю нам с вами в космическом путешествии побывать. Покорить космос и
достойно заслужить медаль «Космонавта». Космонавтом, чтобы стать надо многое узнать,
быть проворным и умелым, очень умным, очень смелым.
- В космос всем открыта дверь
Ну-ка, сам себя проверь: (дети разгадывают загадки)
1.
Эта планета – любимый наш дом!
На ней мы с рожденья до смерти живем.
Планета прекрасна! Моря, океаны,
Цветы и деревья там, разные страны.
И Солнце сияет с зари до заката.
Что за планета скажите, ребята? (Земля)
2.
Космонавт, наш первый был
Был для всех примером
Веселый, смелый парень
Фамилия его … (Гагарин)
3.
Самолет, ли дирижабль
Нет, космический корабль
Может облететь планету
Называется … (ракета)
4.
По орбите дом летает,
Космонавтов принимает
Были здесь все нации
На орбитальной… (станции)
5.
Чтобы глаз вооружить. И со звездами дружить, Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный (телескоп).
6.
Телескопом сотни лет. Изучают жизнь планет. Нам расскажет обо всем
Умный дядя (астроном).
7.
Астроном – он звездочет, Знает все на перечет! Только лучше звезд видна. В
небе полная (луна).
8.
До луны не может птица. Долететь и прилуниться, Но зато умеет это. Делать
быстрая (ракета).
9.
У ракеты есть водитель, Невесомости любитель. По-английски: «астронавт»,
А по-русски (космонавт).
10.
Свет быстрее всех летает, Километры не считает. Дарит Солнце жизнь
планетам, Нам – тепло, хвосты - (кометам).
11.
Звездолёт – стальная птица, Он быстрее света мчится. Познает на практике
Звездные (галактики).
12.
А галактики летят. В рассыпную как хотят. Очень здоровенная. Эта вся
(вселенная!).
- А вот и наша ракета Чтобы ракета взлетела ввысь скорей нарисуй её не ленись! А
рисовать мы ее будем используя технику графического диктанта (дети проходят за столы,
на которых лежат листок в крупную клетку и ручка).
Про спинки вы не забывайте, осанку ровной сохраняйте.
Ручку правильно возьмем и аккуратно работать начнем.
Графический диктант «Ракета»
- 4 клетки влево - 2 клетки наискосок вправо вверх - 2 клетки наискосок вправо
вниз - 4 клетки вниз - 1 клетка наискосок вправо вниз - 4 клетки вниз - 1 клетка
наискосок влево вверх - 2 клетки вниз - 1 клетка наискосок влево вверх - 1 клетка
вниз - 2 клетки вверх - 1 клетка наискосок влево вниз - 4 клетки вверх - 1 клетка
наискосок вправо вверх - 4 клетки вверх
- Посмотрите на свои листки внимательно, Ракета у всех получилась, замечательно!
Моторы все готовы к взлёту. Осталось лишь выбрать Настроение для полета. На
иллюминаторы вы посмотрите, и номер своего настроения на ракете (сверху) напишите.
- Алина с каким настроением ты полетишь?
Алина: Я полечу с настроением под цифрой ( …)
А теперь мы в круг пойдем, Друг друга за руки возьмем.
Чтобы нам на старт нажать, Нужно дружно в обратном порядке От 10 до 1 посчитать
(руки при этом не размыкать)
- Вот мы и поднялись в космическое пространство. Как вы думаете, в каком
состоянии мы сейчас находимся и почему?
Дети: Мы находимся в состоянии невесомости. Потому что нет силы земного
притяжения.
- А что это за состояние? (ответы детей).
Найдите себе место поудобней в ракете и посмотрите в окно (если дети не заметили
ошибки воспитателя, то педагог задает им наводящий вопрос: как называются окна в
звездолете? Что вы увидели, смотря в иллюминатор?)
Примерные ответы детей: Мы увидели солнечную систему. Система называется
солнечной, так как вокруг солнца вращаются девять планет: Меркурий, Венера, Земля,
Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Они имеют форму шара. Все планеты
движутся по своим орбитам. Планета Земля расположена третьей от Солнца. Между
планетами летает космическая пыль, камни – метеоры. Метеориты – это космические
камни, которые упали на Землю. Так же в космическом пространстве есть звезды и
кометы. Солнце – это самая большая звезда. Это раскаленный, огненный шар. Из всех
звёзд Солнце ближе всех расположено к нашей планете. Благодаря солнцу на нашей Земле
есть жизнь. Если группы звезд соединить воображаемыми линиями, то получаться
созвездия. Ещё мы увидели спутники и орбитальную станцию – это второй дом у
космонавтов там они живут и работают.
- Почему планеты не падают? (потому что они находятся все время в движении)
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Я начну, а вы кончайте, хором дружно
отвечайте». По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
- Молодцы! Смотрим дальше в иллюминатор. Что мы видим сейчас?
Дети: Мы видим Луну – это спутник Земли, она вращается вокруг нашей планеты.
- Предлагаю нам с вами прилуниться и исследовать Луну. Ребята, на Луне нас
встретили инопланетяне, которые просто так нас не отпустят
Предлагаю проявить себя в игре «Земляне и инопланетяне».
Игра «Земляне и инопланетяне» Дети встают в колонну по два человека, спиной
друг другу. У одного из них маска инопланетянина. По команде «старт» дети
оттолкнувшись прыгают друг от друга. И разбегаются свободно по залу. По команде -
«инопланетяне», дети в масках инопланетян начинаю ловить «землянина», стоявшего с
ним в одной паре. Поймав, пара садится на стульчики.
Дыхательная гимнастика
Тихо-тихо все подышим, Удивляться чему есть!
Сердце мы свое услышим в мире всех чудес не счесть.
Вправо, влево повернемся и друг другу улыбнемся
- А нам пора отправляться домой.
Мы сможем вмиг очутиться на Земле, если составим это слово с помощью квадратов.
Итак, время пошло.
Вот мы и дома.
- Молодцы! Мы совершили незабываемый полет. Вам понравилось? Прошу вас на
своих ракетах написать еще раз номер настроения, с которым вы вернулись из
космического путешествия. Вы все на славу потрудились и достойны самой лучшей
награды. Я вручаю вам медаль «Космонавта» и сладкий приз от инопланетян.