Напоминание

Рабство в Древнем Риме


Автор: Лисичкина Елена Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Фокинская СОШ № 3"
Населённый пункт: город Фокино Брянской области
Наименование материала: методическая разработка урока 5 классе
Тема: Рабство в Древнем Риме
Раздел: среднее образование





Назад




Рабство в Древнем Риме

План-конспект урока

по истории Древнего мира.

5 класс

Учитель истории и обществознания,

высшей категории

МБОУ СОШ №3 г.Фокино

Лисичкина Елена Викторовна.

Педагогические

цели

Способствовать формированию представлений о рабском труде как

основе хозяйства Римского государства, рассмотрению влияния

института рабства на социальную жизнь римлян; создать условия

для ознакомления с гладиаторскими боями как особенностью

культурной жизни римлян

Сравнить положение рабов и отношение к ним в странах Востока,

Древней Греции и Рима

Тип и вид урока

Изучение и обобщение знаний по теме рабство в Древнем мире, с

использованием разных источников знаний.

Планируемые

результаты

(предметные)

Овладение целостными представлениями об историческом пути

народов своей страны и человечества как необходимой основой для

миропонимания и познания современного общества; способность

применять понятийный аппарат исторического знания и приемы

исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий

и явлений прошлого и современности

Личностные

результаты

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к

саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

и познанию, уважение прав и свобод человека

Метапредметные

результаты

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной

деятельности; способность решать творческие задачи, представлять

результаты своей деятельности в различных формах (сообщение,

эссе, презентация, реферат и др.)

Класс заранее делится на 5 групп с заведомо сильным учеником. Группы работают

с разными источниками информации. Аналитики (обобщают и делают выводы по

сравнению, заполняют таблицу); Исследователи анализируют исторический ситуации и

решают исторические задачи; Этнографы работают с иллюстративным материалом;

Историки работают с фактами учебника; Архивисты работают с историческим

документом.

Урок - исследование проходит по системе развивающего обучения, технология которого

предполагает следующие этапы:

Самоопределение темы урока

Целеполагание

Планирование собственной деятельности

рефлексия и самооценка своей работы.

Формируемые УУД:

Личностные

УУД:

ориентировать

обучающихся

на

умение

организовать

свою

деятельность на уроке; содействовать формированию ценностно – смысловых ориентаций:

умению выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с

принятыми этическими принципами - подвести учеников к пониманию, что состояние

рабства предполагает унижение личности, а в современном обществе необходимо уважать

личность и её достоинство, содействовать формированию у обучающихся отношения

нетерпимости к любым видам насилия, готовности открыто выражать и отстаивать свою

позицию.

Познавательные УУД: через самостоятельную исследовательскую работу с рисунками,

иллюстрациями учебника, картой, цитатами высказываний путем выдвижения гипотез,

анализа, логических выводов уметь сравнивать положение рабов, отношение к рабам в

странах Востока, Древней Греции и Рима, решить проблему справедливости борьбы рабов

за свободу.

Регулятивные

УУД:

содействовать

обеспечению

организации

учебной

деятельности:

определить целеполагание, пути решения учебных задач на основе того, что уже усвоено

учащимися

и

того,

что

ещё

неизвестно,

осуществлять

пошаговый

контроль,

вносить

коррективы в действия обучающихся;

Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать, контролировать свои

действия, учиться анализировать деятельность в группе.

Оборудование урока:

1)

Учебник

по

истории

Древнего

мира

А.А.

Вигасин,

Г.И.

Годер,

И.С.

Свениицкая

2)

Рабочие листы урока у каждого ученика

3)

Презентация «Рабство в Древнем Риме»

4)

раздаточный материал.

5)

Карта по истории Древнего Рима.

6)

Видеофрагмент «Гладиаторы в Риме»

Ход урока

Анализ

Учитель

Ученики

П

О

С

Т

А

Н

О

В

К

А

П

Подведение к

теме урока

Сегодня у нас вновь на уроке работают

научно-исследовательские группы

-Аналитиков

-Историков

-Исследователей

-Этнографов

-Историков-архивистов

А вот тему нашего исследования давайте

определим вместе.

Распределены на 5

групп

Р

О

Б

Л

Е

М

Ы

Создание

проблемной

ситуации

Побуждение к

осознанию

противоречия

Побуждение к

формулированию

проблемы

Слайд 1

Дайте определение данным понятиям

«Живые убитые»

Илоты

Долговые камни

Триумф

Солон

Что объединяет эти понятия?

Что Вы знаете о рабах?

Слайд 2

«Знаю» ----------«Хочу узнать»

Слайд 3 (понятия слайда 1)

Обратите

внимание

вновь

на

эти

понятия

Что различает эти понятия?

- Сформулируйте тему и цель нашего

исследования.

Тема «Рабство в Древнем Риме»

Ц ел ь

« С р а в н и т ь

п ол оже н и е

и

отношение к рабам в Древней Греции и

Древнем Риме»

Давайте подумаем на какие вопросы мы

должны ответить, что бы иметь полный

объем информации для сравнения

План исследование

1.

Изучить положение рабов в Риме

(кто и как становился рабом?

2.

Где применялся труд?

3.

Отношение к рабам в Риме.

Работают с

понятиями

Дают определения

Обобщают

сравнивают

Формируют общее

понятие

Раб - это….

Актуализация

знаний по понятию

«раб»

«Знаю»

Относятся к

истории разных

стран Древнего

мира.

Формулируют тему

и цель

исследования.

Рабочие листы к

уроку.

Формулируют

вопросы плана

исследования

П

О

Побуждение к

формулировке

Какие предположения (гипотезы по цели

Учащиеся

И

С

К

Р

Е

Ш

Е

Н

И

Я

гипотез

Побуждение к

проверке гипотез

Побуждающий

диалог учителя с

учащимися во

время

представления

результатов

работы группы

всему классу

нашего исследования у Вас есть?)

Гипотеза 1 Положение

рабов_______________

Гипотеза 2 Отношение к

рабам_____________

- Итак, у нас есть гипотеза (гипотезы) …

(учитель проговаривает).

Нам необходимо проверить верность

наших предположений.

- Какие следующие шаги (для

проведения нашего исследования) по

проверке гипотезы (гипотез) мы можем

сделать? Слайд

1. Работать с учебником

2. Изучить исторические документы

3. Проанализировать иллюстрации

учебника

4. Сравнить высказывания

современников

5. Проанализировать поговорки и

пословицы

- Своими ответами вы составили план

нашего исследования.

Слайд .

- Проводить исследование мы будем в

группах. На слайде представлено задание

группам. Это же задание напечатано у

вас на листочках.

Каждой группе поработать с разными

источниками

- Ознакомьтесь, пожалуйста, с текстом и

заполните рабочие листы.

. На работу отводиться 7 минут.

Распределите обязанности в группе так,

чтобы уложиться в отведенное время.

- Время вышло, начинаем

представление результатов нашей

работы.

Научная конференция.

1.

Источники рабства (схема)

высказывают свои

мнения.

Выдвигают

гипотезы

1.

Положение

рабов

2.

Отношение к

рабам

Предлагаю решение

проблемы

Учащиеся

выполняют задание.

Группа представляет

результаты работы

Учащиеся

формулируют вывод

Побуждение к

формулировке

обобщающего

вывода

Каждая группа дополняет ответы

используя факты из своего источника.

Группа аналитиков подводит итоги

(сравнение – общее и различие) по

каждому вопросу.

2.

Положение рабов и где

использовался труд рабов

3.

Отношение к рабам

Группы

представляют

результаты работы,

формулируют

выводы по данным

таблиц.

Учащиеся

представляют

мини-проект о

положении

гладиаторов,

категориях

гладиаторов.

Показывают оружие

сделанное из

пластилина.

- Наше сегодняшнее исследование

подходит к концу.

В начале урока вы предложили план

нашей работы.

Результаты проделанной за урок работы

представлены в обобщающей таблице на

слайде. Все ли понятно в таблице?

- Можем ли мы сейчас сформулировать

обобщающий вывод о положении рабов в

разных странах Древнего мира.

- Вернемся к нашей гипотезе

(гипотезам). Какой вывод о ее верности

вы можете сделать?

- Какая из гипотез верна?

Дети задают

уточняющие

вопросы.

- Дети делают вывод

о верности гипотез.

Р

Е

Ф

Л

Е

К

С

И

Я

Учащимся

предлагается

оценить

собственную

деятельность на

уроке

(метапредметные

результаты)

и обсудить

перспективы

дальнейшей

работы по теме.

- Актуализация проблемы рабства в

современном мире.

Какая проблема возникла в начале урока?

- В какой мере достигнуто решение?

- Что полезного для себя вы унесете с

сегодняшнего урока?

Учащиеся

высказывают свое

мнение.

Приложение.

Рабочий лист урока

Группа «Исследователи» Фамилия Имя______________________

Тема исследования

_________________________________________

Цель

исследования

_______________________________________________

_________________________________________________________

Гипотеза 1

___________________________________________

Гипотеза 2

___________________________________________

Задание:

1.

Проанализируйте исторические задачи и сделайте выводы:

1.Римский историк рассказывает о труде рабов в рудниках, о том, что

там в подземных шахтах они изнывают от чрезмерного труда, который

продолжается день и ночь, их бьют надсмотрщики до смерти, а смерть

им была бы предпочтительнее, чем жизнь.

2. Плутарх пишет, что рабовладельцы боялись согласия в среде рабов,

поэтому постоянно ссорили их между собой.

3. Другой автор говорит, что не проходило дня, когда бы в доме

рабовладельца не истязали слуг за самые пустяковые провинности.

Что общего в отношении к рабам в Риме вы находите в свидетельствах

разных авторов? Чем это объясняется?

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Задача 2

Римский писатель сравнивал рабов с ослами, до такой степени кожа их

привыкла к ударам. Он же говорил, что рабы принадлежат к породе

пантер, потому что тело их в полосках от постоянных порок. Он пишет,

что они полны «презрения к розгам, цепям и палкам, оковам, тюрьмам,

дыбам, веревкам на зло, полны презрения к кандалам, ошейникам

железным и палачам лихим»

Каково было положение рабов в римском обществе?

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Сделайте выводы на основании свидетельств римских историков:

А) Римляне говорили: «Сколько рабов, столько врагов», «Раб должен

работать или спать», «Господин имеет над рабом право жизни и смерти»

Б) Римский писатель Сенека рассказывает о рабовладельце, который решил

казнить раба за то, что он разбил хрустальную вазу. Другого раба казнили за

то, что он забыл в бане бельё своего господина. Император Калигула

приказал отдать в цирке голодным зверям на пожирание осужденных рабов.

Сделайте выводы о положении рабов и отношении к ним в Риме. Сравните

с другими странами Древнего мира.

Задание 3 Работа с учебником

Сравните высказывания разных ученых о рабах в учебнике стр. 184 и стр. 240

Вопросы:

1.

К стр. 184 а) Чем различаются взгляды на природу человека

греческих ученых?

2.

К стр. 240 Б) Что общего в отношении к рабам в Греции и Риме

можно отметить?

3.

Объясните, почему рабы, согласно наблюдениям, римского ученого

Колумеллы, дурно пахали землю и плохо пасли скот.

Рабочий лист урока

Группа «Историки» Фамилия Имя________________________

Тема исследования

_________________________________________

Цель

исследования

_______________________________________________

_________________________________________________________

Гипотеза 1

___________________________________________

Гипотеза 2

___________________________________________

Задание:

1.

Проанализируйте пункт 1 § 49

А) Определите, откуда в Риме появились рабы? Заполните

схему:

1______________________

3______________________

2_____________________

4_____________________

Подумайте какие ещё источники рабства можно добавить?

2.

Прочитайте п. 2 и п.3

Подготовьте ответ на вопросы:

А) Где применялся труд рабов?

Б) Имение – это________________________________________________

Как свободные

становились

рабами?

В) Рабы выполняли работы:

3.

Охарактеризуйте положение и отношение к рабам на основе данных

учебника (Чем питались, одевались, как к ним относились)

4.

Подготовьтесь к устному ответу на вопросы задания.

Рабочий лист урока

Группа «Архивисты» Фамилия Имя________________________

Тема исследования

_________________________________________

Цель

исследования

_______________________________________________

_________________________________________________________

Гипотеза 1

___________________________________________

Гипотеза 2

___________________________________________

Задание:

2.

Проанализируйте исторические документы и ответьте на

вопросы:

Марк Порций Катон. Земледелие

Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.) – видный государственный

деятель, оратор, историк. В трактате «Земледелие» он дал описание виллы,

типичной для центральной Италии.

1.

Если стояла дождливая погода, то вот время работы, которые можно

делать и в ливень: мыть доли (сосуды для вина) и осмаливать их,

прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу,

устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести

новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих

одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы,

прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты,

вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать

колючую траву, наводить чистоту…

2.

Положение рабов было крайне тяжёлым; с точки зрения римского

права, раб был не личностью, а вещью, и потому господин был волен

над его жизнью и смертью. Все рабы были абсолютно бесправны, все

они одинаково были исключены из гражданской и политической жизни.

3.

Пища их по количеству была крайне скудная, по качеству никуда не

годилась: выдавалось именно столько, чтобы не умереть с голоду.

Интересно, что внешне рабы ничем не отличались от свободных

граждан. Они носили ту же одежду, в свободное время ходили в термы,

театры, на стадионы. Вначале, рабы имели специальные ошейники с

именем владельца, которые были быстро отменены. Сенат даже вынес

на этот счет специальное положение, смысл которого был в том, чтобы

рабы не выделялись среди граждан, чтобы они (рабы) не видели и не

знали, как их много.

4.

Труд у рабов был изнурительный и продолжался с утра до вечера.

Особенно тяжелым было их положение на мельницах и в булочных, где

нередко к шее рабов привязывали доску с отверстием посредине, чтобы

помешать им есть муку или тесто, — и в рудниках, где больные,

изувеченные, старики и женщины работали под кнутом, пока не падали

от истощения

5.

Во время правления императора Августа из 1,5 млн. чел. Римского

населения только 600 тыс. Были свободными, рабов же было в 1,5

раза больше - 900 тыс. Только за первую половину 11 века до н.э. в

Рим в результате войн было завезено 250 тыс. рабов- пленных.

6.

По

античным

понятиям

физический

труд

считался

позорным

явлением

,

и

свободный

гражданин

не

должен

был

им

заниматься

:

рабовладелец

и

каждый

свободный

человек

,

который

мечтал

стать

рабовладельцем

,

полагали

,

что

только

война

,

политика

и

свободное

времяпрепровождение

,

занятия

наукой

и

искусством

достойны

их

положения

.

Физический

труд

,

по

понятиям

рабовладельческого

класса

,

делал

неспособным

свободного

человека

к

высшему

знанию

,

к

добродетели

,

к

познанию

наук

и

искусств

.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1987. – с.194-

196

1. Вопросы к документу и запишите ответы кратко в тетрадь:

1. Где применялся труд рабов?

2. Сделайте вывод о количестве рабов в Риме.

3. Как содержались рабы? Как к ним относились?

2. Внимательно прослушайте ответы групп и дополните их ответы

используя факты документа.

Рабочий лист урока

Группа «Этнографы» Фамилия Имя________________________

Тема исследования

_________________________________________

Цель

исследования

_______________________________________________

_________________________________________________________

Гипотеза 1

___________________________________________

Гипотеза 2

___________________________________________

Задание:

3.

Проанализируйте иллюстрации

А) Определите, откуда в Риме появились рабы? Заполните

схему:

1______________________

3______________________

2_____________________

4_____________________

Как свободные

становились

рабами?

Подумайте какие ещё источники рабства можно добавить?

4.

На основе иллюстраций укажите, где применялся труд рабов.

Подготовьте ответ на вопросы:

А) Где применялся труд рабов?

5.

Прочитайте п. 3 и ответьте на вопросы:

Сколько рабов было в Риме? Какие факты это подтверждают?

Сравните с количеством рабов в Греции?

Как относились к рабам в Риме? Каково положение рабов?

1.

ИСТОЧНИКИ РАБСТВА

2.

Где применялся труд рабов?

Рабочий лист урока

Группа «Аналитики» Фамилия Имя______________________

Тема исследования

_________________________________________

Цель

исследования

_______________________________________________

_________________________________________________________

Гипотеза 1

___________________________________________

Гипотеза 2

___________________________________________

Задание:

1. Используя знания, документы и факты учебника

(стр. 43, стр. 49(п.4), стр. 71-72, стр. 147, стр. 174 и § 49

стр. 238 -241).

Обобщите и сделайте выводы о общих чертах и

отличии в положении рабов и отношении к ним в

разных странах Древнего мира.

2. Оформите свои выводы в таблице: (подумайте вопросы

для сравнения)

Вопросы для

сравнения?

Древний Восток

Греция

Древний Рим

Как оценить свои учебные достижения?

Для этого надо освоить алгоритм самооценки:

1. Какова была цель задания (что нужно было получить в

результате)?

2. Выполнено ли задание (получен ли результат)?

3. Выполнено верно или с ошибкой?

4. Выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью?

5. Вспомни, по каким основаниям ставятся оценки.

Определи свою оценку.

Порядок выполнения продуктивного

задания

1.

Осмысли задание (объясни своими

словами то, что требуется сделать).

2.

Найди информацию, необходимую

для выполнения задания.

3.

Преобразуй её так, чтобы получить

ответ (найти аргументы, выделить

главное, обосновать свою позицию и

т.д.).

4.

Запиши, если необходимо, своё

решение (в виде таблицы, списка,

текста)

5.

Дай полный ответ используя

слова: «я считаю, что...», «потому

что...», «во-первых...», «во-

вторых...»



В раздел образования