Автор: Гришкина Жанна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 51 д/с "Ягодка"
Населённый пункт: Московская область город Клин
Наименование материала: Проект
Тема: "По дороге сказок"
Раздел: дошкольное образование
_________________________________________________________________________
Управление образования Администрации Клинского муниципального района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ –
ДЕТСКИЙ САД №51 «ЯГОДКА»
_______________________________________________________________
141663 Московская область Клинский район пос.Чайковского д.16 тел: (849624) 6-82-17
ПРОЕКТ
«По дороге сказок»
Составила и провела: воспитатель Гришкина Ж.А.
2017г.
Проект «По дороге сказок»
Составила и провела: Гришкина Ж.А.
Тип проекта: творческий, информационный.
Продолжительность: три месяца (январь-март)
Участники: воспитатели, дети, родители.
Актуальность: Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в
этом. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не
так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из
положения – ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается,
можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда
хорошо кончаются.
Ребёнку
или
взрослому
подчас
бывает
сложно
поделиться
с
другими
своими чувствами и переживаниями. В сказке каждый способен легко,
непринужденно
и
естественно
прожить
весь
свой
жизненный
путь
и
чувства.
Тексты сказок вызывают интерес, как у детей, так и у взрослых, именно
поэтому они очень удобны для работы в семье. Образы сказок обращаются
одновременно
к
двум
психическим
уровням:
к
уровню
сознания
и
подсознания,
что
дает
особые
возможности
при
коммуникации.
Рассказывание
сказок
способствует
более
глубокому
пониманию
отношений, их укреплению, приводит к изменению поведения человека.
Вовремя рассказанная сказка значит столько же, сколько психологическая
консультация. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух
делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на
внутреннем, подсознательном уровне.
Когда
начинаешь
рассматривать
сказку
с
различных
точек,
на
разных
уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о
динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечь
человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в
детстве,
человек
накапливает
в
бессознательном
некий
символический
«банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в
случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве. В
процессе
психологической
помощи
мы
обращаемся
как
к
жизненному
опыту ребенка, так и к его сказочному «банку жизненных ситуаций». Часто
это позволяет найти нужное решение.
Сочинение историй само по себе психотерапевтическое занятие, ведь в
свой
творческий
продукт
человек
вкладывает
частичку
внутренней
реальности.
Многие
родители
упрекают
детей
в
склонности
к
излишнему
фантазированию.
Часто
детские
фантазии
и
истории
являются
актом
самотерапии, ибо в образной форме ребенок проговаривает волнующие его
вопросы и пробует найти на них ответы.
Сказки,
сочиняемые
детьми
и
взрослыми,
не
только
дают
нам
необходимую
психодиагностическую
информацию,
но
и
одновременно
являются мощным терапевтическим средством для обеих сторон. Поэтому
девиз для детей и родителей прост: “Сочиняйте сказки и дарите их друг
другу”.
Даже
без
специальной
психологической
работы
это
делает
взаимоотношения более добрыми и гармоничными.
Таким образом, сказкотерапия способствует эмоциональному сближению
«особого» ребенка и его родителя, формированию позитивных детско-
родительских
отношений,
раскрытию
внутреннего
мира
каждого
участника,
а
цель
нашего
проекта:
способствовать
эффективному
взаимодействию воспитателя и семей для успешной адаптации ребенка в
социуме, стимулирования его речевой активности.
Цели:
-развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
-раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей;
-приобщить детей к художественной литературе, формировать у них запас
литературных, художественных впечатлений, прививать интерес к
театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества
детей и их родителей.
Задачи:
1.
Образовательные: учить развивать сюжет,
использовать «сказочные» языковые средства; формировать
творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять
свою сказку определенной мысли; содействовать развитию
познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития.
Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию
образного строя и навыков связной речи.
2.
Развивающие: развивать традиции семейного чтения; развивать
способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни,
умение делать нравственный выбор. Развивать эстетический вкус,
умение видеть и беречь красоту.
3.
Воспитательные: создать атмосферу эмоционального комфорта,
взаимопонимания и поддержки; помогать усвоению детьми духовно-
нравственных категорий (добро- зло, послушание- непослушание,
согласие- вражда, трудолюбие- лень, бескорыстие- жадность, простота-
хитрость) и правил доброй, совестливой жизни. Воспитывать
послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям,
терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с
благодарностью принимать помощь. Воспитывать трудолюбие,
привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно,
доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам
чужого и своего труда.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Художественно-
эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-
коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ожидаемый результат:
- оптимизация психоэмоционального состояния детей;
- повышение педагогической компетентности в вопросах воспитания;
-
становление
и
развитие
отношений
партнерства
и
сотрудничества
«родитель-ребенок».
Дети должны: - проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов,
тексты, персонажей, мораль; знать различные виды театров и уметь
показывать их; уметь использовать различные средства выразительности;
уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную
работу к ее показу, вживаться в свою роль.
Продукт деятельности: Показ кукольного театра
«Колобок», выставка
рисунков по любимым сказкам, пополнение театрализованного уголка.
Этапы реализации проекта:
I.
«Подготовительный»
-
Сбор
информации,
литературы,
дополнительного
материала.
Использование компьютерных технологий, подбор научной литературы,
журналов,
иллюстративного
материала,
художественной
литературы,
пословиц, поговорок. Обработка информационного материала.
- Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читаю. Анкетирование
на тему: «Книжный уголок дома».
- Выявление особенностей совместной деятельности родителей и детей на
момент начала проекта.
- Вовлечение детей в решение проблемы: «Чему нас учит сказка?» через
игровые
ситуации
и
дидактические
игры
способствуя
возникновению
мотивации к творческой деятельности.
- Консультации.
- Выпуск буклета для родителей по теме «Воспитание сказкой».
II. «Основной»
. Воспитатель – дети.
- Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русских народных, разных
народов, авторских).
- Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых,
так и индивидуальных).
- Рисование иллюстраций к сказкам, лепка сказочных персонажей.
- Постановка различных драматизаций и спектаклей с использованием
разных видов театра и кукол.
- Проведение праздников, развлечений и викторин. Разгадывание загадок
по сказкам.
2. Родители – дети.
- Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по
сказкам.
- Заучивание отрывков из сказок.
- Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек,
поделок, рисунков по сказкам.
- Пополнение театральных уголков в группе.
3. Воспитатель - родитель.
- Консультация для родителей: «Роль сказки в развитии и воспитании
ребенка».
- Индивидуальные беседы-консультации.
- Подготовка театрализованного развлечения для детей.
4. Воспитатель – родители – дети.
-
Поисковая
работа
по
подбору
иллюстративного
материала
по
теме
«Сказка».
5. Воспитатель.
-
Оформление
выставок
поделок
и
рисунков
«Сказка
в
гости
к
нам
пришла».
- Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.
III. «Заключительный
- Оформление театрального центра необходимыми атрибутами.
- Презентация для детей иллюстрационного материала по сказкам.
- Проведение викторины «По дорогам сказок». Выставка детских
рисунков «Моя любимая сказка».
- Театрализованное развлечение для родителей.
- Оформление сборника авторских (родительских) сказок с иллюстрациями
детей.
Составление портфолио проекта.
План реализации проекта.
Январь
1. Образовательная деятельность. Тема: «Эти мудрые русские сказки».
2. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
3. Показ детям младших групп кукольного театра «Колобок».
3. Беседа «Русские народные сказки»
Февраль
1.Образовательная деятельность. Тема: Пересказ по произведению русской
народной сказки «Гуси-лебеди». Показ на фланелеграфе.
2. Пальчиковый театр «Заюшкина избушка», «Теремок».
3.Рисование «Мой любимый сказочный герой.
4. Интегрированное занятие «Сказка, в гости заходи».
5. Вечер загадок по сказкам.
Март
1. Образовательная деятельность. Тема: Чтение сказки «Муха-цокотуха».
2. Постановка спектакля к празднику 8 марта «Муха-цокотуха».
3. Викторина «По дорогам сказок».
4. Выставка рисунков «Моя любимая сказка».
5. Вечер развлечений «В гостях у сказки».
Ресурсное обеспечение проекта.
Выводы.
В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и
педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к
высокохудожественной литературе, расширили кругозор о сказках, их
авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений,
научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.
Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной
литературы, осознали роль сказки в нравственно- эстетическом воспитании
личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
Проектный метод развивает познавательный интерес к различным
областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками
воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.
Формы и методы реализации проекта в различных видах детской
деятельности:
1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
2.
Чтение
и
рассказывание
русских
народных
сказок,
беседа
по
прочитанной сказке.
3. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
4. Рисование по мотивам русской народной сказки «Колобок», «Теремок»,
«Три поросёнка», «Гуси-лебеди».
5.
Обыгрывание
сказки
«Маша
и
Медведь»,
«Заюшкина
избушка»
с
помощью настольного театра.
6. Разгадывание загадок о сказках, героях сказок.
7.
Настольная
игра
«Сложи
сказку»,
пазлы
по
сказкам,
словесно
–
дидактическая игра «Кто тянул репку?», дидактическая игра по сказкам
«Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности»
(фланелеграф).
8. Организация выставки рисунков по сказкам.
9.
Изготовление
декораций
к
сказкам,
костюмов
сказочных
героев,
атрибутов.
10. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
11. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
12. Викторина по сказкам. Драматизация сказок.
13. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».
14. Магнитный театр по сказке «Три поросёнка».
15. Пальчиковый театр и настольный театр по сказке «Заюшкина избушка»,
«Гуси-лебеди».
16. Моделирование сказки «Гуси-лебеди» на фланелеграфе.
17. Показ музыкальной сказки «Колобок» для малышей.
Итоги реализации проекта.
1. Совместные занятия детей и родителей способствовали обогащению
эмоционально-чувственной сферы ребенка.
2. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети
получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились
сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из
трудных ситуаций.
3. Повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы.
4. Пополнение театрализованного уголка в группе.
Литература:
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.,
2003.
2.
Сорокина
Н.
Ф.
Играем
в
кукольный
театр:
Программа
«Театр-
творчество-дети». - М.: АРКТИ, 2004.
3. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное
воспитание, 2005. - №4.
4. Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Москва 2007г.
5. Лаптева Г.В. «Игры для развития эмоций и творческих способностей.
Театральные занятия для детей 5-9 лет С.-П.:2011г.»
6. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе
детского сада. Познавательное развитие»
7. И.Мазин «500 загадок для детей» ООО Т.Ц. «Сфера», Москва 2003г.
«1000 загадок» Популярное пособие для родителей и педагогов
Ярославль. 2001г.
8.
Алёшина
Н.В.,
Ознакомление
дошкольников
с
окружающим
и
социальной действительностью ООО «Элизе Трэйдиш» 2001г.
Рисунки по любимым сказкам
Театрализация сказки «Колобок»
«Теремок»
«Заюшкина избушка»
Викторина «Угадай сказку»
Иллюстрации Васнецова к сказкам
Лепка «Герои сказок»