Автор: Тоесева Марина Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ЦО 195, Адмиралтейского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Поэзия Афанасия Фета
Раздел: полное образование
Добрый день. Отправляю для публикации статью «Поэзия Афанасия Фета».
Автор: Тоесева Марина Витальевна, учитель ГБОУ ЦО 195 Адмиралтейского района
города Санкт-Петербург.
Литературное
наследство
Фета
составляют
несколько
сот
лирических
стихотворений,
частью
переводных.
Огромное
большинство
посвящено
неразрывно
связанным
в
его
творчестве темам любви и природы.
Чаще всего в стихах Фета образ природы отражает настроение поэта.
В одном из наиболее популярных стихотворений Фета, неизменно входящем в школьные
программы – «Я пришел к тебе с приветом», - это единство настроения человека и природы
выражено очень отчетливо. Радостный духовный подъем, охвативший поэта, который ярким
весенним утром пришел к любимой «с приветом», неразрывно связывается с переживаемым
всей
природой
весенним
подъемом.
Весенняя
природа
живет
такой
же
радостной,
напряженной, счастливой жизнью, что и поэт. Ощущение счастья передается в строчках,
раскрывающих настроение поэта:
…душа все так же счастью
И тебе служить готова…
И в строках, дающих образ природы:
…лес проснулся,
Весь проснулся, четкой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
В
этом
стихотворении
характерен
обычный
для
Фета
прием
олицетворения.
О
лесе
говорится, как о живом, чувствующем существе.
Чувством радостного, светлого слияния с природой проникнуты многие стихи Фета. В
стихотворении «Всю ночь гремел овраг…» великолепно передан поэтом образ воскресающей
весенней земли:
Всю ночь гремел овраг соседний,
Ручей, бурля, бежал к ручью,
Воскресших вод напор последний
Победу разглашал свою.
И здесь, как всегда у Фета, бурная радость пробуждения природы сплетается с человеческой
радостью.
В
небольшом,
мелодически
–
стройном
стихотворении
«Теплый
ветер
тихо
веет»
в
нескольких строках дан широкий, вольный степной пейзаж. Здесь нет человека, здесь только
картина
природы
,
но,
как
и
в
предыдущих
стихотворения,
она
дана
в
живых,
олицетворенных образах:
Жизнью свежей дышит степь,
И курганов зеленеет
Убегающая цепь.
Не показаны переживания человека, но в каждом эпитете, в каждой строчке стихотворения
отражено
живое
отношение
человека
к
природе
и
светлое
настроение
человека,
наслаждающегося «волей» родной степи. В некоторых стихотворениях Фета связь между
образом природы и человеческими переживаниями выражена очень сложно и не сразу
улавливается. В этом отношении
характерно стихотворение «Даль», замечательное по
своему предельному лаконизму. «Облаком волнистым пыль встает вдали», - так начинается
стихотворение. И это поднявшееся на дороге облако пыли и встающая в нем фигура «тихого
всадника» вызывает в поэте образ далекого друга. «Друг мой, друг далекий, вспомню обо
мне!» - восклицает поэт.
В этом стихотворении мы видим свойственное Фету умение, уловив тончайшее, подчас
мимолетные переживания, область его в конкретный живой образ. Этим искусством Фета
когда-то восхищался Некрасов: «Так ловить минутные временные движения – прежде чем
они
исчезнут,
сменяются
другими,
столько
же
мгновенными,
так
уметь
облекать
их
звуками!»
Так
же
как
Жуковский,
но
еще
с
большим
искусством
Фет
умеет
передать
«неясное», «невыразимое» в природе и душе человека.
Тонкий знаток природы, Фет умеет подметить и запечатлеть в стихах такие детали, по
которым мы восстанавливаем и представляем себе целую картину. Описывая приближение
весеннего
дождя,
поэт
говорит
о
воробьев,
который
«своим
крылом,
в
песке
купаяся,
трепещет».
Жук
у
Фета
«прожужжал
сердито».
Он
смело
говорит
об
«упругом
стекле
Днепра». Эти реалистические детали заставляют нас так ярко видеть, слышать, обязать и
обонять описываемое Фетом, что мы словно вместе с поэтом любуемся тишиной лунной
ночи, плывет по тихой реке, с восхищением слушаем торжествующий гром весенних ручьев.
Простую картину, где образы природы переплетаются с чертами русского быта, поэт умеет
«возвести в перл создания», заставить нас любоваться ею:
Вот утро севера, сонливое, скупое,
Лениво смотрится в окно волоковое,
В печи трещин огонь, и серый дым ковром
Тихонько стелется над кровлей с коньком.
Петух заботливый, копаясь на дороге,
Кричит, а дедушка брадатый на пороге
Кряхтит и крестится, схватившись за кольцо,
И хлопья белые летят ему в лицо.
Фет придает огромное значение тому, что мы называем «музыкой стиха:
ритмической
отделке, разнообразию в построении стихотворения, такому построению тарифы, строки,
предложения,
которое
звучало
бы
особенно
музыкально,
следит
за
тем,
чтобы
самые
сочетания слов были как можно более благозвучны.
Почти в каждом стихотворении Фета при кажущейся надежности формы мы найдем плоды
большой работы по отделке стихотворения: сложную систему повторения
слов, строки,
одних и тех же интонаций. Вот характерное для Фета короткое, но очень сложное по
построению восьмистишие:
Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер!
Только в мире и есть, что лучистый,
Детский – задумчивый взор!
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор!
Только в мире и есть – этот чистый,
Влево бегущий пробор!
В первых строчках каждого двустишия повторяется одно и то же выражение («Только в мире
и есть…»), объединяющее все восьмистишие. Синтаксически все двустишия построены
одинаково, кроме последнего, заключающего стихотворение («…этот чистый…»). Первое
двустишия по содержанию – фон, на котором возникает женский образ, раскрываемый
поэтов в остальных трех двустишиях. Четыре нечетные строчки рифмуются между собой
(тенистый
лучистый,
душистый,
чистый).
Четыре
четные
–
также
объединены
прямой
(шатер, взор, убор, пробор).
Чрезвычайно разнообразны ритмы стихов Фета. Иногда, разрушая принятую традицию, он
смело чередует различные размеры. В стихотворении «В пене несется поток» чередуются
строки, написанные дактилем и амфибрахием («Ладью обгоняют буруны»); в стихотворении
«В тиши и мраке таинственной ночи» поэтов использован до него не употреблявшийся
размер: в одной строке сочетаются ямб и анапест.
Музыкальность стихов Фета первыми оценили музыканты. Великий русский композитор П.
И. Чайковский
писал: «Можно сказать, что Нет в лучшие свои минуты выходит из
пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, скорее,
поэт – музыкант, как бы избегающий таких тем, которые легко поддаются выражению
словом». Еще задолго до того, как Фет – лирик стал известен за пределами узкого круга
ценителей поэзии, романсы на слова Фета, по выражению М. Е. Салтыкова – Щедрина,
«пела вся Россия». Его стихи «сами просится на музыку и кажутся чисто предназначенными
не для чтения, а для пения».
Музыкальность стихов Фета способствовала их известности . Такие стихи, как «Спать пора!
Свеча сгорела…», «Тихая, звездная ночь»,
«Тихо вечер догорает» и многие другие, давно стали популярными романсами.
В стихах, посвященных любви, Фет умеет тонко и чутко передать переживания, знакомые и
понятные людям, живущим и в нашу эпоху, и людям, которые будут жить после нас. Чаще
всего поэт изображает чувство, еще не вполне оформившееся, еще зарождающееся, еще
робкое.
Я был опять в саду твоем,
И умела меня аллея
Туда, где мы весной вдвоем
Бродили говорить не смея…
пишет поэт, и это характерный для него образ.
Часто его стихи проникнуть благоговейным отношением к любимому человеку, высоким
ощущением огромного счастья, которое может дать большая, искренняя любовь. Чаще Чет
рисует
радость
любви.
Но
в
некоторых
его
стихах
звучит
грусть
и
скорбь,
порой
в
человеческой
жизни
различные
с
любовью.
Таково,
например,
одно
из
лучших
стихотворений Фета «Давно ль под волшебные звуки…», маленькая трагедия в двенадцати
коротких строках, хорошо всем знакомая как романс.