Напоминание

Поэзия Афанасия Фета


Автор: Тоесева Марина Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ЦО 195, Адмиралтейского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Поэзия Афанасия Фета
Раздел: полное образование





Назад




Добрый день. Отправляю для публикации статью «Поэзия Афанасия Фета».

Автор: Тоесева Марина Витальевна, учитель ГБОУ ЦО 195 Адмиралтейского района

города Санкт-Петербург.

Литературное

наследство

Фета

составляют

несколько

сот

лирических

стихотворений,

частью

переводных.

Огромное

большинство

посвящено

неразрывно

связанным

в

его

творчестве темам любви и природы.

Чаще всего в стихах Фета образ природы отражает настроение поэта.

В одном из наиболее популярных стихотворений Фета, неизменно входящем в школьные

программы – «Я пришел к тебе с приветом», - это единство настроения человека и природы

выражено очень отчетливо. Радостный духовный подъем, охвативший поэта, который ярким

весенним утром пришел к любимой «с приветом», неразрывно связывается с переживаемым

всей

природой

весенним

подъемом.

Весенняя

природа

живет

такой

же

радостной,

напряженной, счастливой жизнью, что и поэт. Ощущение счастья передается в строчках,

раскрывающих настроение поэта:

…душа все так же счастью

И тебе служить готова…

И в строках, дающих образ природы:

…лес проснулся,

Весь проснулся, четкой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

В

этом

стихотворении

характерен

обычный

для

Фета

прием

олицетворения.

О

лесе

говорится, как о живом, чувствующем существе.

Чувством радостного, светлого слияния с природой проникнуты многие стихи Фета. В

стихотворении «Всю ночь гремел овраг…» великолепно передан поэтом образ воскресающей

весенней земли:

Всю ночь гремел овраг соседний,

Ручей, бурля, бежал к ручью,

Воскресших вод напор последний

Победу разглашал свою.

И здесь, как всегда у Фета, бурная радость пробуждения природы сплетается с человеческой

радостью.

В

небольшом,

мелодически

стройном

стихотворении

«Теплый

ветер

тихо

веет»

в

нескольких строках дан широкий, вольный степной пейзаж. Здесь нет человека, здесь только

картина

природы

,

но,

как

и

в

предыдущих

стихотворения,

она

дана

в

живых,

олицетворенных образах:

Жизнью свежей дышит степь,

И курганов зеленеет

Убегающая цепь.

Не показаны переживания человека, но в каждом эпитете, в каждой строчке стихотворения

отражено

живое

отношение

человека

к

природе

и

светлое

настроение

человека,

наслаждающегося «волей» родной степи. В некоторых стихотворениях Фета связь между

образом природы и человеческими переживаниями выражена очень сложно и не сразу

улавливается. В этом отношении

характерно стихотворение «Даль», замечательное по

своему предельному лаконизму. «Облаком волнистым пыль встает вдали», - так начинается

стихотворение. И это поднявшееся на дороге облако пыли и встающая в нем фигура «тихого

всадника» вызывает в поэте образ далекого друга. «Друг мой, друг далекий, вспомню обо

мне!» - восклицает поэт.

В этом стихотворении мы видим свойственное Фету умение, уловив тончайшее, подчас

мимолетные переживания, область его в конкретный живой образ. Этим искусством Фета

когда-то восхищался Некрасов: «Так ловить минутные временные движения – прежде чем

они

исчезнут,

сменяются

другими,

столько

же

мгновенными,

так

уметь

облекать

их

звуками!»

Так

же

как

Жуковский,

но

еще

с

большим

искусством

Фет

умеет

передать

«неясное», «невыразимое» в природе и душе человека.

Тонкий знаток природы, Фет умеет подметить и запечатлеть в стихах такие детали, по

которым мы восстанавливаем и представляем себе целую картину. Описывая приближение

весеннего

дождя,

поэт

говорит

о

воробьев,

который

«своим

крылом,

в

песке

купаяся,

трепещет».

Жук

у

Фета

«прожужжал

сердито».

Он

смело

говорит

об

«упругом

стекле

Днепра». Эти реалистические детали заставляют нас так ярко видеть, слышать, обязать и

обонять описываемое Фетом, что мы словно вместе с поэтом любуемся тишиной лунной

ночи, плывет по тихой реке, с восхищением слушаем торжествующий гром весенних ручьев.

Простую картину, где образы природы переплетаются с чертами русского быта, поэт умеет

«возвести в перл создания», заставить нас любоваться ею:

Вот утро севера, сонливое, скупое,

Лениво смотрится в окно волоковое,

В печи трещин огонь, и серый дым ковром

Тихонько стелется над кровлей с коньком.

Петух заботливый, копаясь на дороге,

Кричит, а дедушка брадатый на пороге

Кряхтит и крестится, схватившись за кольцо,

И хлопья белые летят ему в лицо.

Фет придает огромное значение тому, что мы называем «музыкой стиха:

ритмической

отделке, разнообразию в построении стихотворения, такому построению тарифы, строки,

предложения,

которое

звучало

бы

особенно

музыкально,

следит

за

тем,

чтобы

самые

сочетания слов были как можно более благозвучны.

Почти в каждом стихотворении Фета при кажущейся надежности формы мы найдем плоды

большой работы по отделке стихотворения: сложную систему повторения

слов, строки,

одних и тех же интонаций. Вот характерное для Фета короткое, но очень сложное по

построению восьмистишие:

Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих кленов шатер!

Только в мире и есть, что лучистый,

Детский – задумчивый взор!

Только в мире и есть, что душистый

Милой головки убор!

Только в мире и есть – этот чистый,

Влево бегущий пробор!

В первых строчках каждого двустишия повторяется одно и то же выражение («Только в мире

и есть…»), объединяющее все восьмистишие. Синтаксически все двустишия построены

одинаково, кроме последнего, заключающего стихотворение («…этот чистый…»). Первое

двустишия по содержанию – фон, на котором возникает женский образ, раскрываемый

поэтов в остальных трех двустишиях. Четыре нечетные строчки рифмуются между собой

(тенистый

лучистый,

душистый,

чистый).

Четыре

четные

также

объединены

прямой

(шатер, взор, убор, пробор).

Чрезвычайно разнообразны ритмы стихов Фета. Иногда, разрушая принятую традицию, он

смело чередует различные размеры. В стихотворении «В пене несется поток» чередуются

строки, написанные дактилем и амфибрахием («Ладью обгоняют буруны»); в стихотворении

«В тиши и мраке таинственной ночи» поэтов использован до него не употреблявшийся

размер: в одной строке сочетаются ямб и анапест.

Музыкальность стихов Фета первыми оценили музыканты. Великий русский композитор П.

И. Чайковский

писал: «Можно сказать, что Нет в лучшие свои минуты выходит из

пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, скорее,

поэт – музыкант, как бы избегающий таких тем, которые легко поддаются выражению

словом». Еще задолго до того, как Фет – лирик стал известен за пределами узкого круга

ценителей поэзии, романсы на слова Фета, по выражению М. Е. Салтыкова – Щедрина,

«пела вся Россия». Его стихи «сами просится на музыку и кажутся чисто предназначенными

не для чтения, а для пения».

Музыкальность стихов Фета способствовала их известности . Такие стихи, как «Спать пора!

Свеча сгорела…», «Тихая, звездная ночь»,

«Тихо вечер догорает» и многие другие, давно стали популярными романсами.

В стихах, посвященных любви, Фет умеет тонко и чутко передать переживания, знакомые и

понятные людям, живущим и в нашу эпоху, и людям, которые будут жить после нас. Чаще

всего поэт изображает чувство, еще не вполне оформившееся, еще зарождающееся, еще

робкое.

Я был опять в саду твоем,

И умела меня аллея

Туда, где мы весной вдвоем

Бродили говорить не смея…

пишет поэт, и это характерный для него образ.

Часто его стихи проникнуть благоговейным отношением к любимому человеку, высоким

ощущением огромного счастья, которое может дать большая, искренняя любовь. Чаще Чет

рисует

радость

любви.

Но

в

некоторых

его

стихах

звучит

грусть

и

скорбь,

порой

в

человеческой

жизни

различные

с

любовью.

Таково,

например,

одно

из

лучших

стихотворений Фета «Давно ль под волшебные звуки…», маленькая трагедия в двенадцати

коротких строках, хорошо всем знакомая как романс.



В раздел образования