Автор: Сафина Ильмира Альфредовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с.Семеновка г. Йошкар-олы"
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола, с. Семеновка
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность - важный фактор развития обучащихся в условиях работы по ФГОС
Раздел: среднее образование
Проектная деятельность - важный фактор развития обучащихся в
условиях работы по ФГОС
Сафина
Ильмира
Альфредовна,
учитель
биологии
МБОУ
"Средней
общеобразовательной
школы
имени
В.С.
Архипова
с.
Семеновка
г.
Йошкар-Олы", первой квалификационной категодии
В современной школе на начальной и основной ступени образования
огомное значение играет развитие у обучающся не только знаний, но
также умений и навыков, способствовать развитию разносторонней
личности, такого уровня, чтобы она смогла самостоятельно решать
задачи
теоретического,
практического
и
творческого
характера.
Это
ставит перед школами задачи повышения эффективности и качества
обучения. Сейчас это возможно используя различные педагогические
технологии,
средства
обучения.
Особенно
актуально
в
наше
время
использовать метод проектов.
Не один предмет в школах не обходится без проектной деятельности.
Понятие
«проект»
применительно
к
методологии
педагогической
деятельности и использовал Г.П. Щедровицкий в работе «Педагогика и
логика». На философском уровне проект рассматривается М.С. Каган
как
итог
духовно-преобразовательной
деятельности,
проект
представляется П.И. Балабановым как идеальная инструкция, в которой
отражены
социокультурные
нормы
теоретико-познавательной
деятельности
проектировщика.
Упрощенно:
проектная
деятельность
подразумевает
совместную
творческую,
учебнопознавательную,
игровую,
научнопоисковую
деятельность,
которая
ставит
перед
обучающимися
определенные
цели
и
задачи,
направленные
на
достижение
единого
результата
и
обоснованных
выводов.
Важно
помнить, что на разных уровнях образования проекты строятся по
общему плану, но имееют ряд особенностей для каждой возрастной
группы.
Конечный
результат
или
продукт
проектной
деятельности
должен
быть
законченым
этапом
проектирования,
где
сам
обучающийся проводит рефлексию результатов его деятельности.
В своей работе педаг часто использую метод проектов, это позволяет
детям закрепить ранее изученный материал, познать новое, открыть для
себя неизведанное, получить удовольствие от творческого и поискового
процесса,
соотнести
значения
полученные
в
ходе
проектной
деятельности, сделать выводы и опровержения. При использовании
проектной деятельности обучающиеся раскрывают коммуникативные
способности,
усваивают
материал
лучше,
проявляют
интерес
к
предмету. На моих уроках биологии обучающиеся с 5 по 11 класс с
удовольствием
выполняют
проекты
по
изучению
объектов
живой
природы, так и процессы связанные с ними, закономерности (Влияние
различных факторов на прорастание семян, свойства продуктов и их
характеристика, клеточное строение различных групп организмов). По
собсвенным
данным
на
протяжении
2-х
лет
былоопределено,
что
проектная деятельность повышает уровень знаний, а следовательно
качества.
При
срезах
в
классах,
где
проводились
проеты
уровень
качества был выше, чем в параллели без данного вида деятельности.
Диаграмма:
Зависимость
качества
образования
от
применения
проктной деятельности на уроках биологии.
0
10
20
30
40
1 тест 2 тест 3 тест 4 тест
5а
5б
Исходя из диаграммы мывидим, что в 5б классе качество образования
на тестовых работах выше, чем в 5а, что свидетельствует о лучшей
усваимости материала.
Данные
исследования
позволяют
сделать
вывод,
что
проетная
деятельность
является
необходимым
компонентом
для
обучения
современных школьников, способствующая развитию разностронней
личности, преуспевающей в своем направлении.
Литературные источники:
Щедровицкий Г.П. Избранные труды. – М., 1995.