Автор: Хасанова Гульшат Тимировна
Должность: студент
Учебное заведение: БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С МНОГОДЕТНОЙ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ
Раздел: начальное образование
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С МНОГОДЕТНОЙ
НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ
Г.Т. Хасанова
Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
Аннотация: Рассматривается
сущность
социально
-
педагогической
деятельности с многодетной семьёй в условиях общеобразовательной школы.
Ключевые
слова:
многодетная
семья,
неблагополучная
семья,
семья
в
сложной
жизненной ситуации, работа социального педагога с семьей.
Социальное сиротство представляет собой одну из актуальных и сложных в
своем
решении
социально-педагогическую
проблему
российского
общества.
Детская
безнадзорность
по
причине
ослабления
или
отсутствия
должного
выполнения воспитательных функций у значительного числа семей, относящихся к
числу неблагополучных семей, в последние годы стала объектом обсуждения на
государственном уровне. В Российской Федерации забота о семье и государственная
политика в области поддержки семьи, материнства, отцовства и детства обозначены
в
качестве
приоритетов. Целями
государственной
семейной
политики
являются
поддержка,
укрепление
и
защита
семьи,
ценности
семейной
жизни,
создание
необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества
жизни семей и обеспечение прав ее членов.
Вместе с тем в Национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы
среди острых нерешенных проблем детства были обозначены остающиеся пока
нерешенными такие проблемы, как высокий риск бедности при рождении детей,
особенно
в
многодетных
и
неполных
семьях;
распространенность
семейного
неблагополучия,
жестокого
обращения
с
детьми;
низкая
эффективность
профилактической
работы
с
неблагополучными
семьями
и
д е т ьм и ,
распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства;
неравенство между субъектами РФ в отношении объема и качества доступных услуг
для детей и их семей.
В
последние
годы,
в
связи
с
активной
разработкой
концепции
семейной
политики
государственный
и
общественный
интерес
к
проблеме
семейного
неблагополучия и отклоняющегося поведения значительно вырос, что обусловило
необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики семейного
неблагополучия
и
девиантного
поведения,
поиска
более
эффективных
мер
социально-педагогической
и
психологической
помощи
–
профилактической,
коррекционной, реабилитационной и охранно-защитной.
По данным Росстата (2017) четверть детей в России живут за чертой бедности.
Согласно исследованию «Социально - экономические индикаторы бедности», 26%
детей в возрасте до 18 лет живут в семьях с уровнем денежных доходов ниже
прожиточного минимума. Так, в 2017 году за чертой бедности проживали 13,2%
россиян, или 19,4 млн человек, в 2018 году -12,9% населения, или 18,9 млн человек.
В Министерстве труда также подтвердили, что семьи с детьми являются наиболее
проблемными среди демографических и социальных групп - здесь уровень бедности
в 2018 году составлял 22,9%.
Определенную
часть
среди
неблагополучных
семей
разной
категории
составляют многодетные семьи, к которым относятся алкогольно-зависимые семьи,
семьи,
ведущие
аморальный
или
асоциальный
образ
жизни,
игнорирующие
основные родительские обязанности по воспитанию, обучению, развитию и охране
здоровья собственных детей. Как показывает практика, дети из неблагополучных
многодетных семей чаще всего характеризуются специалистами как безнадзорные и
педагогически
запущенные.
Отсутствие
надлежащей
заботы,
ухода,
контроля
и
в о с п и т а н и я
с о
с то р о н ы
н е бл а го п ол у ч н ы х
р од и т е л е й
с т а н о в и т с я
десоциализирующим фактором их личностного развития.
Указанные выше категории многодетных неблагополучных семей нуждаются в
квалифицированной
профессиональной
помощи
специалистов. Обеспечение
профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его
семьей
определено
в
качестве
ключевого
принципа
Национальной
стратегии.
Реализация данного принципа, в первую очередь, адресована к специалистам по
работе с семьей, к которым относятся и социальные педагоги общеобразовательных
школ,
центров
психолого-педагогической,
медицинской
и
социальной
помощи
семьей и детям, органов опеки и попечительства и др.
Одной из таких семей, которые нуждаются в особой заботе государства и
социальных служб, являются многодетные семьи. Поддержка многодетных семей в
России
осуществляется
на
федеральном
и
региональном
уровнях.
Основные
положения
о
необходимости
оказания
помощи
таким
семьям
и
меры
по
ее
осуществлению регламентированы указом Президента РФ № 431 от 05.05.92г. «О
мерах по общественной поддержке многодетных родителей», а также в Федеральном
законе
№138-ФЗ
от
17.11.1999г.
«О
государственной
поддержке
многодетных
семей».
Настоящий
законопроект
определяет
целенаправленную
и
адресную
систему
мер
по
общегосударственной
поддержке
многодетных
семей
в
целях
повышения
и
улучшения
демографической
ситуации
в
РФ.
Цель
нормативного
документа
–
обеспечение
условий
полноценного
воспитания,
развития
и
образования детей данной категории семей.
Под многодетной семьей понимается семья, в которой родились и (или)
воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и
падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в
общеобразовательном учреждении - 18 лет.
В теории и практике социальной работы и социальной педагогики эти семьи
выделены в отдельную категорию, так как имеют свой особый социальный статус,
особенности
функционирования,
жизнедеятельности
и
воспитания
детей.
С
педагогических
позиций
многодетные
семьи
имеют
большие
воспитательные
преимущества в сравнении с малодетными семьями. В этих семьях у детей, как
правило,
воспитываются
разумные
потребности
и
умение
считаться
с
нуждами
других; трудовые навыки; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а
значит, нет почвы для формирования эгоизма и равнодушия. В атмосфере этих семей
у детей имеются больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения
нравственных и социальных норм и правил общежития. Специалисты отмечают, что
в условиях благополучной многодетной семьи родителям легче воспитать у детей
такие необходимые для их будущей жизни нравственные качества, как трудолюбие,
ответственность,
уважительность
и
внимательность
к
людям,
а
также
качества
социального порядка – способность к общению, быстрой адаптации, толерантность.
Дети из многодетных семей оказываются более подготовленными к адаптационным
ситуациям, они легче преодолевают ролевые конфликты и трудности общения с
новыми детьми и взрослыми.
Вместе с тем,
выделяются следующие проблемы многодетных семей в
целом:
-
материальные
проблемы
с
обеспечением
семьи
жильем,
полноценным
питанием, одеждой;
- проблемы с воспитанием разновозрастной группы детей;
-
индивидуальные
проблемы
каждого
ребенка,
связанные
со
спецификой
жизни
в
многодетной
семье
и
проживанием
в
условиях
ежедневного
тесного
межличностного контакта.
Значительную часть многодетных семей составляют неблагополучные семьи,
к которым относятся алкогольно-зависимые семьи, семьи, ведущие аморальный или
асоциальный образ жизни, игнорирующие основные родительские обязанности по
воспитанию, обучению, развитию и охране здоровья собственных детей. В таких
семьях
родители
имеют
более
низкий
образовательный
и
культурный
уровень,
социальный статус.
Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, которая игнорирует или
не справляется с возложенными на нее основными, особенно воспитательными,
функциями, ее адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного
во спитания
детей
протекает
с
большими
трудно стями,
м е д л е н н о ,
малорезультативно.
Как показывает практика, дети из неблагополучных многодетных семей чаще
всего
характеризуются
специалистами
как
безнадзорные
и
педагогически
запущенные.
Отсутствие
надлежащей
заботы,
ухода,
контроля
и
воспитания
со
стороны неблагополучных родителей - десоциализирующий фактор их личностного
развития.
Указанные выше две категории многодетных семей нуждаются в той или
иной
мере
в
квалифицированной
профессиональной
помощи
специалистов
различных
учреждений,
оказывающих
помощь
с емье
и
детям.
В
общеобразовательных школах одним из таких специалистов является социальный
педагог. Цель социального педагога по работе с многодетными семьями заключается
в
повышении
воспитательного
потенциала
семьи,
психолого-педагогической
грамотности родителей, а самое главное – в защите прав и законных интересов
детей, проживающих в этих семьях.
При
достижении
этой
цели
социальный
педагог
призван
выполнять
следующие
функции:
диагностическая,
социально-профилактиче ская,
организационно-коммуникативная,
коррекционная,
охранно-защитная,
посредническая
и
просвещенческая.
При
выполнении
указанных
функций
социальный
педагог
совместно
с
другими
специалистами
использует
комплекс
профессиональных форм и методов работы.
Так, по запросу семей и для решения их психологических и педагогических
проблем,
повышения
уровня
психолого-педагогической
грамотности
родителей
организуются
встречи
с
профильными
специалистами.
В
ходе
индивидуальных
консультаций
и
бесед
школьные
психолог
и
социальный
педагог
оказывают
многодетным родителям профессиональную помощь в повышении воспитательного
потенциала семьи, в коррекции внутрисемейных отношений. Многодетные родители
нуждаются также и в правовом просвещении, поэтому встречи с юристами по
семейным вопросам являются эффективной формой работы с данной категорией
семей.
В
отношении
многодетной
неблагополучной
семьи
перед
социальным
педагогом
стоит
задача
проведения
планомерной,
систематиче ской,
профилактической и коррекционной работы с родителями с целью предупреждения
асоциально-аморального их поведения и защиты жизненно важных интересов детей.
В практике работы социального педагога традиционным являются сотрудничество с
органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних и
центрами медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи семье и
детям. Следовательно, деятельность школьного социального педагога с многодетной
семьей носит межведомственный характер и реализуется через различные формы
профессионального взаимодействия специалистов как общеобразовательной школы,
так и других государственных учреждений, и организаций, призванных оказывать
помощь семье и детям.
Работа с учащимися из многодетных неблагополучных семей включает в себя
профилактику
девиантного
поведения
и
неуспеваемости,
совместная
работа
с
классными руководителями по повышению уровня воспитанности детей и развитию
у них социальных компетенций. Одной из указанных выше проблем многодетных
семей является слабая внеурочная занятость детей. В связи с этим в содержание
деятельности социального педагога общеобразовательной школы входит содействие
вовлечению
детей
из
данных
семей
в
кружковые
и
секционные
занятия,
установление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.
Результатами
эффективной
деятельности
социального
педагога
с
многодетными
семьями
являются
снижение
числа
проблем
данных
семей,
повышение
воспитательного
потенциала
семьи
и
психолого-педагогической
грамотности родителей.
Вместе с тем социально-педагогическая деятельность с
любой, в том числе и многодетной, семьей призвана осуществляться в соответствии
с принципом конфиденциальности и учета индивидуальных особенностей семьи.
Семейное законодательство гласит о недопустимости произвольного вмешательства
кого-либо
в
дела
семьи,
о
необходимости
обеспечения
беспрепятственного
осуществления членами семьи своих прав и возможности их судебной защиты.
Учитывая обозначенные проблемы и наличие взаимозависимости детского и
семейного
неблагополучия,
можно
сформулировать
следующие
промежуточные
выводы:
– исходным фактором, определяющим детского благополучие, является семья
и степень ее социального благополучия;
– степень благополучия детей определяется возможностью и способностью
семьи удовлетворять жизненно важные интересы и потребности ребенка, защищать
его
права,
содействовать
полноценному
физическому,
умственному
и
духовно-
нравственному развитию;
–
для
профилактики
социального
сиротства
и
детской
безнадзорности
необходима разработка и реализация программ профилактической, коррекционно-
реабилитационной и охранно-защитной работы как с родителями, так и самими
детьми.
Список литературы
1.
Азарова, Е.Г. Многодетная семья и проблемы ее социального обеспечения [Текст] /Е.
Г. Азарова // Журнал российского права. - 2014. - № 3 - С. 63-78.
2.
Аседова,
Э.М.
Многодетная
семья:
социальные
проблемы
/Э.М.Аседова.
/
Современные проблемы культуры и воспитания: сб. научных трудов.- Махачкала: ДГПУ, 2009 - С.
9-10.
3.
Божович,
Л.И.
Личность
и
ее
формирование
в
детском
возрасте
[Текст]/Л.И.
Божович. - СПб, Питер, 2008. – 400 с.
4.
Богомолов, М.М. Повышение педагогической культуры родителей [Текст] /М.М.
Богомолов. - Москва: Просвещение, 1982. – 180 с.
5.
Гайсина, Г.И.Работа с родителями как важнейшее направление
педагогической
деятельности / Г.И.Гайсина // Учитель Башкортостана. – 2010. - № 6. – С. 110-113.
6.
Гайсина Г.И., Цилюгина И.Б. Специалист по работе с семьей: профессиографический
анализ // Педагогический журнал Башкортостана. – 2018. – № 2. - С. 69 – 76.
7.
Мудрик,
А.В.
Социальная
педагогика:
Учебник
для
студентов
высших
учебных
заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика»[Текст] /А.В. Мудрик.- 6-е
изд., перераб. и доп. - Москва: Академия, 2007.
8.
Петрова,
Е.А. Имидж многодетной семьи у российской молодежи [Текст] / Е.А.
Петрова, Д.Г. Мелихова // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2011. - N 2 - С. 27-
35.
9.
Сухогузова, И.Г. Социально – педагогическое сопровождение неблагополучных и
проблемных
семей
//
Социальный
педагог
в
школе.-
Вып.2/авт.-сост.
И.Ю.
Фомичёва
и
др.-
Волгоград: Учитель, 2010.
10.
Сухомлинский, В.А. Мудрость родительской любви [Текст]/ В.А.Сухомлинский– М.:
Молодая гвардия, 1988. – 304 с.