Напоминание

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С МНОГОДЕТНОЙ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ


Автор: Хасанова Гульшат Тимировна
Должность: студент
Учебное заведение: БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С МНОГОДЕТНОЙ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С МНОГОДЕТНОЙ

НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ

Г.Т. Хасанова

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы

Аннотация: Рассматривается

сущность

социально

-

педагогической

деятельности с многодетной семьёй в условиях общеобразовательной школы.

Ключевые

слова:

многодетная

семья,

неблагополучная

семья,

семья

в

сложной

жизненной ситуации, работа социального педагога с семьей.

Социальное сиротство представляет собой одну из актуальных и сложных в

своем

решении

социально-педагогическую

проблему

российского

общества.

Детская

безнадзорность

по

причине

ослабления

или

отсутствия

должного

выполнения воспитательных функций у значительного числа семей, относящихся к

числу неблагополучных семей, в последние годы стала объектом обсуждения на

государственном уровне. В Российской Федерации забота о семье и государственная

политика в области поддержки семьи, материнства, отцовства и детства обозначены

в

качестве

приоритетов. Целями

государственной

семейной

политики

являются

поддержка,

укрепление

и

защита

семьи,

ценности

семейной

жизни,

создание

необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества

жизни семей и обеспечение прав ее членов.

Вместе с тем в Национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы

среди острых нерешенных проблем детства были обозначены остающиеся пока

нерешенными такие проблемы, как высокий риск бедности при рождении детей,

особенно

в

многодетных

и

неполных

семьях;

распространенность

семейного

неблагополучия,

жестокого

обращения

с

детьми;

низкая

эффективность

профилактической

работы

с

неблагополучными

семьями

и

д е т ьм и ,

распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства;

неравенство между субъектами РФ в отношении объема и качества доступных услуг

для детей и их семей.

В

последние

годы,

в

связи

с

активной

разработкой

концепции

семейной

политики

государственный

и

общественный

интерес

к

проблеме

семейного

неблагополучия и отклоняющегося поведения значительно вырос, что обусловило

необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики семейного

неблагополучия

и

девиантного

поведения,

поиска

более

эффективных

мер

социально-педагогической

и

психологической

помощи

профилактической,

коррекционной, реабилитационной и охранно-защитной.

По данным Росстата (2017) четверть детей в России живут за чертой бедности.

Согласно исследованию «Социально - экономические индикаторы бедности», 26%

детей в возрасте до 18 лет живут в семьях с уровнем денежных доходов ниже

прожиточного минимума. Так, в 2017 году за чертой бедности проживали 13,2%

россиян, или 19,4 млн человек, в 2018 году -12,9% населения, или 18,9 млн человек.

В Министерстве труда также подтвердили, что семьи с детьми являются наиболее

проблемными среди демографических и социальных групп - здесь уровень бедности

в 2018 году составлял 22,9%.

Определенную

часть

среди

неблагополучных

семей

разной

категории

составляют многодетные семьи, к которым относятся алкогольно-зависимые семьи,

семьи,

ведущие

аморальный

или

асоциальный

образ

жизни,

игнорирующие

основные родительские обязанности по воспитанию, обучению, развитию и охране

здоровья собственных детей. Как показывает практика, дети из неблагополучных

многодетных семей чаще всего характеризуются специалистами как безнадзорные и

педагогически

запущенные.

Отсутствие

надлежащей

заботы,

ухода,

контроля

и

в о с п и т а н и я

с о

с то р о н ы

н е бл а го п ол у ч н ы х

р од и т е л е й

с т а н о в и т с я

десоциализирующим фактором их личностного развития.

Указанные выше категории многодетных неблагополучных семей нуждаются в

квалифицированной

профессиональной

помощи

специалистов. Обеспечение

профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его

семьей

определено

в

качестве

ключевого

принципа

Национальной

стратегии.

Реализация данного принципа, в первую очередь, адресована к специалистам по

работе с семьей, к которым относятся и социальные педагоги общеобразовательных

школ,

центров

психолого-педагогической,

медицинской

и

социальной

помощи

семьей и детям, органов опеки и попечительства и др.

Одной из таких семей, которые нуждаются в особой заботе государства и

социальных служб, являются многодетные семьи. Поддержка многодетных семей в

России

осуществляется

на

федеральном

и

региональном

уровнях.

Основные

положения

о

необходимости

оказания

помощи

таким

семьям

и

меры

по

ее

осуществлению регламентированы указом Президента РФ № 431 от 05.05.92г. «О

мерах по общественной поддержке многодетных родителей», а также в Федеральном

законе

№138-ФЗ

от

17.11.1999г.

«О

государственной

поддержке

многодетных

семей».

Настоящий

законопроект

определяет

целенаправленную

и

адресную

систему

мер

по

общегосударственной

поддержке

многодетных

семей

в

целях

повышения

и

улучшения

демографической

ситуации

в

РФ.

Цель

нормативного

документа

обеспечение

условий

полноценного

воспитания,

развития

и

образования детей данной категории семей.

Под многодетной семьей понимается семья, в которой родились и (или)

воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и

падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в

общеобразовательном учреждении - 18 лет.

В теории и практике социальной работы и социальной педагогики эти семьи

выделены в отдельную категорию, так как имеют свой особый социальный статус,

особенности

функционирования,

жизнедеятельности

и

воспитания

детей.

С

педагогических

позиций

многодетные

семьи

имеют

большие

воспитательные

преимущества в сравнении с малодетными семьями. В этих семьях у детей, как

правило,

воспитываются

разумные

потребности

и

умение

считаться

с

нуждами

других; трудовые навыки; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а

значит, нет почвы для формирования эгоизма и равнодушия. В атмосфере этих семей

у детей имеются больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения

нравственных и социальных норм и правил общежития. Специалисты отмечают, что

в условиях благополучной многодетной семьи родителям легче воспитать у детей

такие необходимые для их будущей жизни нравственные качества, как трудолюбие,

ответственность,

уважительность

и

внимательность

к

людям,

а

также

качества

социального порядка – способность к общению, быстрой адаптации, толерантность.

Дети из многодетных семей оказываются более подготовленными к адаптационным

ситуациям, они легче преодолевают ролевые конфликты и трудности общения с

новыми детьми и взрослыми.

Вместе с тем,

выделяются следующие проблемы многодетных семей в

целом:

-

материальные

проблемы

с

обеспечением

семьи

жильем,

полноценным

питанием, одеждой;

- проблемы с воспитанием разновозрастной группы детей;

-

индивидуальные

проблемы

каждого

ребенка,

связанные

со

спецификой

жизни

в

многодетной

семье

и

проживанием

в

условиях

ежедневного

тесного

межличностного контакта.

Значительную часть многодетных семей составляют неблагополучные семьи,

к которым относятся алкогольно-зависимые семьи, семьи, ведущие аморальный или

асоциальный образ жизни, игнорирующие основные родительские обязанности по

воспитанию, обучению, развитию и охране здоровья собственных детей. В таких

семьях

родители

имеют

более

низкий

образовательный

и

культурный

уровень,

социальный статус.

Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, которая игнорирует или

не справляется с возложенными на нее основными, особенно воспитательными,

функциями, ее адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного

во спитания

детей

протекает

с

большими

трудно стями,

м е д л е н н о ,

малорезультативно.

Как показывает практика, дети из неблагополучных многодетных семей чаще

всего

характеризуются

специалистами

как

безнадзорные

и

педагогически

запущенные.

Отсутствие

надлежащей

заботы,

ухода,

контроля

и

воспитания

со

стороны неблагополучных родителей - десоциализирующий фактор их личностного

развития.

Указанные выше две категории многодетных семей нуждаются в той или

иной

мере

в

квалифицированной

профессиональной

помощи

специалистов

различных

учреждений,

оказывающих

помощь

с емье

и

детям.

В

общеобразовательных школах одним из таких специалистов является социальный

педагог. Цель социального педагога по работе с многодетными семьями заключается

в

повышении

воспитательного

потенциала

семьи,

психолого-педагогической

грамотности родителей, а самое главное – в защите прав и законных интересов

детей, проживающих в этих семьях.

При

достижении

этой

цели

социальный

педагог

призван

выполнять

следующие

функции:

диагностическая,

социально-профилактиче ская,

организационно-коммуникативная,

коррекционная,

охранно-защитная,

посредническая

и

просвещенческая.

При

выполнении

указанных

функций

социальный

педагог

совместно

с

другими

специалистами

использует

комплекс

профессиональных форм и методов работы.

Так, по запросу семей и для решения их психологических и педагогических

проблем,

повышения

уровня

психолого-педагогической

грамотности

родителей

организуются

встречи

с

профильными

специалистами.

В

ходе

индивидуальных

консультаций

и

бесед

школьные

психолог

и

социальный

педагог

оказывают

многодетным родителям профессиональную помощь в повышении воспитательного

потенциала семьи, в коррекции внутрисемейных отношений. Многодетные родители

нуждаются также и в правовом просвещении, поэтому встречи с юристами по

семейным вопросам являются эффективной формой работы с данной категорией

семей.

В

отношении

многодетной

неблагополучной

семьи

перед

социальным

педагогом

стоит

задача

проведения

планомерной,

систематиче ской,

профилактической и коррекционной работы с родителями с целью предупреждения

асоциально-аморального их поведения и защиты жизненно важных интересов детей.

В практике работы социального педагога традиционным являются сотрудничество с

органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних и

центрами медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи семье и

детям. Следовательно, деятельность школьного социального педагога с многодетной

семьей носит межведомственный характер и реализуется через различные формы

профессионального взаимодействия специалистов как общеобразовательной школы,

так и других государственных учреждений, и организаций, призванных оказывать

помощь семье и детям.

Работа с учащимися из многодетных неблагополучных семей включает в себя

профилактику

девиантного

поведения

и

неуспеваемости,

совместная

работа

с

классными руководителями по повышению уровня воспитанности детей и развитию

у них социальных компетенций. Одной из указанных выше проблем многодетных

семей является слабая внеурочная занятость детей. В связи с этим в содержание

деятельности социального педагога общеобразовательной школы входит содействие

вовлечению

детей

из

данных

семей

в

кружковые

и

секционные

занятия,

установление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.

Результатами

эффективной

деятельности

социального

педагога

с

многодетными

семьями

являются

снижение

числа

проблем

данных

семей,

повышение

воспитательного

потенциала

семьи

и

психолого-педагогической

грамотности родителей.

Вместе с тем социально-педагогическая деятельность с

любой, в том числе и многодетной, семьей призвана осуществляться в соответствии

с принципом конфиденциальности и учета индивидуальных особенностей семьи.

Семейное законодательство гласит о недопустимости произвольного вмешательства

кого-либо

в

дела

семьи,

о

необходимости

обеспечения

беспрепятственного

осуществления членами семьи своих прав и возможности их судебной защиты.

Учитывая обозначенные проблемы и наличие взаимозависимости детского и

семейного

неблагополучия,

можно

сформулировать

следующие

промежуточные

выводы:

– исходным фактором, определяющим детского благополучие, является семья

и степень ее социального благополучия;

– степень благополучия детей определяется возможностью и способностью

семьи удовлетворять жизненно важные интересы и потребности ребенка, защищать

его

права,

содействовать

полноценному

физическому,

умственному

и

духовно-

нравственному развитию;

для

профилактики

социального

сиротства

и

детской

безнадзорности

необходима разработка и реализация программ профилактической, коррекционно-

реабилитационной и охранно-защитной работы как с родителями, так и самими

детьми.

Список литературы

1.

Азарова, Е.Г. Многодетная семья и проблемы ее социального обеспечения [Текст] /Е.

Г. Азарова // Журнал российского права. - 2014. - № 3 - С. 63-78.

2.

Аседова,

Э.М.

Многодетная

семья:

социальные

проблемы

/Э.М.Аседова.

/

Современные проблемы культуры и воспитания: сб. научных трудов.- Махачкала: ДГПУ, 2009 - С.

9-10.

3.

Божович,

Л.И.

Личность

и

ее

формирование

в

детском

возрасте

[Текст]/Л.И.

Божович. - СПб, Питер, 2008. – 400 с.

4.

Богомолов, М.М. Повышение педагогической культуры родителей [Текст] /М.М.

Богомолов. - Москва: Просвещение, 1982. – 180 с.

5.

Гайсина, Г.И.Работа с родителями как важнейшее направление

педагогической

деятельности / Г.И.Гайсина // Учитель Башкортостана. – 2010. - № 6. – С. 110-113.

6.

Гайсина Г.И., Цилюгина И.Б. Специалист по работе с семьей: профессиографический

анализ // Педагогический журнал Башкортостана. – 2018. – № 2. - С. 69 – 76.

7.

Мудрик,

А.В.

Социальная

педагогика:

Учебник

для

студентов

высших

учебных

заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика»[Текст] /А.В. Мудрик.- 6-е

изд., перераб. и доп. - Москва: Академия, 2007.

8.

Петрова,

Е.А. Имидж многодетной семьи у российской молодежи [Текст] / Е.А.

Петрова, Д.Г. Мелихова // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2011. - N 2 - С. 27-

35.

9.

Сухогузова, И.Г. Социально – педагогическое сопровождение неблагополучных и

проблемных

семей

//

Социальный

педагог

в

школе.-

Вып.2/авт.-сост.

И.Ю.

Фомичёва

и

др.-

Волгоград: Учитель, 2010.

10.

Сухомлинский, В.А. Мудрость родительской любви [Текст]/ В.А.Сухомлинский– М.:

Молодая гвардия, 1988. – 304 с.



В раздел образования