Напоминание

"Башкортостан – мой край родной"


Автор: Юмадилова Раиса Адыгамовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 61 городского округа город Уфа
Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Уфа
Наименование материала: КОМПЛЕСНОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: "Башкортостан – мой край родной"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 61

Октябрьского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

КОМПЛЕСНОЕ ЗАНЯТИЕ

«Башкортостан – мой край родной»

старшая группа №4

«Гномики»

Воспитатель:

Юмадилова Р.А.

Уфа-2014-2015 г.

Программное

содержание:

уточнить

и

пополнить

знания

детей

о

Республике Башкортостан, ее городах, столице. Закрепить знания об образе

жизни, о жилище башкир в прошлом, упражнять в описании предметов быта.

Формировать

навыки

разговорной

речи.

Доставить

детям

радость

и

удовольствие

от

посещения

мини-музея.

Упражнять

в

рисовании

башкирского орнамента. Воспитывать интерес к занятию и желание узнать

новое в родном крае.

Методические приемы: художественное слово, наглядный материал,

игровой, вопросы, ответы, поощрения детей.

Словарная работа: родина, республика, Россия, Башкортостан, кумыс,

нефтяник, пчеловод, кочевой, юрта, достопримечательность, курай, кубыз.

Материалы

к

занятию:

глобус

или

карта,

указка,

предметы

башкирского быта, иллюстрации, CD-диск, заготовки «бочонка», башкирский

платок.

2

Занятие «Башкортостан - мой край родной»

Ход занятия:

Дети входят в группу под музыку.

Игра «Юрта».

«Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем и попляшем

И помчимся на лужок»

(идут по кругу)

С окончанием подбирают концы платка и поднимают его над головой.

- Ой, ребята, какую красивую юрту вы построили! Какой здесь зеленый

лужок! Располагайтесь поудобнее (дети садятся на стульчики).

Мы здесь отдохнем и поговорим.

- Ребята, что такое Родина? Как вы понимаете это слово?

Ответы детей: Родина – это где родился человек, где вырос, работает и живет.

Родина для человека является единственной и неповторимой.

- А какие вы пословицы знаете о Родине?

- Родная земля вовек не наскучит.

- Родная земля – дороже золота.

- Родина-мать – умей за нее постоять.

- Молодцы, ребята! А как называется наша страна – наш общий дом?

-

Правильно,

Россия.

А

на

каком

материке

находится

Россия?

Покажи,

Эльдар.

- А как называется наша Родина?

- Правильно, наша Родина – Республика Башкортостан. А где находится

Башкортостан?

- Правильно, на территории России.

Послушайте стихотворение:

3

Башкирский край красив, богат

В краях хлебов, зимних трав.

Башкортостан – страна хлебов

Страна и нефти и плодов.

- Чем же богата наша республика?

- Медом, кумысом, нефтью, природой.

- А что такое кумыс?

- Это напиток, приготовленный из лошадиного молока.

- Молодцы, ребята! А какие профессии прославили наш Башкортостан?

- Ответы детей: профессии коневода, нефтяника, пчеловода.

- Молодцы, ребята! Вы правильно назвали, чем богата наша республика и чем

славится.

- Дети, скажите, откуда мы с вами узнаем о жизни башкир?

-

Верно,

мы

очень

много

узнали

из

башкирских

народных

сказок,

произведений о том, как жил народ раньше, чем занимался. А еще, ребята, в

нашем городе есть краеведческий музей. Там можно увидеть предметы быта

башкирского народа, национальную одежду, орудия труда и многое другое.

Мы сейчас отправимся на автобусе в краеведческий музей нашего

города. Но прежде, чем поехать, давайте еще раз поиграем в народную

башкирскую игру «Юрта».

А теперь построим автобус. Занимайте места! А чтоб не скучно было

ехать, споем песню про родной Башкортостан. (песня «Край, в котором ты

живешь» музыка Г.Гладкова).

- Вот и приехали. Выходите.

(Подходят

к

мини-музею

в

группе).

Показываю

иллюстрацию

с

изображением краеведческого музея.

- Посмотрите ребята – это национальный краеведческий музей Республики

Башкортостан. Обратите внимание, какое здание историческое. А в нашей

4

группе есть часть этого музея – мини-музей, который создали мы вместе с

вами.

- Давайте мы вспомним и закрепим то, что знаем о жизни башкир.

- Ребята, посмотрите, как здесь красиво! (даю возможность рассмотреть)

- Ребята, древние башкиры жили на одном месте, как мы с вами?

Нет. Они кочевали с одного места на другое.

- Почему?

- За животными надо было ухаживать, кормить их свежей и сочной травой,

поить чистой водой и поэтому, чтобы найти луга и поля с такой травой,

людям приходилось переезжать с одного места на другое.

- А где жили древние башкиры?

- Чтобы не строить на новом месте новый дом, у них были переносные

складные дома. Эти дома назывались юртами. А по башкирски – тирмэ

(закрепить).

- А какие предметы можно было увидеть в жилище башкир?

Дети перечисляют: ложки деревянные, кумган, полотенце, бочонок.

- А давайте, ребята, мы сейчас подробнее расскажем о предметах быта.

- Это деревянная ложка. Раньше не было металлических ложек, кушали

деревянной. (Данил)

- Это кумган. Раньше умывались и обливались из кумгана. (Диана)

-

Это

полотенце

с

вышитым

башкирским

орнаментом.

Им

вытирались

(Лилиана).

- Молодцы, ребята! Очень хорошо рассказали о предметах быта.

- Ребята, а это что за инструменты?

- Это башкирские музыкальные инструменты кубыз и курай.

- А из чего делают курай?

- Из растения «курай».

- Правильно. Послушайте звук курая (CD-диск).

- Прошли многие годы, нужны были огромные усилия, чтобы превратить

Башкирию в передовую современную Республику. А потом, какая она стала

5

сейчас, в нынешнее время мы продолжаем беседу у глобуса (Али у карты

Республики Башкортостан).

Взгляни на глобус

Вот он шар земной.

На нем Башкирия

С березовый листок величиной.

Это

прекрасное

стихотворение

написал

Мустай

Карим.

Хоть

Башкирия

невелика, но в ней много городов.

- Ребята, скажите, какие города вы знаете?

- Ответы: Ишимбай, Салават, Октябрьский, Нефтекамск, Туймазы и т.д.

- Молодцы, ребята! Много городов вы назвали. А сейчас я вам расскажу, чем

славятся

эти

города.

Ишимбай

это

город

башкирских

нефтяников.

Он

возник в связи с открытием большого нефтяного месторождения. А что

делают из нефти? (ответы детей: бензин, резину, пластмассу). В Мелеузе есть

сахарный завод. В Давлеканово – обувная фабрика. В Кумертау (Угольная

гора) добывают уголь. Отсюда подается газ в города Башкортостана. Вот

такие знаменитые города в нашем Башкортостане.

- А как называется самый большой город, столица Башкортостана?

-

Правильно.

Уфа.

В

Уфе

много

памятных

красивых

мест.

Как

они

называются?

- Достопримечательностью города (закрепить).

- А теперь, ребята, представьте, что к вам приехал друг из другого города,

какие достопримечательности вы ему покажете?

-

Дети

перечисляют:

Госцирк,

Ледовый

дворец,

Русский

драмтеатр,

Кукольный театр и т.д.

Дети перечисляют, а я показываю иллюстрации.

- Дети, а кто может подробнее рассказать о памятнике Салавату Юлаеву?

- Кто такой Салават Юлаев?

- Это национальный герой Башкирии.

6

Рассказы

детей:

«С

юных

лет

Салават

Юлаев

отличался

мужеством

и

храбростью. Он был хорошим наездником, мастерски владел оружием. С

малых лет занимался спортом, принимал участие в скачках на коне. Стрелял

из лука, принимал участие в борьбе, охотился на орлов и соколов. Он был

сильный и могучий.

- Посмотрите, какой он сильный, отважный, как он стремительно несется в

бой с врагами на коне. Народ слагал о нем песни:

Салават водил полки отважных

Быстрый конь, ярясь под ним играл

Имя храброго из самых храбрых

Хранит на скалах своих Урал.

- Молодцы, ребята! Мне радостно от того, что вы много знаете о своей

республике, о своем городе. И если к вам приедут друзья, родственники из

других

республик,

то

вы

сможете

стать

хорошими

экскурсоводами.

И

с

гордостью сказать: «Мой дом родной – мой Башкортостан!»

- А еще я думаю, что вы бы подарили башкирский сувенир своему другу или

родственнику. Давайте украсим башкирским орнаментом бочонок с медом.

Звучит башкирская музыка. Дети рисуют.

7



В раздел образования