Автор: Юмадилова Раиса Адыгамовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 61 городского округа город Уфа
Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Уфа
Наименование материала: КОМПЛЕСНОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: "Башкортостан – мой край родной"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 61
Октябрьского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
КОМПЛЕСНОЕ ЗАНЯТИЕ
«Башкортостан – мой край родной»
старшая группа №4
«Гномики»
Воспитатель:
Юмадилова Р.А.
Уфа-2014-2015 г.
Программное
содержание:
уточнить
и
пополнить
знания
детей
о
Республике Башкортостан, ее городах, столице. Закрепить знания об образе
жизни, о жилище башкир в прошлом, упражнять в описании предметов быта.
Формировать
навыки
разговорной
речи.
Доставить
детям
радость
и
удовольствие
от
посещения
мини-музея.
Упражнять
в
рисовании
башкирского орнамента. Воспитывать интерес к занятию и желание узнать
новое в родном крае.
Методические приемы: художественное слово, наглядный материал,
игровой, вопросы, ответы, поощрения детей.
Словарная работа: родина, республика, Россия, Башкортостан, кумыс,
нефтяник, пчеловод, кочевой, юрта, достопримечательность, курай, кубыз.
Материалы
к
занятию:
глобус
или
карта,
указка,
предметы
башкирского быта, иллюстрации, CD-диск, заготовки «бочонка», башкирский
платок.
2
Занятие «Башкортостан - мой край родной»
Ход занятия:
Дети входят в группу под музыку.
Игра «Юрта».
«Мы веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем и попляшем
И помчимся на лужок»
(идут по кругу)
С окончанием подбирают концы платка и поднимают его над головой.
- Ой, ребята, какую красивую юрту вы построили! Какой здесь зеленый
лужок! Располагайтесь поудобнее (дети садятся на стульчики).
Мы здесь отдохнем и поговорим.
- Ребята, что такое Родина? Как вы понимаете это слово?
Ответы детей: Родина – это где родился человек, где вырос, работает и живет.
Родина для человека является единственной и неповторимой.
- А какие вы пословицы знаете о Родине?
- Родная земля вовек не наскучит.
- Родная земля – дороже золота.
- Родина-мать – умей за нее постоять.
- Молодцы, ребята! А как называется наша страна – наш общий дом?
-
Правильно,
Россия.
А
на
каком
материке
находится
Россия?
Покажи,
Эльдар.
- А как называется наша Родина?
- Правильно, наша Родина – Республика Башкортостан. А где находится
Башкортостан?
- Правильно, на территории России.
Послушайте стихотворение:
3
Башкирский край красив, богат
В краях хлебов, зимних трав.
Башкортостан – страна хлебов
Страна и нефти и плодов.
- Чем же богата наша республика?
- Медом, кумысом, нефтью, природой.
- А что такое кумыс?
- Это напиток, приготовленный из лошадиного молока.
- Молодцы, ребята! А какие профессии прославили наш Башкортостан?
- Ответы детей: профессии коневода, нефтяника, пчеловода.
- Молодцы, ребята! Вы правильно назвали, чем богата наша республика и чем
славится.
- Дети, скажите, откуда мы с вами узнаем о жизни башкир?
-
Верно,
мы
очень
много
узнали
из
башкирских
народных
сказок,
произведений о том, как жил народ раньше, чем занимался. А еще, ребята, в
нашем городе есть краеведческий музей. Там можно увидеть предметы быта
башкирского народа, национальную одежду, орудия труда и многое другое.
Мы сейчас отправимся на автобусе в краеведческий музей нашего
города. Но прежде, чем поехать, давайте еще раз поиграем в народную
башкирскую игру «Юрта».
А теперь построим автобус. Занимайте места! А чтоб не скучно было
ехать, споем песню про родной Башкортостан. (песня «Край, в котором ты
живешь» музыка Г.Гладкова).
- Вот и приехали. Выходите.
(Подходят
к
мини-музею
в
группе).
Показываю
иллюстрацию
с
изображением краеведческого музея.
- Посмотрите ребята – это национальный краеведческий музей Республики
Башкортостан. Обратите внимание, какое здание историческое. А в нашей
4
группе есть часть этого музея – мини-музей, который создали мы вместе с
вами.
- Давайте мы вспомним и закрепим то, что знаем о жизни башкир.
- Ребята, посмотрите, как здесь красиво! (даю возможность рассмотреть)
- Ребята, древние башкиры жили на одном месте, как мы с вами?
Нет. Они кочевали с одного места на другое.
- Почему?
- За животными надо было ухаживать, кормить их свежей и сочной травой,
поить чистой водой и поэтому, чтобы найти луга и поля с такой травой,
людям приходилось переезжать с одного места на другое.
- А где жили древние башкиры?
- Чтобы не строить на новом месте новый дом, у них были переносные
складные дома. Эти дома назывались юртами. А по башкирски – тирмэ
(закрепить).
- А какие предметы можно было увидеть в жилище башкир?
Дети перечисляют: ложки деревянные, кумган, полотенце, бочонок.
- А давайте, ребята, мы сейчас подробнее расскажем о предметах быта.
- Это деревянная ложка. Раньше не было металлических ложек, кушали
деревянной. (Данил)
- Это кумган. Раньше умывались и обливались из кумгана. (Диана)
-
Это
полотенце
с
вышитым
башкирским
орнаментом.
Им
вытирались
(Лилиана).
- Молодцы, ребята! Очень хорошо рассказали о предметах быта.
- Ребята, а это что за инструменты?
- Это башкирские музыкальные инструменты кубыз и курай.
- А из чего делают курай?
- Из растения «курай».
- Правильно. Послушайте звук курая (CD-диск).
- Прошли многие годы, нужны были огромные усилия, чтобы превратить
Башкирию в передовую современную Республику. А потом, какая она стала
5
сейчас, в нынешнее время мы продолжаем беседу у глобуса (Али у карты
Республики Башкортостан).
Взгляни на глобус
Вот он шар земной.
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
Это
прекрасное
стихотворение
написал
Мустай
Карим.
Хоть
Башкирия
невелика, но в ней много городов.
- Ребята, скажите, какие города вы знаете?
- Ответы: Ишимбай, Салават, Октябрьский, Нефтекамск, Туймазы и т.д.
- Молодцы, ребята! Много городов вы назвали. А сейчас я вам расскажу, чем
славятся
эти
города.
Ишимбай
–
это
город
башкирских
нефтяников.
Он
возник в связи с открытием большого нефтяного месторождения. А что
делают из нефти? (ответы детей: бензин, резину, пластмассу). В Мелеузе есть
сахарный завод. В Давлеканово – обувная фабрика. В Кумертау (Угольная
гора) добывают уголь. Отсюда подается газ в города Башкортостана. Вот
такие знаменитые города в нашем Башкортостане.
- А как называется самый большой город, столица Башкортостана?
-
Правильно.
Уфа.
В
Уфе
много
памятных
красивых
мест.
Как
они
называются?
- Достопримечательностью города (закрепить).
- А теперь, ребята, представьте, что к вам приехал друг из другого города,
какие достопримечательности вы ему покажете?
-
Дети
перечисляют:
Госцирк,
Ледовый
дворец,
Русский
драмтеатр,
Кукольный театр и т.д.
Дети перечисляют, а я показываю иллюстрации.
- Дети, а кто может подробнее рассказать о памятнике Салавату Юлаеву?
- Кто такой Салават Юлаев?
- Это национальный герой Башкирии.
6
Рассказы
детей:
«С
юных
лет
Салават
Юлаев
отличался
мужеством
и
храбростью. Он был хорошим наездником, мастерски владел оружием. С
малых лет занимался спортом, принимал участие в скачках на коне. Стрелял
из лука, принимал участие в борьбе, охотился на орлов и соколов. Он был
сильный и могучий.
- Посмотрите, какой он сильный, отважный, как он стремительно несется в
бой с врагами на коне. Народ слагал о нем песни:
Салават водил полки отважных
Быстрый конь, ярясь под ним играл
Имя храброго из самых храбрых
Хранит на скалах своих Урал.
- Молодцы, ребята! Мне радостно от того, что вы много знаете о своей
республике, о своем городе. И если к вам приедут друзья, родственники из
других
республик,
то
вы
сможете
стать
хорошими
экскурсоводами.
И
с
гордостью сказать: «Мой дом родной – мой Башкортостан!»
- А еще я думаю, что вы бы подарили башкирский сувенир своему другу или
родственнику. Давайте украсим башкирским орнаментом бочонок с медом.
Звучит башкирская музыка. Дети рисуют.
7