Напоминание

Социализация младшего школьника в современных условиях


Автор: Киреева Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель частных методик педагогического колледжа
Учебное заведение: МБПОУ Туймазинский педагогический колледж
Населённый пункт: Башкортостан, г. Туймазы
Наименование материала: статья
Тема: Социализация младшего школьника в современных условиях
Раздел: начальное образование





Назад




Лекция по теме

:

Дополнительное образование как пространство успешной

социализации детей

Социализация – это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм,

установок образцов поведения, принятых в данном обществе. Социализация личности школьника

происходит по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях. Каждая личность связана

с

окружающим

ее

миром,

и

обществом,

отношениями,

являющимися

основой

фундамента

в

формировании личности человека, и вместе с тем единства и целостности социальной группы и всего

общества.

Переход

образовательных

учреждений

на

федеральные

государственные

образовательные

стандарты

(ФГОС)

изменил

цели

в

образовательных

стандартах

и

требует

новых

методов

организации

внеурочной

деятельности. Система дополнительного образования способна внести

значительный вклад

в

развитие

обучающихся

на

основе

расширения

их

образовательного

пространства, увеличения числа источников необходимой информации, предоставления возможности

освоения

межпредметных

и

предметных

знаний

и

умений.

Это

становится

реальным

за

счет

консолидации усилий основного и дополнительного образования детей, направленных на создание

единого образовательного пространства, в котором основное и дополнительное образование детей

стали

равноправными,

взаимодополняющими

друг

друга

компонентами,

создающими

комплекс

условий для полноценного личностного развития каждого ребенка.

Проблема взаимоотношений личности и общества – одна из наиболее интересных тем не

только в социологии, но и во многих других дисциплинах.

Сегодня термин «дополнительное образование» известен и широко распространен, и является

составной (вариативной) частью общего образования, сущностно мотивированным образованием,

позволяющим

обучающемуся

приобрести

устойчивую

потребность

в

познании

и

творчестве,

максимально реализовать себя, самоопределяться профессионально и личностно.

Дополнительное

образование

детей

необходимое

звено

в

воспитании

многогранной

личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование

детей многообразно, разнонаправлено. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно

усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном

самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте . О

необходимости дополнительного образования в школе нет смысла никого убеждать. Чем больше

ребѐнок сможет усвоить дополнительных знаний, навыков, тем легче ему будет определиться в

жизни, в профессии, тем менее он будет уязвим в наше время - время постоянных перемен.

Заполняя свободное временное пространство учащихся, школа стремится оградить их от

праздного ничегонеделания, от опасных соблазнов уличного воспитания преступных группировок,

наркомании и т.д. Мы хотим увлечь детей делами интересными, плодотворными, дающими широкие

1

перспективы

в

будущем.

Поэтому

так

важно

умело

использовать

огромные

возможности

дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность

самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

В ходе реализации дополнительных образовательных программ дети формируют собственное

мнение, индивидуальное мировосприятие, получают практические навыки, необходимые для жизни в

социуме, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значить

учатся

сотрудничеству

и

сотворчеству.

Эффективность

использования

подросткового

досуга

во

многом

зависит

от

самого

человека,

от

его

личной

культуры,

интересов

и

т.д.

Деятельность

школьника в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой,

материальной обеспеченностью сетью культурно-досуговых учреждений и т.д.

Занятия

по

дополнительному

образованию предоставляют

благоприятные

условия

для

разностороннего

развития

ребёнка,

оказывает

помощь

в

реализации

его

потенциальных

возможностей и потребностей, развивает его творческую познавательную активность.

Дети, получившие помимо общего, еще и дополнительное образование, как правило, имеют

больше

возможностей

полноценно

прожить

детство,

реализовать

свой

творческий

потенциал.

Сегодня и детям, и родителям важно, чтобы система дополнительного образования вместе со школой

активно помогала ребенку не только проявить, развить свои способности, но и сделать правильный

выбор своей профессии.

Дополнительное

образование

детей

предполагает

расширение

воспитательного

«поля»

школы, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно

насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

В

условиях

кризисного

социума

повышается

роль

учреждений дополнительного

образования как центров воспитания, социальной адаптации, допрофессионального определения

ребенка.

В возрасте 6 - 7 лет в условиях адаптации ребенок испытывает трудности, связанные с

привыканием к новым системам требований, новому стилю общения. В этот период трудно ожидать

высокой интеллектуальной активности и производительности. Поэтому в программы, рассчитанные

на младших школьников, педагоги должны включать виды деятельности, не требующие высоких

затрат

от

ребенка.

Основное

содержание

занятий

должны

составлять

игры

и

упражнения,

направленные

на

развитие

собственно

групповых

процессов,

поддержание

благоприятного

микроклимата, сплочение, организационное развитие детского сообщества. Чем быстрее ребенок

привыкнет к новому окружению, тем успешнее будет проходить развитие его индивидуальных

способностей.

Социально-психологическая

адаптация

и

социализация детей

подросткового

и

старшего

школьного возраста (11 - 17 лет) в детских объединениях учреждения дополнительного образования

2

имеет свои особенности. Для этой возрастной группы наиболее выраженными являются следующие

мотивы:

мотив подготовки к будущей профессиональной деятельности,

мотив общения со сверстниками, познавательный мотив.

Учреждения дополнительного образования являются той средой для детей, где они могут

выявить

и

развить

свои

способности,

таким

образом,

подготавливаясь

к

будущему

профессиональному выбору и условиям взрослой жизни. При этом очень важно позаботиться о том,

чтобы создать ребёнку ситуацию успеха. Успех порождает стремление к новому успеху, формирует

уверенность в своих силах, что в дальнейшем приведет к индивидуальному развитию личности

ребенка.

Миру нужен самостоятельный человек. Несамостоятельный опасен для мира. В условиях

быстро

меняющейся

социальной,

экономической,

политической

обстановки,

человек

рассматривающий эти изменения как трагедию вступает в пограничное отношение с миром. Чтобы

такого не случилось, еще на школьной скамье ребенка нужно научить хорошо ориентироваться в

быстро меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога,

принимать самостоятельные решения.

Все виды добровольных детских объединений, независимо от их профиля, способствуют

развитию у детей способности к самопознанию, самоопределению, самореализации творческих

возможностей, в том числе и в решении социально значимых задач.

Это заключается в следующем:

- новая образовательная среда, новые источники образовательной информации, компенсирующие

отсутствие в основном образовании интересующих детей видов и направлений деятельности

- подготовка к продолжению образования и получению профессионального образования.

- отдых;

- развлечения, -праздники;

- самообразование

- творчество,

- здоровый образ жизни;

- комфортная эмоциональная среда;

- ситуация успеха;

- адаптивность ребёнку, его интересам, уровню, объему и темпам восприятия и усвоения.

3

Критерии и показатели эффективности социальной адаптации учащихся в условиях

учреждений дополнительного образования

показатели эффективности социальной адаптации:

1. Взаимодействие со сверстниками.

2. Взаимодействие с педагогами

3. Взаимодействие в социуме

4. Поведенческая саморегуляция

5. Отношение к себе

6. Активность и независимость

7. Особенности мотивационной сферы

На основе показателей были выделены критерии эффективности социальной адаптации учащихся:

1. участие в общественной деятельности и удовлетворение от этого.

2. межличностное общение: социометрический статус, удовлетворенность собой в деятельности,

отношение с руководителем кружка (секции).

3. освоение и принятие новых культурных норм и правила. (

Характеризуется быстротой и качеством

принятия новшеств. Поддерживает опрятный внешний вид в течение дня, соблюдает принятые в группе правила

поведения и обучения)

4. самореализация. (

Заключается в потребности учащегося активно и целенаправленно проявлять себя в различных

ситуациях)

.

5. чувство принадлежности к определенной социальной группе, осознанное соотнесение себя с ней

(новая самоидентификация). (

Характеризуется реализацией учащимся своего социально-ролевого статуса.)

6. временная протяженность.(

Быстрота формирования социальной адаптированности

).

7. инициативное включение в деятельность, стремление к наибольшей реализации своих

возможностей. (

Активность, проявление лидерских качеств

).

8. социальный статус учащегося.

(Осознание учащимся себя как объекта социума

.)

9. психологическая удовлетворенность средой. (

Характеризуется положительным микроклиматом в среде

сверстников и др. Адаптированность в сфере внеличностной, социально-экономической активности, где индивид

приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства

).

10. сформированность коммуникативных навыков. (

Общительность, стремление завести новые знакомства).

Данные

показывают,

что

для

школьников,

занимающихся

в

учреждении

дополнительного образования характерно нормальное протекание процесса социализации.

Дети

в

большей

или

меньшей

степени

владеют

навыками

общения

со

сверстниками

и

неблизкими

взрослыми

осознают

ролевые

отношения

в

группе

и

классе,

а

также

подчиняются правилам поведения в них

.

4

Выводы:

1. Социализация детей в учреждениях дополнительного образования определяется участием детей в

объединениях различной направленности деятельности (например, изобразительной,

хореографической, спортивной). Обусловленность различиями и составляет специфику протекания

процесса социализации в группах дополнительного образования.

Особенности протекания процесса социализации в детском объединениях

разной

направленности:

- в объединении изобразительной направленности, чуть больше половины детей хорошо

социализированы. Они эмоционально принимают те ценности и нормативы, которые транслирует

взрослый, знают о правилах поведения и способны изменять их в зависимости от своих

потребностей, оставаясь при этом, в зоне «нормативности», а так же имеют высокий

социометрический статус и отсутствие негативных эмоциональных тенденций;

-в объединении спортивной направленности больше половины детей испытывают сложности

при социализации, что обусловлено жесткой нормативностью в этих коллективах. Детям тяжело

приспосабливаться к новым условиям, не находя признания своих достижений у взрослого и

сверстника, ребенку приходиться либо принять правила и оценку себя и снизить уровень своих

притязаний, либо демонстративно не принимать правила, не снижая его, это влечет за собой

неблагополучность в эмоциональном состоянии, характеризующеюся повышенным уровнем

тревожности и агрессивности;

- в объединениях хореографической и танцевальной направленности складывается особая

система отношений, характеризующаяся тем, что общие достижения ребенка в осваиваемой

деятельности влияют на успешность принятия его группой. Причем в хореографическом коллективе

эта особенность более выражена, это говорит о том, что в этом коллективе транслятором норм и

правил взаимодействия в группе является не, только взрослый (педагог), но и те дети, которые

отличаются высоким уровнем общих достижений и являются предпочитаемыми среди сверстников.

Таким образом, детские объединения, отличающиеся не четкими границами и способами

трансляции норм и правил, обладают гораздо большим социализирующим потенциалом.

Проблемы социализации современных младших школьников

В современной педагогике проблема социализации ребёнка младшего школьного возраста

постепенно выходит на первый план. Это связано со множеством факторов: меняющейся социальной

ситуацией

развития

ребёнка,

современной

реформой

образования,

увеличением

социально-

педагогических проблем детей.

Социализация

это

процесс

становления

личности.

В

процессе

такого

становления

происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов

поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство

5

им социальных связей и социального опыта[6; с.55]. Социализация рассматривается и как процесс и

как результат.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того

общества, к которому он принадлежит.

В условиях введения ФГОС особенно актуальной является проблема социализации младших

школьников. В этом возрасте происходит ряд психофизических изменений в развитии ребенка;

меняются ведущий вид деятельности, социальная группа, в которую входит ребенок, сущность

позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя. Без учета этих изменений

невозможно

объективно

оценить

обоснованность

социальных

требований,

предъявляемых

к

младшим школьникам современным обществом, соответствие этих требований реальному уровню их

развития, определить основные направления социализации младших школьников, определить и

обосновать показатели их социализированности.

Для

решения

этой

задачи

рассмотрим

основные

психологические

особенности

младших

школьников, определяющие их готовность к дальнейшему развитию.

Младший

школьный

возраст

является

периодом

интенсивного

развития

и

качественного

преобразования

познавательных

процессов:

они

приобретают

опосредованный,

осознанный

и

произвольный характер.

С

началом

регулярного

обучения

в

школе

значительные

сдвиги

происходят

в

развитии

внимания ребенка[10; с.43]. Быстрыми темпами развивается произвольное, т. е. волевое внимание,

составляющее основу всех актов самоконтроля и саморегуляции.

В младшем школьном возрасте происходит дальнейшее совершенствование произвольной

эмоциональной

регуляции

поведения,

появляются

навыки

элементарного

анализа

собственного

поведения (рефлексия). У ребенка появляется возможность посмотреть со стороны на себя, на свои

поступки, результаты, отследить свои действия в обратном порядке, возможность вернуться к началу.

Таким

образом,

постепенно

поведение

ребенка

перестает

быть

наивным

и

непосредственным,

нарастает

осознанность

действий,

поступков,

чувств.

К

психологическим

новообразованиям

младшего школьного возраста относят также внутренний план действий. У ребёнка формируется

переход от выполнения действий во внешнем плане к выполнению действий во внутреннем плане.

Младший школьник приобретает способность представить последствия своих действий, не приводя

их в исполнение.

Все эти новообразования взаимосвязаны и в конечном итоге сводятся к возникновению нового

уровня

самосознания

ребенка,

обусловленного

овладением

разнообразными

средствами

произвольной саморегуляции. Младший школьник начинает осознавать себя не изолированным, а

находящимся в системе человеческих отношений, то есть у него появляется переживание себя как

существа социального.

6

Для

успешной

социализации

необходимо

учить

школьников

вырабатывать

готовность

к

целесообразным

действиям

в

новых

обстоятельствах

жизни,

поэтому

возникает

вопрос

о

возможности управления данным процессом.

Главным действующим лицом в школе со "взрослой"' стороны остается учитель, и решать

проблемы психолого-педагогических затруднений учеников в процессе обучения приходится ему [9;

с.97]. Особое значение это приобретает в начальной школе, т.к. позиция, которую занимает ребенок

на этом этапе, закладывает основы его дальнейшего отношения к процессу овладения знаниями и во

многом определяет социальное положение в детском коллективе.

Личностные

особенности

педагога

младших

классов,

его

культура,

педагогические

способности,

отношение

к

детям

и

даже

черты

характера

оказывают

положительное

или

отрицательное воздействие на личность школьника, так как обучение и воспитание в начальной

школе переплетаются особенно тесно.

По нашему мнению, наиболее ярко личностные качества учителя проявляются в стиле его

педагогического общения. В младших классах, где ученик большую часть времени общается с одним

учителем, именно этот учитель создает благоприятную или неблагоприятную обстановку не только

для обучения, но и для развития ученика. В благоприятной обстановке ученики не боятся задавать

учителю вопросы, не боятся ошибиться, не запрещают себе проявлять эмоции, могут попросить

помощи у учителя и одноклассников[4; с.14]. Понятно, что обеспечить ученикам психологический

комфорт может педагог, который и сам комфортно чувствует себя в классе - то есть сам умеет

проявлять эмоции в социально приемлемой форме, умеет спокойно объяснить материал и убедить

учеников в своей правоте, умеет понимать чувства каждого и общаться с разными учениками,

разрешать конфликты между ними и в то же время отстаивать свои права.

К базовым условиям успешности социализации ребёнка мы относим следующие:

- состояние психического здоровья детей;

- наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);

-создание

благоприятных

условий

для

протекания

процесса

социализации

ребёнка,

в

частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;

- обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;

-

организация

психолого-педагогического

мониторинга

динамики

показателей

здоровья,

воспитания и развития детей;

- построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-

ориентированном процессе.

Нами была рассмотрена и проанализирована модель социализации младших школьников,

разработанная Беккер И.Л. и Матвеевой О.Н. (см. Таблица 3)

Таблица 3 - Модель социализации младших школьников

в процессе туристско-краеведческой деятельности в начальной школе

7

Цель: обеспечение возможностей и условий для успешной социализации

младших школьников в процессе ТКД

Принципы социализации младших школьников

Учёт сензитивных периодов развития; эстетизация и нравственное обогащение среды

жизнедеятельности

и развития ребенка; социальная адекватность воспитания; социальное закаливание детей

Компоненты социализации

Практический

Когнитивный

Ценностно-

смысловой

Коммуникативный

Содержание социализации младших школьников в процессе ТКД

Программа ТКД младших школьников 3–4 классов «Как нам жить в этом мире?» и

дидактические материалы к программе

Разделы программы в соответствии с компонентами социализации

«Прежде чем сделать –

подумай!»

«Я вчера был –

дождь,

а сегодня –

солнце!»

«Мир интересней,

чем тебе кажется»

«Если с другом

вышел в путь…»

Продолжение таблицы 3

Приобретение и

совершенствование

практических умений,

навыков и качеств

личности как основы

безопасного поведения

Формирование

целостных

представлений о

природе,

обществе и самом

себе

Формирование

системы ценностей,

определяющих

отношение младших

школьников к миру,

людям и самим себе

Формирование

навыков общения,

приобретение

реального опыта

межличностного

общения и

взаимодействия

Организационные формы социализации младших школьников в процессе ТКД

Теоретические и практические занятия в помещении и на местности, игры

(тренировочные, спортивно-туристские, подвижные, игры-путешествия, ситуационно-

ролевые), экскурсии, прогулки, соревнования, походы, поисково-краеведческая работа,

туристско-краеведческие классные часы

Показатели социализированности

Практические

навыки:

ориентирования на

местности, безопасного

преодоления

естественных

препятствий,

Когнитивные

наличие

социального

кругозора;

проявление

познавательной

Ценностно-

смысловые

понимание и

приятие основных

человеческих

ценностей;

Коммуникативные

потребность в

общении;

проявление

эмпатии;

8

организации быта в

полевых условиях,

умения: разрабатывать

социальные маршруты,

оказывать первую

доврачебную помощь,

прогнозировать

возможные изменения в

погоде;

качества личности:

наблюдательность,

настойчивость,

работоспособность,

способность к

самоконтролю

активности;

способность к

самопознанию

сформированные

нравственные

качества;

способность к

нравственной

самооценке;

способность к

эстетическому

восприятию и

переживанию мира

умение слушать и

понимать других;

владение

средствами

общения;

умение

устанавливать

контакты с

партнерами по

совместной

деятельности

Уровни социализированности младших школьников

низкий

средний

высокий

Педагогические условия реализации модели социализации младших школьников в

процессе ТКД

•адаптация содержания ТКД к возрастным, гендерным и индивидуальным особенностям

младших школьников;

•субъект-субъектное взаимодействие участников ТКД;

•установка младших школьников на высокий результат в процессе совместной ТКД;

•использование различных социальных ролей и стилей педагогического общения в

процессе ТКД;

•включение в процесс ТКД младших школьников родителей, референтных взрослых,

различных специалистов для осуществления комплексных педагогических воздействий

Таким

образом,

младший

школьник,

обладающий

совокупностью

умений,

навыков,

способностей и личностных качеств, обеспечивающих его успешную социализацию.

Воспитание

и

социализация

младших

школьников

осуществляются

не

только

образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства[15;

с.78]. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психо-

эмоционального

развития,

социального

созревания

большое

влияние

оказывает

содержание

телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета.

Таким образом, развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо

целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.

Задачи социализации учащихся начальной школы:

- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; любовь к

школе, своему селу, городу, народу, России; уважение к защитникам Родины;

-первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном

пункте, на природе;

9

-умение отвечать за свои поступки;

- отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению

человеком своих обязанностей.

Считаем,

что

эффективность

социализации

учащихся

начальной

школы

зависит

от

возможностей использования различных форм ТКД в начальной школе.

Это

воспитание

трудолюбия,

творческого

отношения

к

учению,

труду,

жизни,

умение

проявлять

дисциплинированность,

последовательность

и

настойчивость

в

выполнении

учебно-

трудовых заданий; умение соблюдать порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатам

своего

труда,

труда

других

людей,

к

школьному

имуществу,

учебникам,

личным

вещам;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к

результатам труда людей.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; знание и

выполнение

санитарно-гигиенических

правил,

соблюдение

здоровьесберегающего

режима

дня;

интерес

к

прогулкам

на

природе,

подвижным

играм,

участию

в

спортивных

соревнованиях;

первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека; первоначальные

представления

о

возможном

негативном

влиянии

компьютерных

игр,

телевидения,

рекламы

на

здоровье человека; отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии,

уклонению от занятий физкультурой.

Воспитание

ценностного

отношения

к

природе,

окружающей

среде

(экологическое

воспитание):

развитие

интереса

к

природе,

природным

явлениям

и

формам

жизни,

понимание

активной

роли

человека

в

природе;

ценностное

отношение

к

природе

и

всем

формам

жизни;

элементарный

опыт

природоохранительной

деятельности;

бережное

отношение

к

растениям

и

животным;

Воспитание

ценностного

отношения

к

прекрасному,

формирование

представлений

об

эстетических идеалах и ценностях: умение видеть красоту природы, труда и творчества; стремление

к опрятному внешнему виду; отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Приложение 1

Сущность успешной социализации

Потребность личности в саморазвитии и самоактуализации

Готовность к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора

Успешность презентации индивидуальных способностей

Комфортность в межличностных отношениях

Общая и коммуникативная культура

Гражданская зрелость и нравственная устойчивость

Преимущества дополнительного образования детей для их социализации

10

Свобода выбора.

Широкий спектр видов деятельности.

Субъкт-субъектные отношения.

Внимание к развитию творческого потенциала.

Личностно-деятельностный подход

Социальный опыт воспитанников (новые задачи)

Обеспечить успешную социализацию детей

Формировать (обогащать) социальный опыт воспитанников

Направить воспитание на поддержку успешной социализации

Основные ресурсы УДОД

Освоение знаний, умений, опыта в процессе овладения дополнительными образовательными

программами

Участие в тематических массовых мероприятиях (на базе УДОД) подготовка к участию и

непосредственное участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, тематических выставках

Обеспечение дальнейшего творческого роста

Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего

образования (далее – Программа) разработана на основании требований следующих документов:

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,2009г.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы

(в новой редакции);

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом

Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761);

«ФГОС. Программа воспитания и социализацииобучающихся на ступени основного общего

образования».

1

«Фундаментальное ядро содержания общего образования».

2

«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России».

3

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.

4

Приложение 2 (Социометрический тест

)

(вариант для хореографической студии)

Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

1) Представь, что при разучивании нового танца, ты столкнулся с большими трудностями. К кому из ребят в

ансамбле ты обратился бы за помощью? (можно выбрать только

трех человек).

1…………………………..

2………………………….

3…………………………..

11

2)Представь, что для нового танца необходимо всего лишь несколько человек и педагог попросила тебя занять

одно из мест и выбрать самому ребят для нового танца. Кого бы ты выбрал. (можно выбрать

только

трех человек)

1……………………………….

2……………………………….

3………………………………..

3)С кем бы из ребят в ансамбле, ты хотел проводить свободное время? (можно выбрать только

трех человек)

1………………………………

2………………………………

3………………………………

Приложение 3 (Социометрический тест)

(вариант для студии изобразительного творчества)

Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

1) Представь, что при выполнении задания преподавателя, ты столкнулся с большими трудностями. К кому из

ребят в студии ты обратился бы за помощью? (можно выбрать только трех человек).

1…………………………..

2………………………….

3…………………………..

2) Представь, что тебя попросили украсить класс для праздника. С кем бы ты хотел украшать класс? (можно

выбрать только

трех человек).

1……………………………….

2……………………………….

3………………………………..

3) С кем бы из ребят в студии, ты хотел проводить свободное время? (можно выбрать только

трех человек)

1………………………………

2………………………………

3………………………………

Приложение 4 (Социометрический тест)

(вариант для секции «Карате»)

Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

1) Представь, что при разучивании новой техники карате, ты столкнулся с большими трудностями. К кому из

ребят из секции ты обратился бы за помощью? (можно выбрать только трех человек).

1…………………………..

2………………………….

3…………………………..

2)Представь, что тебя попросили убрать инвентарь, кого бы из ребят ты взял себе в помощь? (можно выбрать

только

трех человек).

1……………………………….

2……………………………….

12

3………………………………..

3)С кем бы из ребят из секции, ты хотел проводить свободное время? (можно выбрать только

трех человек)

1………………………………

2………………………………

3………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Примеры ответов детей по методике САТ.

Катя, 8,5 лет

Тигр, который гонится за обезьянкой: «Злой тигр. Хочет съесть обезьянку. Тигр бежит через джунгли, чуть не

съел обезьянку. Но она спряталась и он никого не нашел, все его боятся. Вернулся домой, а маленькая

обезьянка принесла ему кусочек мяса. Он стал добрым , и больше не будет охотиться на живых а джунглях.

Мне нравится обезьянка. Она хоть и испугалась тигра, все равно хотела с ним дружить». Зайчик, сидящий в

кроватке: « В доме живет зайчик. Лежит на кроватке и отдыхает. Открыта дверь, Он думает, поскорее бы

пришла мама и покормила его. Придет мама, покормит его и станет с ним вместе играть».Кенгуру с

перевязанной лапкой : «Кенгуру скакал и ничего не трогал. По дороге встретился лев в нечаянно сшиб кенгуру.

Кенгуру упал дорогу и немножко поломал хвост. Пришла мама и помогла добраться в больницу . Больше мама

его не отпускала». Бегущие лисята: «Лисята пошли в лес посмотреть, нет ли там клюквы, чтобы собрать для

мамы и папы. Побежали и встретили много грибов и клюквы. Сорвали и отнесли родителям. Их похвалили».

Собака моет щенка: « Двое щенят играют и не думают о голоде. Стали искать, что поесть. Одна забралась в

шкаф. Нашла миски с молоком. Поели. Хозяйка сказала: «Ах

,

вы молодцы. Нашли еду». Мышки катающиеся с

горки: « Мышки пришли поиграть на детскую площадку. Стали по очереди кататься. Пообедали и стали играть

в догонялки».

Алина,9 лет,

Тигр, который гонится за обезьянкой : « Тигр нападает на обезьянку. Она лезет на дерево и пытается спастись.

Обезьянка залезет на дерево и спасется. Мне правится тигр (он найдет себе еще пищу).Зайчик, сидящий в

кроватке. «Лежит больной зайка. Он нечаянно сломал ногу, когда играл с друзьями . Ему не спится, потому что

у него болит нога. Зайчик скоро выздоровеет». Кенгуру с перевязанной лапкой: «Кенгуру поломала ногу. Она

прыгала и споткнулась об камень. Камень полетел ей на хвост. Ее товарищи отвезут в больницу. Бегущие

лисята: «Два лисенка убегают от волка. Они убегут от него. Мне нравится первый лисенок» . Собака моет

щенка: «Сестра, щенок и маленький щенок - хотели пойти на улицу погулять. Мама искупала щенят, но им

захотелось гулять. Они показали язык, и пошли гулять» Мышки катающиеся с горки: «Мышатки скатываются с

горки но очереди. Мне нравится средний мальчик. Он никому не мешает.

Байрамов Илья. 9 лет

Тигр, который гонится за обезьянкой: « Жила-была обезьянка. В лесу завелся тигр. Тигр любил обезьян.

Обезьяна обдумала, что тигр хочет ее съесть. Но тигр сказал, что хочет с ней дружить. Они подружились.

Нравится тигр». Зайчик, сидящий в кроватке: «Заяц спал ночью и проснулся, из-за открытой двери. Увидел

привидение и испугался. Проснулся, а дверь была закрыта. Это ему приснилось. (Привидение - это его

родители; ушли погулять, а вернулись поздно, а он не знал).

Кенгуру с повязанной лапкой: «Кенгуру сломал ногу, потому что он участвовал в олимпиаде: «Кто выше

прыгнет». Попал в больницу. Его вылечили, и он снова поехал на олимпиаду». Бегущие лисята: «Лисы играют

на перегонки. Одни обгоняет других. Занимает первое место и ему дают золотую медаль. Мне нравится

последний лисенок. Он может перегнать других, но не перегонит, так как у него заболел живот сейчас и он

бежит медленнее». Собака моет щенка: «Мама стала мыть щенка в ванной, но ему это не нравиться -он уже

13

совсем большой и хочет мыться сам. Пусть мама его домоет, но следующий раз он будет мыться сам». Мышки

катающиеся с горки: «Мышатки скатываются с горки им очень весело. Каждый катается, когда придет его

очередь. Мне нравиться все мышки, они дружные».

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Шкала явной тревожности для детей 8-12 лет (CMAS).

Утверждения

Верно

Неверно

1

Тебе трудно думать о чем-нибудь одном.

2

Тебе неприятно, если кто-нибудь наблюдает за тобой, когда ты что-

нибудь делаешь.

3

Тебе очень хочется во всем быть лучше всех.

4

Ты легко краснеешь.

5

Все, кого ты знаешь, тебе нравятся.

6

Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно бьется сердце.

7

Ты очень сильно стесняешься.

8

Бывает, что тебе хочется оказаться как можно дальше отсюда.

9

Тебе кажется, что у других все получается лучше, чем у тебя.

10

В играх ты больше любишь выигрывать, чем проигрывать.

11

В глубине души ты многого боишься.

12

Ты часто чувствуешь, что другие недовольны тобой.

13

Ты боишься остаться дома в одиночестве.

14

Тебе трудно решиться на что-либо.

15

Ты нервничаешь, если тебе не удается сделать то, что тебе хочется.

16

Часто тебя что-то мучает, а что - не можешь понять.

17

Ты со всеми и всегда ведешь себя вежливо.

18

Тебя беспокоит, что тебе скажут родители.

19

Тебя легко разозлить.

20

Часто тебе трудно дышать.

21

Ты всегда хорошо себя ведешь.

14

22

У тебя потеют руки.

23

В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим детям.

24

Другие ребята удачливее тебя.

25

Для тебя важно, что о тебе думают другие.

26

Часто тебе трудно глотать.

27

Часто волнуешься из-за того, что, как выясняется позже, не имело

значения.

28

Тебя легко обидеть.

29

Тебя все время мучает, все ли ты делаешь правильно, так, как следует.

30

Ты никогда не хвастаешься.

31

Ты боишься того, что с тобой может что-то случиться.

32

Вечером тебе трудно уснуть.

33

Ты очень переживаешь из-за оценок.

34

Ты никогда не опаздываешь.

35

Часто ты чувствуешь неуверенность в себе.

36

Ты всегда говоришь только правду.

37

Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает.

38

Ты боишься, что тебе скажут: «Ты все делаешь плохо».

39

Ты боишься темноты.

40

Тебе трудно сосредоточиться на учебе.

41

Иногда ты злишься.

42

У тебя часто болит живот.

43

Тебе бывает страшно, когда ты перед сном остаешься один в темной

комнате.

44

Ты часто делаешь то, что не стоило бы делать.

45

У тебя часто болит голова.

46

Ты беспокоишься, что с твоими родителям и что-нибудь случится.

47

Ты иногда не выполняешь свои обещания.

15

48

Ты часто устаешь.

49

Ты часто грубишь родителям и другим взрослым.

50

Тебе нередко снятся страшные сны.

51

Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой.

52

Бывает, что ты врешь.

53

Ты боишься, что с тобой случится что-нибудь плохое.

Разработала : преподаватель высшей категории ГБПОУ ТПК Киреева И.А.

16



В раздел образования