Автор: Машнева Диана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: "Формирование у дошкольников базы знаний и практических навыков здорового образа жизни через организацию образовательной деятельности в практике работы воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Формирование у детей дошкольного возраста базы знаний и практических
навыков здорового образа жизни через организацию образовательной деятельности
в практике работы воспитателя ДОУ
Машнева Диана Анатольевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 37», г.Новокузнецк
Детский сад — это то место, где ребёнок дошкольного возраста проводит
бо́
льшую часть своего времени. Именно поэтому в учебно-воспитательный
процесс
дошкольных
образовательных
учреждений
по
требованиям
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
включены
разнообразные формы работы, призванные сохранять и укреплять здоровье
дошкольников, то есть формировать правильную позицию относительно сути
здорового образа жизни (ЗОЖ). ( рисунок 1)
рисунок 1 «Главные составляющие ЗОЖ дошкольников»
Поэтому в основные направления работы ДОУ включены следующие направления работы:
Профилактическое:
обеспечение благоприятной адаптации
выполнение санитарно-гигиенического режима
воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим дня;
рациональное, сбалансированное питание;
1
оптимальная двигательная активность, физическая культура (движения во всех
видах занятий, утренняя гимнастика, выполнение специальных комплексов
упражнений);
закаливание - адаптация организма к различным условиям окружающей среды;
проведение обследования по скринг-программе и выявление патологий;
предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами
неспецифической профилактики;
проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и
распространению инфекционных заболеваний.
Организационное:
Организация здоровьесберегающей среды ДОУ;
определение показателей физического развития, двигательной подготовленности,
объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик;
изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по
оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик ;
систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей,
сотрудников.
Лечебное:
коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитие;
дегельминтизация;
иммунотерапия;
витаминотерапия;
оказание скорой помощи при неотложных состояниях;
диетотерапия (индивидуальное меню, для детей с нарушениями желудочно-
кишечного тракта).
Для
профилактики
заболеваний
применяются
с а н и т а р н о - г и г и е н и ч е с к и е ,
дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия. От правильности и
регулярности
их
проведения,
использования
современных
методов
профилактики
инфекционных
болезней
и
качества
дезинфицирующих
средств
зависит
здоровье
воспитанников ДОУ.
Кроме
заложенных
в
самом
определении
понятия
«ЗОЖ»
укрепления
и
сохранения
здоровья,
а
также
профилактики
заболеваний,
целями
образовательной
деятельности
педагогического взаимодействия с детьми любого возраста является: ( Приложение 1)
формирование у ребят адекватного понимания здоровья и нездоровья, ценности
тела человека;
воспитание осознанного отношения и к своему здоровью, и к физическому
благополучию людей вокруг;
развитие навыка «понимать» свой организм, его нужды;
воспитание потребности в духовно-нравственном и физическом
совершенствовании;
2
формирование культурно-гигиенических навыков — КГН (мыть руки перед едой,
после улицы, умываться после сна и пр.);
знакомство с ситуациями в быту, на улице, носящими потенциальную опасность
для здоровья;
создание базовых представлений об уходе за больными людьми (например,
обеспечивать покой);
обучение соблюдения техники безопасности в процессе занятий разными видами
деятельности.
Для
формирования
здорового
образа
жизни,
полноценного
физического
развития
в
детском саду созданы все необходимые условия:
Спортивный
зал,
оборудован
«Дорожками
здоровья»,
«Шведской
стенкой»,
«Спортивный комплекс»;
современный инвентарь для спортивных и подвижных игр;
нестандартное физкультурное оборудование для ОРУ, ориентиры;
спортивная площадка на улице, стадион;
оборудованы спортивные уголки для самостоятельной двигательной активности в
каждой возрастной группе, согласно ФГОС ДОО;
в группах имеется наглядный материал по темам «Первая помощь при травме»,
«Здоровый образ жизни», «Продукты здорового питания», «Вредные привычки –
что это?»
В
детском
саду
воспитание
привычки
к
ЗОЖ
у
детей
реализуется
через
все
виды
образовательной деятельности:
непосредственно образовательную деятельность (занятия);
внеучебную образовательную деятельность (проведение утренников, спортивных
соревнований, в том числе и с участием родителей);
образовательную деятельность при выполнении распорядка дня (на прогулках, при
выполнении зарядки и пр.).
Образовательное направление «Физическое развитие», куда входит раздел о воспитании
ЗОЖ,
является
непременным
целевым
компонентом
любой
НОД. Поэтому
здоровьесберегающие
технологии
реализуются
всеми
видами
уроков,
принятыми
в
психолого-педагогической практике классификации занятий в ДОУ. Среди самых широко
используемых видов:
традиционные (занятия по изучению нового материала, уроки на отработку и
закрепление, уроки на обобщение материала);
3
нетрадиционные (занятия - КВН, занятия - путешествия, занятия - сюрпризы и др.);
познавательные уроки (информационные, творческие и пр.);
физкультурные;
интегрированные, то есть занятия, на которых рассмотрение темы происходит
через призму её реализации в разных видах деятельности (познавательную,
игровую, творческую и др.).
Как и любой другой урок, занятие по ЗОЖ имеет чёткую структуру и хронометраж.
(Таблица1)
Таблица1 «Структура занятия по ЗОЖ в группах ДОУ»
Этап
хронометраж
Младшая группа
Средняя
Старшая
Подготови-
тельная
Вводный — введение в тему, мотивация
малышей на работу.
2 минуты
3 минуты
2 минуты
3 минуты
Основной — разработка проблемы
урока, отработка полученных знаний,
навыков и умений на практике, в том
числе и в играх. В основной этап
обязательно включается
физкультминутка.
11 минут
15 минут
20 минут
23 минуты
Заключительный — подведение итогов
занятия, поощрение малышей и их
самоанализ (начиная со средней группы).
2 минуты
2 минуты
3 минуты
4 минуты
Всего
15 минут
20 минут
25 минут
30 минут
Образовательные задачи решается посредством оптимального использования способов
(приёмов) взаимодействия с детьми. Совокупность этих приёмов, объединённых
средством воздействия на детей (через слово, через зрительный канал восприятия, через
ведущую образовательную деятельность или посредством практического освоения мира),
составляет метод работы с малышами:
Речевой метод
Этот способ взаимодействия с детьми реализуется при помощи:
объяснения (сути изучаемого понятия или порядка выполнения упражнения, игровых
действий);
беседы для рассмотрения того или иного явления со всех сторон, а также для
обобщения (например, после прослушивания сказки про Мойдодыра педагог может
спросить о том, чем занимался Мойдодыр, как он заставил мальчика соблюдать
правила гигиены и т. д.);
4
рифмовок — стихотворений и загадок, чаще всего используемых для мотивации (так,
тему «Быть здоровыми хотим» можно предварить следующим строчками: «Чтоб
здоровым быть сполна Физкультура всем нужна»
Практический метод
Это продуктивные способы взаимодействия с малышами, позволяющие реализовать их
творческий потенциал. К приёмам в рамках этого метода относятся:
рисунки (в средней группе это могут быть иллюстрации правил ЗОЖ, причём
выполненные как самими малышами, так и в сотрудничестве с родителями, например, в
рамках разработки проекта по здоровьесбережению);
аппликации, например, в моей практике малыши вырезают из цветной бумаги
полезные для здоровья продукты и наклеивают их, создавая «Корзину здоровья».
Наглядность
Исходя из возрастных особенностей восприятия, малыши лучше всего запоминают то,
что
видят. То
есть
наглядность
является
обязательным
элементом
работы
с
малышами. В качестве приёмов могут использоваться:
иллюстрации (например, порядка выполнения разных комплексов утренней
зарядки);
атрибуты (спортивный инвентарь для занятий физической культурой, прогулок,
тренажёры для проведения дыхательной гимнастики, модели тела человека,
органов);
демонстрация (презентация того или иного материала педагогом, например,
алгоритм выполнения движений дыхательной гимнастики);
показ — представление информации с помощью ИКТ (например, дети смотрят
мультфильм о важности личной гигиены из цикла «Азбука здоровья со
Смешариками», после чего обсуждают, почему Крошу стало плохо, и какие советы
ему дала Нюшенька).
Во время обязательных занятий важно обеспечить правильную учебную нагрузку,
предупреждая переутомление детей. Третье занятие для старших дошкольников может
быть проведено во второй половине дня. В период реконвалесценции детей допускается
временное освобождение их от одного из занятий, от обучения новому материалу, с
последующим индивидуальным обучением.
Профилактике переутомления этих детей способствует правильное методическое
проведение
занятий,
которое
предусматривает
широкое
использование
наглядных
материалов,
своевременную
смену
деятельности
и
ее
рациональное
чередование
с
отдыхом, использование разнообразных методических приемов, включение в содержание
занятий игровых и двигательных элементов, проведение физкультурных пауз.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не может дать
полноценный результат, если она не решается совместно с семьей, наша задача - донести
до родителей, что только они взрослые и близкие детям люди, смогут заложить фундамент
полноценного отношение к своему здоровью, что они, родители, являются примером для
подражания своих детей. Поэтому нами определение формы взаимодействия с семьями
наших воспитанников ( рисунок 2)
5
Рисунок 2 « Формы взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к ЗОЖ»
Совместно с родителями были проведены мероприятия, такие как: «День здоровья»;
«Олимпийские
игры»;
спортивный
праздник
«День
защиты
детей»;
«Олимпийские
надежды»; Осенний марафон»; тематический праздник «Азбука здорового питания».
Праздники доставили много радости и удовольствия и запомнились многообразием
эстафет, конкурсов, разнообразием подвижных игр , викторин и конкурсов по теме ЗОЖ.
Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для
эмоционально - психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на
развитие
ума,
воспитание
характера,
воли,
нравственности,
создает
определенный
духовный
настрой,
пробуждает
интерес
к
самовыражению,
способствует
не
только
лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую
психику.
В планировании, организации и проведение дня здоровья принимают активное
участие не только воспитатели, но и медицинский работник, инструктор по физической
культуре и другие «узкие» специалисты ДОУ.
Успешное проведение дней здоровья является результатом слаженной и организованной
работы всего коллектива ДОУ и семьи, объединяющей взрослых и детей общими целями.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет
выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в
процессе
осознания
ребенком
себя
как
человека
и
личности.
Отношение
ребенка
к
здоровью напрямую зависит от сформированности этого понятия в его сознании
ЛИТЕРАТУРА
6
1.
Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр
физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного
возраста» М., 1999.
2.
Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного,
самостоятельною, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного.
Расту здоровым: Метод, пособие для педагогов дошкольных образовательных
учреждений. М., 2004.
3.
Казаковцева Т.С. Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных
образовательных учреждений «Здоровье с детства». Киров, 1997.
4.
Кудрявцев В.Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной
работы с детьми 4-7 лет. М., 1998.
5.
Павлова П.А., Горбунова И.В., Лапаева А.А. Расти здоровым, малыш! Программа
оздоровления детей раннего возраста. М., 2006.
6.
Щербаков В.П. Программа по физической культуре от 3 до 17 лет: Программа и
метод, рек. непрерывного физкультурно-образовательного образования. М., 1996.
7.
Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье М., 2008.
8.
Яблонская С.В., Циклис С.А Развитие двигательных качеств дошкольников. М.,
2008.
9.
Яковлева Л. В., Юдина Р.А Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Пособие
для педагогов дошк. учреждений: В 3 ч. М., 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ
7
Приложение 1
Задачи занятий по ЗОЖ в разных возрастных группах ДОУ
Группа
Задачи
Первая младшая
группа
(дети 1,5–3 лет)
дать представление о себе, как об отдельном человеке (к примеру,
через сопоставление: есть мама, есть папа, а есть ты — вы разные,
они взрослые, а ты маленький, они ходят на работу, а ты нет, они
большие, а ты такой же, но у тебя всё меньше);
разъяснить правила выполнения физкультурных упражнений (не
толкаться, слушать сигнал педагога, учиться выполнять движения
слаженно);
познакомить с нормами поведения на улице (пересекать проезжую
часть только на разрешающий сигнал светофора и только вместе со
взрослым, внимательно смотреть под ноги и т. д.);
объяснить значение слова «нельзя» применительно для игр в
8
групповой комнате;
воспитывать представления о средствах соблюдения правил
гигиены (мыло нужно, чтобы мыть руки и умываться, полотенце,
чтобы вытираться и пр.).
Вторая младшая
группа
(дети 3–4 лет)
продолжать начатую в первой младшей группе работу по
ознакомлению с ПДД (двигаться по тротуару следует только с
правой стороны, нужно избегать столкновений с прохожими и пр.);
согласовывать свои движения с действиями других малышей при
выполнении упражнений;
осваивать навыки самообслуживания (самостоятельно
расстёгивать молнию на куртке, липучки на обуви, раздеваться и
одеваться с минимальной помощью взрослого);
объяснить, чем могут быть опасны бытовые приборы (например,
электроприборы несут потенциальную угрозу возгорания и т. д.);
воспитывать правила поведения за столом (к примеру, учиться
пользоваться салфеткой);
формировать КГН (разъяснить важность гигиенических процедур
— умывания, купания и пр.).
Средняя группа
(дети 4–5 лет)
ознакомить со способами выражения физических состояний через
жесты и мимику (например, когда больно, человек сжимает губы и
т. п.);
продолжать учиться понимать своё тело (одеваться тепло в
холодную погоду);
закрепить информацию о себе (имя, возраст);
сформировать представление о функциях и строении органов тела
(например, сердца, желудка);
продолжать осваивать навыки самообслуживания (застёгивать и
расстёгивать пуговицы, снимать одежду, надевать её, аккуратно
складывать вещи в шкафчик и т. д.);
ознакомить с профилактическими мерами сохранения здоровья
(закаливанием, самомассажем, дыхательными упражнениями и
пр.);
рассказать о мерах первой помощи при травмах (обеспечить покой
9
и неподвижность), и при сильном переохлаждении (к примеру,
растереть замёрзшую часть тела шерстяным шарфом);
продолжать знакомство с ПДД;
учиться устанавливать связь привычки к ЗОЖ и состоянием
организма (к примеру, «я умываюсь, значит, кожа дышит, не
засоряется» и пр.);
дать представление о микробах, а также способах защититься и
защитить от них (принимать витамины, прикрывать рот при
чихании, кашле);
осваивать правила пользования ложкой, вилкой за столом;
отрабатывать навык самостоятельного умывания, мытья рук;
воспитывать навык вежливого обращения за помощью к взрослому
или сверстнику.
Старшая группа
(дети 5–6 лет)
сформировать общее понимание стадий развития человека
(младенческий возраст, дошкольник, школьник, мама/папа,
бабушка/дедушка), а также по чертам лица и телосложению
отличать людей по полу и возрасту;
учиться осознанному отношению к важности правильного
функционирования органов (например, скелет даёт возможность
ходить, сидеть, двигаться);
соблюдать важные правила ЗОЖ по отношению к работе
внутренних органов (33 раза пережёвывать кусочки пищи нужно
для желудка и кишечника, много гулять нужно для лёгких и т. д.);
ознакомить с понятиями «полезная пища» и «вредные продукты
питания»;
продолжать знакомство и практическое освоение некоторых видов
закаливания (к примеру, умывание прохладной водой, организации
сна при открытой форточке);
разъяснить опасность передвижения по тонкому льду,
употребления в пищу незнакомых ягод, заигрывания с бездомными
кошками и собаками, а также правила поведения с незнакомыми
людьми или если потерялся на улице;
закрепить правила безопасного поведения в быту (нельзя
прятаться, если загорелся дом, включать газ или электроприборы и
пр.);
10
познакомить с телефонами экстренных служб;
воспитывать систему представлений о культуре быта (в доме
должно быть чисто, одежду и обувь следует регулярно стирать и
чистить);
отрабатывать навыки самообслуживания (быстро и без помощи
взрослого одеваться, раздеваться, устранять неполадки внешнего
вида — застёгивать пуговицы, молнии и пр., убирать посуду со
стола после еды).
Подготовительная
группа
(дети 6–7 лет)
воспитывать положительное восприятие своего образа (имени,
внешности);
учиться называть себя, знать имена и места работы родителей;
систематизировать представления о чувствах и настроениях
человека;
формировать навык определения причинно-следственных связей
между ситуациями и признаками нездоровья (например, по
картинкам определить, почему персонажи оказались в том или
ином состоянии — с травмами из-за нарушений правил поведения
на льду, с ожогами из-за несоблюдения правил обращения с огнём
и пр.);
обобщить представления о правильном питании;
учиться контролировать процесс и качество умывания, мытья ног,
рук, соблюдения правил поведения за столом.
11
Приложение 2
Охрана здоровья ребенка
советы родителям
Совет 1:
Старайтесь активно участвовать в охране здоровья ребенка и оздоровлении
его организма. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но
и личным примером показывайте, как полезны для здоровья выполнение правил
личной гигиены, утренняя зарядка, закаливание, правильное питание.
Совет
2:
Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к
чистоте тела, белья, одежды, жилища, так как все это является очень важными
элементами охраны здоровья ребенка.
Совет 3: Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не
вредит
нервной
системе
ребенка,
как
отсутствие
режима
дня.
Ритм
жизни,
предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки на
свежем
воздухе,
а
также
полноценное
питание
и
крепкий
сон
—
лучшая
профилактика утомления и болезней.
Совет 4:
Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно
при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений
и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу
тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д.).
Совет 5:
Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными
факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и
привычку к закаливанию организма и оздоровлению.
12
Совет 6:
Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом,
больше
гуляйте,
играйте
на
свежем
воздухе.
Здоровый
образ
жизни,
культивируемый в семье, — залог здоровья ребенка.
Совет 7:
Для охраны здоровья ребенка очень важно организовать ребенку правильное
питание и воспитывать положительное отношение к соблюдению режима питания.
Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.
Совет
8:
Научите
ребенка
элементарным
правилам
профилактики
инфекционных
заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться
чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других
детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо
прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять
назначения врача.
Совет 9:
Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на
отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для
здоровья и жизни.
Совет
10:
Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных
особенностях развития ребенка, о том, как научить его охранять и укреплять свое
здоровье.
13