Напоминание

"Формирование у дошкольников базы знаний и практических навыков здорового образа жизни через организацию образовательной деятельности в практике работы воспитателя ДОУ"


Автор: Машнева Диана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: "Формирование у дошкольников базы знаний и практических навыков здорового образа жизни через организацию образовательной деятельности в практике работы воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование у детей дошкольного возраста базы знаний и практических

навыков здорового образа жизни через организацию образовательной деятельности

в практике работы воспитателя ДОУ

Машнева Диана Анатольевна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 37», г.Новокузнецк

Детский сад — это то место, где ребёнок дошкольного возраста проводит

бо́

льшую часть своего времени. Именно поэтому в учебно-воспитательный

процесс

дошкольных

образовательных

учреждений

по

требованиям

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

включены

разнообразные формы работы, призванные сохранять и укреплять здоровье

дошкольников, то есть формировать правильную позицию относительно сути

здорового образа жизни (ЗОЖ). ( рисунок 1)

рисунок 1 «Главные составляющие ЗОЖ дошкольников»

Поэтому в основные направления работы ДОУ включены следующие направления работы:

Профилактическое:

обеспечение благоприятной адаптации

выполнение санитарно-гигиенического режима

воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим дня;

рациональное, сбалансированное питание;

1

оптимальная двигательная активность, физическая культура (движения во всех

видах занятий, утренняя гимнастика, выполнение специальных комплексов

упражнений);

закаливание - адаптация организма к различным условиям окружающей среды;

проведение обследования по скринг-программе и выявление патологий;

предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами

неспецифической профилактики;

проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и

распространению инфекционных заболеваний.

Организационное:

Организация здоровьесберегающей среды ДОУ;

определение показателей физического развития, двигательной подготовленности,

объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик;

изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по

оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик ;

систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;

пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей,

сотрудников.

Лечебное:

коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитие;

дегельминтизация;

иммунотерапия;

витаминотерапия;

оказание скорой помощи при неотложных состояниях;

диетотерапия (индивидуальное меню, для детей с нарушениями желудочно-

кишечного тракта).

Для

профилактики

заболеваний

применяются

с а н и т а р н о - г и г и е н и ч е с к и е ,

дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия. От правильности и

регулярности

их

проведения,

использования

современных

методов

профилактики

инфекционных

болезней

и

качества

дезинфицирующих

средств

зависит

здоровье

воспитанников ДОУ.

Кроме

заложенных

в

самом

определении

понятия

«ЗОЖ»

укрепления

и

сохранения

здоровья,

а

также

профилактики

заболеваний,

целями

образовательной

деятельности

педагогического взаимодействия с детьми любого возраста является: ( Приложение 1)

формирование у ребят адекватного понимания здоровья и нездоровья, ценности

тела человека;

воспитание осознанного отношения и к своему здоровью, и к физическому

благополучию людей вокруг;

развитие навыка «понимать» свой организм, его нужды;

воспитание потребности в духовно-нравственном и физическом

совершенствовании;

2

формирование культурно-гигиенических навыков — КГН (мыть руки перед едой,

после улицы, умываться после сна и пр.);

знакомство с ситуациями в быту, на улице, носящими потенциальную опасность

для здоровья;

создание базовых представлений об уходе за больными людьми (например,

обеспечивать покой);

обучение соблюдения техники безопасности в процессе занятий разными видами

деятельности.

Для

формирования

здорового

образа

жизни,

полноценного

физического

развития

в

детском саду созданы все необходимые условия:

Спортивный

зал,

оборудован

«Дорожками

здоровья»,

«Шведской

стенкой»,

«Спортивный комплекс»;

современный инвентарь для спортивных и подвижных игр;

нестандартное физкультурное оборудование для ОРУ, ориентиры;

спортивная площадка на улице, стадион;

оборудованы спортивные уголки для самостоятельной двигательной активности в

каждой возрастной группе, согласно ФГОС ДОО;

в группах имеется наглядный материал по темам «Первая помощь при травме»,

«Здоровый образ жизни», «Продукты здорового питания», «Вредные привычки –

что это?»

В

детском

саду

воспитание

привычки

к

ЗОЖ

у

детей

реализуется

через

все

виды

образовательной деятельности:

непосредственно образовательную деятельность (занятия);

внеучебную образовательную деятельность (проведение утренников, спортивных

соревнований, в том числе и с участием родителей);

образовательную деятельность при выполнении распорядка дня (на прогулках, при

выполнении зарядки и пр.).

Образовательное направление «Физическое развитие», куда входит раздел о воспитании

ЗОЖ,

является

непременным

целевым

компонентом

любой

НОД. Поэтому

здоровьесберегающие

технологии

реализуются

всеми

видами

уроков,

принятыми

в

психолого-педагогической практике классификации занятий в ДОУ. Среди самых широко

используемых видов:

традиционные (занятия по изучению нового материала, уроки на отработку и

закрепление, уроки на обобщение материала);

3

нетрадиционные (занятия - КВН, занятия - путешествия, занятия - сюрпризы и др.);

познавательные уроки (информационные, творческие и пр.);

физкультурные;

интегрированные, то есть занятия, на которых рассмотрение темы происходит

через призму её реализации в разных видах деятельности (познавательную,

игровую, творческую и др.).

Как и любой другой урок, занятие по ЗОЖ имеет чёткую структуру и хронометраж.

(Таблица1)

Таблица1 «Структура занятия по ЗОЖ в группах ДОУ»

Этап

хронометраж

Младшая группа

Средняя

Старшая

Подготови-

тельная

Вводный — введение в тему, мотивация

малышей на работу.

2 минуты

3 минуты

2 минуты

3 минуты

Основной — разработка проблемы

урока, отработка полученных знаний,

навыков и умений на практике, в том

числе и в играх. В основной этап

обязательно включается

физкультминутка.

11 минут

15 минут

20 минут

23 минуты

Заключительный — подведение итогов

занятия, поощрение малышей и их

самоанализ (начиная со средней группы).

2 минуты

2 минуты

3 минуты

4 минуты

Всего

15 минут

20 минут

25 минут

30 минут

Образовательные задачи решается посредством оптимального использования способов

(приёмов) взаимодействия с детьми. Совокупность этих приёмов, объединённых

средством воздействия на детей (через слово, через зрительный канал восприятия, через

ведущую образовательную деятельность или посредством практического освоения мира),

составляет метод работы с малышами:

Речевой метод

Этот способ взаимодействия с детьми реализуется при помощи:

объяснения (сути изучаемого понятия или порядка выполнения упражнения, игровых

действий);

беседы для рассмотрения того или иного явления со всех сторон, а также для

обобщения (например, после прослушивания сказки про Мойдодыра педагог может

спросить о том, чем занимался Мойдодыр, как он заставил мальчика соблюдать

правила гигиены и т. д.);

4

рифмовок — стихотворений и загадок, чаще всего используемых для мотивации (так,

тему «Быть здоровыми хотим» можно предварить следующим строчками: «Чтоб

здоровым быть сполна Физкультура всем нужна»

Практический метод

Это продуктивные способы взаимодействия с малышами, позволяющие реализовать их

творческий потенциал. К приёмам в рамках этого метода относятся:

рисунки (в средней группе это могут быть иллюстрации правил ЗОЖ, причём

выполненные как самими малышами, так и в сотрудничестве с родителями, например, в

рамках разработки проекта по здоровьесбережению);

аппликации, например, в моей практике малыши вырезают из цветной бумаги

полезные для здоровья продукты и наклеивают их, создавая «Корзину здоровья».

Наглядность

Исходя из возрастных особенностей восприятия, малыши лучше всего запоминают то,

что

видят. То

есть

наглядность

является

обязательным

элементом

работы

с

малышами. В качестве приёмов могут использоваться:

иллюстрации (например, порядка выполнения разных комплексов утренней

зарядки);

атрибуты (спортивный инвентарь для занятий физической культурой, прогулок,

тренажёры для проведения дыхательной гимнастики, модели тела человека,

органов);

демонстрация (презентация того или иного материала педагогом, например,

алгоритм выполнения движений дыхательной гимнастики);

показ — представление информации с помощью ИКТ (например, дети смотрят

мультфильм о важности личной гигиены из цикла «Азбука здоровья со

Смешариками», после чего обсуждают, почему Крошу стало плохо, и какие советы

ему дала Нюшенька).

Во время обязательных занятий важно обеспечить правильную учебную нагрузку,

предупреждая переутомление детей. Третье занятие для старших дошкольников может

быть проведено во второй половине дня. В период реконвалесценции детей допускается

временное освобождение их от одного из занятий, от обучения новому материалу, с

последующим индивидуальным обучением.

Профилактике переутомления этих детей способствует правильное методическое

проведение

занятий,

которое

предусматривает

широкое

использование

наглядных

материалов,

своевременную

смену

деятельности

и

ее

рациональное

чередование

с

отдыхом, использование разнообразных методических приемов, включение в содержание

занятий игровых и двигательных элементов, проведение физкультурных пауз.

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не может дать

полноценный результат, если она не решается совместно с семьей, наша задача - донести

до родителей, что только они взрослые и близкие детям люди, смогут заложить фундамент

полноценного отношение к своему здоровью, что они, родители, являются примером для

подражания своих детей. Поэтому нами определение формы взаимодействия с семьями

наших воспитанников ( рисунок 2)

5

Рисунок 2 « Формы взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к ЗОЖ»

Совместно с родителями были проведены мероприятия, такие как: «День здоровья»;

«Олимпийские

игры»;

спортивный

праздник

«День

защиты

детей»;

«Олимпийские

надежды»; Осенний марафон»; тематический праздник «Азбука здорового питания».

Праздники доставили много радости и удовольствия и запомнились многообразием

эстафет, конкурсов, разнообразием подвижных игр , викторин и конкурсов по теме ЗОЖ.

Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для

эмоционально - психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на

развитие

ума,

воспитание

характера,

воли,

нравственности,

создает

определенный

духовный

настрой,

пробуждает

интерес

к

самовыражению,

способствует

не

только

лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую

психику.

В планировании, организации и проведение дня здоровья принимают активное

участие не только воспитатели, но и медицинский работник, инструктор по физической

культуре и другие «узкие» специалисты ДОУ.

Успешное проведение дней здоровья является результатом слаженной и организованной

работы всего коллектива ДОУ и семьи, объединяющей взрослых и детей общими целями.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет

выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в

процессе

осознания

ребенком

себя

как

человека

и

личности.

Отношение

ребенка

к

здоровью напрямую зависит от сформированности этого понятия в его сознании

ЛИТЕРАТУРА

6

1.

Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр

физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного

возраста» М., 1999.

2.

Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного,

самостоятельною, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного.

Расту здоровым: Метод, пособие для педагогов дошкольных образовательных

учреждений. М., 2004.

3.

Казаковцева Т.С. Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных

образовательных учреждений «Здоровье с детства». Киров, 1997.

4.

Кудрявцев В.Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной

работы с детьми 4-7 лет. М., 1998.

5.

Павлова П.А., Горбунова И.В., Лапаева А.А. Расти здоровым, малыш! Программа

оздоровления детей раннего возраста. М., 2006.

6.

Щербаков В.П. Программа по физической культуре от 3 до 17 лет: Программа и

метод, рек. непрерывного физкультурно-образовательного образования. М., 1996.

7.

Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье М., 2008.

8.

Яблонская С.В., Циклис С.А Развитие двигательных качеств дошкольников. М.,

2008.

9.

Яковлева Л. В., Юдина Р.А Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Пособие

для педагогов дошк. учреждений: В 3 ч. М., 2003.

ПРИЛОЖЕНИЕ

7

Приложение 1

Задачи занятий по ЗОЖ в разных возрастных группах ДОУ

Группа

Задачи

Первая младшая

группа

(дети 1,5–3 лет)

дать представление о себе, как об отдельном человеке (к примеру,

через сопоставление: есть мама, есть папа, а есть ты — вы разные,

они взрослые, а ты маленький, они ходят на работу, а ты нет, они

большие, а ты такой же, но у тебя всё меньше);

разъяснить правила выполнения физкультурных упражнений (не

толкаться, слушать сигнал педагога, учиться выполнять движения

слаженно);

познакомить с нормами поведения на улице (пересекать проезжую

часть только на разрешающий сигнал светофора и только вместе со

взрослым, внимательно смотреть под ноги и т. д.);

объяснить значение слова «нельзя» применительно для игр в

8

групповой комнате;

воспитывать представления о средствах соблюдения правил

гигиены (мыло нужно, чтобы мыть руки и умываться, полотенце,

чтобы вытираться и пр.).

Вторая младшая

группа

(дети 3–4 лет)

продолжать начатую в первой младшей группе работу по

ознакомлению с ПДД (двигаться по тротуару следует только с

правой стороны, нужно избегать столкновений с прохожими и пр.);

согласовывать свои движения с действиями других малышей при

выполнении упражнений;

осваивать навыки самообслуживания (самостоятельно

расстёгивать молнию на куртке, липучки на обуви, раздеваться и

одеваться с минимальной помощью взрослого);

объяснить, чем могут быть опасны бытовые приборы (например,

электроприборы несут потенциальную угрозу возгорания и т. д.);

воспитывать правила поведения за столом (к примеру, учиться

пользоваться салфеткой);

формировать КГН (разъяснить важность гигиенических процедур

— умывания, купания и пр.).

Средняя группа

(дети 4–5 лет)

ознакомить со способами выражения физических состояний через

жесты и мимику (например, когда больно, человек сжимает губы и

т. п.);

продолжать учиться понимать своё тело (одеваться тепло в

холодную погоду);

закрепить информацию о себе (имя, возраст);

сформировать представление о функциях и строении органов тела

(например, сердца, желудка);

продолжать осваивать навыки самообслуживания (застёгивать и

расстёгивать пуговицы, снимать одежду, надевать её, аккуратно

складывать вещи в шкафчик и т. д.);

ознакомить с профилактическими мерами сохранения здоровья

(закаливанием, самомассажем, дыхательными упражнениями и

пр.);

рассказать о мерах первой помощи при травмах (обеспечить покой

9

и неподвижность), и при сильном переохлаждении (к примеру,

растереть замёрзшую часть тела шерстяным шарфом);

продолжать знакомство с ПДД;

учиться устанавливать связь привычки к ЗОЖ и состоянием

организма (к примеру, «я умываюсь, значит, кожа дышит, не

засоряется» и пр.);

дать представление о микробах, а также способах защититься и

защитить от них (принимать витамины, прикрывать рот при

чихании, кашле);

осваивать правила пользования ложкой, вилкой за столом;

отрабатывать навык самостоятельного умывания, мытья рук;

воспитывать навык вежливого обращения за помощью к взрослому

или сверстнику.

Старшая группа

(дети 5–6 лет)

сформировать общее понимание стадий развития человека

(младенческий возраст, дошкольник, школьник, мама/папа,

бабушка/дедушка), а также по чертам лица и телосложению

отличать людей по полу и возрасту;

учиться осознанному отношению к важности правильного

функционирования органов (например, скелет даёт возможность

ходить, сидеть, двигаться);

соблюдать важные правила ЗОЖ по отношению к работе

внутренних органов (33 раза пережёвывать кусочки пищи нужно

для желудка и кишечника, много гулять нужно для лёгких и т. д.);

ознакомить с понятиями «полезная пища» и «вредные продукты

питания»;

продолжать знакомство и практическое освоение некоторых видов

закаливания (к примеру, умывание прохладной водой, организации

сна при открытой форточке);

разъяснить опасность передвижения по тонкому льду,

употребления в пищу незнакомых ягод, заигрывания с бездомными

кошками и собаками, а также правила поведения с незнакомыми

людьми или если потерялся на улице;

закрепить правила безопасного поведения в быту (нельзя

прятаться, если загорелся дом, включать газ или электроприборы и

пр.);

10

познакомить с телефонами экстренных служб;

воспитывать систему представлений о культуре быта (в доме

должно быть чисто, одежду и обувь следует регулярно стирать и

чистить);

отрабатывать навыки самообслуживания (быстро и без помощи

взрослого одеваться, раздеваться, устранять неполадки внешнего

вида — застёгивать пуговицы, молнии и пр., убирать посуду со

стола после еды).

Подготовительная

группа

(дети 6–7 лет)

воспитывать положительное восприятие своего образа (имени,

внешности);

учиться называть себя, знать имена и места работы родителей;

систематизировать представления о чувствах и настроениях

человека;

формировать навык определения причинно-следственных связей

между ситуациями и признаками нездоровья (например, по

картинкам определить, почему персонажи оказались в том или

ином состоянии — с травмами из-за нарушений правил поведения

на льду, с ожогами из-за несоблюдения правил обращения с огнём

и пр.);

обобщить представления о правильном питании;

учиться контролировать процесс и качество умывания, мытья ног,

рук, соблюдения правил поведения за столом.

11

Приложение 2

Охрана здоровья ребенка

советы родителям

Совет 1:

Старайтесь активно участвовать в охране здоровья ребенка и оздоровлении

его организма. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но

и личным примером показывайте, как полезны для здоровья выполнение правил

личной гигиены, утренняя зарядка, закаливание, правильное питание.

Совет

2:

Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к

чистоте тела, белья, одежды, жилища, так как все это является очень важными

элементами охраны здоровья ребенка.

Совет 3: Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не

вредит

нервной

системе

ребенка,

как

отсутствие

режима

дня.

Ритм

жизни,

предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки на

свежем

воздухе,

а

также

полноценное

питание

и

крепкий

сон

лучшая

профилактика утомления и болезней.

Совет 4:

Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно

при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений

и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу

тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д.).

Совет 5:

Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными

факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и

привычку к закаливанию организма и оздоровлению.

12

Совет 6:

Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом,

больше

гуляйте,

играйте

на

свежем

воздухе.

Здоровый

образ

жизни,

культивируемый в семье, — залог здоровья ребенка.

Совет 7:

Для охраны здоровья ребенка очень важно организовать ребенку правильное

питание и воспитывать положительное отношение к соблюдению режима питания.

Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.

Совет

8:

Научите

ребенка

элементарным

правилам

профилактики

инфекционных

заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться

чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других

детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо

прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять

назначения врача.

Совет 9:

Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на

отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для

здоровья и жизни.

Совет

10:

Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных

особенностях развития ребенка, о том, как научить его охранять и укреплять свое

здоровье.

13



В раздел образования