Авторы: Шахова Светлана Игоревна, Куликова Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 87"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект "Эта удивительная соль"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №87»
г. Нижний Новгород, 2019г.
Проект
в подготовительной к школе группе
Тема:
«Эта удивительная соль»
Выполнили:
Шахова Светлана
Игоревна
Куликова
Людмила Ивановна
Паспорт проекта
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми
всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому,
что он узнал»
Сухомлинский В.А.
Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: позновательно -исследовательский.
Продолжительность: с 11 марта по 11 апреля.
Участники проекта:
дети подготовительной к школе группе (6-7 лет),
воспитатели, родители.
Продукт проекта: создание мини-музея «Соли», организация выставки
из солёного теста «Волшебница-соль», презентация, Лэпбук.
Презентация проекта: презентация мини-музея, Лэпбука.
Цель:
Формирование представлений детей о соли, изучение ее
свойств.
Способствовать развитию познавательно- исследовательской
деятельности детей посредством экспериментирования с солью.
Задачи:
1. Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?
2. Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? Почему соль разная?
3. Расширить представления о добыче соли
4. Исследовать свойства соли опытным путём.
5. Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для
исследовательской деятельности детей.
6. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее
осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать
результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и
результату.
7. Развивать творческие способности, воображение, любознательность.
8. Развивать коммуникативные навыки детей, через рассказ детям старшего
возраста о видах и свойствах соли.
9. Найти сведения о соли в разных художественных произведениях.
Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством
сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
10. Вовлечь в работу над проектом родителей (законных представителей
воспитанников).
Цель и задачи
Предполагаемый результат
•
Дети познакомятся с природным минералом «Соль» его
видами и свойствами. У них возрастёт познавательный
интерес к исследованию природы.
•
У детей будет развиваться наблюдательность, внимание,
умение сравнивать, видеть причинно-следственные
связи и делать выводы.
•
У детей возникнет желание и умение использовать соль в
творческой деятельности.
•
Возрастёт интерес к устному народному творчеству
посредством сказок, пословиц и поговорок.
•
Родители вовлечены в работу, больше общаются с
детьми и между собой, взаимодействуют с
воспитателями.
•
Как продукт проекта совместными усилиями детей,
воспитателями и родителей создание мини-музея,
Лэпбука, и выставки.
Актуальность
Дети по своей натуре – исследователи, они
очень любознательны и настроены на познание
окружающего мира. Главное достоинство
метода проекта- возможность самостоятельно,
с небольшой помощью взрослого установить
представления о различных сторонах
изучаемого объекта.
Почему соль? Интересное и необычное всегда
рядом. Соль, которая есть в каждом доме, на
каждом столе- известная и
знакомая, непознанная
и таинственная.
I.
Этап: подготовительный.
Постановка проблемы
Воспитатель вносит новую книгу со сказкой «Как Иван
купеческий сын за солью ходил».
После чтения сказки воспитатель спрашивает у детей:
Что такое соль? Откуда она берётся? Какая соль
бывает?
Опрос детей показал, что большинство детей имеют
общие представления о соли, не знакомы со способами
добычи соли, затрудняются в определении
разновидностей соли.
Далее воспитатель продолжает: «Каждый день мы
употребляем в пищу соль, и не имеем представление о
ее пользе и вреде, не знаем о ее «удивительных»
свойствах, и о том где и как ее добывают, какие виды
соли бывают, о том как можно её использовать в
творческой деятельности.
А хотели бы вы всё это узнать?»
Вместе с детьми было решено начать исследования,
чтобы самостоятельно найти ответы на все
интересующие нас вопросы, а после познакомить детей
старшей группы с природным минералом «Соль».
I.
Этап: подготовительный.
Проблема трёх вопросов
Настя - Есть соль для еды, а есть соль для ванн.
Влад — Море солёное, а это значит, что в нем есть соль.
Соня — Соль имеет вкус, цвет, не имеет запаха, растворяется в
воде.
Настя — Из интернета.
Влад- Спросить у родителей.
Соня — Из книг и энциклопедий
.
Настя — В чем отличие соли и какие ещё разновидности соли бывают?
Влад — Как добывают соль?
Соня — Какими ещё свойствами обладает соль?
Что я
знаю?
Что
хочу
знать
?
Как
узнать
?
Создание условий для организации
работы.
Подбор познавательной, научной,
художественной литературы.
Подбор иллюстраций и фотографий
про соль.
Создание презентаций о видах соли и
её добычи.
I.
Этап: подготовительный.
Обогащение предметно-пространственной
среды.
II.
Этап: основной.
Развивающая предметно
пространственная среда.
ЛЭПБУК
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ
II. Этап: основной.
Развивающая предметно пространственная
среда.
Художественная и
познавательная литература
Мультфильм
II.
Этап: основной.
Развивающая предметно пространственная
среда.
Опытно-экспериментальная деятельность «Солёные
фокусы»
Опыт №1 Свойства и качества
соли
Опыт №2 Соль хрустит
Опыт №3 Соль растворяется в
воде
II.
Этап: основной.
Развивающая предметно пространственная
среда.
Опытно-экспериментальная деятельность «Солёные
фокусы»
Опыт №4 Соль в воде
разной температуры
Опыт №5 Соль делает
жидкость плотнее
II.
Этап: основной.
Развивающая предметно пространственная
среда.
Опытно-экспериментальная деятельность «Солёные
фокусы»
Опыт №6 «Незамерзающая
вода»
Опыт №7 «Металл и соль»
II.
Этап: основной.
Развивающая предметно пространственная
среда.
Опытно-экспериментальная деятельность «Солёные
фокусы»
Опыт №8 «Снежная ветка
сосны»
Опыт №9 «Соль чистящее средство»
II.
Этап: основной.
Развивающая предметно пространственная
среда.
Опытно-экспериментальная деятельность «Солёные
фокусы»
Опыт №10 «Лавовая лампа»
Опыт № 11 «Соль вытесняет воду»
II.
Этап: основной.
Развивающая предметно пространственная
среда.
Опытно-экспериментальная деятельность «Солёные
фокусы»
Опыт №12 «Влияние соли на рост
растений в почве»
Опыт №13 «Влияние соли на
рост растений в воде»
II.
Этап: основной.
Развивающая предметно пространственная
среда.
Опытно-экспериментальная деятельность «Солёные
фокусы»
Опыт № 14 «Ледяная рыбалка»
Опыт № 15 «Кристаллизация»
Опыт № 16 «Выращивание кристаллов»
II.
Этап: основной.
Развивающая предметно пространственная
среда.
Опытно-экспериментальная деятельность «Солёные
фокусы»
II.
Этап: основной.
Развивающая предметно пространственная
среда.
Опытно-экспериментальная деятельность «Солёные
фокусы»
Опыт № 17 «Рисование на
соли»
Опыт №18 «Окрашивание соли-мелками»
Опыт №19 «Окрашивание соли –гуашью»
II.
Этап: основной.
Развивающая предметно пространственная
среда.
Творческая мастерская
«
Морозные узоры»
«Салют»
«Весенний букет»
«Тюльпаны»
II.
Этап: основной.
Развивающая предметно пространственная
среда.
Творческая мастерская
II.
Этап: основной
.
Развивающая предметно пространственная
среда.
Творческая мастерская
«Декоративная баночка»
II.
Этап: основной.
Развивающая предметно пространственная
среда.
Самостоятельно театрализованная деятельность
II.
Этап: основной.
Развивающая предметно пространственная
среда.
Взаимодействие с родителями
Основные
формы
взаимодейств
ия с
родителями
:
Подбор материала
для музея «Соль»
Консультировани
е на тему «О
пользе соляных
пещер для
здоровья
ребёнка»
Организация
выставки
поделок из
слоёного теста
«Волшебница-
соль»
Совместная
деятельность
детей и родителей
вне учреждения-
экскурсия в
магазин.
III. Этап: заключительный.
МУЗЕЙ «СОЛЬ»
ЛАБОРАТОРИЯ
III. Этап: заключительный.
ВЫСТАВКА «ВОЛШЕБНИЦА-СОЛЬ»
III. Этап: заключительный.
«ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ»
Рефлексия
В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое
поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол.
Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и
качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с
солью, познакомились со способами выращивания кристаллов.
Из маленьких детей они превратились в маленьких
исследователей: научились анализировать полученные
результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-
следственные связи.
Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях.
И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила
детей, они стали более терпимы друг к другу.
А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут
быть необычными!
Спасибо за внимание!