Автор: Фролова Галина Александровна
Должность: преподаватель дисциплин профессионального цикла
Учебное заведение: ГПОУ "Ленинск-Кузнецкое училище олимпийского резерва"
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Особенности подготовки спортсменов в период соревнований
Раздел: среднее профессиональное
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ПЕРИОД
СОРЕВНОВАНИЙ
Фролова Галина Александровна,
Россия, Кемеровская область г. Ленинск-Кузнецкий
Ключевые
слова: спортивная
форма,
соревнования,
тренировочный
процесс, нагрузка, состояние наивысшей готовности, соревновательный период.
Аннотация: Данная статья предназначена для тренеров, работающих со
спортсменами в различных видах спорта. В ней затрагиваются проблемы по
осуществлению подготовки спортсменов в соревновательный период, а также
дается
подробное
описание
факторов,
способствующих
подведению
их
к
состоянию наивысшей готовности.
Актуальность
рассматриваемой
проблемы
заключается
в
отсутствии
методик
подготовки
спортсменов
к
состоянию
наивысшей
готовности
в
соревновательный период, как в условиях тренировочного процесса, так и в
условиях
соревнований.
Представленные
в
статье
рекомендации
могут
быть
использованы
тренерами,
как
основа
для
разработки
частных
методик, по
улучшению состояния спортивной формы спортсменов.
Высокий
уровень
достижений, в
условиях
повышения
интенсивности
соревновательной
борьбы, предъявляет
особые
требования
к
качеству
спортивной
подготовленности
спортсменов
и
подведению
их
к
состоянию
наивысшей готовности в период ответственных соревнований.
Он отличается
относительной
устойчивостью
во
времени
и
зависит
от
ряда
факторов:
специфики
вида
спорта,
индивидуального
функционального
состояния
спортсмена, его квалификации и режима тренировочных воздействий. Участие в
соревнованиях
требует
от
спортсмена
максимального
напряжения
воли
и
волевых
усилий,
наличие
и
проявление
тех
личностных
и
эмоциональных
качеств, которые специфичны для соревновательной борьбы.
С
ф и з и о л о г и ч е с ко й
т оч к и
з р е н и я
с о с т оя н и е
с п о р т и в н о й
формы характеризуется наиболее высокими функциональными возможностями
отдельных
органов
и
систем,
совершенной
координацией,
снижением
энергетических
затрат,
ускорением
врабатываемости
и
восстановления
работоспособности
после
утомления,
высокой
автоматизацией
двигательных
навыков. Физиологическими
критериями
спортивной
формы
спортсменов
являются:
уровень
адаптации
к
физической
нагрузке
и
потенциальная
способность к мобилизации функциональных резервов организма.
При
значительном
числе
исследований,
связанных
с
подготовкой
спортсменов в соревновательный период, эта тема продолжает вызывать много
вопросов, но тем ни менее все авторы отмечают, что высокая эффективность
системы подготовки спортсменов заключается в строгом учете возрастных и
индивидуальных особенностей спортсменов, характерных для отдельных этапов
подготовки.
К наиболее существенным факторам подведения спортсмена к спортивной
форме
являются:
организация
и
планирование
тренировочного
процесса
и
тренировочных
нагрузок,
моделирование
соревновательной
деятельности,
а
также взаимосвязь всех компонентов физической, психологической, технико-
тактической
и
функциональной
подготовки
спортсменов
и
их
коррекция
в
соревновательный
период
с
учетом всесторонности,
конкретности
и
оптимизации.
Перспективный план подготовки спортсменов, имеющих высокий уровень
тренированности, строится с учетом многолетней подготовки и предусматривает
четкую
организацию
тренировочной
работы
на
четырехлетний
период
состоящий из 4 этапов:
на
первом
этапе
основными
задачами
являются
процессы
совершенствования
индивидуальных
способностей
спортсмена,
укрепление
функциональной системы организма, совершенствование физической, технико-
тактической подготовки и всего тренировочного процесса;
на
втором
этапе
-
совершенствование
спортивного
мастерства,
приобретение
опыта
участия
в
крупных
соревнованиях,
проверка
волевых
качеств и психологической устойчивости;
на
третьем
этапе
совершенствование
тактико-технического
мастерства,
повышение
физических
и
функциональных
возможностей,
воспитание
волевых
качеств,
ликвидацию
отставания
сторон
спортивной
подготовки;
на
заключительном
этапе
осуществляется
практическая
проверка
моделей
подготовки оптимального
состояния
наивысшей
готовности
спортсменов в соревновательный период.
В результате возросшего уровня спортивных достижений, наблюдается
тенденция
к
увеличению
тренировочных
нагрузок,
требующая
мобилизации
скрытых
потенциальных
ресурсов
организма
спортсмена.
В
связи
с
этим
современная
методика
тренировки,
предусматривает
не
только
строгое
следование
педагогическим
принципам
и
закономерностям,
но
и
научное
содружество
с
представителями
смежных
наук,
обеспечивает
подготовку
спортсмена к основным соревнованиям на пике спортивной формы.
В
предсоревновательный
и
соревновательный
период, по
окончанию
каждого тренировочного занятия и участия в соревнованиях, тренеры вместе со
спортсменами
проводят
теоретический
разбор
тренировки,
который
дает
возможность рассмотреть варианты предлагаемых заданий, и подбор наиболее
эффективных
упражнений
для
каждого
занимающегося.
Процесс
подготовки
строится
таким
образом,
чтобы
каждый
спортсмен
овладел
различными
вариантами поведенческих комплексов, сосредотачивая внимание на целевых
установках
и
автоматическом
выполнении
отдельных
элементов
модели
предстоящих соревнований, позволяющих с наименьшей затратой сил и энергии
успешно на них выступать и вносить коррективы.
Помимо
пика
спортивной
формы
спортсмена,
существует
и
период
снижения
спортивных
результатов,
который
является
внешним
проявлением
процессов,
обеспечивающих
сохранение
постоянства
внутренней
среды
организма
в
сложных
условиях
спортивной
деятельности.
Напряженная
тренировка,
выступления
в
соревнованиях,
осложняют
поддержание
динамического
равновесия
функций,
поэтому
временная
утрата
спортивной
формы
не
должна
рассматриваться
как
дефект
-
это
биологически
целесообразная защитная реакция организма против перенапряжения, переход на
новый, более высокий уровень работы организма.
Обобщая
опыт
передовых
тренеров
по
подведению
спортсменов
к
оптимальному
состоянию
наивысшей
готовности
можно
сделать
следующие
выводы и практические рекомендации:
проводить
подготовку спортсменов
в соответствии
с
годичным
календарем соревнований и с учетом главных и отборочных соревнований года, а
все остальные соревнования рассматривать как подводящие;
спортивную
подготовку
необходимо
планировать,
опираясь
на
недельные
микроциклы
трех
разновидностей:
входа
в
подготовку,
основной
тренировочной работы и выхода из подготовки;
осуществлять
подготовку спортсменов, так, чтобы его готовность
позволила пройти отбор и достигла пика на главных соревнованиях года;
строить
тренировочный
процесс
таким
образом,
чтобы
каждый
спортсмен более сосредотачивал внимание на целевых установках, а отдельные
элементы двигательных действий выполнял автоматически;
применять различные средства и методы, облегчающие становлению
и сохранению спортивной формы, позволяющие достичь желаемого результата
при строгом соблюдении жестко регламентированного режима дня;
представлять
тренировочные
нагрузки,
восстановительные
мероприятия и питание в виде единого процесса;
учить
воспитанника
рационально
распределять
силы
на
соревнованиях,
используя
наиболее
оптимальную
последовательность
поведенческих комплексов;
за 7-10 дней до начала главного турнира дать нагрузку, по объему и
интенсивности равную той, что будет в предстоящем соревновании;
создавать
микроклимат
нацеленности
на
серьезную
подготовку
к
главным соревнованиям сезона, используя различные средства тренировки;
сплачивать коллектив и психологически настроить спортсменов на
нелегкую,
требующую
максимальной
отдачи
тренировочную
работу,
которая
будет реализована в микроциклах, называемых основными;
помнить о законе тренирующего эффекта соревнований, согласно
которому на соревнованиях лучше выступать недостаточно подготовленным, но
отдохнувшим, чем измотанным перенапряжением и перегрузками;
в разминке, перед соревнованиями, рекомендовать к использованию
рациональное
соотношение
упражнений
технико-тактической
и
физической
подготовленности;
систематически проводить диагностику функционального состояния
спортсменов,
с
целью
индивидуального
планирования
и
коррекции
тренировочного процесса;
применять
комплексы
физиотерапевтических
и
психологических
мероприятий,
позволяющие
наилучшим
образом
подготовить
спортсмена
к
конкретному старту уже в процессе соревнований;
завершать
каждое
участие
в
соревновании,
независимо
от
цели,
серьезным анализом и полным восстановлением.
В заключении можно сказать, что для достижения состояния наивысшей
готовности спортсменов в соревновательный период, необходимо включать все
средства подготовки и предусматривать единство различных видов подготовки
спортсмена,
осуществлять
непрерывность
и
цикличность
тренировочного
процесса, постепенное и максимальное увеличение требований, волнообразное
изменение
тренировочных
нагрузок,
при
постоянном
контроле
за
эффективностью
взаимосвязанных
звеньев:
тренировка
–
соревнования
–
восстановление.
Список использованной литературы
1.
Ашмарин,
Б.А.
Теория
и
методика
педагогических
исследований
в
физическом воспитании [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 221с.
2.
Грошенков, С.С., Ляссотович С.Н. О прогнозе перспективных спортсменов по
морфофункциональным показателям // Теория и практика физической культуры.
[Текст] – 2010. – 123с.
3.
Геселевич,
В.В.
Восстановление
в
системе
индивидуальной
подготовки
спортсменов высокого класса: Матер. всеросс. науч.- практич. конф. /Под ред.
Н.Д. Граевской. [Текст] - Малаховка: МОГИФК, 2012. - 120.
4.
Зациорский, В.М. Спортивная метрология. [Текст] – М.: Физкультура и
спорт, 2007. - 240с.
5.
Матвеев, Л.П. Планирование и построение спортивной тренировки. [Текст] –
М.:, ГЦОЛИФК, 2008. - 145 с.
6.
Набатникова, М.Я., Граевская Н.Д. Перспективное планирование спортивной
тренировки. [Текст] – М.: ФиС, 2016. - 248 с.
7.
Озолин,
Н.Г.
Современная
система
спортивной
тренировки. [Текст] – М.:
ФиС, 2015. - 236 с.
8.
Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. [Текст] - М.:
2014. - 279с.
9.
Родионов, А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат.
[Текст] - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 156 с.