Напоминание

Особенности подготовки спортсменов в период соревнований


Автор: Фролова Галина Александровна
Должность: преподаватель дисциплин профессионального цикла
Учебное заведение: ГПОУ "Ленинск-Кузнецкое училище олимпийского резерва"
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Особенности подготовки спортсменов в период соревнований
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ПЕРИОД

СОРЕВНОВАНИЙ

Фролова Галина Александровна,

Россия, Кемеровская область г. Ленинск-Кузнецкий

Ключевые

слова: спортивная

форма,

соревнования,

тренировочный

процесс, нагрузка, состояние наивысшей готовности, соревновательный период.

Аннотация: Данная статья предназначена для тренеров, работающих со

спортсменами в различных видах спорта. В ней затрагиваются проблемы по

осуществлению подготовки спортсменов в соревновательный период, а также

дается

подробное

описание

факторов,

способствующих

подведению

их

к

состоянию наивысшей готовности.

Актуальность

рассматриваемой

проблемы

заключается

в

отсутствии

методик

подготовки

спортсменов

к

состоянию

наивысшей

готовности

в

соревновательный период, как в условиях тренировочного процесса, так и в

условиях

соревнований.

Представленные

в

статье

рекомендации

могут

быть

использованы

тренерами,

как

основа

для

разработки

частных

методик, по

улучшению состояния спортивной формы спортсменов.

Высокий

уровень

достижений, в

условиях

повышения

интенсивности

соревновательной

борьбы, предъявляет

особые

требования

к

качеству

спортивной

подготовленности

спортсменов

и

подведению

их

к

состоянию

наивысшей готовности в период ответственных соревнований.

Он отличается

относительной

устойчивостью

во

времени

и

зависит

от

ряда

факторов:

специфики

вида

спорта,

индивидуального

функционального

состояния

спортсмена, его квалификации и режима тренировочных воздействий. Участие в

соревнованиях

требует

от

спортсмена

максимального

напряжения

воли

и

волевых

усилий,

наличие

и

проявление

тех

личностных

и

эмоциональных

качеств, которые специфичны для соревновательной борьбы.

С

ф и з и о л о г и ч е с ко й

т оч к и

з р е н и я

с о с т оя н и е

с п о р т и в н о й

формы характеризуется наиболее высокими функциональными возможностями

отдельных

органов

и

систем,

совершенной

координацией,

снижением

энергетических

затрат,

ускорением

врабатываемости

и

восстановления

работоспособности

после

утомления,

высокой

автоматизацией

двигательных

навыков. Физиологическими

критериями

спортивной

формы

спортсменов

являются:

уровень

адаптации

к

физической

нагрузке

и

потенциальная

способность к мобилизации функциональных резервов организма.

При

значительном

числе

исследований,

связанных

с

подготовкой

спортсменов в соревновательный период, эта тема продолжает вызывать много

вопросов, но тем ни менее все авторы отмечают, что высокая эффективность

системы подготовки спортсменов заключается в строгом учете возрастных и

индивидуальных особенностей спортсменов, характерных для отдельных этапов

подготовки.

К наиболее существенным факторам подведения спортсмена к спортивной

форме

являются:

организация

и

планирование

тренировочного

процесса

и

тренировочных

нагрузок,

моделирование

соревновательной

деятельности,

а

также взаимосвязь всех компонентов физической, психологической, технико-

тактической

и

функциональной

подготовки

спортсменов

и

их

коррекция

в

соревновательный

период

с

учетом всесторонности,

конкретности

и

оптимизации.

Перспективный план подготовки спортсменов, имеющих высокий уровень

тренированности, строится с учетом многолетней подготовки и предусматривает

четкую

организацию

тренировочной

работы

на

четырехлетний

период

состоящий из 4 этапов:

на

первом

этапе

основными

задачами

являются

процессы

совершенствования

индивидуальных

способностей

спортсмена,

укрепление

функциональной системы организма, совершенствование физической, технико-

тактической подготовки и всего тренировочного процесса;

на

втором

этапе

-

совершенствование

спортивного

мастерства,

приобретение

опыта

участия

в

крупных

соревнованиях,

проверка

волевых

качеств и психологической устойчивости;

на

третьем

этапе

совершенствование

тактико-технического

мастерства,

повышение

физических

и

функциональных

возможностей,

воспитание

волевых

качеств,

ликвидацию

отставания

сторон

спортивной

подготовки;

на

заключительном

этапе

осуществляется

практическая

проверка

моделей

подготовки оптимального

состояния

наивысшей

готовности

спортсменов в соревновательный период.

В результате возросшего уровня спортивных достижений, наблюдается

тенденция

к

увеличению

тренировочных

нагрузок,

требующая

мобилизации

скрытых

потенциальных

ресурсов

организма

спортсмена.

В

связи

с

этим

современная

методика

тренировки,

предусматривает

не

только

строгое

следование

педагогическим

принципам

и

закономерностям,

но

и

научное

содружество

с

представителями

смежных

наук,

обеспечивает

подготовку

спортсмена к основным соревнованиям на пике спортивной формы.

В

предсоревновательный

и

соревновательный

период, по

окончанию

каждого тренировочного занятия и участия в соревнованиях, тренеры вместе со

спортсменами

проводят

теоретический

разбор

тренировки,

который

дает

возможность рассмотреть варианты предлагаемых заданий, и подбор наиболее

эффективных

упражнений

для

каждого

занимающегося.

Процесс

подготовки

строится

таким

образом,

чтобы

каждый

спортсмен

овладел

различными

вариантами поведенческих комплексов, сосредотачивая внимание на целевых

установках

и

автоматическом

выполнении

отдельных

элементов

модели

предстоящих соревнований, позволяющих с наименьшей затратой сил и энергии

успешно на них выступать и вносить коррективы.

Помимо

пика

спортивной

формы

спортсмена,

существует

и

период

снижения

спортивных

результатов,

который

является

внешним

проявлением

процессов,

обеспечивающих

сохранение

постоянства

внутренней

среды

организма

в

сложных

условиях

спортивной

деятельности.

Напряженная

тренировка,

выступления

в

соревнованиях,

осложняют

поддержание

динамического

равновесия

функций,

поэтому

временная

утрата

спортивной

формы

не

должна

рассматриваться

как

дефект

-

это

биологически

целесообразная защитная реакция организма против перенапряжения, переход на

новый, более высокий уровень работы организма.

Обобщая

опыт

передовых

тренеров

по

подведению

спортсменов

к

оптимальному

состоянию

наивысшей

готовности

можно

сделать

следующие

выводы и практические рекомендации:

проводить

подготовку спортсменов

в соответствии

с

годичным

календарем соревнований и с учетом главных и отборочных соревнований года, а

все остальные соревнования рассматривать как подводящие;

спортивную

подготовку

необходимо

планировать,

опираясь

на

недельные

микроциклы

трех

разновидностей:

входа

в

подготовку,

основной

тренировочной работы и выхода из подготовки;

осуществлять

подготовку спортсменов, так, чтобы его готовность

позволила пройти отбор и достигла пика на главных соревнованиях года;

строить

тренировочный

процесс

таким

образом,

чтобы

каждый

спортсмен более сосредотачивал внимание на целевых установках, а отдельные

элементы двигательных действий выполнял автоматически;

применять различные средства и методы, облегчающие становлению

и сохранению спортивной формы, позволяющие достичь желаемого результата

при строгом соблюдении жестко регламентированного режима дня;

представлять

тренировочные

нагрузки,

восстановительные

мероприятия и питание в виде единого процесса;

учить

воспитанника

рационально

распределять

силы

на

соревнованиях,

используя

наиболее

оптимальную

последовательность

поведенческих комплексов;

за 7-10 дней до начала главного турнира дать нагрузку, по объему и

интенсивности равную той, что будет в предстоящем соревновании;

создавать

микроклимат

нацеленности

на

серьезную

подготовку

к

главным соревнованиям сезона, используя различные средства тренировки;

сплачивать коллектив и психологически настроить спортсменов на

нелегкую,

требующую

максимальной

отдачи

тренировочную

работу,

которая

будет реализована в микроциклах, называемых основными;

помнить о законе тренирующего эффекта соревнований, согласно

которому на соревнованиях лучше выступать недостаточно подготовленным, но

отдохнувшим, чем измотанным перенапряжением и перегрузками;

в разминке, перед соревнованиями, рекомендовать к использованию

рациональное

соотношение

упражнений

технико-тактической

и

физической

подготовленности;

систематически проводить диагностику функционального состояния

спортсменов,

с

целью

индивидуального

планирования

и

коррекции

тренировочного процесса;

применять

комплексы

физиотерапевтических

и

психологических

мероприятий,

позволяющие

наилучшим

образом

подготовить

спортсмена

к

конкретному старту уже в процессе соревнований;

завершать

каждое

участие

в

соревновании,

независимо

от

цели,

серьезным анализом и полным восстановлением.

В заключении можно сказать, что для достижения состояния наивысшей

готовности спортсменов в соревновательный период, необходимо включать все

средства подготовки и предусматривать единство различных видов подготовки

спортсмена,

осуществлять

непрерывность

и

цикличность

тренировочного

процесса, постепенное и максимальное увеличение требований, волнообразное

изменение

тренировочных

нагрузок,

при

постоянном

контроле

за

эффективностью

взаимосвязанных

звеньев:

тренировка

соревнования

восстановление.

Список использованной литературы

1.

Ашмарин,

Б.А.

Теория

и

методика

педагогических

исследований

в

физическом воспитании [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 221с.

2.

Грошенков, С.С., Ляссотович С.Н. О прогнозе перспективных спортсменов по

морфофункциональным показателям // Теория и практика физической культуры.

[Текст] – 2010. – 123с.

3.

Геселевич,

В.В.

Восстановление

в

системе

индивидуальной

подготовки

спортсменов высокого класса: Матер. всеросс. науч.- практич. конф. /Под ред.

Н.Д. Граевской. [Текст] - Малаховка: МОГИФК, 2012. - 120.

4.

Зациорский, В.М. Спортивная метрология. [Текст] – М.: Физкультура и

спорт, 2007. - 240с.

5.

Матвеев, Л.П. Планирование и построение спортивной тренировки. [Текст] –

М.:, ГЦОЛИФК, 2008. - 145 с.

6.

Набатникова, М.Я., Граевская Н.Д. Перспективное планирование спортивной

тренировки. [Текст] – М.: ФиС, 2016. - 248 с.

7.

Озолин,

Н.Г.

Современная

система

спортивной

тренировки. [Текст] – М.:

ФиС, 2015. - 236 с.

8.

Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. [Текст] - М.:

2014. - 279с.

9.

Родионов, А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат.

[Текст] - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 156 с.



В раздел образования