Автор: Бердникова Татьяна Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СШ № 2 г. Валдай"
Населённый пункт: г,Валдай Новгородской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Виды работ по формированию навыка чтения.
Раздел: начальное образование
ТЕМА: Формирование у учащихся
начальных классов навыков беглого чтения
с применением ИКТ.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается
кропотливая работа над словом…»
В.А.Сухомлинский.
Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы научить детей
1) правильно читать (бегло, выразительно, грамотно, понимать
содержание
прочитанного, анализировать поступки героев, делать
соответствующие выводы…)
2) правильно писать;
3) 4) говорить и слышать речь, слушая ее.
От умения детей читать правильно зависят их успехи в учении на протяжении
всех школьных лет. (от 90 - 150 слов /мин)
Поэтому становится понятным, какое огромное значение должны мы уделять
обучению чтению и какую ответственность мы несем перед учеником и
родителями, учителями средней школы.
Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может
постичь окружающий мир.
Мы постоянно ставим перед собой вопросы:
- как сделать, чтобы обучение чтению не превратилось в горькую
пытку?
- что придумать, чтобы урок чтения стал любимым?
- как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? , ведь книга,
прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет
на
последующее их развитие.
Одним из условий успешного формирования навыка беглого чтения является:
диагностический замер техники чтения, который дает возможность
определить группу учащихся, читающих выше нормы, норму и не
выполняющих норму, и с которыми предстоит работать ежедневно.
Условием контроля за самостоятельной работой ученика является ежедневное
заполнение учащимся (или родителями, или учителем) следующей формы
отчета.
Количество слов
Название и автор текста , вопросы,
составленные учеником после чтения текста
для проверки осмысления текста.
За 1
мин
За 2
мин
За 3
мин
За 4 мин
За 5 мин
1.02
2.02
3.02
10.02
итоги
Работа по технике чтения не должна превышать в течении дня 10 – 15 минут,
но в каждом случае необходима проверка осмысления текста.
Организуя контроль за техникой чтения, необходимо, чтобы ученик понимал,
что беглое чтение – это лишь необходимое средство для решения учебных,
познавательных задач.
Поэтому для ученика важно, чтобы он осмыслил прочитанный текст,
мог его пересказать,
составить к нему вопросы,
выделить главное,
ответить на вопросы учителя,
озаглавить прочитанный текст.
Одно из упражнений по технике чтения:
Выбрать текст (120 – 150 слов)
Несколько раз ученик читает один и тот же текст, каждый раз
записывая количество слов за 1 минуту.
Но…существуют определенные причины, по которым ученик не может
добиться нужной техники чтения в установленный срок. (заикание, неровное
дыхание, диагноз ЗПР, темперамент и др.)
!!! Но, как правило, если при систематической работе над техникой чтения
успехов нет или он незначительный, то это является объективным сигналом,
чтобы рекомендовать обследовать учащегося на медико-педагогической
комиссии.
Параллельно с решением задачи выполнения норм по технике чтения должна
решаться задача формирования интереса к чтению.
Упражнения для развития техники чтения:
1. Даны столбики слов.
Чтение слов вслух, стараясь за 1 минуту прочитать все большее количество
раз этот столбик.
2. Абзац любой (лучше 1й) из текста – на время (1,2,3,…мин)
3. Читать скороговорки, увеличивая темп каждый раз.
4. выбрать из данного текста слова, в которых 4-5 слогов, научиться их
проговаривать.
5. Игра «Фотоглаз»
А) запомнить слова, записать.
Б) Зайцев В.Н.
Эффективные резервы обучения чтению. Зайцев В.Н.
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
2. Жужжащее чтение (Сухомлинский В.А.)
3. Ежеурочные пятиминутки чтения
5 5( мин за урок) х 5 (уроков) х 5 (учебных дней) = 125 минут(такой недельный
тренаж)
4. Чтение перед сном
(режим щадящего чтения – если не любит читать)
5. развитие оперативной памяти (зрительные диктанты).
(ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 )
6. Чтение «спринт» - (сосчит. количество прочит слов)
7. Найти нужную строку в тексте.
8. Найти место, где в тексте остановился учитель – продолжить.
9. Сравнение скорости чтения известного текста и незнакомого.
10. Чтение за учителем.
11. За 1 мин. Найти в тексте слова на какую-либо букву.
12. Кто быстрее сосчитает сколько (например) в словах или в стихотворении
букв А,
О…
13. Игра в прятки. Найти любое слово, предмет … относящееся к какому-либо
предмету (русский язык, окруж. мир..)
К Н О Т И Г Р С Н Я Г У А ….
14. применение ИКТ
Разнообразные задания для выработки правильного чтения.
Психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200
факторов, но фактором № 1 является умение бегло читать. Так что чтение – это
самое главное учение.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ.
1. информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления
учебной
информации.
Применение
цвета,
графики,
звука,
всех
современных
средств
видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
2. компьютер позволяет существенно повысить мотивацию к обучению. Мотивация
повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.
3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому
раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки
учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и
анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
5.
ИКТ
позволяют
качественно
изменять
контроль
деятельности
учащихся,
обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
6.
Компьютер
способствует
формированию
у
учащихся
рефлексии.
Обучающая
программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий,
определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.
Основные направления использования ИКТ в учебном процессе
Попытаемся
систематизировать,
где
и
как
целесообразно
использовать
информационные
технологии
в
обучении,
учитывая,
что
современные
компьютеры
позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию,
видеоклипы,
высококачественные
фотоизображения,
достаточно
большие
объемы
полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно -
энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2)
закрепление
изложенного
материала
(тренинг
—
разнообразные
обучающие
программы, лабораторные работы);
3)
система
контроля
и
проверки
(тестирование
с
оцениванием,
контролирующие
программы);
4)
самостоятельная
работа
учащихся
(обучающие
программы
типа
"Репетитор",
энциклопедии, развивающие программы);
5) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и
т.д.).
КАК ПРИМЕР , приложение - цикл упражнений направленных на
формирование техники чтения.