Напоминание

"Развитие исследовательских способностей, познавательной активности у детей раннего возраста" из опыта работы


Автор: Захарова Людмила Владимировна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: ГБУЗ АО "Дом ребенка специализированный"
Населённый пункт: г. Благовещенск обл. Амурская
Наименование материала: Методическая наработка
Тема: "Развитие исследовательских способностей, познавательной активности у детей раннего возраста" из опыта работы
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Тема:

Развитие

исследовательских

способностей,

познавательной

активности у детей раннего возраста.

Цель:

1.

Повышение

профессионального

уровня

знаний,

профессионального

мастерства и компетенции по вопросу раннего экспериментирования.

2.

Развитие

познавательной

сферы

детей

через

включение

в

процесс

экспериментирования.

3.

Установление связей и зависимостей между объектами и явлениями.

4.

Развитие

познавательно-исследовательской

и

продуктивной

деятельности.

Задачи:

Проанализировать научно - методическую литературу и практический

опыт по данной теме.

Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.

Углублять представления о живой и неживой природе.

Способствовать

участию

детей

в

исследованиях

и

обобщению

результатов опытов.

Сформировать навыки самостоятельной деятельности.

Составить картотеку элементарных экспериментов для детей младшего

дошкольного возраста.

Предполагаемый результат:

1.

Повышение уровня профессиональной компетенции.

2.

Способность

ребенка

к

самостоятельному

решению

доступных

познавательных задач.

3.

Умение использовать разные способы и приемы познания.

4.

Интерес к экспериментированию у детей раннего возраста.

5.

Готовность к логическому познанию.

6.

Совершенствование образовательного процесса.

7.

Достижения

намеченных

в

ФГОС

соответствующих

результатов

в

области - познавательное развитие.

2

Обоснование выбора темы:

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных

проблем

педагогики,

призванной

воспитать

личность,

способную

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию. Экспериментирование является ведущим видом деятельности у

маленьких детей. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

особенно

актуальна

на

современном

этапе,

так

как

она

развивает

детскую

любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные

интересы

через

исследовательскую

деятельность.

Познавательно-исследовательская

деятельность

зарождается

в

раннем

детстве

в

недрах

предметно-манипулятивной

деятельности.

В

период

дошкольного

детства

"островки"

познавательно -

исследовательской

деятельности

сопровождают

игру,

продуктивную

деятельность,

"вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого

нового материала.

Развитие

исследовательских

способностей

ребёнка -

одна

из

важнейших

задач

современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента,

исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о

мире, что получены репродуктивным путём. В дошкольном возрасте экспериментирование

является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания

мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил

Л.С. Выготский. В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-

ключевые компетентности:

-

Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом):

-

Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)

-

Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания;

-

Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей);

-

Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их

проведения).

В

соответствии

с

ФГТ

ребёнок

должен

быть:

любознательным,

активным,

интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому,

любить экспериментировать.

Я

считаю,

что

в

поисково-исследовательской

деятельности

ребенок

получает

возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить

свои представления о мире. Поэтому нужно стремиться научить не всему, а главному, не

сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации,

сколько

научить

ориентироваться

в

её

потоке,

вести

целенаправленную

работу

по

усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели

личностно - ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не

объектом обучения, а субъектом образования.

Ученые, изучающие познавательную активность маленького ребенка, отмечают, что

уже

на

3-ем

году

жизни

в

поведении

малыша

можно

видеть

элементы

экспериментирования. Выделяется два основных вида ориентировочноисследовательской,

поисковой деятельности:

первый - экспериментирование, исходящее от самого малыша и не побуждаемое

взрослым;

второе

-

экспериментирование,

которое

выделяет

существенные

элементы

новизны и организуется взрослым.



В раздел образования