Автор: Захарова Людмила Владимировна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: ГБУЗ АО "Дом ребенка специализированный"
Населённый пункт: г. Благовещенск обл. Амурская
Наименование материала: Методическая наработка
Тема: "Развитие исследовательских способностей, познавательной активности у детей раннего возраста" из опыта работы
Раздел: дошкольное образование
1
Тема:
Развитие
исследовательских
способностей,
познавательной
активности у детей раннего возраста.
Цель:
1.
Повышение
профессионального
уровня
знаний,
профессионального
мастерства и компетенции по вопросу раннего экспериментирования.
2.
Развитие
познавательной
сферы
детей
через
включение
в
процесс
экспериментирования.
3.
Установление связей и зависимостей между объектами и явлениями.
4.
Развитие
познавательно-исследовательской
и
продуктивной
деятельности.
Задачи:
Проанализировать научно - методическую литературу и практический
опыт по данной теме.
Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
Углублять представления о живой и неживой природе.
Способствовать
участию
детей
в
исследованиях
и
обобщению
результатов опытов.
Сформировать навыки самостоятельной деятельности.
Составить картотеку элементарных экспериментов для детей младшего
дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
1.
Повышение уровня профессиональной компетенции.
2.
Способность
ребенка
к
самостоятельному
решению
доступных
познавательных задач.
3.
Умение использовать разные способы и приемы познания.
4.
Интерес к экспериментированию у детей раннего возраста.
5.
Готовность к логическому познанию.
6.
Совершенствование образовательного процесса.
7.
Достижения
намеченных
в
ФГОС
соответствующих
результатов
в
области - познавательное развитие.
2
Обоснование выбора темы:
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных
проблем
педагогики,
призванной
воспитать
личность,
способную
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию. Экспериментирование является ведущим видом деятельности у
маленьких детей. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
особенно
актуальна
на
современном
этапе,
так
как
она
развивает
детскую
любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные
интересы
через
исследовательскую
деятельность.
Познавательно-исследовательская
деятельность
зарождается
в
раннем
детстве
в
недрах
предметно-манипулятивной
деятельности.
В
период
дошкольного
детства
"островки"
познавательно -
исследовательской
деятельности
сопровождают
игру,
продуктивную
деятельность,
"вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого
нового материала.
Развитие
исследовательских
способностей
ребёнка -
одна
из
важнейших
задач
современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента,
исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о
мире, что получены репродуктивным путём. В дошкольном возрасте экспериментирование
является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания
мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил
Л.С. Выготский. В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-
ключевые компетентности:
-
Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом):
-
Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)
-
Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания;
-
Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей);
-
Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их
проведения).
В
соответствии
с
ФГТ
ребёнок
должен
быть:
любознательным,
активным,
интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому,
любить экспериментировать.
Я
считаю,
что
в
поисково-исследовательской
деятельности
ребенок
получает
возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить
свои представления о мире. Поэтому нужно стремиться научить не всему, а главному, не
сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации,
сколько
научить
ориентироваться
в
её
потоке,
вести
целенаправленную
работу
по
усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели
личностно - ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не
объектом обучения, а субъектом образования.
Ученые, изучающие познавательную активность маленького ребенка, отмечают, что
уже
на
3-ем
году
жизни
в
поведении
малыша
можно
видеть
элементы
экспериментирования. Выделяется два основных вида ориентировочноисследовательской,
поисковой деятельности:
•
первый - экспериментирование, исходящее от самого малыша и не побуждаемое
взрослым;
•
второе
-
экспериментирование,
которое
выделяет
существенные
элементы
новизны и организуется взрослым.