Автор: Никонова Галина Михайловна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ "СОШ имени А.П. Чехова"
Населённый пункт: г.о. Истра
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы проведения уроков технологии в неделимых классах
Раздел: среднее образование
Проблемы проведения уроков технологии в неделимых классах
Никонова Галина Михайловна
учитель технологии
Первой квалификационной категории,
МОУ «СОШ имени А.П. Чехова»
г.о. Истра
В последнее время все больше и больше появляются так называемые неделимые
классы.
Данный
факт
связан
с
демографической
проблемой
в
России.
На
уроках
технологии учителю приходится работать с мальчиками и с девочками одновременно. Но
для этого нужна программа обучения, в равной степени удовлетворяющая потребности
тех и других.
За
свою
трудовую
деятельность
приходилось
вести
уроки
и
у
девочек,
и
у
мальчиков
по
отдельности,
так
и
вместе.
В
неделимых
классах
уроки
должны
быть
интересными и девочкам, и мальчикам. Пришлось на ходу придумывать «интересные
дела».
И
благодарность
детей
не
заставила
ждать.
Ребята
не
прогуливали
уроки,
прислушивались
к
замечаниям,
технология
как
предмет
стал
им
нравиться.
Но
и
я
понимала, что отступаю от программы. Зато мы стали больше учувствовать в конкурсах и
занимать призовые места.
На уроках я стала применять метод КТД. КТД - это такое взаимодействие взрослых и
детей,
которое
опирается
на
коллективную
организацию
деятельности,
коллективное
творчество
её
участников,
формирует
отношения
общей
заботы
и
эмоционально
насыщает
жизнь
коллектива.
Коллективное
творческое
дело
является
важнейшим
структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания и позволяют
создать
в
школе
широкое
игровое
творческое
поле,
которое
заключается
в
том,
что
каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то
есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся
работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.
Обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, КТД позволяют каждому
проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и
отношения, расти нравственно и духовно.
Современный урок – урок актуальный для настоящего времени. Современный урок
–
урок
действенный,
имеющий
непосредственное
отношение
к
интересам
личности
ребенка. В первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса:
учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для
учителя
в
новой
системе
образования
–
это
управлять
процессом
обучения,
а
не
передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится
активной
Личностью,
умеющей
ставить
цели
и
достигать
их,
самостоятельно
перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Для не делимых классов есть программы по технологии в 5-8 класса по учебникам
под редакцией В.Д. Симоненко для неделимых классов. Программы составлены на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Программы реализуются: в 5-7 классах – в объёме 2 часа в неделю, 68 часов в год, и в 8
классе – 1 час неделю, 34 часа в год. Эта программа является актуальной и учитывает
интересы
как
девочек,
так
и
мальчиков.
Программы
носят
рекомендуемую
последовательность
с
учетом
внутрипредметных
и
межпредметных
связей,
логики
учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся и рекомендованы с учетом
оснащенности
школ,
материальных
возможностей
обучающихся
и
социальной
востребованности.
Базовыми для программы по направлению «Технология» для неделимых классов
являются
разделы:
«Культура
питания»,
«Бытовая
техника»,
«Основы
чертежной
грамотности»,
«Материаловедение»,
«Машиноведение»,
«Изготовление
швейного
изделия», «Декоративная обработка древесины», «Уход за одеждой, ее ремонт».
На уроках мы проходим чу чуть теории по учебнику и большее количество часов
мы посвящали коллективным делам. Происходило это примерно так: ставилась задача
подготовиться
к
конкурсу,
изучались
требования,
номинации,
происходил
мозговой
штурм и дети предлагали свои идеи и пути реализации. В тех конкурсах где не было
номинаций для групповой работы, дети делали работу самостоятельно, но при этом
помогали друг другу, на уроках была взаимовыручка и благоприятная атмосфера. Были
такие задачи как украсить школу к празднику, там действовали по такому же плану:
мозговой штурм, обсуждение идей и пути реализации.
В реализации программы для неделимых классов важное место отвожу методу
КТД,
который
способствует
повышению
познавательной
и
трудовой
активности
школьников,
росту
их
самостоятельности.
Работав
в
неделимых
классах
я пришла
к
выводу, что КТД позволяет создать в классе широкое игровое творческое поле, в процессе
которого
ребята
приобретают
навыки
общения,
учатся
работать,
делить
успех
и
ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. КТД позволяют каждому
проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и
отношения, расти нравственно и духовно.