Напоминание

Проблемы преподавания вокала и музыки


Автор: Шаталин Алексей Владимирович
Должность: руководитель студии вокала "кантата", студент
Учебное заведение: РГСУ "Высшая школа музыки им. А. Шнитке"
Населённый пункт: г. Узловая Тульская область
Наименование материала: О проблемах обучения вокалу в малых городах
Тема: Проблемы преподавания вокала и музыки
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Проблемы преподавания вокала и музыки».

На сегодняшний момент времени проблема преподавания в области музыки

довольно актуальна.

Качество подготовки кадров значительно изменилось, в

отличие от времён

СССР.

Сам подход к подготовке специалистов в данной

области

резко

снизился.

Это

конечно

не

относится

к

каждому

конкретному

артисту, музыканту, преподавателю. Но относится ко всему музыкальному миру в

целом. Т.е. нельзя сказать, что все певцы, музыканты не дотягивают до нужного

профессионального

уровня,

или

не

соответствуют

ему

в

плане

подготовки,

достаточного

для

осуществления

своей

профессиональной

деятельности.

Напротив,

-

в

России

много

талантливых,

высокопрофессиональных,

эрудированных,

достаточно-компетентных

музыкальных

кадров.

Но

всё

же,

к

сожалению, очень много «музыкантов», взятых так сказать в кавычки. Которые к

моему

большому

огорчению,

считают

свои

«навыки»,

« у р о ве н ь »

профессиональной компетенции достаточными, чтобы успешно заниматься своей

деятельностью. То же самое относится и к категории горе-певцов, вокалистов.

Как правило, качество их творчества, материал, оставляет желать лучшего.

В 21 веке, веке информационных технологий, веке шоу, представлений, нужно

чем-то удивлять, поражать публику. В интернете имеется огромное количество

информации

для вокалистов,

музыкантов (и не только), есть даже

нужная,

полезная, способная направить данную категорию граждан на правильный путь,

дать ей то подспорье, которое поможет приобрести или получить (дополучить)

определённые

(дополнительные)

навыки,

опыт.

Но

это

относится

скорей

к

профессиональному музыканту, певцу, который сможет найти для себя из всего,

что предлагает интернет, именно то, что нужно, а не всё то, что предоставляет

мировая сеть. Т.е. профессионал возьмёт для себя то лучшее, что необходимо

конкретно для него, что поможет (а не навредит) ему добиться результата; сможет

увидеть

полезную

информацию

и

развить

в

себе

какие

то

конкретные

(недостающие) навыки. Это вовсе не относится к музыкантам, вокалистам из

числа любителей.

Очень часто происходит так, что данная категория граждан насмотревшись

различных

мастер-классов,

вебинаров

в

интернете

по

вокалу,

музыкальному

исполнительству,

начинает

практиковаться,

заниматься,

развиваться.

В

большинстве случаев ничего хорошего для них это не сулит. А как результат,

-разочарование

в

непригодности,

наработка

неверных

навыков;

вплоть

до

прекращения занятий. С последующими переживаниями, стрессом, ведущими

часто к смене рода деятельности у подобной категории граждан. Т.к. без обратной

связи (с тщательным контролем преподавателя) никто не даёт никаких гарантий,

результатов, после просмотра данных вебинаров, мастер-классов.

Поэтому для успешного освоения музыкальных, певческих навыков

необходимо следующее: желание, способности, усидчивость, терпение самого

ученика;

а

так

же

профессионально-подготовленный

преподаватель

(будь

то

музыкант, вокалист, композитор и т.д.); т.к. только в этом случае для певца или

музыканта

появляется

надёжная

опора,

-

учитель,

мастер

своего

дела,

профессионал, отвечающий за качество обучения, могущий воспитать данного

музыканта, привить ему правильные установки, дать необходимый фундамент,

базу; преподаватель, знающий и любящий свою работу.

На сегодняшний день мной лично замечено следующее: в небольших городах,

населённых

пунктах

качество

обучения

вокалу,

музыкальному

искусству,

исполнительству, применяемые методики, принципы далеки от столичных, или от

больших городов. Пришлось отметить это таким выражением как: «Проблема

преподавания

музыки

в

малых

городах».

Данное

выражение

полностью

подтверждается на примере нашего города – Узловая. К сожалению, большинство

«преподавателей»

вокала

или

музыки

в

корне

не

разделяют

мнения

о

качественном,

профессиональном,

индивидуальном

подходе

к

каждому

конкретному

ученику.

И

пользуются

талантом

и

именно

талантом

своего

подопечного, выставляя ученика и тот побеждает

на различных конкурсах.

Данная

победа

ученика

в

конкурсе

лишь

малой

частью

принадлежит

таким

«преподавателям». Каждый преподаватель конкретной дисциплины должен быть

специалистом

именно

в

своей

области,

иметь

узкую

специализацию;

уметь

наглядно объяснять ученику, показывать на собственном примере как и что нужно

делать: преподаватель вокала должен сам петь, преподаватель фортепиано – сам

играть. И только на таких примерах, применяя демонстративный метод и/или

метод

показа,

уметь

самому

исполнять

те

упражнения,

фрагменты,

задачи,

которые

ставятся

ученику

на

уроке

преподавателем.

Другими

словами

преподаватель

музыки

в

общеобразовательной

школе

не

должен

быть

преподавателем

русского

языка,

черчения,

истории

и

т.д.

А

преподаватель

сольфеджио, в музыкальной школе, преподавать вокал.

В перечисленном выше как раз и находится содержание выработанного мной

выражения: «Проблема преподавания музыки в малых городах».

Это же относится и к культуре. Есть такое высказывание: «Экономика

диктует культуру». Так вот актуальность проблемы в том, что где развитая

экономика, там и развитая культура. И наоборот. Таковы факты, действительность.

С которыми не поспоришь. Население с развитой культурой

более гуманно,

общительно,

эрудированно;

более

открыто.

Музыканты:

более

артистичны,

музыкально-образованы; более художественны.

Для меня, как для артиста, небезразлична судьба родного города. Считаю

своей

задачей

воспитывать

в

гражданах

высококультурную

позицию,

нарабатывать

в

них

обратную

связь,

отзывчивость,

положительные

эмоции

публики

к

исполнителям,

артистам.

Особенно

гостям,

приехавшим

к

нам

из

других мест. Не вижу в этом никаких препятствий.

А.В.Шаталин. 05.11.2019. Узловая.



В раздел образования