Автор: Гусева Ольга Прокопьевна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДП "Эдельвейс"
Населённый пункт: город Серов, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Опыт работы в детского подросткового клуба по организации содержательного досуга детей и подростков.
Раздел: дополнительное образование
Опыт
работы
детского
(подросткового)
клуба
по
организации
содержательного
досуга
детей
и
подростков
Значительную часть населения любого района города составляют дети
и
подростки
школьного
возраста,
которые
располагают
значительным
объемом
свободного
времени
вне
школы.
Для
современного
общества
проблема организации внешкольного времени подрастающего поколения в
целях его воспитания и всестороннего развития всегда была актуальной.
Свободное время – это сфера формирования личности, ее гуманистических
идеалов,
ценностей
и
повышения
культурных
возможностей.
Досуг
школьников при отсутствии достаточной культуры его организации вместо
ожидаемого расцвета творческих способностей и восстановления сил может
превратиться
в
криминогенный
фактор.
Дети
и
подростки
подвергаются
негативному влиянию улицы, попадая в «плохие» компании,
приобретая
опасные и вредные привычки, усваивая стереотип асоциального поведения.
Одним из путей решения этой проблемы является организация работы с
детьми
и
подростками
по
месту
жительства,
в
том
числе
в
детских
(подростковых)
клубах.
Применяя
разнообразные
эффективные
формы
работы, направленные на активизацию развивающего досуга, формированию
физической культуры, снижению уровня девиантности несовершеннолетних,
клубы становятся единым воспитательным пространством, адаптирующим
детей и подростков к современным условиям. Расширение видов творческой
деятельности для максимального удовлетворения интересов и потребностей
детей
и
подростков,
организация
их
общения
помогает
в
профилактике
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних.
Детские
(подростковые)
клубы
предлагают
каждому
воспитаннику
одинаковые
«стартовые» возможности, способны быстро реагировать на изменяющиеся
потребности детей и родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным
детям.
Примером
организации
содержательного
досуга
можно
считать
деятельность
педагогического
коллектива
клуба
«Механик»,
который
реализует программу, создающую условия для социального и культурного
самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Программа
охватывает несколько направлений: поддержка одаренных детей (работа по
подпрограмме «Шаг к успеху»), пропаганда здорового образа жизни (работа
по подпрограмме «Шаг к здоровью»), патриотическое воспитание подростков
и
молодежи
(работа
по
подпрограмме
«Мое
Отечество»),
работа
с
несовершеннолетними,
состоящими
на
учете
в
ТКД
и
ЗП
(работа
по
подпрограмме
«Подросток:
шаг
навстречу»),
самоуправление
в
клубе
и
работа
с
семьей. Содержание
мероприятий,
предусмотренных
в
рамках
досуговой деятельности, формируется с учётом пожеланий воспитанников и
их
родителей
и
реализуется
посредством
различных
форм
организации,
таких, как викторины, круглые столы, конкурсы, соревнования, игровые и
развлекательные программы, интеллектуальные шоу, литературные гостиные.
Особый интерес
у детей и родителей вызывают традиционные праздники
«Рождественские посиделки», «Крещенские вечерки», «Масленица» и многие
другие,
проводимые
в
клубе,
а
также
отчетные
мероприятия
кружков
и
л ю б и т е л ь с к и х
о б ъ е д и н е н и й .
К а ж д ы й
у ч а с т н и к
с т а р а е т с я
продемонстрировать,
чему
он
научился:
играть
веселые
сценки,
хорошо
танцевать,
рисовать,
выполнять
поделки.
Подтверждением
успехов
воспитанников и их педагогов служат многочисленные грамоты и дипломы.
Отличительной особенностью клуба «Механик» является атмосфера
доброжелательности, домашний уют, превращающий клубное пространство в
особый
мир,
в
котором
существуют
свои
традиции,
создает ся
индивидуальная
культура
общения,
возникает
желание
заниматься
творчеством, узнавать что-то новое.
Таким образом, клуб создает почву для самовыражения, развития и
выявления творческих способностей личности, становится координатором в
системе социализации подрастающего поколения.
О.П.Гусева, педагог-организатор клуба «Механик»