Напоминание

"Детская художественная литература середины XX века" Литературная гостиная


Автор: Белозерова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР- детский сад №56
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Детская художественная литература середины XX века" Литературная гостиная
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема:
«Детская художественная литература середины XX века»

Литературная гостиная
Велико значение книги в воспитании ребенка. Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Василий Александрович Сухомлинский писал: «Чтение книг – тропинка, по которой умный, думающий писатель находит путь к сердцу ребенка». Детство – пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь. Велики возможности художественной литературы и в развитии речи дошкольников. Поэтому неслучайно в 2011 году на базе нашего дошкольного учреждения была открыта новая экспериментальная площадка на тему «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой». Экспериментальная работа предполагает реализацию трех направлений: с педагогами, детьми, родителями. Первым этапом работы экспериментальной площадки является работа с педагогами, направленная на формирование у них теоретической, практической и мотивационной готовности к осуществлению экспериментальной деятельности. В нашей работе мы используем различные формы и методы работы с педагогами. Сегодня мы Вам покажем результаты деятельности наших педагогов. Немного об истории вопроса. На протяжении существования нашей экспериментальной площадки педагоги выполняли следующие виды работ:  знакомились с жизнью и творчеством поэтов и писателей;  отбирали содержание, формы и методы ознакомления дошкольников с биографией авторов;  составляли различные мероприятия для детей разных возрастов по ознакомлению с лучшими произведениями отечественных и зарубежных авторов. Сегодня вашему вниманию будет предложена одна из форм работы с педагогами «Литературная гостиная» на тему
СЛАЙД

«Детская художественная литература

середины XX века».
Неслучайно сегодняшний семинар мы посвятим друзьям нашего детства – произведениям советских детских поэтов и писателей, которые стали проводниками в мир литературы и для нас, и для наших родителей, и даже для наших бабушек и дедушек. – Уважаемые коллеги, а каких поэтов и писателей середины XX века помните Вы. Кто Вам запомнился из Вашего детства? (Педагоги называют) – Вы заметили, что среди многих имен, самыми первыми были названы Барто, Маршак, Чуковский, Михалков. Эти имена действительно составляют золотой фонд детской литературы середины XX века. Показ слайдов Действительно, всем нам хорошо знакомы эти строчки.  «У меня зазвонил телефон. Кто говорит слон»  «Жил человек рассеянный На улице Бассейной».  «В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин, По прозванью Каланча»
Детская литература середины XX века относится к периоду существования Союза Советских Социалистических республик и носит название советской детской литературы. Многие произведения этого периода характеризуется излишней идеологизированностью, и теряют свою ценность для сегодняшних детей. Но отвергать литературу этого времени совсем нельзя, т.к. в ней есть много ценного и для сегодняшнего поколения. Советская детская литература рассказывает ребятам о том, как жили люди в далеком прошлом, и как живут сейчас, как защищали Родину и как мирно пашут поля и работают. В своих книгах авторы ведут юного читателя в школу и на завод, на поле и на ферму, показывают ему необъятные просторы Родины, приоткрывают тайны науки. Эти книги – подлинная мастерская доброты. Литература для детей дошкольного возраста анонимна: их редко интересует, кто написал книжку. Последствия этой анонимности заметны и у взрослых: они не знают имена многих детских поэтов и писателей, хотя прекрасно помнят их произведения. Вместе с тем, это не означает, что взрослому не нужно говорить ребенку о том, кто написал книгу. Напоминание об авторстве – один из способов воспитания эстетической грамотности ребенка. Сегодня наши педагоги-экспериментаторы представят вам презентации о жизни и творчестве некоторых поэтов советской детской литературы, которые предназначены для дошкольников. Эти рассказы необходимы, что бы вызвать у детей интерес к личности писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребенка. –А о ком пойдет речь в самом начале, вы попробуйте догадаться сами. Угадайте, кому принадлежат эти строки: Вот портфель, Пальто и шляпа. День у папы Выходной. Не ушёл Сегодня Папа. Значит, Будет он со мной. («Хороший день») – Не угадали? А вот эти строки вы знаете наверняка. Пела ночью мышка в норке: - Спи, мышонок, замолчи! Дам тебе я хлебной корки И огарочек свечи. Отвечает ей мышонок: - Голосок твой слишком тонок. Лучше, мама, не пищи, Ты мне няньку поищи! («Сказка о глупом мышонке») По праву «душой» советской детской литературы называли
Самуила

Яковлевича Маршака
– талантливейшего поэта, драматурга, переводчика. Внук Маршака писал: «… Сейчас я могу только удивляться чуду, что моя семья осталась жива в годы сталинских репрессий. Было сфабриковано дело “О контрреволюционной организации Маршака”. По этому делу пострадали многие писатели, в том числе Олейников, Хармс… Сталин был лично знаком с Маршаком и симпатизировал ему. Рассказывали, что когда ему представили список будущих жертв, на фамилию Маршака в нём он отреагировал следующим образом: “Зачем Маршака трогать. Хороший детский писатель”. Фамилию деда изъяли, а список пошёл своим энкаведешным путём». Проходят десятилетия, а стихотворения Маршака стареют.
Презентация о Маршаке
– А теперь угадайте, кадры из какого фильма вы видите на экране?
Да, действительно, это кадры из комедии Татьяны Лукашевич 'Подкидыш'- одного из самых первых семейных фильмов в Советском Союзе, сценаристами которого стали знаменитая актриса театра и кино Рина Зеленая и писательница Агния Барто. Маленькая Наташа вышла из дома и потерялась в большом городе. В её судьбе приняли участие все, кого она встретила в своём увлекательном, полном весёлых приключений путешествии. Всё, конечно, закончилось хорошо. А пока Наташа блуждала по городу, она приобрела много друзей и среди взрослых и среди детей. В этом фильме снялись легенды советского кино, а многие фразы стали просто крылатыми.
СЛАЙДЫ

-
Муля, за мной! - Муля, не нервируй меня! - Я сама знаю, что мне подходит. - Муля! Посмотри, какая чудная девочка потерялась. - Скажи, маленькая, что ты хочешь, чтобы тебе оторвали голову или ехать на дачу? "Удивительная девочка - пропала сразу в четырех местах". Мальчик из детского сада — Я буду танкистом. — Тебе нельзя, ты еще маленький. — Тогда пограничником. — Нельзя, маленький потому что. — А могу я быть пограничной собакой? — Пограничной собакой – можешь. «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность», – так сформулировала своё творческое и человеческое кредо
Агния Львовна Барто
. И всем своим творчеством она подтверждала это. – А детям-дошкольникам мы так можем рассказать о жизни и творчестве Агнии Львовны.
Презентация о Барто
– Угадайте, чье это стихотворение? (Стихи Благининой)
Елена

Александровна

Благинина
, детская писательница, стихи которой также завоевали мировую известность, родилась в селе Яковлево Орловской области. Ее стихи и поэмы, песенки, скороговорки, считалки, тараторки, игры давно полюбились малышам, стали неотъемлемой частью их ученья и досуга. Педагоги и воспитатели пользуются ими в своей работе. - Кому принадлежит эпитафия на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» А кто является автором трех редакций гимна Нашей страны? принадлежит перу Сергея Михалкова
Сергей Владимирович Михалков
детский писатель, баснописец, драматург, автор слов гимнов СССР и России, отец братьев-кинорежиссеров, главный редактор сатирического киножурнала «Фитиль», человек вклад которого для отечественной детской литературы огромен.Такие его произведения, как «Дядя Стёпа», «Праздник непослушания», «А что у вас?», неоднократно переиздавались и пользуются успехом и любовью аудитории. Произведения Михалкова переведены на все языки бывших народов Советского Союза, а также на многие европейские и азиатские. Совокупный тираж его книг только на русском языке к началу 21 в. составлял около 250 миллионов экземпляров.
– Вы посмотрели несколько презентаций о творчестве по этов, предназначенных для детей. Вам понравилось? Почему? Как вы думаете, какие требования должны предъявляться к рассказу о поэтах и писателях для детей? – Обратите внимание на слайд. На нем сформулированы эти требования. Они также представлены в памятках, которые вы получите после окончания семинара.
Требования к рассказу для детей о жизни и творчестве поэтов и писателей
 факты из жизни писателя должны быть точными и научными;  изложение должно быть образным, интересным, доступным дошкольнику. Не следует приводить даты (хронология не понятна ребенку). Можно использовать перифразы: это было очень давно, когда не было еще не только ваших мам и пап, но даже ваших бабушек и дедушек, или это было так давно, что не только электричества не было, но даже и поезда еще не ходили;  рассказ о зарубежном авторе целесообразно предварить сообщением о его стране;  в рассказе могут быть сведения о детстве писателя, его семье, друзьях, играх, годах учения, отношении писателя к детям, о его литературном труде;  рассказ должен быть оснащен наглядным материалом;  в рассказ нужно включать вопросы, выявляющие знания детей о произ- ведениях писателя, о его жизни и творчестве, опыт посещения памятных мест, музеев, связанных с творчеством автора, просмотра фильмов;  важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя.
Чтение произведений по книге
Одной из основных форм и методов ознакомления с художественной литературой является чтение. XI век – период новейших электронных технологий. И наши дети, даже самые маленькие, идут в ногу со временем. Большое место в нашей жизни занимают компьютерные технологии, сеть Интернет. Люди стали реже ходить в библиотеку. Однако радует, что стали читать…. электронные книги. Это аналог бумажных носителей, только более компактный, более вместительный, более доступный, потому что можно быстро скачать из Интернета практически любую книгу. Конечно, никакая электроника не может заменить книги, но прийти на помощь педагогам и вечно занятым родителям, она, конечно, может. Мы сейчас Вам продемонстрируем варианты использования электронных книг, а после просмотра просим Вас высказать свое мнение относительно целесообразности их использования. Демонстрация электронных книг, обсуждение целесообразности их использования в работе с детьми. Однако только читать произведения детям (будь то бумажный или электронный носитель) недостаточно. Чтение обязательно должно сопровождаться беседой о прочитанном. – О чем надо спрашивать детей в процессе беседы о прочитанном? – Все вопросы, которые вы назвали можно сгруппировать в 3 блока. Они представлены на слайде.
Вопросы в беседе о прочитанном тексте должны быть направлены
1) на понимание детьми содержания (о чем произведение, кто его главные герои, какие события и в какой последовательности произошли в тексте и т.д.); 2) на понимание формы произведения (каков жанр прочитанного текста, какие средства образной выразительности используются в тексте и т.д.);
3) на выражение личного отношения к прочитанному (понравилось произведение или нет и почему).
Драматизация произведения выбранного автора

Слайд
– Следующая форма ознакомления детей с художественными произведениями – драматизация и инсценировка художественных текстов. Инсценировка – это заранее подготовленный спектакль, разыгрывающий весь художественный текст или его часть. Для этого пишется сценарий, разучиваются роли, проводятся репетиции. Драматизация – очень похожа на сюжетно-ролевую игру, только по мотивам художественного текста. В ней нет сценария, роли не разучиваются, репетиции не организуются. Ребята самостоятельно или по предложению педагога разыгрывают сюжеты, могут изменять его по-своему усмотрению. – Педагог, работающий с детьми, должен сам знать много произведений и быть артистом, что бы показать их ребятам. Сейчас мы попробуем создать импровизированный мини-спектакль по стихотворению Самуила Яковлевича Маршака «
Дом который построил Джек».

Дидактические игры и упражнения по художественной литературе
Вам всем хорошо известно, что игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую,
дидактическую задачу
. – Как вы думаете, дидактическая задача игр по мотивам художественных произведений может охватывать знания детьми, каких сторон текста? - содержания художественных произведений (события, действия); - героев; - структуры произведения, жанровых особенностей; - характерных особенностей лексики произведений; - знание автора текста и т.д.

Но игра не может быть игрой, если в ней нет игровых правил и игровых действий.


Игровые

правила
могут быть разными. Могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Примеры игровых правил могут быть следующими: - кто ошибется, тот платит фант, - кто заметит небылицу в рассказе или стихотворении, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы, - отбирать карточки можно только по сигналу водящего (для настольно- печатных игр); - кто назовет больше всего правильных ответов, тот победил. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется
игровыми действиями
. Характеригровых действий может быть следующим: - движение, - прятание, поиск, - разыгрывание ролей и сюжетов на основе произведений, - подбор примеров, - загадывание и отгадывание, - соревнование,
- кому брошу мяч, тот отвечает, - прошепчи ответ на ушко, - разыгрывание фантов и т.д. Чем разнообразнее игровые действия, тем дольше можно удерживать внимание ребенка на решении дидактических задач. Наши педагоги-экспериментаторы составляли различные дидактические игры по мотивам художественных произведений, которые они сейчас продемонстрируют вам.


В раздел образования