Напоминание

"Обучение написанию изложения учащихся с нарушением слуха"


Автор: Максимова Светлана Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ ВО "Бобровская ШИ"
Населённый пункт: город Бобров, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение написанию изложения учащихся с нарушением слуха"
Раздел: начальное образование





Назад




Обучение написанию изложения учащихся с нарушением слуха.

Одной из важнейших педагогических задач современной школы является

подготовка учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. Эта задача

становится всё актуальнее, т.к. с каждым годом увеличивается поток информации,

в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Обучение в

школе расширяет источники и возможности речевого развития детей. Развитие

речи – важная задача обучения родному языку.

Всестороннее развитие и обучение детей с нарушением слуха в условиях

специального обучения предусматривает овладение учащимися словесной устной

и письменной речи, развитие словесно-логического мышления.

Речь

ребёнка

с

частичной

сохранностью

слуха

отличается

нарушением

произношения, своеобразием словарного запаса и грамматического строя. Всё это

находит свое отражение и в письменной речи слабослышащих детей.

Одним из эффективнейших средств развития речи детей с нарушением

слуха

является

изложение.

Обучение

изложению

позволяет

учителю

вести

целенаправленную и систематическую работу по развитию слухового восприятия

и воспитанию прочих навыков чтения с губ.

Рахиль Марковна Боскис, отечественный сурдопедагог и доктор

педагогических наук, утверждала: «Условием того, что изложение будет

выполнять свои функции — развивать речь детей с недостатками слуха, —

является серьезная последовательная работа, учитывающая речевые особенности

детей с нарушением слуха».

Изложения – традиционный, проверенный в практике обучения вид работы по

развитию связной речи. При работе над изложением не только активизируется

пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и

употреблением

которых

проводиться

в

классе

определённая

работа,

речь

учащихся обогащается и другими языковыми средствами выражения мысли. Под

влиянием

языковых

особенностей

исходного

текста

учащиеся

начинают

использовать в своей речи более разнообразные по структуре и стилистической

принадлежности грамматические конструкции. Анализируя содержание текста,

школьники учатся выделять главное и второстепенное, доказательства и выводы,

делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними связь, составлять

план.

Учащимся

предлагается

ряд

заданий,

способствующих

развитию

навыка

написания изложений:

1. Работа над оформленным предложением-образцом. Анализ готовых

предложений.

2. Деление сплошного текста на предложения.

3.Нахождение границ каждого предложения

4.Исправление текста.

5. Редактирование текста.

6.Работа с деформированным текстом.

7. Списывание дополненного текста.

8. Запись текста по вопросам.

9.Орфографическая подготовка.

10. Пересказ отдельных частей текста.

При

работе

над

изложением

учащиеся

с

нарушением

слуха

должны

установить тему и сюжет текста, продумать его план и композицию, вдуматься в

содержание и идейный смысл, дать оценку поведения действующих лиц.

Учащиеся

обогащают

свой

словарный

запас,

используя

те

или

иные

синтаксические конструкции, более сознательно расставляют знаки препинания,

укрепляют

навыки

орфографии.

Использование

и

подбор

детьми

соответствующей лексики, фразеологии и синтаксических оборотов развивают

стилистическую грамотность, интерес к слову.

«Начинать работу над изложением… говорил отечественный дефектолог,

учитель русского языка и литературы, Леонид Ефимович Фингерман …наиболее

целесообразно в 3-м классе. К этому времени на уроках цикла предметов русского

языка — при чтении, формировании грамматического строя речи, развитии

разговорно-обиходной речи — учащиеся получили уже некоторую речевую базу,

усвоили практически ряд грамматических закономерностей, получили навык

работы с новым текстом, ознакомились с рядом письменных упражнений связной

речи».

В 3 классе учитель раскрывает перед детьми само понятие «изложение»,

знакомит учащихся с особенностями данного вида упражнения по развитию речи.

Под руководством учителя дети разбирают небольшие тексты (20—30 слов) и

учатся их самостоятельно излагать. Основное требование к работам учащихся —

осмысленно, своими словами изложить хорошо понятый текст. Необходимо учить

детей пользоваться только теми словами, которые они понимают и умеют

правильно писать. Вся эта работа проводится с использованием наглядности

различных видов.

В 4 классе усложняются требования, как к работам учащихся, так и к формам

обучения изложению. Используя навыки планирования, которые дети получают на

уроках чтения, учитель углубляет работу над планом, учит детей членить новый

текст на смысловые части, составлять под его руководством план рассказа.

Учащиеся должны уметь составлять план не только в форме вопросов, но и в

форме повествовательных предложений. Педагог учит детей самостоятельно

писать изложение незнакомого текста значительно большего объема, постепенно

переходя от изложений повествовательного характера к изложениям с элементами

описания, рассуждения, к умению излагать текст подробно и кратко, писать

изложения типа характеристики.

Очень важно, чтобы при работе над изложением у учащихся преобладало

стремление правильно изложить свои мысли и чтобы это не заглушалось боязнью

допустить ту или иную орфографическую, пунктуационную или стилистическую

ошибку.

Работа над обучающим текстом изложения в классе делится на следующие

этапы:

1.Подготовка учителя к проведению изложения.

2.Вступительное слово учителя.

3.Чтение текста.

4.Словарная работа, разбор содержания, установление идеи произведения.

5.Составление плана.

6.Вторичное чтение.

7.Устный пересказ текста учащихся.

8.Самостоятельная работа учащихся над письменным изложением.

Во

вступительном

слове

учитель

сообщает

название

рассказа,

который

предлагается учащимся для изложения, фамилию автора, время его написания.

Чтение проводится 2 раза, но в обучающем изложении должно проводиться

не подряд. Первое чтение проводится после вступительной беседы. Необходимо

выбрать

общий

тон

чтения.

Это

имеет

большое

значение,

так

как

поможет

передать

идейное

содержание

текста.

Большую

роль

при

этом

играют

используемые автором словарь и синтаксические конструкции.

Читать

следует

так,

чтобы

учащиеся,

слушая

учителя,

уже

схватывали

разделение отрывка на отдельные части, предварительно почувствовали его план,

для чего при переходе от одной части к другой делаются большие паузы, чем

между отдельными предложениями, и несколько изменяется высота голоса.

Прежде чем приступить к разбору содержания текста, учитель объясняет

учащимся значение непонятных слов. Ребенок с нарушением слуха воспринимает

и запоминает слова в искаженном виде. Ограниченность речевого опыта ребенка с

нарушением слуха , возникающая в связи с неполным восприятием речи на слух,

ведет к недостаточному запасу слов и к своеобразному применению этих слов.

Слова, которыми пользуются дети с нарушением слуха , нередко характеризуются

искаженным произношением.

В связи с общим недоразвитием речи у детей с нарушением слуха можно

наблюдать

неточность

в

понимании

значения

слов,

что

обуславливает

неправильное их употребление.

Учитель должен хорошо знать уровень речевого развития своих учащихся и

систематически

контролировать

правильность

понимания

и

применения

даже

самых употребляемых слов. В этом случае будет создана основа для полноценного

словарного обогащения и в конечном итоге медленного развития речи ребенка с

нарушением слуха. Особенно трудны для усвоения детьми с нарушением слуха

прилагательные, местоимения, наречия.

Итак, перед разбором содержания текста объясняется учащимся значение

непонятных слов. Трудные в орфографическом отношении слова, правописание

которых учащимся неизвестно, и все собственные имена, встречающиеся в тексте,

выписываю на доске.

Обучение изложению детей с нарушением слуха – очень сложный и

длительный процесс, во время которого необходимо постепенно и

систематически доводить до сознания учащихся весь комплекс требований,

которые предъявляются к данной работе. Кроме того, изложение является одним

из средств повышения культуры подрастающего поколения, формирования его

мировоззрения, эстетических и нравственных взглядов.



В раздел образования