Напоминание

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Рослова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1353 имени генерала Д.Ф. Алексеева
Населённый пункт: г.Зеленоград, г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

.

Экологическое образование дошкольников — решается в основном на основе

формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного

детства.

Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у

детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и

общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и

взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с

окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к

природе.

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека

определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также

владение практическими действиями, согласующимися с требованиями

разумного, бережного отношения к природе.

Экологическая культура включает

в себя следующие компоненты:

- экологические знания и умения;

- экологическое мышление;

- ценностные ориентации;

- экологически оправданное поведение.

Задачи:

- Рассмотреть понятия «экологическая культура», «формирование начал

экологической культуры личности», задачи по экологическому воспитанию для

подготовительной к школе группы.

- Изучить теоретические основы зарубежных и отечественных исследователей

по проблеме.

- Раскрыть структуру проведения занятий в подготовительной к школе группе.

- Изучить особенности растительного и животного мира Тверского края,

рассмотреть направления региональной программы экологического воспитания.

- Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме формирования

начал экологической культуры у дошкольников 6-7 лет.

- Составить методический материал. Выполнить подборку специальных занятий

по ознакомлению с растительным и животным миром родного края.

Особое внимание при работе с детьми этого возраста следует уделить

воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать

элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Для реализации целей и задач работы предусматривается следование

принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции,

координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с

ребенком в условиях дошкольной организации и семьи.

Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром

развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему

развитию ребенка.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ.

Понятие

экологической культуры.

Понятие экологической культуры соединяет в себе:

- знание основных законов природы;

- понимание необходимости считаться с этими законами и в ознакомлении с

родной природой руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и

коллективной деятельности;

- стремление к оптимальности в процессе личного и производственного

природопользования;

- выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей

человека среде, здоровью людей.

Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные,

эстетические и этические, деятельно—волевые аспекты человеческой жизни,

практику бытовой и профессиональной деятельности. Экологическая культура

личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и

уважения жизни, и её главным показателем является социальная и

индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни

людей.

Д.В. Владышевский сущность экологической культуры связывает с

природопользованием, осознанием опасности и недопустимости безудержного

использования ресурсов планеты, с переходом к общенациональному

сбережению природы. Академик Б.Т. Лихачёв рассматривает экологическую

культуру как производное от экологического сознания. Она должна строится на

экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в

природоохранной деятельности, грамотное её осуществление, богатство

нравственно—эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с

природой. В.А. Игнатова всесторонне (теоретически и экспериментально)

изучает процесс становления экологической культуры. Исходной в её

исследовании является такая позиция: экологическая культура—часть

общечеловеческой культуры, отдельная её грань, отражающая взаимосвязи

человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. Центром

экологической культуры являются универсальные ценности и такие способы

деятельности, которые позволяют сохранить эти ценности. Критерием

сформированности экологической культуры являются обоснованные с точки

зрения законов экологии поступки, поведение и деятельность человека,

действия, экологически сообразные социоприродной среде. Экологическая

культура может быть сформирована у дошкольников в процессе обучения.

Ключевыми показателями экологической культуры являются целостное

представление о социоприродной среде, обобщённая картина мира, понимание

системности и процессуальности мира; экологическое мышление; экологически

целесообразная деятельность и поведение. Важнейшим условием формирования

экологической культуры личности является интеграция естественнонаучного и

гуманитарного знания в содержании образования .

Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ

правильного отношения к окружающему миру.

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых

актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства -

рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека,

но и природы.

В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе

позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного

экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача

формирование у дошкольников основ экологической культуры.

Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает

решение следующих задач:

1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний

о ценности природы и правилах поведения в ней.

2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление

экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

3. Накопление детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой.

Задача педагогов ДОО на основе эмоционально-эстетического восприятия

детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать

правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Сущность и содержание

экологического воспитания дошкольников 6-7 лет.

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление,

которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит

этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся

программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого

состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях

природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению:

научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в

отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее

десятилетие работа дошкольных организаций сосредоточилась на воспитании у

детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло

природоохранную окраску. Экологическое воспитание - новая категория,

которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее

ответвлениями. В классической экологии центральными понятиями являются:

взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания:

функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих

на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и

взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров

из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему

и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.

Взаимодействие человека с природой - второй, чрезвычайно важный аспект

экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей - социальной

экологии, экологии человека - не может остаться в стороне от познания

современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком

природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье

людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью

формирования у детей начальной позиции по этому вопросу. Итак, в основе

экологического воспитания - адаптированные на школьный возраст ведущие

идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и

среда. Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал

экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в

дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического

образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный

опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его

выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного

воспитания, которая, ориентируясь на обще-гуманистические ценности, ставит

задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве

фундамент личностной культуры - базисные качества человеческого начала в

человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности -

природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом - это те

ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества: материальная и

духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты

составляют среду обитания человека и основу его производственной

деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и

стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных

произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-

правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее

многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям,

создающим на основе ее богатств материальные или

духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание

ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе

взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным

миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых

организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из

материалов природного происхождения. .

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации

воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект -

очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к

поступлению в школу.

Они сводятся к следующему:

- создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических

проблем и приоритетности экологического воспитания;

- создание в дошкольной организации условий, обеспечивающих

педагогический процесс экологического воспитания;

- систематическое повышение квалификации педагогического персонала:

овладение методами экологического воспитания, совершенствование

экологической пропаганды среди родителей; осуществление систематической

работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее

совершенствование; выявление уровня экологической культуры - реальных

достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах

детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и

оценках себя .

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу

экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются

обязательным компонентом процесса формирования начал экологической

культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические

знания формируют осознанный характер отношения и дают начало

экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания

закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с

окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не

может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно

игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный

фактор. Биоцентрический подход к вопросам экологического образования,

ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть,

выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в

самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно

взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам. Это тем более важно для

России, спецификой которой являются большая протяженность и

географическое разнообразие. Исторически сложившееся благоговейное

отношение народов России к природе представлено в настоящее время ярко

выраженной природоохранной тенденцией в образовании. Термин

«экологическое образование», соединяющий в себе изучение природы, ее

охрану, взаимодействие человека с природой, среду его обитания, соответствует

российской специфике и решению существующих экологических проблем

средствами образования. Изучение законов природы может быть начато в

дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и

успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-

педагогическими отечественными исследованиями. В этом случае содержание

экологических знаний охватывает следующий круг:

связь растительных и животных организмов со средой обитания,

морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы

роста и развития; многообразие живых организмов, их экологическое единство;

сообщества живых организмов; человек как живое существо, среда его

обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;

использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека,

загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

Первая и вторая позиции - это классическая экология, ее основные разделы:

аутэкология, рассматривающая жизнедеятельность отдельно взятых организмов

в их единстве со средой обитания, и синэкология, вскрывающая особенности

жизни организмов в сообществе с другими организмами на общем пространстве

внешней среды. Ознакомление с конкретными примерами растений и животных,

их обязательной связью с определенной средой обитания и полной

зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные

представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи

является приспособленность строения и функционирования различных органов,

контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры

растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во

внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным

аспектом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего

фактора .

Третья позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов -

сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах,

пищевых зависимостях, которые существуют в них. А также внести понимание

единства в многообразие форм живой природы - дать представление о группах

сходных растений и животных, которые могут быть удовлетворены лишь в

нормальной жизненной среде. У детей закладываются понимание само ценности

здоровья и первые навыки здорового образа жизни. Четвертая позиция - это

элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на

некоторых примерах потребление и использование в хозяйственной

деятельности природных ресурсов (материалов). Ознакомление с этими

явлениями позволяет начать вырабатывать у детей экономное и бережное

отношение к природе, ее богатствам.

Описание возрастных особенностей

детей 6-7 летнего возраста

Кризис который приходит на этот возраст поднимает дошкольника на

следующий этап его развития. Все психологи, работающие с 6-летними детьми,

приходят к одному и тому же выводу: 6-летний ребенок по уровню своего

психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности

мышления, присущие дошкольному возрасту; у него преобладает

непроизвольная память (так что запоминается, главным образом, то, что

интересно, а не то, что нужно запомнить); специфика такова, что ребенок

способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 15 минут.

Особенно личности 6-летних детей создают дополнительные трудности в

процессе обучения. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще

неустойчивы и ситуативны, поэтому во время учебных занятий у большинства

детей они появляются и придерживаются только благодаря усилиям учителя.

Завышенная самооценка, характерная также для большинства детей, приводит к

тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки. Они считают

оценку своей учебной работы оценкой личности в целом, и когда педагог

говорит: «Ты сделал неправильно», - это воспринимается, как «Ты плохой».

Получение отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность, состояние

дискомфорта, из-за которых, значительная часть ребят, становится пассивной,

бросает начатую работу или требует помощи педагога. Неустойчивость

поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как

отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на занятиях.

Обучение шестилеток трудоемкое и такое обучение должно строиться с учетом

специфики их развития. В мировой педагогической практике накоплен большой

опыт обучения шестилеток. Кризис 7 лет не жестко связан с объективным

изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в

которую он включен, - будь то стабильные отношения или резко меняющиеся.

Изменилось восприятие своего места в системе отношений – значит, меняется

социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового

возрастного периода. Как считает Л. И. Божович, кризис 7 лет – это период

социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке

ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые

интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят

новые. Все. Что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь,

оценки достижений), оказывается ценным, то, что связано с игрой, менее важны.

Маленький школьник с увлечением играет, и играть будет еще долго, но игра

перестает быть основным содержанием его жизни.

Перестройка эмоционально-волевой сферы не ограничиваются появлением

новых мотивов и сдвигами, перестановками в иерархической мотивационной

системе ребенка. В кризисный период происходят глубокие изменения в плане

переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном

возрасте. В конце дошкольного детства наметилось осознание ребенком своих

переживаний. Именно сейчас осознанные переживания образуют устойчивые

аффективные комплексы.

Остальные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок до семилетнего

возраста не оставили следа в его памяти. На период кризис 7 лет проявляется

то, что Л. С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или

успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково

переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного

комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия

или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности.

Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут меняться, даже

исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них,

подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в

структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня

притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика

чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними

устанавливаться связи, становится возможной борьба переживаний.

Такое усложнение эмоциональной – мотивационной сферы приводит к

возникновению внутренней жизни ребенка. Это не слепок с внешней его жизни.

Хотя внешние события, ситуации, отношения составляют содержание

переживаний, они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные

представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его

уровня притязаний, ожиданий и т.д. Начавшаяся дифференциация внешней и

внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения.

Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между

желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это

интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить

будущий поступок с толчки зрения его результатов и более отдаленных

последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный, поскольку

определяется личностный смысл поступка – его место в системе отношений

ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменения этих

отношений. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится

важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает

импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому

механизму утрачивается детская непосредственность: ребенок сам размышляет,

скрывает свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что

ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как «внутренне», хотя на протяжении

младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться

открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых,

сделать то, что сильно хочется. Итак доминирующей функцией у детей 6-7 лет

становится мышление. Благодаря которому, интенсивно развиваются,

перестаиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от

интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается

наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к

словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные

рассуждения: рассуждая, он использует операции. Однако это еще не

формально-логические операции, рассуждать в гипотетическом плане ребенок

еще не может. В процессе обучения у ребят формируются научные понятия.

Оказывая крайне важное влияние на становление словесно-логического

мышления, они, тем не менее, е возникают на пустом месте. Овладевая научной

логикой, ребенок устанавливает соотношения между понятиями, осознает

содержание обобщенных понятий, а это содержание, связываясь с житейским

опытом ребенка, как бы вбирает его в себя. Научное понятие в процессе

усвоения проходит путь от обобщения к конкретным объектам. Овладение в

процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о

развитии у дошкольников 6-7 лет основ понятийного или теоретического

мышления. Восприятие недостаточно дифференцировано. Из-за этого ребенок

иногда путает похожие буквы и цифры. Хотя он может целенаправленно

рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном

возрасте, наиболее яркие, бросающиеся в глаза свойства – в основном, цвет,

форма и величина. Для того чтобы педагог более тонко анализировал качества

объектов, он должен проводить специальную работу, обучая дошкольника

наблюдению. Если для младших дошкольников было характерно

анализирующее восприятие, то к концу старшего дошкольного периода, при

соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие.

Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между

элементами воспринимаемого.

Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности.

Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них

интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными

пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от

дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать

материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение

строится с опорой на произвольную память. Старшие дошкольники уже

обладают хорошей механической памятью. Многие из них замечательно

воспроизводят заученные стихотворения. Совершенствование смысловой

памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг

мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда

ребенок осмысливает материал, понимает его, он его одновременно и

запоминает. Он запоминает даже непонятный ему текст. Внимание бурно

развивается в старшем дошкольном возрасте, ребята гораздо более внимательны.

Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у

них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние

впечатления – сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на

непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом,

малой устойчивостью – они могут сосредоточенно заниматься одним делом в

течение 10-20 минут. В учебной деятельности развивается произвольное

внимание ребенка. Первоначально следуя указаниям педагога, работая под его

постоянным контролем, он постепенно приобретает умение выполнять задания

самостоятельно – сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за

процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание

ребенка старшего дошкольного возраста. Разные дети внимательны по-разному:

раз внимание обладает различными свойствами, эти свойства развиваются в

неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ребята имеют

устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и

старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей задаче им

трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но так же

легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая

организованность внимания сочетается с его малым объемом.

Старший дошкольный возраст – начало школьной жизни. Вступая в него,

ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию.

Учебная деятельность становиться для него ведущей. На протяжении этого

периода у ребенка развивается теоретическое мышление, он получает новые

знания, умения, навыки – создает необходимую базу для своего последующего

обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее

результативности непосредственно зависит развитие личности и уже младшего

школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки

ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника

или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и

само принятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений

качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства

компетентности – нового аспекта самосознания, который, наряду с

теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным

новообразованием младшего школьного возраста. Если чувства компетентности

в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и

возникает чувство неполноценности; могут развиваться компенсаторные

самооценка и мотивация .

Общие задачи экологического воспитания в

работе дошкольной образовательной организации.

Задачи оздоровительной направленности: охранять и укреплять здоровье

детей; учить их правильно взаимодействовать с природой; формировать умение

рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития

личности; учить согласовывать свое поведение с факторами среды.

Задачи образовательной направленности:

- формировать элементарные экологические знания и представления, а также

начала, азы экологического мировоззрения;

- уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;

- формировать умение самостоятельно решать различные экологические задачи;

- учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса:

знакомить с особенностями жизни животных (животные в природе живут в

определенных местах, питаются определенной пищей и нуждаются в

определенных условиях для выведения потомства);

- показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой

обитания;

- показать многообразие животных организмов и их сообществ;

- формировать представление о том, что человек - часть природы, его жизнь

зависит от состояния природных объектов, а их сохранность - обязательность

человека;

- познакомить с Красной книгой.

Задачи воспитательной направленности:

- формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;

- формировать эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам

в процессе общения с ними;

- воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать

другим людям, поддерживать их в трудную минуту, уважительное отношение к

традициям своего народа;

- развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об

экологических проблемах города (поселка, деревни и т.д.);

- формировать умение создавать и поддерживать необходимые условия для

роста растений и жизни животных в неволе;

- развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным,

животным живого уголка в дошкольной организации, к лесным богатствам; -

воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцы, трактористы,

лесничий и т.д.);

- формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля, от которого зависит

жизнь всего живого.

Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с

природными явлениями:

- формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями,

домашними животными;

- учить ухаживать за объектами Уголка природы;

- учить заботиться о чистоте двора, участка детского сада, группы, города

(поселка, деревни и т.д.).

Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия

в продуктивных видах деятельности:

- развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в рисунке,

лепке и аппликации;

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

- учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру

природы;

- показать, как мастера народного декоративно-прикладного искусства

используют природные ресурсы (дерево, глина, камни и т.д.) и отражают красоту

окружающей природы в своих изделиях .

5. Занятия как одна из форм экологического воспитания дошкольников в

приобщении к природе.

Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на

занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на

участке и в уголке природы). Занятия по ознакомлению дошкольников с

природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом

возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под

руководством педагога формируется система элементарных знаний у всех детей

группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и

последовательности развиваются их основные познавательные процессы и

способности. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.

Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов

зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях

формируются первичные знания. С этой целью педагог использует наблюдение,

рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ

диафильмов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются и

углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях

используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида —

обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы,

дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети

применяют полученные знания на практике. Занятия проводятся во всех

возрастных группах: в старших — пo 1 занятию каждую неделю.

Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки.

Подготовка к занятию. Эффективность занятия зависит от того, как педагог

подготовится к его проведению. Наметив тему занятия, он должен пополнить,

уточнить собственные природоведческие знания по теме, а затем разработать

программные задачи занятия. В определении содержания программных задач

педагог исходит из требований «Программы воспитания в детском саду» и

уровня развития детей своей группы, учитывает и особенности природного

окружения. Отбирая программное содержание, необходимо уточнить место

данного занятия в системе работы. При этом педагог должен помнить, что одно

и то же программное содержание должно повториться в занятиях, в других

формах работы, при использовании различных методов, так как оно усваивается

детьми постепенно. В программное содержание включаются 2 группы задач:

образовательные и воспитательные. Образовательные задачи — это тот объем

знаний, который необходимо дать детям на занятии или уточнить и

конкретизировать. Образовательные задачи включают и развитие

познавательных процессов, отдельных мыслительных операций, развитие речи,

а также формирование навыков учебной деятельности. В содержание

образовательных задач включают также формирование познавательного

интереса детей к природе. Воспитательные задачи, решаемые на занятии,

направлены на формирование положительного, бережного, заботливого

отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней. На занятиях, где

используется труд детей, в программных задачах отражают необходимость

формирования трудовых навыков и умений, а с использованием метода

наблюдения в программное содержание включают развитие этой деятельности.

При подготовке к занятию и его проведении важно правильно определить метод

построения занятия. Выбор метода зависит от характера образовательных задач,

от особенностей самого природного объекта и от возраста детей. Так,

формирование знаний о диких животных лучше всего осуществить через показ

диафильмов, кинофильмов, а ознакомление с животными или растениями уголка

природы требует проведения непосредственного наблюдения за ними.

Разнообразие предметов природы и методов обучения, используемых на

занятиях, требует от воспитателя тщательной подготовки обстановки. Для

рассматривания животных, комнатных растений, картин детей сажают

полукругом. Это позволяет всем активно участвовать на занятии. Если на

занятии используется раздаточный материал, и каждый получает объект

наблюдения, то детям удобнее сидеть за столами. Иногда занятие, посвященное

воспитанию навыков труда, организуется в групповой комнате. В этом случае

наиболее рациональное размещение детей — за столами, поставленными буквой

П или лентообразно. При этом дети имеют возможность лучше видеть показ

педагогом приемов работы, им удобно действовать при выполнении трудового

задания, а педагог имеет большую возможность для обучения и контроля.

Готовясь к проведению занятия, педагог продумывает, какие отобрать наглядные

пособия: картины, рисунки, гербарии, календари природы, погоды и т. п.; какие

животные, растения, виды корма, предметы ухода за животными и растениями,

посадочный материал потребуются для работы. Только после этого педагог

продумывает ход занятия. Поскольку усвоение программного содержания всеми

детьми осуществляется в ходе занятия, педагог заранее разрабатывает

последовательность работы, обеспечивающую продвижение детей в

соответствии с программными требованиями, сочетание заданий, систему

приемов, активизирующих умственную деятельность детей.

Типы

экологических занятий.

Занятия первично-ознакомительного типа. На протяжении дошкольного периода

значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах

жизни природы и деятельности человека предается детям на занятиях первично-

ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению

детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые

не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны

через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные

демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей

отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут быть домашние

и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и

моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в

лесничестве, в области природопользования и охраны природы.

Занятия обобщающего типа.

На занятиях обобщающего типа педагог ставит цель выделить ряд значимых

признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на

их основе формирует обобщенное представление. Практика обучения

показывает, что обобщения должны строиться на различных конкретных

знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего

дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных

наблюдений за объектами в природе. Анализ программ воспитания в детском

саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать

вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного

мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных

явлениях в природе. В старшем дошкольном возрасте эти конкретные знания

могут быть суммированы, обобщены. Обобщение знаний культурных и

дикорастущих растениях может проходить на основе таких моментов: различное

место произрастания, самосев дикорастущих и выращивание человеком

культурных растений, особенности ухода за ними, значение культурных и

дикорастущих растений в жизни человека. Формирование обобщенных

представлений происходит в процессе специальной беседы, стержнем которой

является система вопросов. Итак, формирование обобщенных представлений

происходит при пользовании словесного метода работы с детьми, а именно

бесед. Таким образом: обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать

интеллект детей – умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать

выводы.

Занятия углубленно-познавательного типа.

Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными,

направленно на выявление и показ детям связи между растениями, животными и

внешней средой, в которой они нуждаются. Занятия, углубленно-

познавательного типа проводятся всякий раз, когда возникает необходимость

закрепить, уточнить, расширить конкретные представлении детей, полученные в

повседневной жизни, особенно в результате длительных наблюдений за ростом

и развитием живых объектов, за сезонными явлениями природы, знакомства

детей с рядом однородных предметов природы. Углубленно-познавательное

занятие – завершающее звено той или другой локальной системы работы с

детьми. Занятия углубленно-познавательного типа, как, уже было сказано

играют важную роль в природе, в частности с фактами приспособленности

животных к среде обитания.



В раздел образования