Автор: Зарипова Ульяна Давыдовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ КСОШ им. В.И. Шарпатова
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Знакомство с задачей.
Раздел: начальное образование
Учитель: Зарипова Ульяна Давыдовна
Тема урока: Знакомство с задачей.
Цели урока: через сравнение и наблюдение познакомить с задачами на
сложение и вычитание, учить составлять задачи на сложение и вычитание по
рисунку.
Задачи урока:
Предметные УУД:
знать структуру текстовой задачи, правило оформления задачи в тетради;
-уметь составлять задачи по рисунку, уметь выполнять анализ задачи,
записывать решение и ответ задачи.
Личностные УУД:
- формировать положительное отношение к школьной и учебной
деятельности, к изучению математики;
-формировать представление о значении математики в жизни человека;
-формировать способность к самооценке.
Регулятивные УУД:
-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу,
соответствующую этапу обучения;
-формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками
результат своих действий;
- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение.
Познавательные УУД:
- формировать умение осуществлять анализ, сравнение объектов;
- под руководством учителя осуществлять обобщения, выводы (подведение
под понятие);
- строить небольшие математические высказывания в устной форме;
-уметь ориентироваться в своих знаниях, отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
-принимать участие в работе парами, понимать задаваемые вопросы,
выражать свою точку зрения.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
II.
Актуализация знаний.
1.Устный счёт.
Мы в страну знаний двинемся на поезде, номера которого зашифрованы с
помощью примеров. Вычислите и поставьте вагоны в порядке возрастания
номеров.
Игра «Составь поезд».
б) индивидуальная работа у доски (3 уч-ся).
8-1-1
3+*=5
6-*=4
5-1-1
8+*=10
*-2=5
6+1+1
6-1-*=4
*-1=8
7+0
10-*-*=8
*-3=7
4-4
4+*+*=6
4+*=8
в) Надо обвести числа, сумма которых равна 8. (Работа у доски. Подходят по
очереди и обводят).
4537
1736
2351
4467
8526
г) Математический диктант. По одному выходят и записывают полученные
числа.
- Какое число идет за числом 2, 5, 8?
- Какое число идет перед числом 1, 3, 10?
- Назовите соседей чисел 6, 9.
Вывод: каким образом можно получить последующее число?
предыдущее число?
2. Задания в стихотворениях на повторение.
- Прослушайте задания и дайте ответы.
Раз к зайчихе на обед
Прискакал дружок- сосед
На пенёк зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок
Сколько съедено морковок? (2+2=4)
6 весёлых медвежат
За малиной в лес спешат
Но 1 малыш устал,
От товарищей отстал,
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди? (6-1=5)
- Как в математике называют такие задания?
- Почему? ( Есть условие и вопрос.)
- Что же такое задача? (Математический рассказ, в котором есть вопрос.)
- Что значит ответить на вопрос задачи? ( Решить задачу.)
Вывод: Кто помнит из каких частей состоит задача?
1. Условие.
2. Вопрос.
3. Решение.
4. Ответ.
-Ребята, кто запомнил из каких частей состоит задача, покажите сигнальные
карточки.
III.
Самоопределение к деятельности.
1.
Сравнение двух рассказов.
- Ребята, прослушайте 2 рассказа и сравните их.
1 рассказ:
Девочка вырезала 4 снежинки, а мальчик 2 снежинки. Снежинки - это
кристаллики льда.
2 рассказ:
Девочка вырезала 4 снежинки, а мальчик 2 снежинки. Сколько
снежинок вырезали дети?
- Какой из рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой в
учебник «Окружающий мир»?
- Почему вы так решили? Что есть во втором рассказе?
2. Решение задачи.
- Давайте, решим задачу. ( Составляют из цифр и записывают в тетрадях)
- Кто расскажет решение задачи? 4+2=6
- Кто скажет ответ задачи?
-Кому было понятно, как решать задачу и кто сам решил задачу, нарисуйте
зеленый кружок на полях.
Вывод: Из каких частей построена задача?
IV. Физкультминутка.
V. Работа по теме урока. Работа с новым материалом.
Ребята, а вы всё знаете о задачах? Вы хотите узнать новое?
Тема урока «Составление задач по рисунку».
1. Коллективное составление задач по картинке.
-Кого вы видите на доске? (рыбок)
- Сколько оранжевых рыбок ?
- Сколько фиолетовых рыбок?
- Составьте задачу в решении которой будет знак «+»
- Условие задачи
- Вопрос задачи.
- Решение задачи. ( 5+2= 7(р)
- Ответьте на вопрос задачи. ( 7 рыбок)
- Составьте задачу в решении которой будет знак «-»
- Условие задачи
- Вопрос задачи.
- Решение задачи. ( 7-2= 5(р)
- Ответьте на вопрос задачи. ( 5 рыбок)
-Что мы с вами делали? ( Составляли задачи)
2. Работа в паре. Составление задач по рисунку. Слайд. 2 свеклы и один кочан
капусты.
- Сейчас вам надо в паре с соседом по парте составить задачи на сложение и
вычитание по рисунку.
-Вы должны договориться, кто будет составлять первую задачу, а кто –
вторую задачу.
- Как вы будете работать? ( дружно).
3. Проверка самостоятельной работы.
Пара сообщает: «Мы готовы»
1 пара рассказывает задачу на сложение.
Условие задачи.
Вопрос задачи.
Решение задачи.
Ответ задачи.
Все ученики оценивают пару сигнальными карточками.
2 пара рассказывает задачу на вычитание.
Условие задачи.
Вопрос задачи.
Решение задачи.
Ответ задачи.
VII. Работа по вариантам. Учебник. с.90 ,№1, составить задачи.
VIII. Рефлексия.
Возвращаемся к нашему поезду. Сколько вагонов в составе? На станции
добавили ещё два вагона. Составим задачу.
На следующей станции отцепили один вагон. Составить задачу.
- Что мы с вами делали? Мы научились это делать?
- Кому было понятно, как составить задачу по рисунку и решить, поднимите
сигнальные карточки.
IX. Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Из каких частей состоит задача? Что значит решить задачу?