Напоминание

Формы работы с детьми по теме "Формирование у детей элементарных представлений о естествознании".


Автор: Артемьева Ольга Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 ж.-д.ст.Шентала СП ДС "Звездочка"
Населённый пункт: Самарская область, ж.-д.ст.Шентала
Наименование материала: статья
Тема: Формы работы с детьми по теме "Формирование у детей элементарных представлений о естествознании".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формы работы с детьми по теме «Формирование у детей элементарных

представлений о естествознании».

Детский сад - это одно из первых звеньев, где закладываются у детей

элементарные представления о естествознании.

Формирование

естественнонаучных

представлений

носит

интегрированный

характер

и

нацелено

на

сохранение

целостного

детского

мировосприятия,

приобщение

дошкольников

к

научному

миру

(первичным

элементарным

знаниям

по

астрономии,

ботанике,

зоологии,

анатомии,

географии,

геологии,

физике)

посредством

включения

в

ритм

природы,

«проживания» календарного года.

Особенно актуальным становится отбор методов и приемов, форм работы с

детьми. Как наглядно показать и доступно объяснить дошкольнику то, что он не

может наглядно увидеть, учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает

наглядно-образное

мышление?

Многие

понятия

абстрактны

и

трудны

для

понимания детьми-дошкольниками. Их усвоение требует особой организации

познавательной деятельности, включение экспериментирования, тесно связанной

в дошкольном возрасте с ведущим видом деятельности - игрой.

Проводим различные игровые методы, упражнения, беседы, мини-

эксперименты, разного рода наблюдения, мини- проекты и т.д.

Включаем игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры,

различные формы проведения ситуаций: это разговор воспитателя с детьми,

игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации.

Используем литературно-сказочных персонажей: Чипполино, Незнайка и

героев из мультфильма Фиксиков и др. Вносим в процессы обучения игровой

стержень, создаем условия для слияния игровой и учебной деятельности, что

повышает умственную активность детей.

Организуем для детей экологические экспедиции. Целью такой экспедиции

является

формирование

у

детей

представления

о

происходящих

природных

явлениях,

экологической

обстановке

села.

В

процессе

экспедиций

дети

наблюдают

за

объектами

природы,

делают

зарисовки,

записи

с

помощью

воспитателя.

Также в работе с детьми широко используем методы ТРИЗ, моделирование.

Детям

очень

нравится

игра

«Хорошо

плохо»

-

учим

детей

выделять

противоречивые свойства объектов и явлений.

В каждой возрастной группе организованы центры научно-

исследовательских работ. Здесь дети активно включаются в исследовательскую

деятельность – проводят наблюдения и опыты. Дети изучают свойства воды,

камней,

песка,

играют

с

ними,

проявляют

творческие

качества,

развивают

воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. Собран

необходимый методический материал, иллюстрации, фотографии, дидактические

игры

по

экологическому

развитию,

книги,

энциклопедии,

видеоматериалы.

Коллекции

различных

материалов

(камней,

растений,

тканей)

способствуют

знакомству детей с различными природными объектами, развитию у них навыков

классификации объектов по различным признакам.

Учитывая стремительное изменение окружающей предметной среды

ребёнка, которая становится всё более насыщенной разного рода электронной

техникой, стараемся оборудовать предметно-развивающую среду компьютерным

и мультимедийным оборудованием. Шагая в ногу со временем, образовательный

процесс

в

СП

ДС

строим

с

интенсивным

применением

инновационных

образовательных

технологий.

И

в

нашем

саду

появилась

специальная

детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии». Так, в игровой

форме, вместе с героем Наурашей, дети учатся измерять температуру, понимать

природу звука и света, знакомятся с чудесами магнитного поля. В игровой

форме

знакомим

детей с

различными

природными

явлениями.

Главная

задача Наураши - дать понять маленькому испытателю, что существует некий

прибор

каждом

наборе

есть цифровой

датчик,

сделанный

в

виде

божьей

коровки, который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать

окружающий мир).

На интересе к компьютеру и мультфильмам мы привлекаем детей к

совместной деятельности по созданию мультфильмов. Дети пробуют

себя в

новом качестве: изготавливают персонажей и декорации для съёмки собственных

мультфильмов; знакомятся с устройством фото и видео техники; придумывают

сценарии; непосредственно участвуют в съемочном процессе; озвучивают своих

героев.

Педагоги

и

дети

создали

мультфильм

«Экология»

по

мотивам

стихотворения из сборника молодых авторов Шенталинского района «Первая

капель». А мультфильм «В гости к лунному слону» занял 1 место в окружном

конкурсе «Талантики -2019» .

Часто с детьми отправляемся в «геолого-разведывательную экспедицию».

По возвращению из экспедиции мы с ребятами продолжаем игру в лаборатории.

Изучаем

свойства добытых минералов и полезных ископаемых, с помощью

различных опытов. Исследовательская деятельность — это еще один из видов

развития познавательного интереса у детей, в ходе которого ребенок овладевает

различными методами и способами самостоятельного получения информации.

Эта деятельность не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы, а

строится самим ребенком по мере получения сведений об объекте.

Педагоги, используя различные формы и методы формируют первичные

представления ребенка о себе, других людях, окружающем мире, о свойствах

(форме, цвете, размере, материале), движении и покое, причинах и следствиях; о

планете Земля, как общем доме людей, об особенностях природы, о смене

времен года, о явлениях природы, о живой и не живой природе. Согласитесь,

невозможно в век инноваций объяснить ребенку какие-то истины, показывая

картинки времен наших бабушек.

В группах созданы «зеленые зоны», где проходят наблюдения и уход за

растениями, «огород на окне», где дети сами сеют семена и наблюдают за ростом

рассады, которую в дальнейшем высаживаем в огород и на клумбы территории

детского сада.

Деятельность детей на природном участке СП ДС организуем в

соответствии с «Инструкцией по технической безопасности, охране жизни и

здоровья дошкольников при проведении занятий, связанных с возникновением

опасности для жизни и здоровья дошкольников» так же правилами поведения в

природе. С детьми (совместно с учащимися ГБОУ СОШ №1) провели флеш –

моб «Чистая Шентала – Чистая Россия», участники акции «Чистые родники».

Лауреаты районного конкурса детских рисунков «Мой весенний лес». 3 место в

окружном этапе всероссийского конкурса на лучший стенд (уголок) «Эколята –

молодые защитники природы» - III место.

.



В раздел образования