Автор: Артемьева Ольга Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 ж.-д.ст.Шентала СП ДС "Звездочка"
Населённый пункт: Самарская область, ж.-д.ст.Шентала
Наименование материала: статья
Тема: Формы работы с детьми по теме "Формирование у детей элементарных представлений о естествознании".
Раздел: дошкольное образование
Формы работы с детьми по теме «Формирование у детей элементарных
представлений о естествознании».
Детский сад - это одно из первых звеньев, где закладываются у детей
элементарные представления о естествознании.
Формирование
естественнонаучных
представлений
носит
интегрированный
характер
и
нацелено
на
сохранение
целостного
детского
мировосприятия,
приобщение
дошкольников
к
научному
миру
(первичным
элементарным
знаниям
по
астрономии,
ботанике,
зоологии,
анатомии,
географии,
геологии,
физике)
посредством
включения
в
ритм
природы,
«проживания» календарного года.
Особенно актуальным становится отбор методов и приемов, форм работы с
детьми. Как наглядно показать и доступно объяснить дошкольнику то, что он не
может наглядно увидеть, учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает
наглядно-образное
мышление?
Многие
понятия
абстрактны
и
трудны
для
понимания детьми-дошкольниками. Их усвоение требует особой организации
познавательной деятельности, включение экспериментирования, тесно связанной
в дошкольном возрасте с ведущим видом деятельности - игрой.
Проводим различные игровые методы, упражнения, беседы, мини-
эксперименты, разного рода наблюдения, мини- проекты и т.д.
Включаем игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры,
различные формы проведения ситуаций: это разговор воспитателя с детьми,
игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации.
Используем литературно-сказочных персонажей: Чипполино, Незнайка и
героев из мультфильма Фиксиков и др. Вносим в процессы обучения игровой
стержень, создаем условия для слияния игровой и учебной деятельности, что
повышает умственную активность детей.
Организуем для детей экологические экспедиции. Целью такой экспедиции
является
формирование
у
детей
представления
о
происходящих
природных
явлениях,
экологической
обстановке
села.
В
процессе
экспедиций
дети
наблюдают
за
объектами
природы,
делают
зарисовки,
записи
с
помощью
воспитателя.
Также в работе с детьми широко используем методы ТРИЗ, моделирование.
Детям
очень
нравится
игра
«Хорошо
–
плохо»
-
учим
детей
выделять
противоречивые свойства объектов и явлений.
В каждой возрастной группе организованы центры научно-
исследовательских работ. Здесь дети активно включаются в исследовательскую
деятельность – проводят наблюдения и опыты. Дети изучают свойства воды,
камней,
песка,
играют
с
ними,
проявляют
творческие
качества,
развивают
воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. Собран
необходимый методический материал, иллюстрации, фотографии, дидактические
игры
по
экологическому
развитию,
книги,
энциклопедии,
видеоматериалы.
Коллекции
различных
материалов
(камней,
растений,
тканей)
способствуют
знакомству детей с различными природными объектами, развитию у них навыков
классификации объектов по различным признакам.
Учитывая стремительное изменение окружающей предметной среды
ребёнка, которая становится всё более насыщенной разного рода электронной
техникой, стараемся оборудовать предметно-развивающую среду компьютерным
и мультимедийным оборудованием. Шагая в ногу со временем, образовательный
процесс
в
СП
ДС
строим
с
интенсивным
применением
инновационных
образовательных
технологий.
И
в
нашем
саду
появилась
специальная
детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии». Так, в игровой
форме, вместе с героем Наурашей, дети учатся измерять температуру, понимать
природу звука и света, знакомятся с чудесами магнитного поля. В игровой
форме
знакомим
детей с
различными
природными
явлениями.
Главная
задача Наураши - дать понять маленькому испытателю, что существует некий
прибор
(в
каждом
наборе
есть цифровой
датчик,
сделанный
в
виде
божьей
коровки, который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать
окружающий мир).
На интересе к компьютеру и мультфильмам мы привлекаем детей к
совместной деятельности по созданию мультфильмов. Дети пробуют
себя в
новом качестве: изготавливают персонажей и декорации для съёмки собственных
мультфильмов; знакомятся с устройством фото и видео техники; придумывают
сценарии; непосредственно участвуют в съемочном процессе; озвучивают своих
героев.
Педагоги
и
дети
создали
мультфильм
«Экология»
по
мотивам
стихотворения из сборника молодых авторов Шенталинского района «Первая
капель». А мультфильм «В гости к лунному слону» занял 1 место в окружном
конкурсе «Талантики -2019» .
Часто с детьми отправляемся в «геолого-разведывательную экспедицию».
По возвращению из экспедиции мы с ребятами продолжаем игру в лаборатории.
Изучаем
свойства добытых минералов и полезных ископаемых, с помощью
различных опытов. Исследовательская деятельность — это еще один из видов
развития познавательного интереса у детей, в ходе которого ребенок овладевает
различными методами и способами самостоятельного получения информации.
Эта деятельность не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы, а
строится самим ребенком по мере получения сведений об объекте.
Педагоги, используя различные формы и методы формируют первичные
представления ребенка о себе, других людях, окружающем мире, о свойствах
(форме, цвете, размере, материале), движении и покое, причинах и следствиях; о
планете Земля, как общем доме людей, об особенностях природы, о смене
времен года, о явлениях природы, о живой и не живой природе. Согласитесь,
невозможно в век инноваций объяснить ребенку какие-то истины, показывая
картинки времен наших бабушек.
В группах созданы «зеленые зоны», где проходят наблюдения и уход за
растениями, «огород на окне», где дети сами сеют семена и наблюдают за ростом
рассады, которую в дальнейшем высаживаем в огород и на клумбы территории
детского сада.
Деятельность детей на природном участке СП ДС организуем в
соответствии с «Инструкцией по технической безопасности, охране жизни и
здоровья дошкольников при проведении занятий, связанных с возникновением
опасности для жизни и здоровья дошкольников» так же правилами поведения в
природе. С детьми (совместно с учащимися ГБОУ СОШ №1) провели флеш –
моб «Чистая Шентала – Чистая Россия», участники акции «Чистые родники».
Лауреаты районного конкурса детских рисунков «Мой весенний лес». 3 место в
окружном этапе всероссийского конкурса на лучший стенд (уголок) «Эколята –
молодые защитники природы» - III место.
.