Автор: Тисенкина Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни у школьников через учебную и воспитательную работу в школе
Раздел: начальное образование
Формирование культуры здоровья
и здорового образа жизни
у
школьников
через учебную
и воспитательную
работу в
школе
Тисенкина Светлана Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №126 с углубленным
изучением английского языка»
г.Нижнего Новгорода
Понятие здоровья многофакторно , как и сама человеческая природа. Проблема
воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение.
На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение
населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Ухудшения здоровья детей
школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической
проблемой. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня
воспитываются дети. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение
к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и
медицинских знаний о здоровом образе жизни. Необходимо организовать школьную
деятельность так, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу
здоровыми.
По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние
полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие
болезней и физических дефектов». Признаками здоровья являются: специфическая
(иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
показатели роста и развития; функциональное состояние и резервные возможности
организма; наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития; уровень
морально-волевых и ценностно-мотивационных установок. Первостепенная роль в
сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу
жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и
отношений с окружением. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и
здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни. Под здоровым образом жизни
следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека,
которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая
тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций
независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как
научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и
отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие
вредных привычек.
Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое
значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая и предел
истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны — новые условия
жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и
психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых
стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные
требования ко всем физиологическим системам. Упорядоченность чередования труда и
отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям
школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят
к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.
Основными
компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе
(прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в
школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная
гигиена.
Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена
потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого
возрастного периода является овладение всеми доступными движениями, испытание и
совершенствование своих двигательных способностей и тем самым приобрести более
широкую власть, как над собственным телом, так и над внешним физическим
пространством.
Двигательные умения и навыки имеют большую образовательную
ценность, поскольку основой их является творческое мышление. Так же в младшем
школьном возрасте развитие двигательных качеств особенно тесно связано с восприятием.
Дети становятся более внимательными, наблюдательными и дисциплинированными, у них
укрепляется воля, вырабатывается характер.
Большую роль в формировании ЗОЖ играет
рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5
принципов: регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие.
Одним из компонентов формирования здорового образа жизни у младших школьников
является отказ от вредных для здоровья привычек, среди которых мы можем назвать
курение, алкоголь, наркоманию и токсикоманию, а также чрезмерное увлечение
компьютером. Компьютер – это наше настоящее и будущее, он дает возможность
перенестись в другой мир. Вместе с тем очень часто дети в своем увлечении компьютером
начинают отвергать реальный мир, где им грозят негативные оценки и есть необходимость
что-то менять в себе. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с воздействием
компьютера на детей, организацией учебной и игровой деятельности в процессе освоения
им компьютера.
В общении с компьютером существуют не только плюсы, но и минусы,
которые могут привести к негативным последствиям. Связаны они с неправильной
организацией в семье деятельности ребенка. Следует отметить еще один компонент,
который мы считаем особо важным в формировании ЗОЖ младшего школьника – это
пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей младший школьник
испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки,
оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим
поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об
окружающей его действительности. Пример имеет огромное значение в воспитании
младшего школьника. Пример – это персонифицированная ценность. Необходимо
стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни младшего школьника был наполнен
множеством примеров ЗОЖ. Стандарты поведения, полученные в семье, кажутся нам
самыми правильными и важными. Строгая система ценностей может помочь детям
отказаться от пагубных привычек. Не существует единых стандартов воспитания, но ваш
ребенок будет наблюдать, как семейные ценности влияют на ваш образ жизни, и станет
перенимать ваши стандарты поведения. Стремление быть здоровым, красивым, успешным
в работе тоже является семейной ценностью. Как хорошо, когда в семье все бодры и
энергичны, полны жизненных сил, с интересом проводят свободное время, дружно
справляются с домашней работой, увлекаются спортом! В семье должно царить
убеждение, что свое поведение надо контролировать всегда. Пример в этом подают в
первую очередь родители, разговаривая со своими детьми. Какие бы проступки ни
совершили дети, в обращении с ними мы должны придерживаться правил эффективного
общения. Если мы умеем контролировать себя, наши дети в любой ситуации тоже сумеют
отдавать отчет своим поступкам.
Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и
отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность. Знания ЗОЖ
формируются в ходе уроков и внеклассной деятельности. В ходе развития представления о
здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам
здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за
природой, играм, проектной деятельности детей. Одним из важных приемов
формирования знаний о здоровом образе жизни являются практические занятия.
Рассмотрим самый эффективный метод деятельности – игра. Игра – это самый
эффективный вид деятельности, позволяющий дольше сохранять продуктивную
работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные отношения:
сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, раскрывается
огромный потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным
задачам. Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения
пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и
представлений. Постоянно сравнивая и уточняя впечатления, полученные от действий в
окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между
предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуются приобретенные в
упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении
предметов. В упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования воспитывается
творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества
как личность, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность
мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развитие
фантазий, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел
практически. Младший школьник приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое.
Все это необходимо им в его, будущей деятельности. Методы работы с детьми:
занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия,
инсценирование ситуаций, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов и др.,
важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Формы организации учебного
процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии,
уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины и др. Ежегодно в школе
проводится неделя – акция “ Мы – за здоровый образ жизни”, в течение которой
реализуется комплекс мероприятий с использованием разных форм, соответствующих
возрасту детей: классный час, библиотечная выставка, конкурс плакатов, спортивные
соревнования, “пятиминутки здоровья” с привлечением различных специалистов.
Родителям предоставляется информация по вопросам, влияющим на их собственное
здоровье и здоровье детей. Формы проведения данной работы: индивидуальные
консультации, тематические родительские собрания, уроки для родителей (в рамках
программ “Полезные привычки, навыки, выбор”), тренинги, конференции.
Таким образом, основные задачи педагога, работающего над формированием
здоровьесберегающей среды, заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к
самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить
грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.
Приложение 1
Динамическая игра «Поезд»
Один ученик исполняет роль светофора. Остальные учащиеся получают по одной карточке
с изображениями продуктов. Дети образуют «длинный поезд», держа карточки в руках.
«Поезд» движется по классу к светофору.
Едет поезд необычный,
Он большой и непривычный.
Нет вагонов, нет колёс,
Внём капуста, мёд, овёс,
Лук, петрушка и укроп…
Остановка!
Поезд, стоп!
По сигналу «Стоп!» на светофоре загорается красный свет (ученик, исполняющий роль
светофора, поднимает красный кружок). Дети, получившие карточки с рисунками
продуктов, которые можно есть лишь изредка покидают «состав». Поезд движется дальше.
По сигналу «Стоп!» загорается жёлтый свет. Теперь выходят дети с карточками,
изображающими продукты, которые не следует есть каждый день. В «составе» остаются
самые полезные продукты. Каждый ученик рассказывает, чем полезен продукт,
изображённый на рисунке.
1.
Если мне надо выбрать шоколад или яблоко, я выбираю ________________, потому
что_______________________.
2.
Если мне надо выбрать пироженое или виноград, я выбираю ________________,
потому что_______________________.
3.
Если мне надо выбрать орехи или чипсы, я выбираю ________________, потому
что_______________________.
Дальше дети продолжают сами.
Приложение 2
Игра «Как угостить друзей».
На столе разложены карточки (шоколадка, яблоко, орешки). Дети должны ответить, чем
можно угостить друзей и как это правильно сделать (разрезать, разломить). Можно ли
откусывать от целого яблока или шоколадки?
Приложение 3
Игра «Угадай-ка»
Учитель предлагает детям загадки о блюдах, входящих в состав обеда:
Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол с полей она пришла. (Картошка)
Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? ( Картофель)
Картошка, капуста, морковка да лук…
До чего же хороши
Получились наши… (Щи)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)
Приложение 4
Игра «Секреты обеда»
Дети получают письмо от Карлсона:
Здравствуйте, друзья!
Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье, Болит голова, всё тело
вялое, в глазах «звёздочки». Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я
составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, леденцы, зефир и пепси-кола. Это
моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров!
Учитель предлагает детям объяснить, прав ли Карлсон и дать ему правильные советы,
каким должен быть обед. Вместе с учителем ребята пишут ответное письмо Карлсону.
Приложение 5
Игра «Приготовь блюдо»
На столе разложены карточки с названиями или изображениями продуктов. Задание –
приготовит традиционные русские блюда (выбрать продукты, необходимые для этого).
1.
Щи
вода, молоко, чай;
картофель, капуста, свёкла, огурец, помидор, лук, редис;
соль, сахар;
майонез, сметана.
2.
Уха
вода, лимон, квас;
рыба, мясо;
соль, сахар, перец, горчица;
огурец, помидор, картофель, морковь.
3.
Окрошка
вода, ряженка, квас;
картофель, огурец, помидор, лук, морковь, редис;
варёное яйцо, сухари;
сметана, горчица.
4.
Гречневая каша
вода, молоко;
макароны, рис, пшено, гречка;
соль, сахар;
масло растительное, масло сливочное.
Соль играет важную роль в жизнедеятельности организма. В теле человека,
весящего 70 кг, содержится 150 г соли. Есть такая поговорка: «Чтобы узнать
человека, нужно съесть с ним пуд соли» Пуд – это 16 кг. Оказывается, что этого
количества двум людям хватит лишь на год с небольшим. Для полноценного
питания одному человеку требуется не менее 7 кг соли в год.
ЛИТЕРАТУРА
1. Витамины /под ред. Смирнова М.П. – М.: Медицина, 1974. – 140с.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. – М., 2002. –
414с.
3. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. – М.:АВF,
1996. – 556 с.
4. ДерюгинаМ.П., Домбровский В.Ю., Парфенов В.П. Как питается ваш малыш. –
Минск: Полымя, 1990. – 320с.
5. Ладодо Е.С. Питание здорового и больного ребёнка. – М., 1995. – 190с.
6. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Разговор о здоровье и правильном
питании /Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 80с.
7. Начальная школа №4, 1995.
8. Начальная школа №8, 1992.
9. Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.:
АСТ-ПРЕСС, 1998. – 204с.