Напоминание

Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни у школьников через учебную и воспитательную работу в школе


Автор: Тисенкина Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни у школьников через учебную и воспитательную работу в школе
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование культуры здоровья

и здорового образа жизни

у

школьников

через учебную

и воспитательную

работу в

школе

Тисенкина Светлана Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «Школа №126 с углубленным

изучением английского языка»

г.Нижнего Новгорода

Понятие здоровья многофакторно , как и сама человеческая природа. Проблема

воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение.

На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение

населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Ухудшения здоровья детей

школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической

проблемой. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня

воспитываются дети. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение

к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и

медицинских знаний о здоровом образе жизни. Необходимо организовать школьную

деятельность так, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу

здоровыми.

По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние

полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие

болезней и физических дефектов». Признаками здоровья являются: специфическая

(иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

показатели роста и развития; функциональное состояние и резервные возможности

организма; наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития; уровень

морально-волевых и ценностно-мотивационных установок. Первостепенная роль в

сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу

жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и

отношений с окружением. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и

здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни. Под здоровым образом жизни

следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека,

которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая

тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций

независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как

научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и

отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие

вредных привычек.

Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое

значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая и предел

истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны — новые условия

жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и

психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых

стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные

требования ко всем физиологическим системам. Упорядоченность чередования труда и

отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям

школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят

к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.

Основными

компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе

(прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в

школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная

гигиена.

Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена

потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого

возрастного периода является овладение всеми доступными движениями, испытание и

совершенствование своих двигательных способностей и тем самым приобрести более

широкую власть, как над собственным телом, так и над внешним физическим

пространством.

Двигательные умения и навыки имеют большую образовательную

ценность, поскольку основой их является творческое мышление. Так же в младшем

школьном возрасте развитие двигательных качеств особенно тесно связано с восприятием.

Дети становятся более внимательными, наблюдательными и дисциплинированными, у них

укрепляется воля, вырабатывается характер.

Большую роль в формировании ЗОЖ играет

рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5

принципов: регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие.

Одним из компонентов формирования здорового образа жизни у младших школьников

является отказ от вредных для здоровья привычек, среди которых мы можем назвать

курение, алкоголь, наркоманию и токсикоманию, а также чрезмерное увлечение

компьютером. Компьютер – это наше настоящее и будущее, он дает возможность

перенестись в другой мир. Вместе с тем очень часто дети в своем увлечении компьютером

начинают отвергать реальный мир, где им грозят негативные оценки и есть необходимость

что-то менять в себе. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с воздействием

компьютера на детей, организацией учебной и игровой деятельности в процессе освоения

им компьютера.

В общении с компьютером существуют не только плюсы, но и минусы,

которые могут привести к негативным последствиям. Связаны они с неправильной

организацией в семье деятельности ребенка. Следует отметить еще один компонент,

который мы считаем особо важным в формировании ЗОЖ младшего школьника – это

пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей младший школьник

испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки,

оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим

поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об

окружающей его действительности. Пример имеет огромное значение в воспитании

младшего школьника. Пример – это персонифицированная ценность. Необходимо

стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни младшего школьника был наполнен

множеством примеров ЗОЖ. Стандарты поведения, полученные в семье, кажутся нам

самыми правильными и важными. Строгая система ценностей может помочь детям

отказаться от пагубных привычек. Не существует единых стандартов воспитания, но ваш

ребенок будет наблюдать, как семейные ценности влияют на ваш образ жизни, и станет

перенимать ваши стандарты поведения. Стремление быть здоровым, красивым, успешным

в работе тоже является семейной ценностью. Как хорошо, когда в семье все бодры и

энергичны, полны жизненных сил, с интересом проводят свободное время, дружно

справляются с домашней работой, увлекаются спортом! В семье должно царить

убеждение, что свое поведение надо контролировать всегда. Пример в этом подают в

первую очередь родители, разговаривая со своими детьми. Какие бы проступки ни

совершили дети, в обращении с ними мы должны придерживаться правил эффективного

общения. Если мы умеем контролировать себя, наши дети в любой ситуации тоже сумеют

отдавать отчет своим поступкам.

Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и

отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность. Знания ЗОЖ

формируются в ходе уроков и внеклассной деятельности. В ходе развития представления о

здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам

здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за

природой, играм, проектной деятельности детей. Одним из важных приемов

формирования знаний о здоровом образе жизни являются практические занятия.

Рассмотрим самый эффективный метод деятельности – игра. Игра – это самый

эффективный вид деятельности, позволяющий дольше сохранять продуктивную

работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные отношения:

сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, раскрывается

огромный потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным

задачам. Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения

пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и

представлений. Постоянно сравнивая и уточняя впечатления, полученные от действий в

окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между

предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуются приобретенные в

упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении

предметов. В упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования воспитывается

творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества

как личность, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность

мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развитие

фантазий, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел

практически. Младший школьник приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое.

Все это необходимо им в его, будущей деятельности. Методы работы с детьми:

занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия,

инсценирование ситуаций, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов и др.,

важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Формы организации учебного

процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии,

уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины и др. Ежегодно в школе

проводится неделя – акция “ Мы – за здоровый образ жизни”, в течение которой

реализуется комплекс мероприятий с использованием разных форм, соответствующих

возрасту детей: классный час, библиотечная выставка, конкурс плакатов, спортивные

соревнования, “пятиминутки здоровья” с привлечением различных специалистов.

Родителям предоставляется информация по вопросам, влияющим на их собственное

здоровье и здоровье детей. Формы проведения данной работы: индивидуальные

консультации, тематические родительские собрания, уроки для родителей (в рамках

программ “Полезные привычки, навыки, выбор”), тренинги, конференции.

Таким образом, основные задачи педагога, работающего над формированием

здоровьесберегающей среды, заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к

самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить

грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

Приложение 1

Динамическая игра «Поезд»

Один ученик исполняет роль светофора. Остальные учащиеся получают по одной карточке

с изображениями продуктов. Дети образуют «длинный поезд», держа карточки в руках.

«Поезд» движется по классу к светофору.

Едет поезд необычный,

Он большой и непривычный.

Нет вагонов, нет колёс,

Внём капуста, мёд, овёс,

Лук, петрушка и укроп…

Остановка!

Поезд, стоп!

По сигналу «Стоп!» на светофоре загорается красный свет (ученик, исполняющий роль

светофора, поднимает красный кружок). Дети, получившие карточки с рисунками

продуктов, которые можно есть лишь изредка покидают «состав». Поезд движется дальше.

По сигналу «Стоп!» загорается жёлтый свет. Теперь выходят дети с карточками,

изображающими продукты, которые не следует есть каждый день. В «составе» остаются

самые полезные продукты. Каждый ученик рассказывает, чем полезен продукт,

изображённый на рисунке.

1.

Если мне надо выбрать шоколад или яблоко, я выбираю ________________, потому

что_______________________.

2.

Если мне надо выбрать пироженое или виноград, я выбираю ________________,

потому что_______________________.

3.

Если мне надо выбрать орехи или чипсы, я выбираю ________________, потому

что_______________________.

Дальше дети продолжают сами.

Приложение 2

Игра «Как угостить друзей».

На столе разложены карточки (шоколадка, яблоко, орешки). Дети должны ответить, чем

можно угостить друзей и как это правильно сделать (разрезать, разломить). Можно ли

откусывать от целого яблока или шоколадки?

Приложение 3

Игра «Угадай-ка»

Учитель предлагает детям загадки о блюдах, входящих в состав обеда:

Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол с полей она пришла. (Картошка)

Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да хвалили? ( Картофель)

Картошка, капуста, морковка да лук…

До чего же хороши

Получились наши… (Щи)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)

Приложение 4

Игра «Секреты обеда»

Дети получают письмо от Карлсона:

Здравствуйте, друзья!

Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье, Болит голова, всё тело

вялое, в глазах «звёздочки». Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я

составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, леденцы, зефир и пепси-кола. Это

моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров!

Учитель предлагает детям объяснить, прав ли Карлсон и дать ему правильные советы,

каким должен быть обед. Вместе с учителем ребята пишут ответное письмо Карлсону.

Приложение 5

Игра «Приготовь блюдо»

На столе разложены карточки с названиями или изображениями продуктов. Задание –

приготовит традиционные русские блюда (выбрать продукты, необходимые для этого).

1.

Щи

вода, молоко, чай;

картофель, капуста, свёкла, огурец, помидор, лук, редис;

соль, сахар;

майонез, сметана.

2.

Уха

вода, лимон, квас;

рыба, мясо;

соль, сахар, перец, горчица;

огурец, помидор, картофель, морковь.

3.

Окрошка

вода, ряженка, квас;

картофель, огурец, помидор, лук, морковь, редис;

варёное яйцо, сухари;

сметана, горчица.

4.

Гречневая каша

вода, молоко;

макароны, рис, пшено, гречка;

соль, сахар;

масло растительное, масло сливочное.

Соль играет важную роль в жизнедеятельности организма. В теле человека,

весящего 70 кг, содержится 150 г соли. Есть такая поговорка: «Чтобы узнать

человека, нужно съесть с ним пуд соли» Пуд – это 16 кг. Оказывается, что этого

количества двум людям хватит лишь на год с небольшим. Для полноценного

питания одному человеку требуется не менее 7 кг соли в год.

ЛИТЕРАТУРА

1. Витамины /под ред. Смирнова М.П. – М.: Медицина, 1974. – 140с.

2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. – М., 2002. –

414с.

3. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. – М.:АВF,

1996. – 556 с.

4. ДерюгинаМ.П., Домбровский В.Ю., Парфенов В.П. Как питается ваш малыш. –

Минск: Полымя, 1990. – 320с.

5. Ладодо Е.С. Питание здорового и больного ребёнка. – М., 1995. – 190с.

6. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Разговор о здоровье и правильном

питании /Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 80с.

7. Начальная школа №4, 1995.

8. Начальная школа №8, 1992.

9. Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.:

АСТ-ПРЕСС, 1998. – 204с.



В раздел образования