Напоминание

"Шаги к успешности"


Автор: Чернова Елена Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУСОШ №2 г. Южи
Населённый пункт: г.Южа
Наименование материала: рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Шаги к успешности"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Южи

Принята на заседании

педагогического совета

от «___» _________ 20 ___ г.

протокол № _________

Согласовано:

Зам. директора по ВР

________ Виноградова М.В

«___» _________ 20 ___ г.

Утверждаю:

Директор МКОУСОШ №2 г. Южи

______________ Баранова Е. А.

«___» _________ 20 ___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Шаги к успешности»

направление: общеинтеллектуальное

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 2-4 классы

Автор-составитель:

Чернова Елена Витальевна

г. Южа, 2018-2021

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Шаги к успешности»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации

Требований к результатам освоения основных образовательных программ

федерального государственного стандарта. Содержание программы курса

«

Шаги к

успешности

»,

формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностными результатами являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности

его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и

в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа

жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою

деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения

окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Развивать любознательность, сообразительность при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

Воспитывать чувства справедливости, ответственности;

Развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность

мышления.

Метапредметными результатами является формирование универсальных

учебных действий (УУД).

Регулятивные:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,

выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения

цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

(выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,

исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные

критерии оценки.

Познавательные:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и

явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно

выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе

отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик

объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и

пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений,

производить поиск информации, анализировать и оценивать ее

достоверность.

Коммуникативные:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и

т.д.).

Содержание курса внеурочной деятельности во 2 классе

«Познавательные процессы» (5 ч)

Занятие 1. Тема: Верни всё на свои места.

Цель: развивать конвергентное мышление, приучать к стандартным мыслительным

операциям.

Содержание: Корректурная проба. Закончить ряд цифр. Исключение 4-го лишнего.

Угадать предмет по его признакам. Установление отношений. Дедукция. Игра

«Огоньки». Игра «Зеркало».

Форма занятия: тренинг

Занятие 2. Тема: Раз словечко, два словечко.

Цель: развивать дивергентное мышление; развивать умение давать собственные

ответы на неоднозначные вопросы. Содержание:

Корректурная проба. Слова с заданной буквой. Дорисовать рисунок.

Установление причинно-следственных связей. Слова рассыпались. Игра «Белый,

чёрный не берите, «да» и «нет» не говорите».

Форма занятия: тренинг

Занятие 3. Тема: В стране Вымышляндии.

Цель: развивать способность фантазировать, креативно мыслить.

Содержание: Корректурная проба. Нарисовать увиденное. Закончить сказку

«Колобок» иначе. На что похожи облака. Игра «Испорченный телефон». Игра

«Рамки и вкладыши».

Форма занятия: продуктивная игра

Занятие 4. Тема: Чёрные и белые.

Цель: развивать умение переключать и распределять внимание.

Содержание: Корректурная проба. Слова-невидимки. Раз, два, три, четыре,

пять – букву я иду искать… Чёрные и белые. Соревнования по рисованию с

препятствиями. Игра «Запретное движение».

Форма занятия: интеллектуальный конкурс

Занятие 5. Тема: В стране Звуков и Цветов.

Цель: развивать творческое воображение, сообразительность, внимание.

Содержание: Перечислить возможные виды использования кирпича.

Внутренний мультфильм. Рисовать своё настроение в цвете. Живая картина. Игра

«Испорченный телефон».

Форма занятия: игра-соревнование

«Исследовательские умения» (3 ч)

Занятие 1. Тема: Учимся работать с книгой. Цель: развитие информационной

грамотности Содержание: Беседа «Книга – источник знаний». Знакомство со

структурой книг . Правила работы с книгой. Беседа с библиотекарем. Форма

занятия: тематическая экскурсия

Занятие 2. Тема: Учимся работать с научным текстом. Цель: формирование

навыков работы с текстом, отбор содержания. Содержание: Понятие «научный

текст», его особенности. Пересказ научного текста. Преобразование

художественных и научных текстов. Форма занятия: продуктивная игра

Занятие 3. Тема: Учимся работать с научно-познавательной литературой.

Цель:

формирование навыков работы с текстом, отбор содержания. Содержание:

Знакомство с научно-познавательной литературой. Виды научно-познавательной

литературы. Классификация научно-познавательной литературы по областям

человеческого знания. Работа в группах: составление библиотеки юного

натуралиста; составление каталога знатока математики, составление перечня

литературы для юного техника. Форма занятия: творческий проект

«Самостоятельная исследовательская практика» (5 ч)

Занятие 1. Тема: Мини-курс «Тайны великих открытий» Цель: развитие

познавательного интереса в области естественно - научных дисциплин.

Содержание занятия: Таинственное царство растений. Многообразие растений в

природе: растения - людоеды, растения – светильники, растения – индикаторы

и др. Строение растений. Опыты по изменению окраски растений. Форма

занятия: познавательные беседы с участием специалистов, предметная экскурсия.

Занятие 2. Тема: Мини-курс «К царице всех наук» Цель: развитие познавательного

интереса в области точных наук. Содержание занятия: Появление науки

математики. Великие математики древности. Измерение длины древности.

Практикум «Семь раз измерь – один раз отрежь». Математические фокусы. Форма

занятия: познавательные беседы с участием специалистов, познавательный опыт.

Занятие 3. Тема: Мини-курс «Там на неведомых дорожках» Цель: развитие

познавательного интереса в области филологических наук. Содержание занятия:

Тема природы в стихотворениях Саши Чёрного, Романа Сефа и других

современных поэтов. Легко ли быть поэтом? Понятие рифмы и ритма.

Проба пера. Буриме. Синквейн. Форма занятия: познавательные беседы с

участием специалистов, познавательный опыт, литературные пробы.

Занятие 4. Тема: Мини-курс «От древнего человека до наших дней». Цель:

развитие познавательного интереса в области исторических наук. Содержание

занятия: Знакомство с электронной энциклопедией «Путешествие по Древнему

миру» (составители учащиеся 6 класса, руководитель – учитель истории

Гурченкова Л.П.) Форма занятия: познавательные беседы с участием специалистов,

предметная экскурсия.

Занятие 5. Тема: Презентация результатов исследования Цель: развитие

исследовательских умений (умений публичного выступления) Содержание

занятия: Презентация результатов индивидуальных и коллективных

исследований в разных предметных областях. Подведение итогов. Рекомендации

для выступлений на конференции. Форма занятия: презентация продуктов

деятельности.

«Наблюдения, опыты и эксперименты» (4 ч)

Занятие 1. Тема: Опыты «Картофельные штампы» Цель: учить наблюдать за

объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение. Содержание:

Беседа «Универсальные свойства картофеля». Составление плана проведения

опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта. Повторение правил

техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического

опыта. Изготовление картофельного штампа. Создание коллективного панно.

Анализ результатов опыта. Изучение эмоционального отношения к деятельности,

связанной с проведением опыта. Форма занятия: познавательный опыт,

познавательная беседа. Коллективная творческая деятельность

Занятие 2. Тема: Опыт «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него»

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать

наблюдение, учить строить логическую цепь рассуждений Содержание: Беседа

«Воздушный шарик как украшение праздника». Составление плана проведения

опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта. Повторение правил

техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта.

Анализ результатов опыта. Изучение эмоционального отношения к деятельности,

связанной с проведением опыта. Форма занятия: познавательный опыт,

познавательная беседа.

Занятие 3. Тема: Опыт «Пуговица - погремушка». Цель: учить наблюдать за

объектами и явлениями Содержание: Беседа «Мои любимые игрушки».

Знакомство со старинной забавой «Пуговица - погремушка». Составление

плана проведения опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта.

Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение

практического опыта. Анализ результатов опыта. Форма занятия: познавательный

опыт, познавательная беседа.

Занятие 4. Тема: Опыт «Чудесные спички» Цель: учить наблюдать за объектами и

явлениями, развивать умение планировать наблюдение, учить строить логическую

цепь рассуждений Содержание: Беседа «Свойства дерева». Составление плана

проведения опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта.

Проведение практического опыта. Подведение итогов. Нахождение научного

обоснования опыта. Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.

Содержание курса внеурочной деятельности в 3 классе

«Познавательные процессы» (5 ч)

Занятие 1. Тема: Детективы, за работу! Цель: увеличивать объём внимания и

развивать быстроту реакции; Содержание: Найди пропажу. Притворись шпионом.

Развивай быстроту реакции (работа с числами). Живая картина. Игра «Что

изменилось в круге?». Форма занятия: тренинг

Занятие 2. Тема: Фокусы-покусы. Цель: развивать зрительно-моторную

координацию, мелкую моторику; развивать восприятие; определять чувства и

настроения других. Содержание: Корректурная проба. Зайчики из пальчиков.

Волшебный дизайнер. Фокусы-покусы (аппликация). Приключения в лабиринте.

Игра «Кляксы». Форма занятия: творческая мастерская

Занятие 3. Тема: Художник – на обеде. Мы – за него! Цель: развивать образное

мышление, внутренний план действий на образном материале. Содержание:

Корректурная проба. Поиграем в волшебные спички. Нарисуй по клеткам.

Художник – на обеде. Мы – за него! Помоги кубику найти кубик. Игра «Возьми и

передай». Форма занятия: тренинг

Занятие 4. Тема: Без чего не обойтись? Цель: развивать логическое мышление,

совершенствовать умения сравнивать, обобщать и устанавливать закономерности

на вербальном материале. Содержание: Корректурная проба. Бег ассоциаций.

Собери рюкзак в дорогу. Найди подходящее слово. Каверзные задачки для

догадливых героев. Буквы, стройся в ряд! Игра «Части тела». Форма занятия:

интеллектуальный марафон

Занятие 5. Тема: Сначала думай – потом говори! Цель: развивать смысловую

догадку; развивать саморегуляцию и самоконтроль. Содержание: Спаси слова от

Буквоежек! Освободи слова из темницы. Королевское внимание. Повторяем с

умом. Капризное эхо. Можешь ли ты делать два дела сразу? Игра «Запретный

номер». Форма занятия: интеллектуальное соревнование

«Исследовательские умения» (3 ч)

Занятие 1. Тема: Учимся задавать вопросы. Описательный, каузальный,

субъективный. Цель: научить задавать описательный, каузальный и субъективный

вопросы Содержание: игра «Какой предмет спрятан?», игра «Угадай сказочный

персонаж», игра «Надпись на футболке». Форма занятия: тренинг

Занятие 2. Тема: Воображаемые и оценочные вопросы. Цель: научить задавать

воображаемые и оценочные вопросы.

Содержание: игра «Фантазеры». Форма

занятия: продуктивная игра

Занятие 3. Тема: Метод шести думательных шляп. Кластер. Цель:

совершенствовать умения владеть основными методами исследования.

Содержание: Знакомство с методом шести думательных шляп. Использование

метода. Проведение мини-исследования с помощью метода шести думательных

шляп. Знакомство с кластером. Составление кластеров. Форма занятия: тренинг

«Самостоятельная исследовательская практика» (5 ч)

Занятие 1. Тема: Мини-курс «Загадки «философского камня». Цель: развитие

познавательного интереса в области естественно – научных дисциплин.

Содержание занятия: Мир веществ. Свойства веществ: газы, жидкости, твёрдые

вещества, плазма. Опыт по выращиванию кристаллов. Форма занятия:

занимательная лекция с презентацией, познавательный опыт.

Занятие 2. Тема: Мини-курс «Чудеса человеческого тела». Цель: развитие

познавательного интереса в области естественно – научных дисциплин.

Содержание занятия: Возможности головного мозга. Яблоко, которое нельзя

съесть. Конструирование пищеварительной системы из подручного материала.

Форма занятия: занимательная лекция с презентацией, познавательный опыт.

Занятие 3. Тема: Мини-курс «Все ли считают одинаково. Счётные системы

счисления» Цель: развитие познавательного интереса в области точных наук.

Содержание занятия: Решение проблемной ситуации. Как считали в Древней

Греции. Понятие о счётных системах счисления. Использование счётных систем в

жизни человека. Практикум: перевод из десятичной системы счисления в другие.

Форма занятия: занимательная лекция с презентацией, практикум.

Занятие 4. Тема: Мини-курс «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь» Цель:

развитие познавательного интереса в области филологических наук. Содержание

занятия: Фразеологизмы и их значение в русском языке. Употребление

фразеологизмов в русских народных сказках. Практикум – замена

фразеологизмов словом или словосочетанием в современном русском языке.

Форма занятия: занимательная лекция с презентацией, практикум.

Занятие 5. Тема: Мини-курс «Древнейшие изобретения человека»

Цель: развитие

познавательного интереса в области исторических наук. Содержание занятия:

Колесо, лодка, телега, лук и стрелы как первые изобретения человека.

Материалы, внешний вид, назначение. Практикум – изготовление моделей орудий

труда человека. Форма занятия: занимательная лекция с презентацией, практикум.

«Наблюдения, опыты и эксперименты» (4 ч)

Занятие 1. Тема: Опыт « Кто сильнее?». Цель: учить наблюдать за объектами и

явлениями, развивать умение планировать наблюдение, учить строить логическую

цепь рассуждений. Содержание: Беседа об анатомии и свойствах мышц.

Составление плана проведения опыта. Повторение правил техники безопасности

при проведении опыта. Проведение практического опыта. Изучение

эмоционального отношения к деятельности, связанной с проведением опыта.

Нахождение научного обоснования опыта. Форма занятия: познавательный опыт,

познавательная беседа.

Занятие 2. Тема: Эксперимент с лучом света. Заполнение протокола эксперимента.

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать

наблюдение, учить строить логическую цепь рассуждений, учить фиксировать

результаты в протоколе эксперимента. Содержание: Беседа об источниках света.

Подготовка оборудования для проведения опыта. Знакомство с алгоритмом

заполнения протокола эксперимента. Повторение правил техники безопасности

при проведении эксперимента. Проведение практического опыта с

параллельным

заполнением протокола эксперимента. Зарисовка эксперимента.

Отчёт о проделанном эксперимента. Подведение итогов, выводы. Форма занятия:

исследовательская лаборатория, познавательная беседа.

Занятие 3. Тема: Эксперимент по смешиванию красок. Заполнение протокола

эксперимента Цель: развивать умение планировать наблюдение, учить строить

логическую цепь рассуждений, учить фиксировать результаты в протоколе

эксперимента. Содержание: Беседа о свойствах красок, оттенков, названий.

Подготовка оборудования для проведения опыта. Знакомство с алгоритмом

заполнения протокола эксперимента. Повторение правил техники безопасности

при проведении опыта. Проведение практического опыта с параллельным

заполнением протокола эксперимента. Отчёт о проделанном опыте. Подведение

итогов, выводы. Форма занятия: исследовательская лаборатория, познавательная

беседа.

Занятие 4. Тема: Эксперимент с магнитом и металлами. Заполнение протокола

эксперимента. Цель: развивать умение планировать эксперимент, учить строить

логическую цепь рассуждений, развивать умения по фиксированию результатов в

протоколе эксперимента. Содержание: Беседа «Кто сильнее?». Подготовка

оборудования для проведения эксперимента. Проведение практического опыта.

Изучение эмоционального отношения к деятельности, связанной с проведением

опыта. Анализ результатов опыта. Форма занятия: исследовательская лаборатория,

познавательная беседа.

Содержание курса внеурочной деятельности в 4 классе

«Познавательные процессы» (5 ч)

Занятие 1. Тема: Поймай шпиона.

Цель: совершенствовать внимание

(концентрация) и ассоциативную память; развивать познавательные интересы,

учебные мотивы. Содержание: игра «Шифровальщики». Тесты «Корректурная

проба», «Кольца Ландтольда». Игра «Фотограф». Форма занятия: тренинг

Занятие 2. Тема: Сокровища ума. Цель: развивать вербально - логическое

мышление, способность к классификации, абстрагированию. Содержание:

Грамматическая арифметика. Восстанови рассказ. Найди общее название. Игра

«Два капитана». Форма занятия: аукцион идей.

Занятие 3. Тема: Один взгляд, и ключ найден! Цель: развивать аналитическую

познавательную способность на основе выявления логических закономерностей.

Содержание: Какой фигуры не хватает? Восстанови рисунок по коду. Игра

«Колумбово яйцо». Тест Равена (прогрессивные матрицы Равена). Форма занятия:

игровой тренинг

Занятие 4. Тема: Волшебный дизайнер. Цель: развивать зрительно-моторную

координацию, пространственное воображение, образное мышление. Содержание:

Нарисуй такую же фигуру, но в зеркальном отражении. Дорисуй вторую

половину. Совместная история из предложений. Тест «Корректурная проба». Игра

«Монолог портрета». Форма занятия: продуктивная игра

Занятие 5. Тема: За работу, словоделы! Цель: тренировать способность творчески и

самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы.

Развивать дивергентное мышление. Содержание: Корректурная проба. Слова с

заданной буквой. Составление предложений. Установление причинно-

следственных связей. Дорисовать рисунок. Совместная история. Письмо. Форма

занятия: групповой проект. Форма подведения итогов реализации модуля:

общественный смотр достижений.

«Исследовательские умения» (3 ч)

Занятие 1. Тема: Культура мышления. Цель: способствовать развитию умения

давать определения понятиям; правильно высказывать суждения; умение делать

обобщение; классифицировать. Содержание: практические задания: «Как

давать определение понятиям», «Как правильно высказывать суждения», « Как

делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по

структурированию текста. Форма занятия: практикум

Занятие 2. Тема: Научная теория. Цель: закрепить понятие «гипотеза»;

сформировать понятие научная теория. Содержание: Какими бывают научные

теории? ( Объяснительная, описательная) Задание: «Давайте вместе подумаем»

Как птицы узнают дорогу на юг? Почему весной появляются почки на деревьях?

Задание: « Найдите возможную причину события» Медведь зимой не заснул,

а бродит по лесу . Пожарный вертолет весь день кружил над лесом. Друзья

поссорились. Задание: Чтобы произошло, если бы волшебник исполнил три самых

главных желания каждого человека на Земле. Форма занятия: познавательная

беседа, тренинг

Занятие 3. Тема: Суждения, умозаключения, выводы. Цель: познакомить со

структурой суждения, умозаключения и вывода, научить строить логические

высказывания. Содержание: знакомство с логикой и правилами делать

суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений

высказывать суждения и делать умозаключения. Форма занятия: познавательная

беседа, тренинг

«Самостоятельная исследовательская практика» (5 ч)

Занятие 1. Тема: Мини-курс «В споре рождается истина». Тематическая

дискуссия «Всегда ли научные открытия полезны для человечества?» Цель:

развитие познавательного интереса в области естественно - научных дисциплин.

Содержание занятия: Антибиотики – великое открытие XX века. Наблюдение

за развитием плесени. Влияние плесневых грибов на организм человека.

Наблюдение за клетками плесени в микроскоп. Форма занятия: занимательная

лекция с презентацией, предметная экскурсия

Занятие 2. Тема: Мини-курс

«Химия на службе у человека». Дискуссия «Пищевые добавки это безвредно».

Цель: развитие познавательного интереса в области естественно - научных

дисциплин. Содержание занятия: Что такое пищевые добавки. Какие продукты

содержат пищевые добавки. Влияние пищевых добавок на организм человека.

Опыт по изучению влияния газированных напитков на печень. Форма занятия:

занимательная лекция с презентацией, познавательный опыт.

Занятие 2. Тема: Мини-курс «Теорема Пифагора – источник удивительных

открытий». Цель: развитие познавательного интереса в области точных наук.

Содержание занятия: Древний математик Пифагор. Математическое открытие

Пифагора на все времена. «Пифагоровы штаны на все стороны равны». Открытия,

связанные с теоремой Пифагора. Математический практикум. Форма занятия:

«Клуб юных Пифагоров», практикум.

Занятие 3. Тема: Мини-курс «Такой незнакомый знакомый русский язык» Цель:

развитие познавательного интереса в области филологических наук. Содержание

занятия: Тайны русского языка. Антонимы и синонимы ищут пары. Что таят в

себе омонимы. Практикум «Забавные перевертыши». Форма занятия:

занимательная лекция с презентацией, лингвистический практикум.

Занятие 4. Тема: Мини-курс «История России в символах». Тематическая

дискуссия «Трудно ли жить человеку в нашем обществе без знания истории?»

Цель: развитие познавательного интереса в области исторических наук.

Содержание занятия: Появление первых флагов. Флаги государственные и

флаги военные. Триколор. Андреевский флаг. Красное знамя в советское

время. Штандарты (царские, штандарт Президента Российской Федерации).

Тематическая дискуссия. Подведение итогов. Форма занятия: занимательная лекция

с презентацией, тематическая дискуссия

Занятие 5. Тема: Научно-практическая конференция младших школьников

«Молодость. Творчество. Талант» Цель: развитие исследовательских умений

(умений публичного выступления) Содержание занятия: Презентация результатов

индивидуальных и коллективных исследований в разных предметных областях.

Подведение итогов. Награждение участников конференции. Форма занятия:

презентация продуктов деятельности.

«Наблюдения, опыты и эксперименты» (4 ч)

Занятие 1. Тема: Эксперимент «Могучая скорлупа» Заполнение протокола

исследователя. Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение

планировать наблюдение, учить строить логическую цепь рассуждений, учить

фиксировать результаты в протоколе эксперимента. Содержание: Беседа о

свойствах скорлупы. Выдвижение и проверка гипотезы. Изучение памятки по

проведению опыта. Составление плана проведения опыта. Подготовка

оборудования для проведения опыта. Проведение практического опыта.

Заполнение протокола проведения опыта. Подведение итогов. Анализ

результатов опыта. Изучение эмоционального отношения к деятельности,

связанной с проведением опыта. Форма занятия: Опыт, эксперимент,

познавательная беседа.

Занятие 2. Тема: Опыт «Сильная газета». Цель: учить наблюдать за объектами и

явлениями, развивать умение планировать наблюдение, учить строить логическую

цепь рассуждений, учить фиксировать результаты в протоколе опыта. Содержание:

Беседа о силе тяжести и точке опоры. Выдвижение и проверка гипотезы.

Изучение памятки по проведению опыта. Составление плана проведения опыта.

Подготовка оборудования для проведения опыта. Проведение практического

опыта. Заполнение протокола проведения опыта. Нахождение научного

обоснования опыта. Подведение итогов. Анализ результатов опыта. Изучение

эмоционального отношения к деятельности, связанной с проведением опыта.

Форма занятия: Опыт, эксперимент, познавательная беседа.

Занятие 3. Тема: Эксперимент «Почему неспелые яблоки кислые?» Цель: учить

наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение,

учить строить логическую цепь рассуждений, учить фиксировать результаты в

протоколе эксперимента. Содержание: Беседа о свойствах яблок. Изучение

памятки по проведению опыта. Составление плана проведения опыта.

Подготовка оборудования для проведения опыта. Проведение практического

опыта. Заполнение протокола. Подведение итогов. Анализ результатов опыта.

Изучение эмоционального отношения к деятельности, связанной с проведением

опыта. Нахождение научного обоснования опыта. Форма занятия: Опыт,

эксперимент, познавательная беседа.

Занятие 4. Тема: Эксперимент «Домашняя газированная вода» Цель: учить

наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение,

учить строить логическую цепь рассуждений, учить фиксировать результаты в

протоколе эксперимента. Содержание: Беседа о свойствах воды, соды и уксуса.

Подготовка оборудования для проведения опыта. Изучение памятки по

проведению опыта. Составление плана проведения опыта. Проведение

практического опыта. Заполнение протокола. Подведение итогов. Анализ

результатов опыта. Изучение эмоционального отношения к деятельности,

связанной с проведением опыта. Нахождение научного обоснования опыта. Форма

занятия: Опыт, эксперимент, познавательная беседа.

Тематическое планирование

Познавательные процессы (5 ч)

Исследовательские умения (3 ч)

Самостоятельная исследовательская практика (5 ч)

Наблюдения, опыты и эксперименты (4 ч)

Приложение 1

Календарно – тематическое планирование

2 класс, 17 часов

Тема занятия

Дата проведения

Примечание

план

факт

Познавательные процессы (5 ч)

1

Верни всё на свои места.

2

Раз словечко, два словечко.

3

В стране Вымышляндии.

4

Чёрные и белые.

5

В стране Звуков и Цветов.

Исследовательские умения (3 ч)

6

Учимся работать с книгой.

7

Учимся работать с научным текстом.

8

Учимся работать с научно-

познавательной литературой.

Самостоятельная исследовательская практика (5 ч)

9

Мини-курс «Тайны великих открытий»

10

Мини-курс «К царице всех наук»

11

Мини-курс «Там на неведомых

дорожках»

12

Мини-курс «От древнего человека до

наших дней».

13

Презентация результатов исследования

Наблюдения, опыты и эксперименты (4 ч)

14

Опыты «Картофельные штампы»

15

Опыт «Как проткнуть воздушный

шарик без вреда для него»

16

Опыт «Пуговица – погремушка».

17

Опыт «Чудесные спички»

Приложение 2

Календарно – тематическое планирование

3 класс, 17 часов

Тема занятия

Дата проведения

Примечание

план

факт

Познавательные процессы (5 ч)

1

Детективы, за работу!

2

Фокусы-покусы.

3

Художник – на обеде. Мы – за него!

4

Без чего не обойтись?

5

Сначала думай – потом говори!

Исследовательские умения (3 ч)

6

Учимся задавать вопросы.

Описательный, каузальный,

субъективный.

7

Воображаемые и оценочные вопросы

8

Метод шести думательных шляп.

Кластер.

Самостоятельная исследовательская практика (5 ч)

9

Мини-курс «Загадки «философского

камня».

10

Мини-курс «Чудеса человеческого

тела».

11

Мини-курс «Все ли считают

одинаково. Счётные системы

числения»

12

Мини-курс «Слово - не воробей,

вылетит – не поймаешь»

13

Мини-курс «Древнейшие изобретения

человека»

Наблюдения, опыты и эксперименты (4 ч)

14

Опыт « Кто сильнее?».

15

Эксперимент с лучом света.

Заполнение протокола

эксперимента.

16

Эксперимент по смешиванию красок.

Заполнение протокола

эксперимента.

17

Эксперимент с магнитом и металлами.

Заполнение протокола

эксперимента.

Приложение 3

Календарно – тематическое планирование

4 класс, 17 часов

Тема занятия

Дата проведения

Примечание

план

факт

Познавательные процессы (5 ч)

1

Поймай шпиона

2

Сокровища ума

3

Один взгляд, и ключ найден!

4

Волшебный дизайнер

5

За работу, словоделы!

Исследовательские умения (3 ч)

6

Культура мышления.

7

Научная теория.

8

Суждения, умозаключения, выводы.

Самостоятельная исследовательская практика (5 ч)

9

Мини-курс «В споре рождается

истина». Тематическая

дискуссия «Всегда ли научные

открытия полезны для

человечества?»

10

Мини-курс «Теорема Пифагора –

источник удивительных

открытий»

11

Мини-курс «Такой незнакомый

знакомый русский язык»

12

Мини-курс «История России в

символах». Тематическая

дискуссия «Трудно ли жить человеку в

нашем обществе без знания истории?»

13

Научно-практическая конференция

младших школьников

«Молодость. Творчество. Талант»

Наблюдения, опыты и эксперименты (4 ч)

14

Эксперимент «Могучая скорлупа»

Заполнение протокола

исследователя.

15

Опыт «Сильная газета»

16

Эксперимент «Почему неспелые

яблоки кислые?»

17

Эксперимент «Домашняя газированная

вода»



В раздел образования