Напоминание

Формирование гражданской позиции младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности


Автор: Левыкина Татьяна Владимировна
Должность: учительначальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Светлоград, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование гражданской позиции младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г.Светлограда

Левыкина Татьяна Владимировна

Формирование гражданской позиции младших школьников на уроках и

во внеурочной деятельности

Становление

гражданского

общества

и

модернизация

российского

государства

на

современном

этапе

требуют,

чтобы

система

образования

содействовала

формированию

сознательного

гражданина,

эффективно

участвующего в демократическом процессе. В связи с этим одной из важных

проблем

современной

России

стала

проблема

гражданского

воспитания

подрастающего поколения.

Предпосылки для решения обозначенной выше проблемы созданы в

трудах

классиков

отечественной

педагогики.

Вопросы

формирования

гражданственности

и

патриотизма,

гражданского

становления

личности

школьника

рассматриваются

в

работах

А.

С.

Макаренко,

В.

А.

Сухомлинского. На современном этапе данное направление разрабатывается

в исследованиях И. В. Следзевского, Н. Ю. Синягиной, Л. В. Кузнецовой, Е.

Е. Вяземского, Т. М. Толкачевой, С. В. Колотий и др.

Противоречие

между

уровнем

образованности

подрастающего

поколения

и

уровнем

его

гражданской

воспитанности

обусловило

необходимость нравственной направленности всего процесса воспитания в

школе и неизбежность перемен в отечественной системе образования. На

устранение данного противоречия направлены Федеральные государственные

образовательные стандарты второго поколения.

Главным условием эффективности гражданского воспитания личности

является его системность.

Большое

значение

для

воспитания

человека

как

гражданина

своей

страны

имеют

годы

обучения

в

начальной

школе.

Младший

школьный

возраст

-

это

период

самоутверждения,

активного

развития

социальных

интересов

и

жизненных

идеалов.

Именно

в

этот

период

формируются

нравственные

и

гражданские

качества

личности,

закладываются

основы

гражданского поведения.

Необходимым условием формирования гражданственности у младших

школьников являются психолого-педагогические предпосылки.

На

эффективность

процесса

формирования

гражданственности

у

младших

школьников

оказывают

влияние

следующие

факторы,

которые

представлены

на

слайде.

Выражением

гражданской

позиции

личности

являются

ее

отношения

к

обществу,

деятельности,

людям,

государству,

Родине,

народу,

семье,

самой

себе.

В

структуре

гражданской

позиции

личности

выделяются

три

компонента:

познавательный,

мотивационно-

ориентировочный, поведенческий.

Развитие всех трех компонентов гражданской позиции личности тесно

связано

между

собой.

Ослабление

влияния

на

один

из

компонентов

отражается на других, следовательно, и на общем уровне сформированности

гражданской позиции личности

В соответствии с вышесказанным сформулирована цель: создать условия

для формирования гражданской позиции младших школьников на уроках

1

учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г.Светлограда

Левыкина Татьяна Владимировна

Задачи:

систематизация знаний, умений,

развитие желания участвовать в общественно-политической жизни,

воспитание внутренней свободы ученика,

раскрытие личностного творческого потенциала.

Успешность работы в области гражданского воспитания зависит не только от

специальных знаний, но и личностных качеств учителя.

Традиционный

урок

в

системе

образования

можно

представить

в

виде

треугольника с вершиной вниз – к заветной цели мы идём через теорию и

практику. В современном уроке, на мой взгляд, всё несколько иначе. Это

процесс

открытия

нового

через

сотворчество

учащихся

и

учителя.

К

достижению цели урока мы идём через построения на уроке проблемного

диалога, в ходе которого происходят удивление и открытие.

В любом уроке существует 4 блока: 1-теория, 2- мотивация, 3 – процесс

учебных действий, 4 – открытие.

Учитель сам себе режиссёр и может по-своему расположить эти 4 этапа

урока. Большинство педагогов выбирает традиционное расположение этапов

урока: теория, практика, достижение цели и выбор.

Это

похоже

на

принцип

работы

двигателя

внутреннего

сгорания.

Итак,

процесс пущен, движение есть, цель достигается. Но опасно начинать с

теории. Ведь процесс может стать механическим и на определённом этапе

вместо возгорания начнётся выгорание.

Успешный

урок

строится

иначе.

Загадка,

поиск

решения.

На

определённом моменте осознание недостаточности своих знаний, приход к

теории, но мотивированный приход, и затем открытие. Т.е. мы будем строить

урок так 2-3-1-4. Да это же формула открытий Ломоносова, которой до сих

пор успешно пользуются учёные всего мира.

Дети любят играть и не любят заниматься неинтересными для них

делами. Поэтому, включение активных методов обучения в образовательный

процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая даёт возможность

каждому

ребенку

найти

свое

ме сто,

проявить

инициативу

и

самостоятельность,

свободно

реализовать

свои

способности.

Рассмотрим

урок построенный по формуле Ломоносова.

Один из приемов активизации познавательной деятельности на первом этапе

урока называется «Что у меня на сердце».

Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у

меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело,

человек имеет ожидания и опасения. На одном из уроков окружающего мира,

когда мы рассматривали «реку времени» мы пришли к выводу, что

исторические события могут вызывать радость и восхищение и напротив

гнев, скорбь уныние.

На втором этапе «Действие» можно использовать технологию «Переноса в

изучаемое событие», прием « На линии огня»

2

учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г.Светлограда

Левыкина Татьяна Владимировна

Участники делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за»,

другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по

предлагаемому вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг

друга в своей правоте.

Одна группа будет играть роль людей, бережно относящихся к природе.

Вторая группа играет роль людей, забывающих о природе, выступающих с

позиции потребителей. Каждой группе необходимо найти аргументы в пользу

своего мнения по вопросам, касающимся темы урока.

Вопрос 1. Надо ли запретить потреблять в квартирах воду, свет в

неограниченных количествах? Если да, то, как это сделать, не нарушая права

каждого?

Группа №1(Люди, бережно относящиеся к природе.)

Группа №2. (Люди, забывающие о природе, выступающие с позиции

потребителей.)

Вопрос 2. Надо ли ограничить число вещей натурального происхождения у

людей и нужно ли запретить использовать полиэтилен? Если да, то, как это

сделать, не нарушая права каждого человека?

Группа№3(Люди, бережно относящиеся к природе.)

Группа№4 (Люди, забывающие о природе, выступающие с позиции

потребителей.)

В конце работы этих групп, учащиеся делают вывод о том, аргументы

участников какой группы оказались более весомыми и помогут сохранить

богатства и экологию нашей страны , почему это так важно.

На третьем этапе «Приход к теории» возможно применение приемов:

«Инфо – карусель», «Кластер», «Пометки на полях»

технологии «Имя в

истории» и др.

В своей практике я часто использую прием «Пометки на полях». Он

позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или

текста.

Технически

он

достаточно

прост.

Учеников

надо

познакомить

с

маркировочными знаками (З - уже известные знания, У- узнал новые знания,

Х- хочу узнать больше)

и предложить им по мере чтения ставить их

карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста.

Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте. Данный

метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст,

отслеживать собственное понимание в процессе чтения.

Использование

маркировочных

знаков

позволяет

соотносить

новую

информацию

с

имеющимися знаниями.

Так при изучении темы «Петр Великий» дети заполнили такую таблицу.

Личность (З)

Вклад в историю страны (У)

Дополнительные сведения (Х)

В

процессе

заполнения

таких

таблиц

у

детей

возникает

интерес

к

изучению исторического прошлого страны, стремление получить знания из

текста самостоятельно, а значит формируется как познавательная активность,

так и активная гражданская позиция.

3

учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г.Светлограда

Левыкина Татьяна Владимировна

В завершающем блоке можно применять технологию оценки события

глазами разных людей

Технологии, применяемые для формирования гражданской:

1.

технология

оценки

события

глазами

разных

людей

рассмотрение

исторических

фактов

и

их

нравственное

осмысление

с

позиции

различных личностей, социальных групп, очевидцев, историков;

2.

технология переноса в изучаемые события;

3.

технология «Имя в истории» - обнаружение духовной связи своего имени

с именами, которые хранит история человечества;

4.

технология оценки величия человека, исходя из нравственных критериев

– рассмотрение поведения человека в соответствии с системой ценностей;

5.

технология

духовного

эпицентра

рассмотрение

исторических

и

культурных

объектов,

через

которые

проходили

разные

исторические

события на протяжении всей истории их существования;

6.

технология выхода на вечную тему – поиск вечных тем, затрагиваемых

историей и ее реальными лицами.

Новое

содержание

образования,

ориентированное

на

новые

цели,

предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику новых форм

работы

практические работы (предусматривают анализ источников, связанных

общей темой);

презентация

своего

опыта

(решение

серии

познавательных

задач

в

группах или индивидуально);

ролевые

игры

(деловые,

ретро спективные,

проблемно

дискуссионные);

моделирование хода событий;

диспуты;

«круглые столы»;

экскурсии, связанные с историей и экологией страны, края, района

музейная педагогика.

Учитывая разнообразие в подходах и методике, можно рекомендовать

ряд

памяток-рекомендаций

для

учеников,

с

помощью

которых

можно

упорядочить

их

деятельность

на

уроке,

придать

изучению

предмета

системные элементы и одновременно дать алгоритм для поиска решения

воспитательных задач.

Памятка № 1. Заповеди.

1. Помни, что история дана в наставление, пойми смысл истории, чтобы

понять смысл своей жизни.

2.

Помни,

что

прошлое

дано

для

понимания

настоящего,

настоящее

не

совпадает с прошлым, но прошлое может повториться.

3. Стремись постичь правду разумом и сердцем.

4. Знай, что история одна, а оценок истории тысячи, меняется не история, а её

оценка.

5. Отличай факт от мнения, гипотезу от истины.

4

учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г.Светлограда

Левыкина Татьяна Владимировна

6. Не искажай историю в своих целях.

7. Помни, что в истории нет ничего случайного, ненужного, забытое – это

тоже история.

8. Стремись к познанию отечественной истории, она часть твоей истории.

9. Почитай свою родословную, там твои корни.

Использование

данной

памятки

применимо

к

содержанию

любого

раздела

учебника

в

части

«Мое

отечество»

уроков

окружающего

мира

учебников,

к

любым

сообщениям

исторического

характера

на

уроках

литературного чтения, изобразительного искусства. Памятку целесообразно

зафиксировать с учащимися на первых уроках в начале учебного года. Если

ученики научатся ею пользоваться, то они получат возможность разобраться

в хаосе исторической информации и проводить самостоятельную работу по

добыванию и оцениванию разного рода исторических знаний.

Одним из способов решения проблемы гражданского образования и

с о ц и а л и за ц и и

школ ьн и ко в

я вл я е т с я

в н ед р е н и е

в

ш ко л ь н у ю

практику социальных проектов. В ходе работы над проектами происходит

формирование

творчески

мыслящей

личности

ученика,

отличающейся

мобильностью,

инициативностью,

конструктивностью,

способной

к

самостоятельному

принятию

решений,

обладающей

развитым

чувством

ответственности за свою судьбу и судьбу страны.

Так,

на

уроках

в

начальных

классах

строится

процесс

воспитания

гражданина

для

жизни

в

демократическом

государстве,

гражданском

обществе.

У

учащихся

появляется

возможность

соотнести

общие

представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую

вовлечены они сами, их семьи, друзья, учителя, с общественной жизнью, с

социальными

и

политическими

событиями,

происходящими

в

масштабах

микрорайона, города, области и страны в целом.

5

учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г.Светлограда

Левыкина Татьяна Владимировна

Приложение

Памятка № 1. Заповеди.

1. Помни, что история дана в наставление, пойми смысл истории, чтобы

понять смысл своей жизни.

2.

Помни,

что

прошлое

дано

для

понимания

настоящего,

настоящее

не

совпадает с прошлым, но прошлое может повториться.

3. Стремись постичь правду разумом и сердцем.

4. Знай, что история одна, а оценок истории тысячи, меняется не история, а её

оценка.

5. Отличай факт от мнения, гипотезу от истины.

6. Не искажай историю в своих целях.

7. Помни, что в истории нет ничего случайного, ненужного, забытое – это

тоже история.

8. Стремись к познанию отечественной истории, она часть твоей истории.

9. Почитай свою родословную, там твои корни.

6



В раздел образования