"Формирование и развитие толерантной культурыв школе" (родительское собрание)
Автор: Зыкина Ольга Сергеевна Должность: учитель, заместитель директора по воспитательной работе Учебное заведение: МАОУ СОШ №157 Населённый пункт: г.Екатеринбург, Свердловская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Формирование и развитие толерантной культурыв школе" (родительское собрание) Раздел: среднее образование
«Формирование и развитие толерантной культуры в школе»
(родительское собрание)
Цель собрания:
Способствовать переориентации первичного сознания, взглядов на
ключевые проблемы воспитания, образования и развития школьников с
позиции толерантности;
Осмыслить основные компоненты толерантной культуры в
образовательном учреждении; познакомить с основными чертами
толерантной и интолерантной личности;
Развить способности адекватно и полно познавать себя и других.
Задачи:
Дать родителям возможность оценить степень своей толерантности;
Выявить индивидуальные проблемы в воспитании детей и наметить
пути их преодоления; Способствовать развитию инициативы
родителей, умению общаться;
Воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать
развитию уважительного отношения между учащимися, родителями,
педагогами.
Продолжительность собрания
:
1 час 30 минут
Место поведения: актовый зал
Форма проведения: комбинированная (элементы конференции, диспута,
деловой игры)
Участники: два седьмых класса
Оборудование:
выставка творческих работ детей (рисунки, поделки, вышивка, лепка )
выставка кулинарных национальных блюд родителей и детей;
фото слайды «О национальных костюмах»;
презентация мини- исследования Совета старшеклассников о
национальном составе ОУ и участия родителей в КТД;
выставка мини сочинений учащихся «Как я понимаю толерантность»
обзор педагогической литературы, публикаций на тему:
«Толерантность»;
памятки для проведения родительских собраний;
анкеты - отзыв о родительском собрании;
столы и стулья в актовом зале и на них цветные флажки
(жёлтый,красный,синий,оранжевый,зелёный,фиолетовый,)
музыкальное сопровождение;
благодарственные письма.
Подготовка:
создание рабочей группы по подготовки и проведению собрания;
подготовка видеоматериалов, фото слайдов;
оформление выставки работ учащихся и родителей;
оформление вместе с детьми пригласительных билетов;
анкеты, памятки и благодарственные письма для родителей;
подготовка выступлений : зам.директора по В.Р., психолога школы,
Совета старшеклассников, группы родителей;
проведение репетиций презентации, с детьми;
подготовка памяток для проведения родительских собраний.
Приёмы получения обратной связи от родителей:
1.
Анкетирование.
2.
Работа по группам.
3.
Советы родителей из опыта воспитания детей в семье.
План проведения родительского собрания:
1.
Вступительное слово заместителя директора по воспитательной работе;
2.
Показ видеоролика о КТД в ОУ «Вот мы какие»
3.
Выступление школьного психолога;
4.
Выступление Совета старшеклассников с результатами микро-
исследований;
5.
Работа родителей в группах.
6.
Выступление детей - национальные концертные номера
7.
Конкурс национальной кухни. Защита кулинарных проектов и блюд.
Родителей и детей.
8.
Вручение памяток для родителей.
9.
Выступление родителей от творческих групп;
10.Вручение благодарственных писем родителям и детям.
1 .В зале оформлена выставка творческих работ учащихся и родителей,
кулинарных национальных блюд, сочинения «Как я понимаю толерантность»
и др.
2. В актовом зале поставлены столы и стулья.
Участники садятся в группы по 8 человек. На столах расставлены
разноцветные флажки. (при входе каждый имеет возможность выбрать
фрагмент любимого цвета – по цветовому принципу формируется группа).
Один из столов занимают учащиеся ОУ – Совет старшеклассников.
3. В зале звучит музыка. Участники знакомятся с выставкой творческих
работ. Музыкальная часть завершается песней о Екатеринбурге.
1.Выходит ведущая. Заместитель директора по воспитательной
работе . Делает сообщение по заданной теме.
Добрый вечер уважаемые родители, учащиеся и классные руководители!
На нашем родительском собрании прозвучала песня о Екатеринбурге –
песня о нашей Малой Родине. Многие здесь родились, а для многим из вас
город Екатеринбург стал родным.
Наша школа, как и большинство школ Свердловской области ,является
многонациональным общеобразовательным учреждением. У нас обучаются
дети 15 национальностей, среди которых есть учащиеся, прибывшие из стран
СНГ(Армении,Казахстана,Таджикистана,Узбекистана,Кыргызстана,Азербайд
жана и др.)Это обусловлено происходящими в последнее десятилетие
миграционными процессами. В школе кроме детей мигрантов учатся и
другие двуязычные дети (татары, башкиры и др.) С целью успешной
адаптации в школе с детьми – мигрантами проводятся и индивидуальные
учебные занятия и активно вовлекаются в коллективные творческие дела,
коллективы дополнительного образования, что позволяет детям успешно
адаптироваться в школьной среде .Очень интересными прошли классные
часы на тему «Толерантность», на которых, происходит информирование
обучающихся по данному вопросу, повышается их психологическая культура,
самосовершенствование коммуникативных навыков с позиции толерантного
взаимодействия и развитие умений эмоциональной саморегуляции в
процессе общения и деятельности, развитие толерантных качеств.
Показ фильа-слайда
«Вот мы какие!»
Просмотр фрагментов школьной жизни: День Знаний, Праздник посвящения в школьники, Новый
год, уроки, перемены, Праздник прощания с азбукой,День матери,»Зарница», Масленица, День Здоровья,
праздник национальных культур, конкурс песни и строя,старт-тинейджер и др.
Формирование культуры межнационального общения и межэтнической
толерантности начинается с семьи. В семье ребенок получает первые
представления о родном языке, родной культуре, традициях и обычаях своего
народа. От родителей он узнает о существовании других народов,
отличающихся от его собственного, по языку и культуре. В
разнонациональной семье ребенок получает первые модели отношений
между представителями различных наций. Неприятие людей другой расы,
другой этнической общности, другой религиозной культуры признак
недостаточной воспитанности, которая в первую очередь закладывается в
семье. Сегодня мы попытаемся разобраться в этом непростом вопросе.
Ведущая предоставляет слово школьному психологу.
2.Сообщение школьного психолога.
Даёт несколько вариантов понятия «толерантность». Анализирует ситуации
школьной жизни. Высказывает мнение о асоциальном поведении молодёжи,
подростков, о детской преступности, связанное поведение с
межнациональным непониманием. Говорится о двух путях развития
личности: толерантном и интолерантном.
Работа родителей в группах.
Психолог обращается к присутствующим, даёт задание-красный, синий,
жёлтый, столики описывают основные черты присущие толерантной
личности. Оранжевый, зелёный, фиолетовый – интолерантной личности .
( при выполнении задания фоново звучит лёгкая классическая
музыка).психолог попеременно подходит к столикам и следит за
выполнением задания.
Предполагаемый результат:
Толерантная личность
Интолерантная личность
Уважение мнения других;
Доброжелательность;
Желание что-либо сделать вместе;
Понимание и принятие;
Чуткость,любознательность;
Снисходительность;
Доверие,гуманизм.
Непонимание;
Игнорирование;
эгоизм;
нетерпимость;
выражение пренебрежения;
раздрожительность;равнодушие;
цинизм,агрессивность.
Слово родителям.
Выборочно заслушиваются родители двух команд. Итоги
работы в группах. Советы родителей из опыта воспитания детей в семье (по
одному человеку от группы- это мини домашнее задание участников
собрания) Психолог подводи общие итоги, делает выводы.
Ведущая предоставляет слово Совету старшеклассников.
3.Выступление Совета старшеклассников.
Учащиеся представляют школьный реализованный проект «В Урале Русь
отражена». Учащиеся знакомят присутствующих с актуальностью проекта,
национальным составом 4-10 классов ОУ № 157, целями, задачами,
структурой управления, этапами реализации, ресурсным обеспечением,
говорится об эффекте реализованного проекта, о перспективах. Знакомят с
результатами анкетирования родителей, учащихся. Ценность детской
деятельности заключается в повышении уровня знаний детей и подростков о
культуре народов Урала, повышении уважения к представителям разных
национальностей. Учащиеся одеты в русские национальные костюмы.
Выступление сопровождается презентацией проекта.
Ведущая предоставляет слово конкурсантам «Кулинарное творчество».
(домашнее задание родители выполняли по желанию)
4.Слово участникам кулинарного конкурса.
Представители азербайджанской, татарской, русской ,таджикской,
киргизской, башкирской кухонь. Каждый представитель рассказывал о тайнах
приготовленных блюд, о технологии приготовления, эстетики оформления и
подачи к столу. Между защитой кулинарного искусства выступают дети с
концертными национальными номерами. Конкурс оценивают
представители Совета старшеклассников. Детское жюри определило шесть
номинаций:
«Оригинальность исполнения»;
«Национальный колорит»;
«Профессионализм и смекалка»;
«Зрительская симпатия»;
«Художественная мозаика»;
«Уникальность и экономичность».
5.Подводятся итоги конкурса.
Объявляются победители номинаций. Каждому вручается Диплом. Памятный
приз, изготовленный руками учащихся.Учащимся-участникам концертного
выступления вручается грамота и сладкий приз.
Все участники конкурса, концерта остаются на сцене.
Ведущая завершает собрание.
Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. В последнее
время особенно участились акты насилия, терроризма, агрессивного
национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, дискриминации по
отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым
меньшинствам, беженцам, мигрантам, социально наименее защищенным
группам в обществах, а также акты насилия в отношении отдельных лиц,
осуществляющих своё право на свободу мнений и выражения убеждений.
Всё это представляет угрозу делу укрепления мира и демократии на
национальном и международном уровнях, и являются препятствием на пути
развития. И все же большая, здоровая часть человеческого сообщества
жаждет мира и взаимопонимания. Люди хотят видеть красоту, любить и быть
любимыми, познавать мир и совершенствовать его. Для этого нужны мир и
содружество всех землян. Не случайно первое десятилетие объявлено
ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия. Для обеспечения мира
необходимо воспитание в каждом из нас не только межрасовой,
межконфессиональной и межнациональной толерантности, но и искреннего
интереса к культуре всех народов Земли. Величие российской культуры
определяется достижением выдающихся учёных, инженеров, художников,
композиторов, поэтов, богословов, писателей – представителей всех
национальностей России. Это наше богатство и преимущество, которое мы
должны сохранить.
Выходят 4 учащихся с гитарами. Исполняется песня «Как здорово, что все
мы здесь сегодня собрались». Зал и стоящие на сцене подпевают.
Ведущая сообщает о завершении собрания. В зале звучит музыка.
Все расходятся по классам. Организуется проба кулинарных блюд.