РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ " В СТРАНЕ ВООБРАЗИЛИИ"
Автор: Бенц Евгения Владимировна Должность: методист по дополнительному образованию Учебное заведение: МКУ ДО ДОМ ТВОРЧЕСТВА Населённый пункт: город БОДАЙБО ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ " В СТРАНЕ ВООБРАЗИЛИИ" Раздел: дополнительное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
художественного воспитания, обучения и развития
«В СТРАНЕ ИЗОБРАЗИЛИИ»
Направленность: художественная
Нормативный срок освоения: 2 года
Возраст учащихся: 5-7 лет
Автор-составитель: Бенц Евгения Владимировна
методист по дополнительному образованию
МКУ ДО «Дома творчества»
г. Бодайбо
2015 г.
Пояснительная записка.
Ребенок открывает глаза и созерцает мир – незнакомый, удивительный и
таинственный. Малышу еще предстоит ощутить свою принадлежность к
этому
большому,
прекрасному
миру,
раствориться
в
нем,
но
при
этом
остаться индивидуальностью и стать творческой личностью, созидателем.
Наиболее
естественным
выражением
своих
впечатлений
об
окружающем
мире для ребенка является изобразительная деятельность. Для дошкольников
изодеятельность интересна, так как ребенок имеет возможность передать
свои
впечатления
с
помощью
карандаша,
красок,
пластилина
и
других
материалов.
Занятия
изодеятельностью
пробуждают
развитие
творчества
детей, приобщают их к прекрасному.
Изобразительная
деятельность
-
важнейшее
средство
эстетического
воспитания.
Это
отмечали
еще
древние
греки,
произведения
искусства
которых до сих пор потрясают и радуют мир красотой и совершенством,
много веков служат воспитанию в человек чувства прекрасного. В процессе
лепки
и
рисования
создаются
благоприятные
условия
для
развития
эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое
способствует формированию определенного отношения к действительности.
Чувство прекрасного, однако, может быть сформировано лишь в том случае,
когда красота предмета предстанет перед детьми в силу их конкретного,
образного
мышления
в
конкретном
выражении.
Поэтому
в
процессе
наблюдения с детьми и разговора с ними о том, что они видели, важно
показать,
что
делает
предмет
красивым.
Занятия
направлены
на
формирование отношения детей к событиям и явлениям реального мира,
понимания формы, числа, цвета, величины предметов, их пространственных
соотношений, определение характерных признаков предметов, их сходства и
различия, разнообразие форм.
Полученные в процессе обучения знания
закрепляются в речи, уточняются в разнообразной деятельности, отражаются
в игре, рисунке, лепке.
Программа
«В
стране
Изобразилии»
рассчитана
на
детей
дошкольного
уровня от 5 до 7 лет.
Учитывая направленность программы на развитие творчества детей, которое
определяется как продуктивная деятельность, в результате которой ребенок
создает
новое,
проявляя
воображение,
реализуя
свой
замысел,
находя
средства для его воплощения, выдвигаются следующие цели:
1.
создание
и
постоянное
обновление
предметно-развивающей
среды,
позволяющей осуществлять на практике идеи программы;
2.
приобщение детей к истокам мировой художественной культуры через
ознакомление с произведениями изобразительного искусства;
3.
создание положительного эмоционального отношения у детей к своей
продуктивно-художественной деятельности
4.
побуждение детей к художественному творчеству путем постановки
интересных, разнообразных заданий, предполагающих нестандартные
художественные решения.
Содержание
занятий
учитывает
преемственность,
взаим о связь
изобразительного творчества
детей с различными видами деятельности:
изобразительной,
музыкальной,
театрализованной,
слове сно-
художественной.
Задачи обучения:
Вызвать и сохранить у детей интерес к изобразительной деятельности
Развивать
наблюдательность
за
окружающей
жизнью,
явлениями,
предметами.
Помочь развить первичные навыки рисования и лепки.
Познакомить
с
различными
материалами,
применяемыми
в
изодеятельности и с возможными их комбинациями.
Познакомить
с
различными
видами
изобразительного
искусства
и
жанрами, а также средствами их выразительности.
Образовательная
программа,
адаптированная
с
учетом
возрастных
особенностей
детей,
возможностей,
условий,
на
основании
следующих
методических пособий:
И.А.
Лыкова
Программа
художественного
воспитания,
обучения
и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» 2013г.
Методические
рекомендации
в
вопросах
и
ответах
к
программе
художественного образования в детском саду «Цветные ладошки» 2013г.
Проектирование образовательной области «Художественно - эстетическое
развитие» Новые подходы в условиях ФГОС ДО. Автор Лыкова И.А.
2011г.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Группы комплектуются с учетом
возрастных особенностей детей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по
одному часу (30 минут) согласно требований СанПиН 2.4.4.3172-14. Общая
учебная нагрузка 36 часов в год, курс обучения 72 часа.
Занятия по приобщению детей к изобразительному искусству раскрывают
перед ребенком красоту окружающего мира и красоту человека, воспитывают
нравственно-эстетические идеалы. Художниками могут стать немногие, но
уметь воспринимать искусство, разбираться в нем, любить его, может и
должен каждый человек. Восприятие искусства – это напряженная работа
чувства и мысли, особый
интеллектуально – эмоциональный труд души.
Этот особый труд души человека будет желанным в том случае, если он будет
к нему подготовлен, а такую подготовку возможно и необходимо начинать с
самого детства.
Работа по разделам программы
Структура программы предусматривает сквозные блоки, проходящие через
весь курс обучения. Программа построена
по принципу, от простого к
сложному.
Выбор
методов
и
приемов
определяется
целями,
задачами
каждого
конкретного занятия, и его содержанием. Для выполнения поставленных
задач предусмотрены несколько видов занятий: предметное (рисование и
лепка
с
натуры),
сюжетное
(рисование
и
лепка
на
различные
темы),
декоративное, конструирование из бумаги.
Мониторинг результатов освоения программы
Для
отслеживания
результативности
овладения
учащимися
содержания
программы возможно использование следующих методов:
педагогическое наблюдение;
диагностика определения уровня креативности образов
диагностика художественно-творческого развития детей
мониторинг образовательной деятельности
Результатом деятельности детей могут служить выставки, а также участие
в различных конкурсах.
Учебно-тематический план
конструирование
1.Тема :
«Абстрактные
картины»
2. Тема:
«Бабочки-
красавицы»
4.Педагогическая
диагностика
.Тема: Песочные
картины
Педагогическая
диагностика .
3.Тема: «
Собака со
щенком»
Наблюдение, опрос
октябрь
5.Тема:
7. Тема: «Тема
8.Тема: « Цветные
Фантазийные
«Кляксография»
«Удавчик»
ладоши»
композиции
6.Тема:« Ветка
рябины»
Создание
предметных
композиций
ноябрь
9.Тема: « Наша
ферма»
10.Тема «Дед
Мазай и
зайцы»
12.Тема «Моя
полосатая зебра»
Создание сюжетных
композиций
11.Тема « Наш
пруд»
Создание силуэтных
аппликаций
декабрь
13.Тема «
Декоративная
роспись Гжель»
элементы
16.Тема
«Новогодние
снежинки»
Создание
панорамных
открыток
14.Тема «
Декоративная
роспись тарелки
под Гжель»
15.Тема
«Новогодняя
елка»
Художественное
экспериментирование
январь
18.Тема «Дед
Мороз»
19.Тема:« Наш
город. Дома»»
17.Тема «
Декоративная
роспись
Хохлома.
Элементы»
20.Тема:« Наш
город. Машины»»
Декоративное
рисование по
мотивам народной
росписи
февраль
21.Тема «
Декоративная
роспись
сахарницы под
Хохлому»
23.Тема
«Пингвиний
пляж»
24.Тема
«Мундир»
Художественное
эспериментирование
22.Тема
«Весело,
грустно»
Лепка предметная по
замыслу
март
25.Тема
«Рисуем по
сырому.Букет»
27.Тема « Паук
Панфутий»
28.Тема « Цветы
для мамы»
Рисование в технике
по мокрому,
предметное по
замыслу с
элементами
аппликации
26.Тема
«Подснежники»
Рисование
предметное по
замыслу
апрель
29.Тема
«Городецкая
роспись.
Элементы»
31.Тема
«Колокольчики
мои»
32.Тема: «
Пасхальные
курочки»
Творческая
мастерская
30.Тема
«Городецкая
роспись
разделочной
досточки»
Создание
декоративных
образов
май
33.Тема
«Цветочный
ковер»
35.Тема: « Голуби
на черепичной
крыше»
34.Тема
«Земляничка-
ягодка»
36. Тема:
«Волшебные
проделки дыма»
Рисование
предметное по
замыслу с
элементами
аппликации или
лепки
(педагогическая
диагностика)
Ожидаемые результаты освоения программы:
1 год обучения
Приобретенные навыки и умения
уход от бессистемного рисования
умение передать форму и основные пропорции предмета
правильное размещение предмета на бумаге
составление узоров
иллюстрирование сказок
разработка несложного сюжета
понимание особенностей узоров в полосе
овладение несложными приемами лепки
основные приемы и способы рисования;
основы цветоведения;
основные признаки композиции;
Эстетическое развитие детей
более полное восприятие натуры, а также выбор доступных средств
изображения
появление творческой самостоятельности
более развитое мышление, зрительное восприятие
более глубокое отношение к изображаемому
2 год обучения
Приобретенные навыки и умения
Развитой глазомер
умение выявлять объемность предметов
умение передавать цвета предметов
навыки рисования акварелью и гуашью
умение применять более сложные технические и изобразительные
приемы
понятия: орнамент, ритм, контраст;
технологии работы с бумагой, картоном и другими материалами;
операции работы с различным прикладным материалом;
правила санитарии, гигиены и техники безопасности.
Эстетическое развитие детей
умение не только наблюдать, но и восхищаться рождением новых
оттенков
развитие памяти, фантазии
возникновение чувства выразительности рисунка
выработка собственного отношения к явлениям, персонажу, предмету
воспитание художественного вкуса на положительных эмоциях
умение оценивать свои и чужие работы и высказывать свое мнение
умение находить в каждом задании конкретные задачи, которые
подсказали бы новые решения
Для реализации программы необходимо:
1.
акварельные и гуашевые краски и кисти
2.
бумага для рисования
3.
цветной пластилин и стеки
4.
клей ПВА
5.
картон
6.
цветная бумага
7.
ножницы
Методическое обеспечение программы
Учебный
процесс
построен
таким
образом,
что
учащиеся
с
первых
же
занятий
учатся
творчески
подходить
к
поставленной
задаче,
проявляя
инициативу и смекалку.
Занятия в детском объединении отвечает следующим требованиям:
четкая образовательная цель каждого занятия, определяется педагогом;
подбор учебного материала с учетом содержания темы и поставленных
задач, а также учитывая возраст детей;
четкая организация и эффективное использование времени;
сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся;
использование разнообразных методов работы с учетом темы, уровня
подготовленности учащихся;
Для работы используются методические материалы:
1.
И.А.
Лыкова
Программа
художественного
воспитания,
обучения
и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».Цветной мир, Москва 2013
г.143 стр.
2.
И.А.
Лыкова
Примерное
планирование
занятий
изобразительной
деятельности в старшей группе детского сада.
3.
И.А.
Лыкова
Примерное
планирование
занятий
изобразительной
деятельности в подготовительной к школе группе детского сада.
4.
И.А. Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду»
5.
В. Кард С.Петров «Сказки из пластилина»
6.
8.Ю.А
Межуева
«Сказочная
гжель»,
«Филимоновские
свистульки»
альбомы по мотивам народного искусства.
Методы, применяемые в ходе реализации программы:
В
образовательном
процессе
основной
метод
–
от
знания
к
творчеству.
Обеспечение
последовательного
творческого
процесса,
подбор
материала,
выполнение упражнений.
Объяснительно-иллюстративный (предлагается образец, который дети
рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением).
Частично-поисковый
(обучение поискам самостоятельного решения
творческих замыслов под руководством педагога)
Игровой метод (набор игровых методик, развивающих социальную,
коммуникативную, творческую деятельность детей)
Организационно-педагогические условия реализации программы
Календарный учебный график
рабочей программы « В стране Изообразилии»
Год
обучени
Сентя
брь
Октя
брь
Нояб
рь
Дека
брь
Янва
рь
Февр
аль
Ма
рт
Апре
ль
М
ай
Промежуто
чная
я
аттестация
1 год
обучени
я
1группа
4
4
4
4
4
4
4
4
4
Выставка
творческих
работ
2 группа
4
4
4
4
4
4
4
4
4
Выставка
творческих
работ
2 год
обучени
я
1 группа
4
4
4
4
4
4
4
4
4
Защита
коллективн
ых работ
2 группа
4
4
4
4
4
4
4
4
4
Игра
соревнован
ие
ИТОГО:
16
16
16
16
16
16
16
16
16
Условия реализации программы.
Для проведения занятий в кабинете имеются индивидуальные рабочие
местам
по
количеству
учащихся:
стулья,
столы,
наборы
для
рисования
акварелью, палитры, места для хранения рисунков, и других творческих
индивидуальных и коллективных работ детей.
Кабинет оснащен
техническими средствами обучения:
телевизор,
компьютер, принтер, ксерокс.
Для
проведения
занятий
используются
видеоматериалы,
наглядный
материал
-
репродукции
картин,
компьютерные
презентации
по
темам
занятий, индивидуальные карты – раскраски при изучении тем «Правильно -
неправильно»,
«Декоративно
-
прикладное
творчество»
и
д р . ,
информационное сопровождение (интернет.)
Список используемой литературы:
1.
И.А.
Лыкова
Программа
художественного
воспитания,
обучения
и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».Цветной мир, Москва 2013
г.143 стр.
2.
И.А.
Лыкова
Примерное
планирование
занятий
изобразительной
деятельности в старшей группе детского сада.
3.
И.А.
Лыкова
Примерное
планирование
занятий
изобразительной
деятельности в подготовительной к школе группе детского сада.
4.
И.А. Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду»
5.
В. Кард С.Петров «Сказки из пластилина»
6.
8.Ю.А
Межуева
«Сказочная
гжель»,
«Филимоновские
свистульки»
альбомы по мотивам народного искусства.
7.
Методические
рекомендации
в
вопросах
и
ответах
к
программе
художественного
образования
в
детском
саду
«Цветные
ладошки»,
Цветной мир, Москва 2013 г.135 стр.
8.
Проектирование
образовательной
области
«Художественно-
эстетическое развитие» Новые подходы в условиях ФГОС ДО. Автор
Лыкова И.А. Цветной мир, Москва 2014 г.140 стр.
9.
О.В
Недорезова
«Конспекты
занятий
в
подготовительной
группе
детского сада. Изо».
10.4.Н.Е Милосердова «Обучение дошкольников технике лепки».
11.5.Т.М Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе
детского сада».ТЦ Учитель Воронеж. 2007 -665 стр.
12.8.Ю.А
Межуева
«Сказочная
гжель»,
«Филимоновские
свистульки»
альбомы по мотивам народного искусства.
13.Детям о народной культуре (альбомы для рисования И.А.Лыкова.
14.О.А Морозова «Волшебный пластилин» альбом по художественному
труду.
Приложение
Оценочные материалы:
Показатели художественно- творческого развития детей:
Общие показатели развития детского творчества:
► компетентность (эстетическая компетентность)
► творческая активность
► эмоциональность
►произвольность и свобода поведения
► инициативность
► самостоятельность и ответственность
► способность к самооценке
Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных
видах деятельности (по данным исследований Т.Г. Казаковой, Л.А.
Парамоновой, Б.А. Флёриной, А.Е. Шибицкой):
► субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов
решений творческой задачи, так и результата (продукта) детского творчества;
» нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для
создания художественного образа;
► большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с
художественными материалами и инструментами;
►
► индивидуальный «почерк» детской продукции;
►
►самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции,
художественных материалов и средств художественно-образной
выразительности;
►
► способность к интерпретации художественных образов; » общая ручная
умелость.
Экспериментальная модель выразительного художественного образа как
интегральной художественно-эстетической способности включает комплекс
эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова):
► восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и
предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
► осмысленное «чтение» - распредмечивание и опредмечивание -
художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии,
(носителем эстетического выступает выразительный образ как универсальная
категория); интерпретация формы и содержания, заключённого в
художественную форму;
► творческое освоение «художественного языка» - средств художественно-
образной выразительности;
►► самостоятельное созидание (сотворение) художественных образов в
изобразительной деятельности;
►► проявление эстетического отношения во всех видах детской
художественной деятельности и повседневной жизни (таких, как:
самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание);
► экспериментирование с художественными инструментами, материалами с
целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.
3. Методика проведения диагностики.
Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных
условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных
занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные
материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе
эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные
карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов
(большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально,
рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме
ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая
ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он
хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать
материалы для реализации своего замысла.
По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его
реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание
видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое
развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности
была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства
фиксации наблюдений экспериментаторов.
«Портрет»
художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
(методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)
1.
Характеристика отношений, интересов, способностей в области
художественной деятельности:
искренносить, непосредственность;
увлечённость;
интерес;
творческое воображение;
характер вхождения в образ;
специфические способности.
2. Характеристика качества способов творческой деятельности:
1) применение известного в новых условиях;
2) самостоятельность в нахождении способов (приёмов) создания образа;
3) нахождение оригинальных способов (приёмов), новых для ребёнка;
3. Характеристика качества продукции:
1) нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для
создания образа;
2) соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным
художественным требованиям;
3) проявление индивидуального подчерка как особой манеры исполнения и
характера образа.
Примеры занятий диагностического характера
Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика)
Тема: «Посмотрим в окошко»
Задачи. Учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу. Выявить уровень
развития графических умений и композиционных способностей.
Познакомить с новым способом выбора сюжета (определения замысла) -
рассматривание вида из окна через видоискатель. Создать условия для
самостоятельного изготовления аппликативных рамочек. Воспитывать
любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его
отражению в рисунке.
Предварительная работа. Экскурсия по детскому саду с остановками возле
всех окон и рассматриванием «видов» через видоискатель - картонные или
деревянные рамки (пустые) разной формы и величины. Беседа об увиденном
за окном. Рассматривание репродукций, художественных открыток,
иллюстраций в книгах, настенных календарей. Беседа по плакату
«Прогулки». Рассматривание иллюстраций в детских книжках,
изображающих разные домики с окошками, например: «Колобок»,
«Заюшкина избушка», «Козлятки и волк», «Три поросёнка».
Чтение чистоговорки Г. Лагздынь с договариванием детьми строчек из
одинаковых слогов:
На-на-на-на-на-на-на!
Смотрит кто-то из окна!
Не-не-не-не-не-не-не!
Кто же там торчит в окне
Ни-ни-ни-ни-ни-ни-ни!
Эй, цветок не урони!
Но-но-но-но-но-но-но!
Мы отправились в кино!
Ну-ну-ну-ну-ну-ну-ну!
Тучи спрятали луну.
Ны-ны-ны-ны-ны-ны-ны!
Как темно-то без луны!
На-на-на-на-на-на-на!
Машет мама из окна!
Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого или светло-
голубого цвета, цветные карандаши, фломастеры. Цветная бумага, ножницы,
клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши, салфетки бумажные или
матерчатые, коробочки для обрезков. Две обложки для оформления
коллективного альбома «Посмотрим в окошко» (с горизонтальным и
вертикальным размещением листов). Видоискатели - деревянные или
картонные рамки разной формы и величины.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям рассказ «Окно» из цикла рассказов «Моя семья» Д.
/абе:
- На этой стене - окно, а на той стене - рама с картиной. Окно - тоже рама с
картиной.
Картина за окном больше, потому что там двор, за двором - огород, за ним
-дорога, за дорогой - поле с зелёной травой, а сверху - голубое небо. По
дороге идут люди, а по небу плывут облака.
И на картине тоже есть небо и облако. Всё время это облачко стоит на одном
месте.
В окно я вижу, как папа возвращается с работы в обед и как снова уходит и
машет мне рукой.
Через раму картины ничего не видно.
Самая лучшая рама с картиной - наше окно. Всё в нём живое: и куры, и
наседка с цыплятами, и собака, и ребята, которые идут звать меня на улицу
играть с ними. Больше всего я люблю смотреть в наше окно.
Воспитатель спрашивает детей, почему мальчик из рассказа думает, что самая
лучшая рама с картиной - это окно, и что он видит за окном (проводится
краткая беседа по содержанию рассказа).
Педагог интересуется, любят ли дети смотреть в окно, что видят на улице,
похожи ли эти «виды» за окном на картины. Затем предлагает нарисовать
такие же необычные картины. Просит взять видоискатели, поднести их к
глазам, глаза при этом закрыть и представить себе красивую картину за окном
своего дома или детского сада.
Тихо (на ушко) спрашивает у каждого ребёнка, что он «увидел» и что будет
рисовать. Помогает наводящими и уточняющими вопросами (это вид из окна
дома, дачи, детского сада, бабушкиной квартиры; что видно из окна - дерево,
детскую площадку, другой дом, дорогу, машины, магазин, пруд, парк и т.д.).
Педагог обращает внимание детей на подготовленные заранее
художественные материалы - листы бумаги белого или светло-голубого цвета,
фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.
Подсказывает, что при желании дети могут сами сделать рамочки для своих
картин.
Дети выбирают материалы, рисуют, при желании обрамляют свои «картины»
рамочками - рисуют или самостоятельно отрезают полоски цветной бумаги
(по аналогии с предыдущим занятием). Тем самым воспитатель выявляет, кто
из детей уже умеет держать ножницы и резать по прямой. Воспитатель
отмечает также, кто из детей по своей инициативе делает перенос умений,
полученных на одном занятии, в другую тему. В последующем можно будет
сравнить типы рамочек, которыми дети обрамляли картинки для шкафчиков и
виды из окна.
В конце занятия педагог показывает детям две обложки для альбомов
«Посмотрим в окошко» (с вертикальным и горизонтальным расположением
листов) и просит детей принести свои рисунки к подходящей обложке, не
поясняя разницы между ними. Если кто-то из детей ошибается с выбором,
педагог просит положить картинку под обложку так, чтобы картинку не было
видно, как в настоящей книге. Оформление альбомов «Посмотрим в окошко»
(с горизонтальным и вертикальным размещением листов). Беседа по
картинкам, составление описательных рассказов.
Чтение рассказа Г. Лагздынь «На дачу»:
- Я еду с ребятами на дачу. В автобусе меня посадили с Витей. Я хорошо
видела маму. Мама махала платком. Остальные родители что-то говорили и
улыбались. Воспитательница Елена Александровна предложила: «Давайте,
ребята, крикнем хором: «До-сви-да-ни-я!»
И мы кричали хором:
- До-сви-да-ни-я! Было очень весело.
Потом мы долго ехали. Витя из своей корзинки съел все конфеты и стал
заглядывать в мою. Елена Александровна пересадила его на переднее
сиденье, поближе к себе. А ко мне сел Димка.
Димка водил пальцем по стеклу, жужжал и говорил, что это летит вертолёт.
- Если, Димочка, мы на вертолёте, - сказала я, - то кругом должно быть
голубое небо.
- А ты, Майка, думай, что кругом небо, - сказал Димка.
Я стала думать, но у меня ничего не получалось. А как может получиться,
если вокруг кусты и деревья? И всё зелё-ное-презелёное?
Рисование-фантазирование или речевая игра «ЧЧто видно за..?» На
небольших листах бумаги (1/2 машинописного листа) воспитатель предлагает
нарисовать карандашами, что видят за окном машинист поезда, колобок,
Баба-Яга, котёнок...
Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика)
Тема: «Улетает наше лето»
Задачи. Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений.
Выявить уровень способностей к сюжетосложению и композиции.
Предварительная работа. Беседа о летних занятиях и развлечениях.
Схематическое изображение человека с помощью счётных палочек,
карандашей, бумажных полосок. Рисование человечков палочками на песке
или на земле, выкладывание фигурок из счётных палочек, веточек,
карандашей. Подготовка альбома или газеты с семейными фотографиями о
летнем отдыхе. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Пляжная
фотография»:
Мартышка тихо верещит,
Прикрыла лапкой мордочку.
Неразборчиво хрипит
В репродуктор лодочник.
Кольцами удав блестит,
Павлин колышет перья.
Под пальмой человек сидит,
По-детски в птичку веря.
Материалы, инструменты, оборудование. Белые листы бумаги одного
размера для составления общего альбома рисунков «Улетает наше лето»;
цветные карандаши и фломастеры (на выбор); простые карандаши, ластики.
У воспитателя основа для будущего альбома «Улетает наше лето»,
фотоаппарат, фотографии о летнем отдыхе детей (желательно, в разных
местах).
Рекомендуемые учебные пособия, наглядность. Плакаты «Лето», «Времена
года», «Цветные пейзажи».
Содержание занятия.
Перед занятием дети рассматривают газету или альбом с семейными
фотографиями о летнем отдыхе. Первая
часть занятия может проводиться на ковре или возле окна с красивым видом.
Воспитатель читает детям стихотворение Е. Трутневой «Улетает лето»:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах, -
Это платье золотое
У берёзы на плечах...
Утром мы во двор идём -Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И
летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето!
Педагог предлагает детям составить на память о лете альбом «фотографий» -
только не настоящих, а нарисованных.
Спрашивает детей: «Как отдыхали вы летом? С кем? Что делали? Где были?
Какие интересные случаи произошли?» (Свободные высказывания детей.)
- Хорошо летом, весело, много разных интересных дел. Давайте мы с вами
нарисуем, как мы отдыхали летом, чем занимались, во что играли. Каждый
нарисует свою картинку о себе и своей семье.
Воспитатель показывает детям будущую обложку альбома и предлагает
договориться, как будут размещены листы в альбоме (горизонтально или
вертикально). Показывает, как будет выглядеть альбом в случае, если каждый
сделает по-своему, не договорившись.
Дети выбирают материал для рисования по своему желанию - цветные
карандаши, фломастеры, краски. Воспитатель тихо спрашивает, кто из детей
какой сюжет выбрал для своего рисунка. Помогает определиться с выбором.
Советует детям обращаться к своим товарищам с просьбой показать
задуманное движение, чтобы точнее передать позу и движение людей
(например: руки подняты вверх для жеста-приветствия или прощания,
разведены в стороны, согнуты в локтях, будто бросают или ловят мяч, держат
удочку, как будто человек едет на велосипеде или прыгает в воду, бежит за
собакой и пр.)
Дети обдумывают свои замыслы, обсуждают сюжеты (события) с
товарищами или воспитателем и начинают рисовать. Воспитатель в это время
оформляет обложку (пишет название «Улетает наше лето») и хорошо
рисующим детям, быстро справившимся со своим заданием, предлагает
помочь оформить обложку: раскрасить и дописать недостающие буквы,
нарисовать летние картинки-символы.
Рисунки, выполненные сухими материалами, дети складывают в альбом под
обложку. Рисунки, выполненные красками, вкладывают туда же после
просушки.
После занятия.
Рассматривание коллективного альбома «Улетает наше лето», составление и
запись рассказов из личного опыта «Где мы были летом».
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»:
«Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке,
прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я
бы хотел, чтобы всё зима была!»
«Запиши твоё желание в мою карманную книжку», - сказал отец. Митя
записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному
лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я
бы желал, чтобы всё весна была».
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день
веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и
вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал,
чтобы лету конца не было». И это желание Мити было записано в ту же
книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши.
Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времён года!» Тогда
отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое
говорил и о весне, и о зиме, и о лете».
Педагогическая диагностика
художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
продукции:
увлечённост
ь
творческое
воображени
е
Примене
-ние
известно-
го в
новых
ус-
ловиях;
самостоятельност
ь в нахождении
способов
(приёмов)
создания образа
нахождение
оригинальны
х способов
(приёмов),
новых для
ребёнка
нахождение
адекватных
выразительно-
изобразительны
х средств для
создания образа
соответствие
результатов
изобразительной
деятельности
элементарным
художественным
требованиям
1
2
3
4
5
6
7
Критерии оценивания знаний и умений
«5 баллов» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок;
работа выразительна интересна.
«4 балла» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не
выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
«3 балла» - поставленные задачи выполнены частично, работа не
выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
«2 балла» - поставленные задачи не выполнены
Примерные задания
для исследования особенностей восприятия цвета в природе и
произведениях искусства
Осенние листочки. Дидактическая задача.
Развитие восприятие цвета и цветосочетания в природных объектах,
сравнение колорита осенних листьев с цветовыми пятнами на палитре.
Вопросы и задания.
Тебе нравится листопад? Ты любишь собирать осенние листья? Посмотри на
эти листочки. Они красивые, многоцветные, будто настоящие. Рассмотри
каждый листок, полюбуйся его колоритом и подбери на палитре похожую
цветовую гамму. Найди кленовый листок. Опиши его колорит и найди такое
цветосочетание.
Найди листочек жёлтый (задание для детей 3-4 лет), жёлто-зелёный (для
детей 4-5 лет), жёлто-оранжево-зелёный (для детей 5-7 лет). Покажи этот
цвет (3-5 лет), это цветосочетание (5-7 лет) на палитре. Подбери этот цвет (3-
5 лет) или составь оттенок (5-7 лет).
Какой цвет чаще всего повторяется в осенней гамме? (Жёлтый.) А почему
осень в период листопада называют золотой? Вспомни стихи или песни, в
которых рассказывается об этом.
Нарисуй осенние листочки.
Говорящие цвета. Дидактическая задача.
Расширение ассоциативного цветового ряда. Обогащение лексики.
Вопросы и задания.
Вспомни, какие «говорящие» цвета ты уже знаешь? Покажи их на палитре и
подбери подходящие предметы (картинки): лимонный - лимон... А теперь
попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок
морковку и подбери на палитре подходящий цвет. Как называется этот цвет?
(Оранжевый.) Но можно сказать и по другому - морковный. Покажи на
палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с
изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы. (Фиолетовый
или иначе - сливовый.) Как ты думаешь, слово «малиновый» произошло от
слова «малина» или наоборот? Как лучше сказать про лимон - жёлтый или
лимонный? А как точнее? Чем желтый цвет отличается от лимонного?
(Жёлтый цвет - чистый, без примесей, а лимонный получается, если жёлтый
слегка смешан с зеленым; жёлтый - тёплый, а лимонный - холодноватый.)
Какие ещё «говорящие» цвета ты знаешь? А какие из них можно назвать
«вкусными»? Нарисуй «вкусные» картинки.
Цвет и настроение
Дидактическая задача. Формирование представления о том, что цвет
(цветовая тональность) может передавать состояние природы и настроение
человека.
Вопросы и задания.
Посмотри на эти картины и сравни их попарно. О чем рассказывают эти
картины? Тема этих картин - осень, но осень разная. На какой картине осень
ранняя, золотая, радостная? Опиши осень на второй картине (поздняя,
унылая, серая...). Как художнику удалось это показать?
Обрати внимание: каждая картина написана в своей цветовой гамме. Для
осени ранней и весёлой художник взял яркие, сочные, чистые краски. А для
поздней и грустной - приглушённые, слегка смешанные с чёрным до
сероватых оттенков.
Сравни морские картины и расскажи, как с помощью красок (цветовой
гаммы) показано разное состояние (настроение) природы.
Нарисуй «хорошую погоду».
Творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор Комарова Т.
С.)
Задание на дорисовывание шести кругов, носившее диагностический
характер, состояло в следующем: детям давался альбомный лист бумаги с
нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами
одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть
нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предмета, дорисовать и
раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностическое задание должно
стимулировать творческие способности детей и дать им возможность
осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.
Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим
образом: по критерию «продуктивность»—количество кругов, оформленных
ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы
оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то
выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются.
Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности
выполнения задания группой в целом.
Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность»
оцениваются по 3-балльной системе. Оценка 3- высокий уровень—ставится
тем детям, которые наделяли предмет ориганальным образным содержанием
преимущественно без повторения одного (яблоко (желтое, красное, зеленое),
мордочки зверюшек (заяц, мишка и т.п.)) или близкого образа Оценка 2
-средний уровень — ставится тем детям, которые наделяли образным
значением все или почти все кру-га, но допускали почти буквальное
повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми,
часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.).
Оценка 1 —низкий балл — ставится тем, кто не смог наделить образным
решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.
Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество
выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность
выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок
ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и
закрашивания).
Несмотря на видимую простоту, данная методика является весьма
показательной. Обработка и анализ полученных результатов позволяют
обнаружить различия в уровне развития творчества детей. При подсчете
количества оригинальных изображений по группе учитывается не только
индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения
изображений разными детьми. Если тестирование осуществлялось
индивидуально, то возможность копирования фактически исключается, и
каждый образ, созданный ребенком, можно считать оригинальным ( хотя он и
повторяется в рисунках других детей).
Результаты выполнения задания оцениваются в двух направлениях:
1) индивидуально по каждому ребенку ( выделяя оригинальность созданных
детьми изображении);
2) по группе в целом( выводя общее число баллов)
Анализ выполнения детьми задания позволяет получить представления о
передаче ряда свойств предметов: формы, цвета; осмыслении образной
стороны действительности и др.
Использование цветовой гаммы, ее разнообразие во многом определяются
уровнем общего развития ребенка и его личностными психическими
особенностями, например, использование цвета в рисунке может
ограничиваться одним-двумя цветами, что не оправдано выбором
изображенных предметов
Разный уровень развития мыслительных операций: анализа, выделения
общего и характерного, сравнения, уподобления, синтеза, обобщения, то есть
операции, способствующих развитию когнитивных структур, определяемых
психологами при оценке интеллектуального развития детей, выражается в
следующем: -- в умении увидеть в стандартной ситуации нестандартное
решение, образ (это и один из показателей творчества), например,
объединение 2-3 кругов в единый предмет (очки, светофор, танк и т. п) или
необычный для данного возрастного периода образ: ведро, паутинка, глобус;
--в способности активизировать образы-представления, имеющиеся в опыте
соотнося их с поставленной задачей;
-- в готовности увидеть общее в частном и частное в общем (общность
формы различных предметов и характерные особенности каждого из этих
предметов цвет, детали, дополняющие основную форму и позволяющие
отличить общее от частного);
Выполнение детьми диагностического задания и анализ результатов
позволяют
оценить уровень воспитательно-образовательной работы в группе. В одном и
том же учреждении в одинаковых по возрастному составу группах могут
бытьполучены различные результаты, и выше они в той группе, где выше
уровеньвоспитательно-образовательной работы с детьми.
С целью более глубокого анализа полученных результатов выполнения
диагностического задания можно ввести дополнительные критерии и
усложнить математическую обработку уже выделенных критериев.
Критерий «разработанность образа» образа включает передачу в
изображении признаков предмета (объекта), закрашивание изображения.
Высшая оценка по этому критерию определяется в 3 балла.
3 балла—рисунок, в котором передавалось более трех характерных признаков
предметов и изображение было красиво закрашено.
2 балла— изображение, в котором передавалось 2—3 признака и аккуратно
закрашивалось.
1 балл — дорисовывание с передачей 1 признака (или аккуратное
закрашивание изображений).
Примечание. К общему баллу добавлялся 1 балл в случае передачи
признаков, наиболее ярко характеризующих созданный образ.
Сравнительный анализ двух методик диагностирования уровня
художественно-эстетического развития даёт нам возможность утверждать,
что диагностика С. Т. Комарова « Дорисовывание фигур» даёт более
подробную интерпретацию. Данную диагностику можно проводить как
индивидуально, так и группой. По своей структуре она проста, но в то же
время глубже рассматривает уровень развития творчества детей, больше
критерий оценивания.