Автор: Ефимова Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с №79 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: мастер-класс в форме игры-викторины
Тема: "Вода - бесценный дар природы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №79 города Тюмени
Мастер-класс для воспитателей
в форме игры-викторины «Что? Где? Когда?»
Подготовила и провела:
Ефимова Светлана Ивановна, воспитатель
Тюмень, 2018
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по
экспериментально - исследовательской деятельности с детьми.
Задачи: 1. В игровой форме дать новую для педагогов информацию о воде;
2. Закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи, делать
выводы.
Ход мастер - класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашей встречи «Вода – бесценный дар
природы». Японская пословица гласит:
Расскажи мне - я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому - и я пойму.
Вот в этом мы и убедимся сегодня. Я предлагаю поиграть в игру «Что? Где? Когда?»,
для
того
чтобы
показать,
как
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
можно
формировать
исследовательские
умения
и
навыки:
видеть
проблему,
выдвигать
гипотезу
(предположение),
проводить
опыты
с
целью
проверки
гипотез
и
установлению причинно-следственных связей, делать выводы. Для того чтобы вы
вспомнили и узнали что-то новое по данной теме и могли такую форму использовать
в
работе.
Итак,
уважаемые
знатоки,
занимайте
места,
мы
начинаем.
За
каждое
выполненное задание вы будете получать буквы. Из них вы составите слово, которое
имеет отношение к водной составляющей нашей планеты.
1. Первый раунд. Крутим волчок.
За
одну
минуту
составьте
новые
слова,
используя
буквы,
имеющиеся
в
слове
ВОДОМЕРКА (вода, море, рак, дом, река…). Вручаю конверт с буквой.
2. Второй раунд. Крутим волчок.
Блиц-вопросы:
- Назовите формулу воды.
- Самая длинная река в мире? (Нил).
- Самый большой океан? (Тихий океан).
- Самый маленький океан? (Северный Ледовитый океан).
- Самое глубокое озеро мира, где содержится 1/5 всех мировых запасов пресной воды
и 80% всей пресной воды нашей страны? (Байкал).
- Материк, на котором содержится 80% пресной воды нашей планеты? (Антарктида).
- Когда отмечается Всемирный день воды или Всемирный день водных ресурсов? (22
марта). Вручаю конверт с буквой.
3. Третий раунд. Крутим волчок.
Вопрос от телезрителей. Внимание на экран.
«Уважаемые знатоки, за одну минуту ответьте на вопрос: «Есть ли в воздухе вода?
Спасибо».
(Правильный
ответ:
«Вода
в
атмосфере
может
находиться
в
трех
состояниях: в газообразном состоянии (в виде пара, тумана), в жидком (капли дождя),
и в твердом (в виде снега и льда). Вручаю конверт с буквой.
4.
Четвертый раунд. Крутим волчок.
За одну минуту вспомните и пропойте как можно больше песен о воде.
«Жил отважный капитан…»
«Ты морячка, я моряк….»
«Море, море….» Вручаю конверт с буквой.
5.
Пятый раунд. Крутим волчок.
«Черный ящик» в нем два апельсина и миска с водой.
Задание: «За 2 минуты с помощью этих предметов проведите опыт и сделайте
вывод».
Опыт. Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. Очистим второй
апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул.
Вывод. В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают
апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее
воды, которую вытесняет.
Вручаю конверт с буквой.
6.
Шестой раунд. Крутим волчок.
Используя один из новейших способов систематизации знаний, сделайте лэпбук на
тему «Вода - бесценный дар природы».
Спланируйте информацию по данной теме, которую будет содержать ваш лэпбук. На
это задание отводится 5 минут. Вручаю конверт с буквой.
Вы получили все буквы. Какое слово у вас получилось? (ГИДРОСФЕРА). Что оно
обозначает? (Водная оболочка нашей планеты). Вы даже можете увидеть, из чего она
состоит.
Можно сказать, что вода - это наиважнейшая составляющая жизни на нашей планете.
Надеюсь, что данный мастер-класс способствовал повышению профессионального
мастерства по данной теме и полученный опыт будет использован в практической
работе с детьми.
Приложение
Картотека опытов
«Водяное облако»
Вам понадобится:
-трехлитровая стеклянная банка
-противень
-горячая вода
-несколько кубиков льда
Опыт:
1.
Налейте в банку горячую воду (примерно 2,5 см).
2.
Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на
банку.
3.
Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, начнет охлаждаться.
Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя
облако.
Вывод.
Этот
эксперимент
моделирует
процесс
формирования
дождевого
облака.
Молекулы
воды
при
испарении
поднимаются
в
атмосферу. Там при низкой температуре они «жмутся» друг к другу,
образуя
облако.
Молекулы
увеличиваются,
становятся
тяжелыми
и
падают на землю в виде дождя.
«Рыбалка»
Вам понадобится:
- нитка
- кубик льда
- стакан с водой
- соль.
Опыт:
1.
В стакан с водой опустите лед.
2.
Нитку положите на край стакана так, чтобы один конец лежал на
кубике льда, который плавает на поверхности воды.
3.
После насыпьте щепотку соли на лед.
4.
Через 5-10 минут потяните нитку и попытайтесь «поймать» лед.
5.
Кубик льда прилипнет к нитке и поднимется вместе с ней.
Вывод. Соль попадая на лед, начинает растапливать его. А уже через
несколько минут лед, охлаждаясь, примораживает нить.
«Цветные листья»
Вам понадобится:
- 3 стакана с водой
- пищевые красители
- листья капусты или белые цветы
Опыт:
1.
Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и
поставьте в воду по одному капустному листу или белому цветку.
2.
Оставьте их на ночь.
3.
Утром вы увидите, что листья (цветы) окрасились в разные цвета.
Вывод. Растения всасывают воду и за счет этого питают свои
цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту,
при
котором
вода
стремиться
заполнить
тоненькие
трубочки
внутри
растений.
Так
питаются
и
цветы,
и
трава,
и
деревья.
Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.
«Зависший лед»
Вам понадобится:
- вода
- растительное масло
- прозрачный стакан
- лед
Опыт:
1.
Наполните прозрачный стакан до половины водой.
2.
Поместите туда кусочек льда. Понаблюдайте за тем, как лед
плавает на поверхности воды.
3.
В этот же стакан с водой добавьте растительное масло так,
чтобы стакан был полностью заполнен.
4.
Лед будет плавать между двумя слоями жидкостей.
Вывод. Лед имеет меньшую плотность, чем вода, но большую,
чем масло. Именно из-за этого он всплывает в воде, но тонет в
масле.