Напоминание

Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников средствами трудового воспитания


Авторы: Сальтяшева Гульнара Мадариковна, Павлинова Надежда Владимировна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№14 "Ромашка"
Населённый пункт: РБ г.Кумертау
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников средствами трудового воспитания
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников

средствами трудового воспитания

Становление ребёнка как личности начинается очень рано. В процессе его

развития нравственность занимает очень важное место. Актуальность проблемы

нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорна. На всех этапах раз-

вития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсужда-

лись цели, содержание, методы нравственного воспитания.

Воспитание в труде, трудовые усилия самих детей в их разнообразной дея-

тельности оказывают огромное влияние на формирование нравственных качеств,

приобщают ребёнка к жизни и работе в коллективе. Введение дежурств по столо-

вой и по подготовке к занятиям, коллективного труда, а также длительных трудо-

вых поручений в условиях семейного воспитания имеет важное значение в осозна-

нии ребенком себя как значимого субъекта в системе межличностных отношений

со взрослыми и сверстниками. Ознакомление с трудом взрослых имеет большое

значение для расширения кругозора ребят, но на формирование правильного отно-

шения к труду, трудолюбия оно оказывает влияние лишь в сочетании с собственной

трудовой деятельностью ребенка. Отношение к труду формируется очень рано, еще

до того, как малыш овладеет навыками самообслуживания и научится выполнять

трудовые поручения взрослых. А потому представления о труде и его социальной

значимости, уважительное отношение к человеку-труженику, желание трудиться, в

том числе на благо окружающих, должны быть сформированы у ребенка в до-

школьном возрасте.

В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей пред-

ставлений о труде взрослых и его роли в жизни людей всегда придавалось особое

значение. О необходимости таких знаний в разные годы писали Н.К. Крупская,

А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.М. Леушина, С.А. Козлова и др.

«Труд – первое основное условие всей человеческой жизни и при том в та-

кой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого чело-

века». К. Маркс, Ф. Энгельс (" О воспитании образовании").

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим вос-

питателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость

дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает вол-

нующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в

окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя

материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Ушинский

утверждает: « Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но

только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником челове-

ческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья».

«Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в

процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотно-

шения». Н. К. Крупская.

Нравственное воспитание – процесс направленный на приобщение детей к

моральным ценностям человечества и конкретного общества. Ребенок постепенно

овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаи-

моотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и

формы взаимодействия, выражение отношения к людям, природе, к себе. Результа-

том нравственного воспитания являются проявление и утверждение в личности

определенного набора нравственных качеств. И чем лучше и прочнее сформирова-

ны эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных усто-

ев наблюдаются у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окру-

жающих

Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к соци-

альным воздействиям. Ребенок впитывает в себе все человеческое: способы обще-

ния, поведение, отношение, используя для этого собственные наблюдения. В итоге

ребёнок овладевает элементарными правилами жизни в человеческом обществе.

Руководя деятельностью детей, воспитатель воспитывает у детей такие важные

черты, как доброжелательность и уважение к окружающим людям, особенно к

старшим, желание помочь им. Показателем нравственной воспитанности человека

является характер его отношения к людям. Для формирования всех нравственных

качеств необходимо, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания,

основываясь на которые

ребенок будет иметь представления о сущности нрав-

ственного качества, о его необходимости и о преимуществе овладения им. У ребен-

ка должно появиться желание овладеть этим качеством, т.е. важно, чтобы возникли

мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление

мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, формирует социальные чув-

ства. Дошкольники любят трудиться со взрослыми. В процессе совместной дея-

тельности взрослые должны показывать пример положительного отношения к тру-

ду, товарищеских отношений. Естественно, что в такой совместной деятельности

основная роль отводится труду взрослого, а дети выступают в качестве помощни-

ков. Но важно то, что ребенок чувствует свою причастность к общему делу, лучше

начинает понимать общественную значимость труда. Так постепенно в результате

целенаправленной воспитательной работы дети учатся ценить труд взрослых и

свой труд, познают культуру труда.

Желая воспитать детей нравственными и гуманными, педагоги и родители

должны обратить особое внимание на развитие у детей уважения к старшим, жела-

2

ние и умение слушаться, с готовностью выполнять их советы, указания и поруче-

ния, формировать дружеские взаимоотношения со сверстниками, приучать детей

помнить о своих обязанностях и старательно их выполнять, охотно делиться с дру-

гими своими знаниями, замыслами, игрушками и пособиями, отзываться на горе и

радость других людей, воспитывать симпатию, доброжелательное отношение к де-

тям и взрослым разных национальностей, добиваться проявления гуманных чувств

и отношений, их общественной направленности. Особое внимание поэтому об-

ращать на воспитание у детей трудолюбия; желания и умения трудиться, умения

ставить цель и достигать положительных результатов, делать необходимое вне за-

висимости от желания. Воспитывать у детей активность, готовность преодолевать

препятствия, проявлять инициативу при выполнении намеченной задачи, испол-

нять требования взрослых, поощрять стремление доводить дело до конца.

Нравственному воспитанию уделяется большое внимание. Однако в каждо-

дневной работе с детьми воспитатель может выделить задачи, которые наиболее

успешно реализуются в конкретном виде деятельности, так, в бытовой, повседнев-

ной деятельности и формируются навыки вежливости, воспитывается уважение к

старшим, послушание.

Труд обладает огромным педагогическим воздействием только при правиль-

ной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока на личном

опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет свои робости, не приобре-

тет трудовых навыков, а главное, опыта самостоятельного выполнения той или

иной работы. Если не уделять необходимого внимания развитию трудолюбия в до-

школьном возрасте, то в дальнейшем это будет сделать труднее. Трудовая деятель-

ность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их

интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких

нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чув-

ство долга.

Важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей се-

мейного воспитания. Воспитателям необходимо хорошо знать, как организована

трудовая деятельность их воспитанников в семье, оказывать родителям соответ-

ствующую помощь. Следует всегда помнить, что только в тесном взаимодействии с

семьей можно успешно решать задачу воспитания детей на первой, дошкольной

ступени. Детский сад должен стать для малышей настоящей школой трудовой жиз-

ни: здесь они должны видеть истинные образцы трудового поведения взрослых,

приобрести первоначальные трудовые умения и навыки и желание трудиться. Чем

старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского

сада. В играх они подражают действиям родителей, работникам транспорта. Пра-

вильно организованные наблюдения за этим трудом имеют важное значение для

формирования

общей

трудовой

направленности

и

деятельности

самих

ребят.

3

Большое влияние оказывают постоянные наблюдения ребят за трудом, протекаю-

щим в ближайшем окружении. Со временем, ребята начинают понимать смысл

труда. Они видят его результаты, заражаются энтузиазмом, у них появляется стрем-

ление подражать взрослым. При ознакомлении детей с трудом очень важно соблю-

дать

меру. Воспитывать правильное отношение к труду – это значит не только

включать детей в трудовую деятельность, но и учить их уважать труд, понимать его

значение в жизни, приходить на помощь другим, не дожидаясь просьбы. Так же

очень важно для воспитания у ребёнка положительного отношения к труду сделать

его трудовую активность главным критерием оценки его личности (прежде всего

активность в труде, который ребёнок выполняет по личному побуждению, самосто-

ятельно, без контроля взрослого).

Трудовая деятельность нужна человеку для удовлетворения его жизненных

потребностей, и не только физических. Она является важным источником нрав-

ственного и эстетического развития личности. Труд должен быть посильным, иметь

понятную ребенку цель и доставлять ему удовольствие, выполняться хорошо и по

возможности красиво.

Радость труда – одно из высоких человеческих чувств.

Од-

ной из основных задач детского сада является воспитание у детей трудолюбия, ува-

жения к труду взрослых.

4



В раздел образования