Авторы: Сальтяшева Гульнара Мадариковна, Павлинова Надежда Владимировна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№14 "Ромашка"
Населённый пункт: РБ г.Кумертау
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников средствами трудового воспитания
Раздел: дошкольное образование
Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников
средствами трудового воспитания
Становление ребёнка как личности начинается очень рано. В процессе его
развития нравственность занимает очень важное место. Актуальность проблемы
нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорна. На всех этапах раз-
вития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсужда-
лись цели, содержание, методы нравственного воспитания.
Воспитание в труде, трудовые усилия самих детей в их разнообразной дея-
тельности оказывают огромное влияние на формирование нравственных качеств,
приобщают ребёнка к жизни и работе в коллективе. Введение дежурств по столо-
вой и по подготовке к занятиям, коллективного труда, а также длительных трудо-
вых поручений в условиях семейного воспитания имеет важное значение в осозна-
нии ребенком себя как значимого субъекта в системе межличностных отношений
со взрослыми и сверстниками. Ознакомление с трудом взрослых имеет большое
значение для расширения кругозора ребят, но на формирование правильного отно-
шения к труду, трудолюбия оно оказывает влияние лишь в сочетании с собственной
трудовой деятельностью ребенка. Отношение к труду формируется очень рано, еще
до того, как малыш овладеет навыками самообслуживания и научится выполнять
трудовые поручения взрослых. А потому представления о труде и его социальной
значимости, уважительное отношение к человеку-труженику, желание трудиться, в
том числе на благо окружающих, должны быть сформированы у ребенка в до-
школьном возрасте.
В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей пред-
ставлений о труде взрослых и его роли в жизни людей всегда придавалось особое
значение. О необходимости таких знаний в разные годы писали Н.К. Крупская,
А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.М. Леушина, С.А. Козлова и др.
«Труд – первое основное условие всей человеческой жизни и при том в та-
кой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого чело-
века». К. Маркс, Ф. Энгельс (" О воспитании образовании").
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим вос-
питателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость
дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает вол-
нующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в
окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя
материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».
Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Ушинский
утверждает: « Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но
только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником челове-
ческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья».
«Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в
процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотно-
шения». Н. К. Крупская.
Нравственное воспитание – процесс направленный на приобщение детей к
моральным ценностям человечества и конкретного общества. Ребенок постепенно
овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаи-
моотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и
формы взаимодействия, выражение отношения к людям, природе, к себе. Результа-
том нравственного воспитания являются проявление и утверждение в личности
определенного набора нравственных качеств. И чем лучше и прочнее сформирова-
ны эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных усто-
ев наблюдаются у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окру-
жающих
Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к соци-
альным воздействиям. Ребенок впитывает в себе все человеческое: способы обще-
ния, поведение, отношение, используя для этого собственные наблюдения. В итоге
ребёнок овладевает элементарными правилами жизни в человеческом обществе.
Руководя деятельностью детей, воспитатель воспитывает у детей такие важные
черты, как доброжелательность и уважение к окружающим людям, особенно к
старшим, желание помочь им. Показателем нравственной воспитанности человека
является характер его отношения к людям. Для формирования всех нравственных
качеств необходимо, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания,
основываясь на которые
ребенок будет иметь представления о сущности нрав-
ственного качества, о его необходимости и о преимуществе овладения им. У ребен-
ка должно появиться желание овладеть этим качеством, т.е. важно, чтобы возникли
мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление
мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, формирует социальные чув-
ства. Дошкольники любят трудиться со взрослыми. В процессе совместной дея-
тельности взрослые должны показывать пример положительного отношения к тру-
ду, товарищеских отношений. Естественно, что в такой совместной деятельности
основная роль отводится труду взрослого, а дети выступают в качестве помощни-
ков. Но важно то, что ребенок чувствует свою причастность к общему делу, лучше
начинает понимать общественную значимость труда. Так постепенно в результате
целенаправленной воспитательной работы дети учатся ценить труд взрослых и
свой труд, познают культуру труда.
Желая воспитать детей нравственными и гуманными, педагоги и родители
должны обратить особое внимание на развитие у детей уважения к старшим, жела-
2
ние и умение слушаться, с готовностью выполнять их советы, указания и поруче-
ния, формировать дружеские взаимоотношения со сверстниками, приучать детей
помнить о своих обязанностях и старательно их выполнять, охотно делиться с дру-
гими своими знаниями, замыслами, игрушками и пособиями, отзываться на горе и
радость других людей, воспитывать симпатию, доброжелательное отношение к де-
тям и взрослым разных национальностей, добиваться проявления гуманных чувств
и отношений, их общественной направленности. Особое внимание поэтому об-
ращать на воспитание у детей трудолюбия; желания и умения трудиться, умения
ставить цель и достигать положительных результатов, делать необходимое вне за-
висимости от желания. Воспитывать у детей активность, готовность преодолевать
препятствия, проявлять инициативу при выполнении намеченной задачи, испол-
нять требования взрослых, поощрять стремление доводить дело до конца.
Нравственному воспитанию уделяется большое внимание. Однако в каждо-
дневной работе с детьми воспитатель может выделить задачи, которые наиболее
успешно реализуются в конкретном виде деятельности, так, в бытовой, повседнев-
ной деятельности и формируются навыки вежливости, воспитывается уважение к
старшим, послушание.
Труд обладает огромным педагогическим воздействием только при правиль-
ной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока на личном
опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет свои робости, не приобре-
тет трудовых навыков, а главное, опыта самостоятельного выполнения той или
иной работы. Если не уделять необходимого внимания развитию трудолюбия в до-
школьном возрасте, то в дальнейшем это будет сделать труднее. Трудовая деятель-
ность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их
интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких
нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чув-
ство долга.
Важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей се-
мейного воспитания. Воспитателям необходимо хорошо знать, как организована
трудовая деятельность их воспитанников в семье, оказывать родителям соответ-
ствующую помощь. Следует всегда помнить, что только в тесном взаимодействии с
семьей можно успешно решать задачу воспитания детей на первой, дошкольной
ступени. Детский сад должен стать для малышей настоящей школой трудовой жиз-
ни: здесь они должны видеть истинные образцы трудового поведения взрослых,
приобрести первоначальные трудовые умения и навыки и желание трудиться. Чем
старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского
сада. В играх они подражают действиям родителей, работникам транспорта. Пра-
вильно организованные наблюдения за этим трудом имеют важное значение для
формирования
общей
трудовой
направленности
и
деятельности
самих
ребят.
3
Большое влияние оказывают постоянные наблюдения ребят за трудом, протекаю-
щим в ближайшем окружении. Со временем, ребята начинают понимать смысл
труда. Они видят его результаты, заражаются энтузиазмом, у них появляется стрем-
ление подражать взрослым. При ознакомлении детей с трудом очень важно соблю-
дать
меру. Воспитывать правильное отношение к труду – это значит не только
включать детей в трудовую деятельность, но и учить их уважать труд, понимать его
значение в жизни, приходить на помощь другим, не дожидаясь просьбы. Так же
очень важно для воспитания у ребёнка положительного отношения к труду сделать
его трудовую активность главным критерием оценки его личности (прежде всего
активность в труде, который ребёнок выполняет по личному побуждению, самосто-
ятельно, без контроля взрослого).
Трудовая деятельность нужна человеку для удовлетворения его жизненных
потребностей, и не только физических. Она является важным источником нрав-
ственного и эстетического развития личности. Труд должен быть посильным, иметь
понятную ребенку цель и доставлять ему удовольствие, выполняться хорошо и по
возможности красиво.
Радость труда – одно из высоких человеческих чувств.
Од-
ной из основных задач детского сада является воспитание у детей трудолюбия, ува-
жения к труду взрослых.
4