Напоминание

Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников


Автор: Толмачева Виктория Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ " Пеликан" дошкольное образование
Населённый пункт: город Бердск Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в

соответствии с ФГОС ДОУ

1. Особенности экологического воспитания дошкольников в соответствии с

ФГОС ДОУ.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования предполагают деятельностный подход к определению содержания

и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем

образовательным областям. Основная цель работы с дошкольниками по

экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка

убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к

адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы;

приобщение к мировому уровню экологической культуры. Для реализации этой

цели необходимо построение целостной системы экологического образования,

основанной на научно разработанных принципах создания экологических

программ с учетом ФГОС дошкольного образования.

Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического

образования в свете ФГОС имеет свою специфику в силу возрастных

особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно

деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его

физически более крепким и здоровым

2. Инновационные формы и методы экологического образования

дошкольников

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в

своей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы) я

применяю и инновационные формы и методы. Приведу примеры различных

инновационных направлений экологического воспитания дошкольников.

Экологические игры. Экологическая игра помогает в более доступной форме

донести сложные природные явления; развитию познавательных способностей;

уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у них представления о

предметах и явлениях природы, растениях, животных.

Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально,

усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет

расширения представлений и развития мыслительных операций и действий.

Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Содержанию сюжетно-ролевых игр я придаю экологический характер:

«Путешествие в лес», «Путешествие на Луну», «Зоологический магазин», Игры-

ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я - Солнце», «Я -

Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие) дают новые впечатления

о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают

интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют

мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;

предоставляют возможности для проявления самостоятельности,

инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать

правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и

отражают то, что их интересует, волнует, радует.

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение

писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При

получении такого письма дети задумываются над его содержанием,

обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь

тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу –

своей области, села, и всей планеты.

Игра «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц

(внешний вид, поведение, среда обитания, развивает логическое мышление.

Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь

(животное или птица). Примеры объявлений:

Деловая игра «Хорошо – плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой

и неживой природы, животных и растениях. Я предлагаю детям разные

ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день

осенью – хорошо или плохо? », ««Каждый день идут дожди – это плохо или

хорошо? », «Снежная зима – это хорошо или плохо? », «Все деревья зеленые –

это хорошо или плохо? », «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?

» и так далее.

Деловая игра «Кто за кем? » показывает детям, что в природе всё связано

между собой. Я предлагаю одному ребёнку соединить ленточкой всех

животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти

правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с

растения, лягушки или комара.

Деловая игра «Что будет, если? » помогает узнать, что надо делать для того,

чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать

выводы и умозаключения. Например: что будет, если в реку один мальчик

бросит банку из-под лимонада? А два? А три? А много мальчиков? Что будет,

если в выходной из леса одна семья привезёт охапку первоцветов? Две семьи?

Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных

газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет если не потушить

костер в лесу?

Применяю в своей работе и игровые обучающие ситуации (ИОС) со сказочными

героями: «Буратино беседует с детьми о деревьях», «Вини – Пух идет на луг за

медом», «Незнайка знакомится с комнатными растениями», «Айболит

осматривает комнатные растения», «Чиполлино проводит опыты с луком».

Игровые обучающие ситуации типа путешествий также пробуждают

познавательный интерес к природе. Путешествия это собирательное название

различного рода игр в посещение, поездки, походы. Посещая интересные

места- леса, зоопарка, музеи, фермы, дети в игровой форме получают новые

знания о природе.

Использую также диалоги с природой - метод, который нацелен на развитие

эмоциональной сферы ребенка, чувствительности Диалоги осуществляются в

различных вариантах- "секретные" (дети"один на один"общаются с природой)

или "открытые" (устные обращения, обращаясь к Солнцу, Ветру, Дереву) .Метод

экологической идентификации - отождествление себя с каким-либо природным

объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных,

растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или

объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например,

обыгрывание ситуации «Я- цветок… », «Я -сломанная ветка… », «Я- муравей… »,

«Я-ручей» помогает ребенку понять, что растение – живое существо, оно

страдает, когда ему больно.

Все эти методы и приемы помогают развивать познавательные,

коммуникативные, художественно-эстетические умения дошкольников,

способствует формированию экологических представлений, развивать умение

рассуждать, анализировать, делать выводы.

2.2. Компьютерные технологии и мультимедийные презентации

В работе с дошкольниками очень часто сталкиваешься с недостатком

информации и наглядного материала. В своей деятельности с детьми по

экологии я нашла её решение в использовании современных информационных

технологий. Одним из наиболее доступных средств использования

компьютерных технологий в обучении дошкольников являются

мультимедийные презентации.

В результате применения таких форм и методов экологического воспитания

могу отметить, что дети стали более внимательными. Он научились логически

мыслить, рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки

предметов и объектов природы. Знания, полученные с помощью новых

инновационных форм дети могут применить при проведении

экспериментально- исследовательской деятельности. Ребята с удовольствием

играют в «экологов», «учёных», «лаборантов», понимают на практике о вреде

мусора для экологии.

Дети активно стали участвовать в проведении экологических акций, праздников,

осознанно понимая необходимость защиты природы, Земли от разрушения.

стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках

детского сада, города. Дети сплотились с родителями, которые являются

нашими надежными помощниками в экологическом воспитании детей.

В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течение

всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие

знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную

позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди

родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию

мероприятия и сами в ней участвуют. В группе реализованы акции «Добрая

зима для птиц» (подкормка зимующих птиц, «Ёлочка – зелёная иголочка»,

«Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан! » (22 марта – Международный

день воды», «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник

«День земли», когда дети сеют семена цветов) .

А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается

возможность самим улучшить, исправить последствия экологически

неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная

деятельность детей.



В раздел образования