Автор: Дианская Галина Васильевна
Должность: учитель чувашского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: г. Шумерля, Чувашская Республика
Наименование материала: "А.С.Пушкин и чувашская литература"
Тема: Урок - конференция
Раздел: среднее образование
Тема урока-конференции:
А.С.Пушкин и чувашская литература.
Цели:
1) Раскрыть связь чувашской литературы с великим русским поэтом А.С.Пушкиным.
2) Развивать монологическую речь учащихся и формирование слушать выступления
одноклассников.
Оборудование:
1) Выставка произведений А.С.Пушкина;
2) Портрет А.С.Пушкина, Емельяна Пугачева, чувашских поэтов П.Хузангая,
М.Сеспеля, Г.Ефимова, Митты Василия, А.Артемьева;
3) Иллюстрации, связанные с бунтом Пугачева;
4) Картина Н.К.Сверчкова "А.С.Пушкин в чувашской деревне ";
5) Фонозапись "А.С.Пушкин в музыке";М.Глинка "Я помню чудное мгновенье...",
Н.Р.Корсаков "На холмах Грузии";
6) Карта Чувашской республики;
7) Повести А.С.Пушкина "История Пугачева", "Капитанская дочка".
В
качестве
индивидуальных
предварительных
заданий
учащимся
к
уроку
были
предложены темы докладов о связи чувашской литературы с великим поэтом: "А.С.Пушкин -
народный поэт", "А.С.Пушкин и чувашскоя литература".
Вступительное слово учителя:
Ребята! Пушкину в этом году исполнилось 210 лет. Эта дата по человеческому счету
огромная. И никак не вяжется с именем человека, значение которого в нашей культуре,
и с т о р и и
и
ж и з н и
н а с т о л ь ко
в е л и ко ,
н а с т о л ь ко
в ы хо д и т
з а
п р е д е л ы
"словесности","литературы"и автор "Евгения Онегина" кажется современником. Не случайно
его имя и его слово то и дело возникают сегодня - порой в неожиданных контекстах - в наших
размышлениях
и
спорах.
Иной
раз
кажется:
мы
не
обращаемся
к
нему,
а
он
властно
вторгается в нашу жизнь, напоминая о том, о чем людям нельзя забывать даже в самой
безумной суматохе.
Сегодня
на
уроке
мы
с
вами
должны
раскрыть
связь
чувашской
литературы
с
творчеством великого русского поэта А.С.Пушкина, его влияние на творчество чувашских
писателей.
1.
Через
чувашский
край
проходила
большая
Владимирская
дорога.
нескончаемой
вереницей шли ссыльные и политические каторжане. По ней проезжали и те, которые хотели
больше знать о народах Поволжья и Прикамья.
Чувашская тема затронута в произведениях свыше 40 русских писателей. находясь
среди чувашей, внимательно знакомились с их жизнью, замечали их высокие человеческие
качества, трудолюбие, честность, добродушие и национальную самобытность.
В 1830-х годах, задумав книгу о пугачевском бунте, А.С.Пушкин отправился по местам
народного восстания в Поволжье и Оренбурге. До этого он усиленно собирал материал,
изучал архивные документы и, чтобы подробнее изучить материал, хотел встретиться с
живыми свидетелями бурных событий, очевидцами вождя восстания народа - Пугачева.
С этой целью 17 августа 1833 г. великий русский поэт выехал из Петербурга в Оренбург.
Он ехал через Москву - Нижний Новгород - Чебоксары - Казань - Симбирск. 4 - 5 сентября он
уже проезжал через Чувашию. Через Васильсурск - Чебоксары - село Октябрьское - Свияжск -
Казань.
Поэт
в
"Истории
Пугачева"
пишет,
что
местные
жители
западной
стороны
Волги
поддержали выступления Пугачева. Упоминает город Цивильск, где восставшие повесили
воеводу, а в Курмыше Пугачев повесил несколько дворян, велел раздать чувашам казенное
вино. Давайте прочитаем эти строки: ...Переправа Пугачева произвела общее смятение...
(А.С.Пушкин. Методическая проза. - М. Сов. Россия, 1991 - 640с. стр.237)
В "Капитанской дочке" Пушкин пишет об активном участии чуваш в пугачевском
восстании, а в "Пропущенной главе" описывает виселицу, где среди повешенных был и
старый чуваш.
"...Мы приближались к берегам Волги..."
Маршрут Пушкина в Оренбург через Чувашию выбран был не случайно. Он знал, что
эти народы, живущие при царизме под двойным гнетом - национальным и самодержавным, -
особенно
активно
участвовали
в
крестьянском
восстании.
Записи
поэта,
сделанные
в
Чувашии, очень наглядно говорят о том, что поэт чутко прислушивался к робкому голосу
чувашского народа. Он старался все услышать и записать.
По пути из Нижнего Новгорода на Казань поэт остановился у выселка Новое Тогаево
(Исмели)
близ Мариинского Посада. Об этом и написал народный художник Чувашии
Н.К.Сверчков в своем полотне "Приезд А.С. Пушкина в чувашскую деревню".
2. Работа над картиной.
В картине - предзакатное время дня, когда небо хмурится и издали доносится грозовой
гул. В деревенскую тишь и покой приехал неизвестный барин. От таких чуваши привыкли
терпеть лишь беду, горе и разорение. Что будет на этот раз? эта настороженность откровенно
читается
в
образе
старика,
открывающего
нежданному
гостю
ворота.
Обеспокоена
и
женщина, застывшая с ведром на крючке. Мужчина, стоящий за нею, приподнял шляпу,
приветствуя иноземца.
Однако
приветливый
вид
А.С.Пушкина
его
зачарованность
девушкой,
молнией
поразившей
сердце
заезжего
барина,
и
то,
что
ящик
"из
чуваш",
весело
наблюдает
за
происходящей сценой, разрядили невольное напряжение. Солнце, как бы поразившись силе
красоты, выглянуло на минуту из-за облаков, тепло осветило на минуту поэта и дом, где его,
по-доброму примут хозяева. Ветки деревьев как-то неуклюже и ласково опускаются вниз,
приглашая под свою тень пришельцев, чувствуя в них друзей, а не врагов.
В этой обстановке лицо и тухья девушки, увиденные художником в слегка "дымчатую"
тень, смотрятся не броско, но блеск серебра и пылающий огонь на щеках выдают ту силу,
которая помогла древнему народу пронести через две тысячи лет сквозь всю ломку его образ
жизни, гордое имя.
Девушка
в
обычном
повседневном
наряде,
скромна,
сдержана.
За
скромностью,
сдержанностью,
однако,
художник
уловил
не
только
телесную
красоту,
внешнюю
привлекательность, но и большую, духовную силу, смелость, высокое чувство собственного
достоинства.
3. Слушание песни М. Глинка на слова поэта "Я помню чудное мгновенье".
4. Сообщение учащихся о связи чувашской литературы с творчеством великого поэта.
1) "А.С.Пушкин и чувашская литература"
Среди великих писателей русского народа, оказавших политическое воздействие на
развитие чувашской литературы, имя А.С.Пушкина по праву занимает одно из первых мест.
"Живительным
дыханием"
пушкинского
таланта
овеяно
творчество
лучших
дореволюционных
и
современных
писателей
чувашского
народа.
Оно
сказывается
и
на
формирование общественных и литературных взглядов первых просветителей и писателей
чувашского народа, и в воздействии проникновенных художественных образов пушкинских
произведений на оригинальное творчество писателей в прошлом и настоящем, и в творческом
усвоении ими поэтического мастерства великого поэта.
Поэзия
Пушкина
послужила
побудительной
силой,
приобщившей
к
литературно
-
творческой
деятельности
чувашского
педагога
второй
половины
20
века
М.Федорова,
создавшего первое литературно-художественное произведение на чувашском языке балладу
"Леший". Содержание баллад Пушкина "Утопленник" и "Бесы" послужили для Федорова
своеобразным творческим толчком к отражению жизни своего народа.
Наиболее ярко влияние поэзии Пушкина сказалось в творчестве К.В.Иванова, одного из
самых
крупных
представителей
дореволюционной
чувашской
литературы.
Следование
в
своей работе А.С.Пушкину вызывало у К.В.Иванова в раннем периоде его литературной
деятельности,
непосредственное
обращение
к
сюжетам
пушкинских
произведений.
Это,
например, обнаруживается в стихотворной сказке "Железная мялка", сюжетные картины
которой напоминают пушкинскую сказку "О мертвой царевне и о семи богатырях"
Творческое следование Пушкину у Иванова мы видим и в стиле, и в поэтическом
синтаксисе, и в строфике его поэмы "Нарспи". Выразительные картины природы жизни и
быта чувашской деревни живо напоминают нам обаятельные картины простой и скромной, но
близкой и родной нам русской природы, жизни простых русских людей.
В работе над поэмой К.Иванов пользуется усвоенными у Пушкина реалистическими
приемами изображения своих героев. Портреты их выписаны теми же немногословными,
скупыми. Но предельно выразительными мазками. Что и у Пушкина:
Она свежа, как вешний цвет, Ешĕл курăк хушшинче
Взлелеянный в тени дубравной, Сап-сарă чечек ÿсет.
Как тополь киевских высот, Аслă Силпи ялĕнче
Она стройна. Ее движенья Нарспи ятлă хĕр ÿсет.
То лебедя пустынных вод Пичĕ-куçĕ пит хÿхĕм,
То лани быстрые стремятся; Хирти сарă чечек пек.
Как пена, грудь ее бела, Икĕ куçĕ хуп-хура
Вокруг высокого чела, Икĕ хура шăрçа пек.
Как тучи, локоны чернеют; Явăнаççĕ хыçалта
Звездой блестят ее глаза, Çивĕт вĕçĕ кăтрисем,
Ее уста, как роза рдеют. Утса-утса пынă чух
(Полтава) Шăнкăртатать тенкисем. («Нарспи»)
Положительная традиция обращения к творчеству А.С.Пушкина мы обнаруживаем в
творчестве М. Сеспеля. Он перекликается с ним стихотворениями, в которых чувству тоски
великого поэта по свободе противопоставляет чувство радости активной борьбы за
осуществление вековечной народной мечты о свободе. На стихотворение Пушкина "К морю"
Сеспель отвечает одноименным стихотворением, в котором говорит о свободном человеке,
ведущем борьбу за утверждение нового мира.
Следы пушкинского влияния мы обнаруживаем в языке и стиле чувашского поэта и прозаика
Ильи Тухташа. его новеллы "Белая роза", "начало жизни" напоминают нам пушкинские
"Повести Белкина".
В творчестве поэта Я.Ухсая, И.Ивника раскрывается многообразие поэтических жанровых
форм, стихотворных размеров и строфики Пушкина: ямба и амфибрахия. катрена и октавы,
трагедии в стихах и поэмы.
2) Слушание доклада "А. Пушкин - народный поэт" и чтение стихотворения А.Алги "Поэзи
саче", посвященного А.С.Пушкину.
5. Рассказ -поиск "Кто перевел произведения А.Пушкина на чувашский язык?"
Над переводом Пушкина мног и успешно работали и работают признанные чувашские поэты
и писатели С.Эльгер, П.Хузангай, И.Ивник, Я.Ухсай, А.Эскель, Н.Васянка, А.Алга, С.Шавли
идругие.
К настоящему времени на чувашский язык переведены и сделаны достоянием читателей все
крупные
и
наиболее
значительные
произведения
великого
поэта:
"Капитанская
дочка",
"Дубровский",
"Повести
Белкина",
"Борис
Годунов",
"Песнь
о
вещем
Олеге",
"Братья-
разбойники" и другие.
1. "Маленькие трагедии" А.Пушкина:
"Моцарт и Сальери" - П.Хузангай;
"Каменный гость" и "Пир во время чумы" - Г.Ефимов;
"Скупой рыцарь" - Ю.Айдаш.
2. Стихи А.Пушкина "К Чаадаеву", "Арион", "На холмах Грузии", "К Керн"
- П.Хузангай
3. Стихи А.Пушкина - А.Артемьев
4."Борис Годунов"- Митта Василий"
6. Чтение учащимися стихотворений А.Пушкина на русском и на чувашском языках.
Слушание песни "На холмах Грузии" (музыка Н.С.Корсакова)
7. Вывод.
Нас заинтересовала эта тема потому, что великий поэт России А.С.Пушкин побывал на нашей
чувашской
земле,
встречался
с
чувашами,
которые
были
участниками
или
помнили
участников восстания под руководством Е. Пугачева. Еще потому, что многие чувашские
поэты , как М.Сеспель. И.Ивник, К.Иванов и другие учились у Пушкина мастерству писать,
считали его свои
м учителем.