Автор: Аджиева Сайхат Исмаиловнп
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад "Сэтэней"
Населённый пункт: КЧР Хабезский район. а. Хабез
Наименование материала: конспект НОД по экологии в средней группе
Тема: Путешествие в осенний лес
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в
осенний лес»
Выполнила: воспитатель Аджиева С.И., МКДОУ детский сад
«Сэтэней»
Цель:
• закреплять знания о характерных признаках осени, сезонных
изменениях в природе, приемов работы в технике аппликативной
мозайки.
• расширить представление детей о поведении диких животных
осенью (заяц, белка, медведь). Способствовать развитию
творческих способностей, мелкой моторики рук.
• дать детям представление о том, как ёжик готовится к зиме;
• воспитывать любовь к природе, чувство сопереживания и
отзывчивости к животным .Воспитывать трудолюбие, аккуратность,
усидчивость.
Материал и оборудование: Макеты осеннего леса с игрушечными
дикими животными; заяц, медведь, белка, ёжик, музыкальное
сопровождение, клей, кисточки, узкие полоски бумаги
коричневого, желтого, красного, зеленого цвета, салфетки.
Ход НОД:
1. Пальчиковая игра «С добрым утром!»
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! Мы проснулись!
2. Художественное слово.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я .... (Осень)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас какое время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Какие признаки осени вы знаете?
Дети: Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края,
солнце греет мало, частые дожди, небо серое, становится
холоднее.
3. Игра: «Да или нет» (дайте правильный ответ).
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть? Я буду задавать вопросы, а
вы отвечать "да" или нет".
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Молодцы, ребята, вы хорошо знаете. Осень, красивая пора, об
осени воспевали многие поэты, писатели, музыканты
4. Чтение стихотворений об осени.
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
Дни осенние настали
Лето красное прошло.
Только мы грустить не стали,
Осень - тоже хорошо!
Весёлый маляр наугад
Разбрызгал чудесные краски
И леса осенний наряд
Нас манит, как добрая сказка.
5. «Путешествие в осенний лес».
Воспитатель: Ребята, хотите очутиться в осеннем лесу? (да)
Тогда давайте закроем глаза и послушаем музыку и произнесём
волшебные слова:
"Глаза закрыли, покружились, и в лесу мы очутились!"
Воспитатель: Беседа о безопасности в лесу.
Воспитатель: Ой, ребята, кто это прячется под ёлочкой?
Отгадайте загадку:
1) Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц)
(Воспитатель достаёт из - за ёлочки игрушечного зайчика )
Воспитатель: Ребята, а что зайчик делает осенью?
Дети: Зайчик осенью меняет серую шубку на белую.
Воспитатель: Зачем зайчику белая шубка?
Дети: Чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу.
Воспитатель: Давайте попрыгаем, как зайчики. (Прыгают).
2) Воспитатель: Кого же ещё мы встретим в лесу?
- Он в берлоге спит зимой
под большущею сосной,
а когда придет весна,
просыпается от сна. (Медведь).
(В - ль достаёт из берлоги игрушечного медведя)
- А вы знаете, что медведь делает осенью?
Дети: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод,
ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он
находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, и
ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет
тепло.
Воспитатель: Давайте походим, как медведь. (Дети изображают
медведя).
3) Воспитатель: Ребята, пойдёмте дальше по нашему лесу. Может,
мы ещё кого-нибудь встретим.
Как выдумаете, ребята, о каком животном пойдет речь сейчас?
В дупле живет, да орешки грызет. (Белка).
Показывает игрушечную белку.
Воспитатель: Что делает белка осенью?
Дети: Белочка собирает грибы, орешки, шишки.
Воспитатель: А белочка меняет шубку? (да)
Воспитатель: Какого цвета шёрстка становится у белочки? (серая)
Воспитатель: Почему серая? (потому что деревья серые)
Воспитатель: Давайте попрыгаем, как белочки. (прыгают)
4) Воспитатель: Ой, ребята, а это что за зверёк?
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки - ни одной! (Ёжик)
Воспитатель: Правильно, ребята. Это ёжик. А вы знаете, что ёжик
делает осенью?
Воспитатель: Я вам сейчас расскажу:
Ежи, как и медведи, всю зиму спят. Но перед тем, как залечь в
зимнюю спячку, ёжик должен хорошенько подкрепиться. Ёж ест
червей, лягушек, мышей. Ещё ёжик любит лесные яблоки, ягоды,
грибы. На зиму ёжик устраивает себе норку из травы и листьев,
сворачивается в клубок и засыпает.
Воспитатель: Ребята, скоро осень закончится. А у нашего ёжика.
было много дел и он не успел утеплить свою норку. Давайте ему
поможем. Давайте пройдём на волшебную полянку (дети подходят
к столам).
На столе перед вами ребята, лежат шаблоны деревьев и узкие
полоски бумаги красного, желтого, зеленого и коричневого цвета.
Эти полоски мы с вами порвем на мелкие кусочки,
Складываем кусочки отдельными кучками по цвету (дети
начинают выполнять).
Воспитатель: Но перед тем как приступить к нашей работе мы
сначала разомнем наши пальчики
6. Пальчиковая гимнастика:
«Осенние листики»
Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальчики, начиная с
большого пальца
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, Загибают пальцы, начиная с большого
\
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем.
Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора за работу. Берем наши
заготовки и намазываем ствол дерева клеем и выкладываем
кусочки бумаги коричневого цвета. Затем покрываем клеем крону
дерева и выкладываем кусочки цветной бумаги, чередуя их по
цвету.
Воспитатель следит за выполнением работы, оказывает
посильную помощь.
Выполненные работы прикрепляют к доске.
Воспитатель; Молодцы, ребята! Какой красивый лес получился. И
ежик будет рад. Теперь_ то тепло будет всю зиму.
Давайте скажем волшебные слова: "Глаза закрыли, покружились, и
в нашей группе очутились!"
8. Подведение итогов:
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?
- Что интересного вы сегодня узнали?
Что вам больше всего понравилось.