Напоминание

Проект "Формирование поэтических способностей дошкольников""


Автор: Корякина Марина Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2114
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Формирование поэтических способностей дошкольников""
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2114»

(ГБОУ Школа № 2114)

корпус «Сказка»

__________________________________________________________________

Адрес: 117628, Москва, улица Грина, д.36 к.1 тел/факс 8(495)-714-96-13

ПРОЕКТ

«Формирование поэтических способностей детей дошкольного возраста»

Автор: Старший воспитатель Корякина Марина Анатольевна

Тип проекта: коллективный, творческий.

Возраст детей: средняя, старшая, подготовительная группы.

Длительность: долгосрочный.

Цель: развитие культуры речи и обогащение словаря.

Задачи:

- знакомство детей с фольклорным поэтическим словом;

- создание предметно-развивающей среды с целью развития образного

мышления;

- развитие творческого мышления и воображения детей;

- развитие коммуникативной культуры дошкольников;

- развитие культуры речи;

- воспитание интереса и любви к поэтическому жанру.

Гипотеза: целенаправленная, планомерная деятельность по развитию

культуры речи позволит сформировать поэтические способности у детей

старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

- создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию

творческих способностей дошкольника;

- разработана методика (подбор речевых игр и упражнений) по развитию

поэтических способностей детей;

- приобретение детьми навыков создания простых четверостиший;

- активизировался интерес к поэтическому творчеству;

- проявление инициативы создания поэтических произведений.

Выводы: работа на эту тему способствует воспитанию культурных граждан

России, понимающих и умеющих ценить прекрасное, что очень актуально в

современном материальном деловом мире.

Актуальность.

Необходимость

рассмотрения

настоящей

проблемы

обусловлена

тем,

что

Интернет-общение стало частью современного человека. Специфика такого

общения привела к тому, что речь людей стала деловой, очень лаконичной.

Очевидно

снижение

уровня

развития

речи

детей

и

речевой

культуры,

в

частности.

Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально

активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить,

обладать

хорошо

поставленным

голосом,

излагать

собственные

мысли

в

свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь

выражать

свои

эмоции

разнообразными

интонационными

средствами,

развивать умение общаться – необходимо каждому.

Дети приходят в дошкольное учреждение с низким

уровнем

развития речи в силу возрастных особенностей. Возникает необходимость

использовать в дошкольном возрасте такие средства, с помощью которых

можно развивать речь детей, делать её яркой, образной, эмоциональной.

Для

ребёнка

хорошая

речь

залог

успешного

обучения

и

развития.

От

того,

какая

у

ребёнка

речевая

среда,

во

многом

зависит

богатство и разнообразие его собственной речи.

Развитие речевой культуры детей происходит на всех уровнях

обучения.

Основной

принцип

взаимосвязь

задач,

охватывающих

разные стороны речевого развития (воспитание звуковой культуры речи,

расширение словаря, формирование грамматического строя речи).

Этапы работы:

1. Определение темы (цель: вызвать интерес к теме проекта).

2.

Сбор

информации,

литературы,

дополнительного,

игрового

материала.

6. Работа с детьми по плану.

7. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

8. Презентация проекта.

Пути реализации проекта:

1. Пополнение содержания книжного уголка.

2.Организация игрового уголка (подборка настольно-печатных,

дидактических игр).

Содержание работы с детьми:

1.

Разучивание с детьми художественных произведений.

2.

Проведение

занятий

с

использованием

подобранных

по

теме

проекта игр и игровых упражнений.

3.

Использование методического материала в

игровой деятельности

детей

(совместно

и

под

руководством

взрослого),

а

также

для

самостоятельных игр.

4.

Выполнение

самостоятельных

и

совместно

с

родителями

творческих работ, изготовление книжки «Я – поэт!»

10. Презентация проекта.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ:

- способствуют формированию фонематического слуха;

- развивают чувство ритма;

- расширяют словарный запас;

- активизируют ассоциативное мышление и интуицию;

- повышают интерес к поэзии как таковой.

«ПОЕЗД»

Цель: закреплять умение воспринимать глаголы на слух и выполнять

действия, которые они выполняют, учить интонацией выделять слова,

похожие по звучанию.

* * *

Дети стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего.

Водящий произносит слова игры.

Чух, чух, пыхчу, (поезд начинает медленно двигаться,

Пых-чу, ворчу.(два раза) постепенно прибавляя скорость)

На месте стоять не хочу!

Ко-ле-са-ми (делают круговые движения руками

Вер-чу, вер-чу.(2раза) перед собой)

Стоять на месте не хочу!

Ко-ле-са-ми

Сту-чу, стучу. (топают ногами)

Са-дись скорее,

Про-ка-чу!

Чу! Чу! (поезд останавливается)

Дидактическая игра

«Найди рифмующиеся слова»

Корякина М.А.

Дидактическая задача: учить детей подбирать парные картинки с

рифмующимися словами; обогащать словарный запас; воспитывать

внимание, сосредоточенность; пробуждать радость речетворчества.

Игровые правила: подбирать парные картинки с рифмующимися словами.

Игровые действия: повторение рифмующихся слов.

Ход игры. Игра предназначена для групповых и индивидуальных занятий с

детьми.

У воспитателя набор парных картинок. На картинках изображены разные

предметы, животные, птицы. Воспитатель рассматривает с детьми картинки,

дети называют их. Затем педагог предлагает найти пару картинок со словами,

похожими по звучанию (шалаш-гараж). Если ребенок подобрал картинки со

словами, которые не рифмуются, то воспитатель предлагает послушать, как

звучат оба слова и просит найти правильную пару.

Усложняя игру, педагог предлагает детям подобрать рифмующееся слово

к найденной паре или придумать небольшое стихотворение с этими словами.

«НАЙДИ РИФМУ»

Дидактическая задача. Учить детей подбирать рифмующиеся слова;

пробуждать радость речевого творчества.

Игровые правила. Подбирать рифмующиеся слова, отвечать по желанию.

Игровые действия. Повторение рифмующихся слов; игра со словом.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение и

заметить, какие слова звучат в нем похоже:

Там котик усатый

По садику бродит,

А козлик рогатый

За котиком ходит.

Слова «усатый», «рогатый», «ходит», «бродит» выделяются интонацией.

Дети называют слова: «усатый» и «рогатый», «бродит» и «ходит».

- Правильно, дети, эти слова звучат похоже, они рифмуются,- говорит

воспитатель.

- А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Найди рифму». Я

буду произносить какое-либо слово, а вы подберете к нему рифму, т.е.

рифмующееся слово.

Воспитатель заранее подбирает слова, которые легко рифмуются. Если

ребенок называет слово, которое не рифмуется, то педагог предлагает

послушать, как звучат оба слова и просит подобрать другое.

После игры детям можно предложить сочинить небольшие стихи с этими

словами.

«Закончи строчку»

Рассказывая детям хорошо знакомое стихотворение, сделать паузу перед

последним словом, чтобы ребята сами могли угадать рифму.

Можно игру слегка усложнить. Предложить поэтическую строчку

неизвестного стихотворения с очевидной рифмой:

По тропинке мы идем,

Ни за что … не упадем.

Злой волшебник…

Злой волшебник заколдовал стихи, Вот как они теперь выглядят:

Хозяйка бросила зайку.

Зайка остался под дождем,

Не мог слезть со скамейки,

Промок весь до ниточки.

Как расколдовать несчастные стихи? Оказывается, в стихах каждое слово

стоит на своем месте. Только тогда они становятся стихами. Стоит

переставить слова, и злые чары рассеются!

«АППЛОДИСМЕНТЫ»

Для этой игры понадобятся ладошки. Педагог называет пару слов, а дети

должны хлопнуть в ладоши, если рифма есть, и поднять ручки вверх, если

слова не рифмуются.

Песок-носок: хлоп!

Стол-стул: ручки вверх!

«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Педагог называет четыре слова, а дети должны выбрать из них то, которое не

рифмуется с тремя остальными.

Например, в цепочке «мимоза, береза, коза, заноза», лишнее слово, понятно,

«коза» и т.д.

«РИФМОВАННОЕ ЛОТО»

Приготовить карточки, на которых изображены рифмующиеся предметы:

мишка-шишка-книжка, часы-усы-трусы, ложка-картошка-ладошка и т.д.

Карточки перемешивают и раздают поровну участникам. Начинающий кладет

на стол любую из своих карточек и громко называет слово. Остальные ищут у

себя и выкладывают рядом рифмующиеся слова. Затем следующий по кругу

игрок кладет на стол свою карточку и читает слово, а остальные

выкладывают карточки со словами-рифмами, если они у них есть.

Выигрывает тот, кто первым остался без карточек.

«ПАРОЧКУ НАЙДИ»

Вот теперь игра какая!

Все ли вы, ребята, знаете,

Что у слов и пары есть?

Предлагаю всем игру

«Парочку найди свою».

Слово подарю тебе –

Пару ты подаришь мне!

Педагог подходит к ребенку, «дарит» слово, например, пироги. Ребенок в

ответ называет рифмующееся слово (утюги, сапоги).

Каждый участник находит пару слову, названному педагогом.

«НАЙДИ ПАРУ»

Цели:

-Упражнять в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком;

- развивать фонематический слух.

Старая пластинка, обклеенная самоклеющейся пленкой, разделена на две

половины разного цвета, по краю которого в верхней и нижней частях

наклеено по семь кругов из бархатной бумаги. На диск прикреплена двойная

стрелка, которую удобно передвигать. Предметные картинки (на кругах

такого же размера, как круги на пластинке) подклеены с обратной стороны

бархатной бумагой или фланелью :

Коза – коса;

Трава – дрова;

Уточка – удочка, бочка – почка;

Мишка – мышка; крыша – крыса;

Мак – рак, рожки – ложки;

Жар – шар; лук – люк;

Софа – сова; кот – год.

Перед детьми помещается пластинка с картинками (в верхней половине).

Остальные картинки лежат на столе.

Педагог. Этот диск разделен на две части. В верхней половине размещены

разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая на пустой

кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом,

название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает

верхняя стрелка.

Каждый играющий получает по одной-две картинки. Педагог устанавливает

одну стрелку на какой-либо картинке и называет на ней предмет. Дети

смотрят на свои картинки, выбирают нужную.

«ЦЕПНАЯ РИФМА»

Цели:

- учить детей отвечать словом, созвучным с названием.

- учить чувствовать ритм, рифму.

Педагог:

Ребята, давайте скорее играть.

Разные будем слова подбирать!

Любые слова говорите, ладно?

Но только такие, чтоб вышло…(складно).

Какие слова, сходные по звучанию, можно подобрать к слову птичка?

Дети. Синичка, невеличка, певичка.

Педагог. К слову зайка?

Дети. Зазнайка, незнайка, побегайка, попрыгайка, убегайка.

Педагог. К слову кошка?

Дети. Ложка, плошка, лукошко, гармошка, мошка, картошка, окошко, ножка,

сережка, матрешка.

Педагог. К слову мышка?

Дети. Шишка, пышка, топтышка.

Педагог. К слову рак?

Дети. Мак, бак, лак, как.

Вариант.

Педагог бросает мяч и произносит слово, поймавший мяч отвечает словом,

созвучным с названным. Печка – овечка, речка.

Птичка – синичка. Сорока – белобока. Зайка – побегайка.

«НАЙДИ РИФМЫ»

Цель:

- научить детей выделять из текста рифмующиеся слова, сравнивая их.

Педагог. Сегодня я вам прочитаю рассказ Б. Шергина «Рифмы», а ваша задача

услышать рифмующиеся слова. Согласны?

Шиш по своим делам в город пошел. Дело было летом, жарко.

Впереди едет дядька на лошади. Шиш и попросил его подвезти. А Шиш

молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда спит. Он говорит:

- Дяденька, давайте играть в рифмы.

- Это что такое – рифмы?

- А давайте так говорить, чтобы складно было.

- Давай!

- Вот, дяденька, как твоего папашу звали?

- Моего папашу звали Кузьма.

-Шиш говорит:

- Я твоего Кузьму

За бороду возьму!

- Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?

Шиш говорит:

- Это, дяденька, для рифмы. Ты скажи, как твоего дедушку звали?

- Моего дедушку звали Иван.

- Шиш говорит:

-Твой дедушка Иван

Посадил кошку в карман.

Кошка плачет и рыдает,

Твово дедушку ругает.

Дядька разгорячился:

- Это, зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие

пустяки прибираешь?

- Это, дяденька, для рифмы.

- Я вот тебе скажу рифму, тебя как зовут?

- Меня зовут… Федя.

Дядька говорит:

- Если ты Федя,

То в лесу поймай медведя.

На медведе поезжай,

А с моей лошади слезай!

- Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан.

Дядька говорит:

Если ты Степан,

Садись на ероплан,

На ероплане и летай,

А с моей лошади слезай!

- Дяденька, это я пошутил, Меня зовут…

Сиди и молчи, а не придумывай разных пустяков.

Дети находят в тексте рифмующиеся слова и называют их.

ИГРА С КАРТИНКАМИ

Цели:

- учить детей подбирать рифму к слову – названию картинки;

- развивать языковое чутье.

Сначала нужно приготовить карточки с рисунками, из которых

можно было бы составить рифмующиеся слова, например, картинку с

изображением трубки, другую картинку с изображением губки. Все картинки

располагаются на большом столе или на ковре на полу. Дети распределяют их

по рифмам. Например, возле картинки речка располагается картинка печка,

осел - козел, кошка-ложка, лейка-змейка.

Варианты.

1.Один ребенок берет картинку, другой находит картинку с рифмующимся

словом. Оба громко называют свои слова. Группа повторяет.

2. Картинки положить вниз изображением. Открыть одну картинку и громко

произнести соответствующее слово. Кто сможет назвать рифмующееся слово,

получает картинку и может открыть следующую.

3. Открывается одна картинка, все дети рисуют предмет, названный

рифмующимся словом. Здесь решение изображается рисунком.

«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Цель:

- учить детей самостоятельно составлять рифмующиеся строчки.

Педагог. Вы уже умеете подбирать рифмованные слова. Сегодня мы

попробуем составлять предложения.

Где ты, белочка, гуляла?

Дети.

Я орешки собирала.

Педагог.

Быстро белочка скакала,

Дети.

Все орешки растеряла.

Педагог.

Ты кого, ежик, нашел?

Дети.

Я к вам белочку привел.

Педагог.

Мы вчера в лесу играли,

Дети.

Гриб огромный увидали.

Педагог.

В стороне стоял грибок,

Дети.

Еж найти его не смог.

Педагог.

Как у маленькой ежинки,

Дети.

Стали рваными ботинки.

Педагог.

А у нашей белочки

Дети.

Чистые тарелочки.

«МЫ – ПОЭТЫ»

Цель:

-учить детей составлять четверостишия, в которых содержится целый

рассказ.

Педагог.

Учитель говорит Параске:

«Какие ты читала сказки?»

Параска думает: «Ой-ой,

Я не читала ни одной!»

А сзади кто-то шепчет: «Репка!»

Параска завопила: «Кепка!»

- Сегодня мы с вами тоже будем придумывать смешные стихи. Про что или

про кого вы хотите сочинять?

Дети отвечают.

-Давайте про кошку, поддержим Сережу. Я запишу то, что вы мне назовете, а

потом зачитаю, что у нас получилось

Дети придумывают неожиданные ситуации с кошкой, рифмуя слова.

Дети:

Кошка села на окошко. Кошка увидала мошку. Взяла кошка лукошко и

отправилась за картошкой. Села кошка на окошки и свесила ножки. Сложила

кошка все ложки в лукошко.

Совет. Самое главное - не оставлять слова детей без внимания. И к каждому

слову придумать рифму.

ИСТОРИИ В РИФМУ

Цель:

- учить детей составлять простые стишки;

- учить различать звуковую и смысловую стороны речи.

Педагог.

Вы ведь уже знаете, что такое рифма в стихах?

К примеру, рифмой к слову цветок может быть листок. А к слову каша -

простокваша. Медвежонок Миша хочет научить вас, как это делается. Они с

Дружком нарисовали забавные картинки и придумали к ним надписи в

стихах. А последнее слово во второй строчке каждого стишка не дописали.

Найдите нужную рифму самостоятельно. Это совсем не сложно.

Дружок за забором и смотрит несмело,

Как ловко приятель орудует…(мелом).

Дружка тревожит мысль одна

Увидят ли они…(слона)?

Когда играть устанет Мишка

Пусть в ворота встанет…(мышка).

Все утро искали, искали, пока

Обнаружили новую миску…(Дружка).

«ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ СОЧИНИТЬ СТИХИ»

Цель:

-учить детей различать звуковую и смысловую стороны речи.

Педагог приносит книгу Н.Носова «Приключения Незнайки».

- Ребята, вы узнали эту книгу? Сегодня я вам расскажу, как Незнайка сочинял

стихи.

…После того, как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться

поэтом и сочинять стихи…Незнайка пришел к поэту Цветику и сказал:

- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

- А ты знаешь, что такое рифма?

- Рифма? Нет, не знаю.

- Рифма- это когда два слова оканчиваются одинаково,- объяснил Цветик. –

Например: утка-шутка, коржик-моржик. Понял?

- Понял.

- Ну, скажи рифму на слово «палка».

- Селедка,- ответил Незнайка.

- Ребята, помогите Незнайке.

Идет игра.

Целый день Незнайка сочинял стихи и наконец придумал:

Знайка шел гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

Торопышка был голодный –

Проглотил утюг холодный.

У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка.

СОСТАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ

Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение,

благоприятствует развитию способности чувствовать художественную

выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов детьми

закладывается основа для формирования любви к родному языку, его

точности, меткости, образности. Без словесной игры, которая содержится в

рифмованных текстах, ребенок не сможет овладеть богатством родного

языка. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и

чувства, переживания человека. Исследователями детской речи, установлено,

что дети 3 - 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении

(стихотворчестве). Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее

стихотворение - это словесная "игрушка" ребенка. И в то же время детская

поэзия - это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир,

запечатленный в слове. В практике дошкольного образования пробуют учить

детей составлять стихотворные тексты. Но, к сожалению, в настоящее время

нет сложившейся методики этой работы.

Мы предлагаем для развития словесного творчества детей использовать

лимерик. Лимерик - короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти

строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие

рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик.

Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника

Эдварда Лира (1812 - 1888).

Характеристика текста лимерика:

1. Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются

следующим образом:

Первые две строчки рифмуются между собой.

Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.

Пятая содержит вывод и не рифмуется.

2. По содержанию лимерик строится по следующей модели:

1

строчка

Жил - был (объект)

2

строчка

Сравнение или указание на свойство объекта

3

строчка

Действие или взаимодействие с другими объектами

4

строчка

5

строчка

Вывод (утверждение или мораль)

3. Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу.

Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более

похоже на лимерик. Например:

Жил-был старичок меж ульями,

От пчел отбивался он стульями.

Но не учел

Числа этих пчел,

И пал смертью храбрых меж ульями.

Жил да был медведь болотный.

Был он добр, но очень мокрый.

По болоту он ходил,

Всех лягушек подавил.

Вот какой неуклюжий был медведь.

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов возможно начинать

уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы - игровые задания и

упражнения, которые проводятся с детьми в определенной

последовательности.

Последовательность игровых заданий и упражнений по обучению детей

составлению рифмованных текстов

1.

"СКЛАДНЫЕ КАРТИНКИ"

Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия

которых рифмуются.

Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия

которых рифмуются (мак - рак, олень - тюлень и т.д.). Воспитатель поднимает

какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается

законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.

Методические рекомендации

Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25.

Необходимо поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору

рифмующегося слова.

Пример: ребенок смотрит на картинку с изображением рака, говорит "Рак" и

добавляет "Квак".

2.

"ПРИДУМАЙ РИФМОВАННОЕ СЛОВО"

Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.

Ход: воспитатель называет какое -либо слово, дети придумывают к нему

рифмовки.

Пример: воспитатель говорит "миска", дети добавляют: "Киска, мурыська,

сосиска".

Методические рекомендации

Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением,

которое заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной

части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи.

Пример:

- называется глагол "бежали"; дети добавляют глаголы "лежали, звали";

- называется существительное "улица", подбирается рифма "курица";

- называется прилагательное "пшеничный", добавляется

прилагательное "яичный";

- называется наречие "широко", добавляется рифмовка "далеко".

3. "ПРИДУМАЕМ РИФМОВАННЫЕ СТРОЧКИ"

Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному

словосочетанию.

Ход: воспитатель предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару

(для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим

образом "Жил-был кто-то и был похож на что-то". Игра считается

законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по

словосочетанию.

Пример: "Жил-был рак и был похож на мак".

Методические рекомендации

Воспитатель поощряет детское творчество и предоставляет возможность

самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание. Ребенок может

менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак).

В качестве усложнения между словами "Жил-был" и объектом ставятся

другие слова (жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак).

Эту игру можно проводить с детьми 4-хлетнего возраста.

4. "СОСТАВЛЕНИЕ ЛИМЕРИКОВ"

Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в

создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.

Ход: воспитатель предлагает детям сочинить смешные стишки. Вывешивает

табличку с моделью составления лимерика:

Жил-был объект

Какой?

Что делал?

С кем общался?

Вывод

Воспитатель предлагает детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка

- синичка, бежала - лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с

детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели. Лимерик

повторяется несколько раз детьми.

Пример:

Жила-была певунья-птичка,

Была красивой, как синичка.

По дороге она за жуком бежала,

А потом на травке долго лежала.

Вот какая беззаботная птичка.

Методические рекомендации

Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет

воспитатель.

Одаренные дети, как правило, начинают быстро самостоятельно сочинять

рифмованные тексты. Такие занятия можно начинать с детьми 4,5 лет. В

процессе составления лимериков воспитатель должен учить детей

использовать только литературные слова, не делать повторов.

5. "СОЧИНЯЕМ РАЗНЫЕ ЛИМЕРИКИ"

Цель: учить детей создавать варианты рифмованных текстов.

Ход: воспитатель предлагает вспомнить сочиненный ранее лимерик и

переделать его, используя новое начало " Если бы…., но не…":

Если бы певунья-птичка

была красивой, как синичка,

По дороге б она за жуком не бежала,

А потом на траве долго не лежала.

Вот какое правило должна знать птичка.

Затем предложить детям новые слова зачина "Что было бы…, если бы…" и

самостоятельно переделать знакомый лимерик:

Что было бы, если бы певунья-птичка,

Была не такой красивой, как синичка,

То за жуком бы она не бежала,

И долго потом на траве не лежала.

Лучше пусть бы она в небесах полетала.

6. "СТИШОК ПРО НАС"

Цель: учить детей создавать рифмованные тексты из 5-6 строк на основе

пережитых событий.

Ход: воспитатель предлагает детям вспомнить случаи, которые происходили

с ними, и написать стишок про это.

Пример: мальчик Саша занимался у логопеда и стал хорошо произносить

звуки; воспитатель помогает ребенку составить стишок:

Жил-был мальчик по имени Саша,

И во рту у него была каша.

У логопеда он занимался,

И звуки произносить старался.

Теперь Саша научился красиво говорить.

Воспитатель предлагает сочинить стишок про девочку, у которой аллергия на

конфеты:

Если бы девочка Светочка,

Не ела часто конфеточки,

То прыщики бы у нее не появлялись,

И сильно бы они не чесались.

Меньше надо есть сладкого, Света!

Дети обмениваются между собой стишками.

Методические рекомендации

Воспитателю надо иметь педагогический такт. Не допускается унижение

достоинства детей.

Стихи на основе пережитых событий начинают сочинять с детьми 5 года

жизни.

7. "ПРИДУМАЕМ СТИШОК ПРО ЗАНЯТИЯ"

Цель: упражнять детей в создании рифмованных текстов на основе знаний,

полученных на занятиях.

Ход: в конце какого-либо занятия (рисование, чтение художественной

литературы и др.) воспитатель предлагает детям составить стишок о том, что

они узнали.

После занятия по математике, посвященного освоению десятка и написанию

цифры 10, может получиться следующий текст:

Жила-была единица клыкастая,

И была она немного зубастая.

Но с ноликом она подружилась,

И в десяток она превратилась.

Теперь мы научились писать цифру 10.

После занятия рисованием, где осваивались способы работы с акварелью,

может родиться следующее стихотворение:

Если бы кисточка была смелая,

То она была бы и умелая.

Неаккуратные пятна бы не оставляла,

И хорошими работами нас удивляла.

Ох, как тяжело работать с палитрой.

Но мы все равно научимся.

По итогам чтения сказки "Золушка" и анализа литературных героев

создаются подобные рифмованные тексты:

Жила-была мачеха вредна,

И была она не бедная.

Золушке все время работу давала,

И делать ее заставляла.

Нет, чтобы пожалеть бедную Золушку.

Методические рекомендации

Игровые упражнения проводятся в конце занятий, при условии, что дети

усвоили модель составления лимериков. Необходимо побуждать детей

самостоятельно составлять рифмованные тексты по итогам занятий.

Варианты игр и творческих заданий помогут воспитателю закрепить умения

детей составлять рифмованные тексты.

Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов

Название игры,

цель

Содержание и методические рекомендации

«О ком? О чем?»

Учить анализировать

содержание

стихотворения и

устанавливать

Воспитатель читает небольшое стихотворение.

Предлагает детям ответить на вопросы:

1.

О каком объекте идет речь?

причинно-

следственные связи,

обозначенные в

тексте.

2.

Какими признаками наделен объект?

3.

Какие действия он совершал?

4.

Какой вывод сделал автор?

Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит

на четыре вопроса воспитателя.

«Доскажи

словечко» Учить

детей подбирать

рифмующиеся слова.

Воспитатель читает детям стихотворный текст и

произносит лишь первый слог последнего слова

каждой строчки. Все остальное слово должны

назвать дети.

Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то

пропадает голос.

Вариант игры: воспитатель читает стихотворение-

загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму

«Склад-несклад»

Учить детей

подбирать рифму к

заданному слову.

Водящий загадывает слово, а играющие

придумывают рифму к нему (рогатая - бодатая,

жевала - глотала).

Игровой мотив: игра с мячом или другим

предметом.

Возможно усложнение: игра без водящего. Один

ребенок называет слово, другой придумывает к нему

рифму и т. д. по цепочке.

«Чистоговорки»

Учить детей

подбирать рифму к

звукосочетанию.

Водящий задает определенное звукосочетание, а

играющие сочиняют двустишье с ним.

Пример: Са - са - са - прилетела в сад оса. Ща - ща -

ща - мы нашли в траве клеща.

Игровой мотив: соревнование в быстроте

произнесения звукосочетаний.

«Сочини дальше»

Учить детей

подбирать рифму к

заданному слову.

Воспитатель дает одну строчку стихотворного

текста, а дети сочиняют дальше.

ПР: «В море плавает тюлень..». Ребенок

продолжает: «По лугу бежит олень».

Игровой мотив: соревнование команд. Возможны

варианты рифмованных строк от других детей или

сочинение «путаницы».

ПР: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень».

Усложнение: воспитатель раздает предметные

картинки играющим. Они должны составить

двустишье про изображенный на картинке объект.

«Исправь меня»

Учить детей

согласовывать слова

в предложениях в

роде и падеже.

Воспитатель произносит рифмованную фразу,

предложение, сознательно допуская ошибки в

согласовании слов. Дети исправляют и правильно

произносят заданное предложение, фразу.

Игровой мотив: исправления ошибок воспитателя.

«Сочиним стишок и

его запишем» Учить

детей составлять

рифмованный текст

и записывать его

схемами.

Дети составляют рифмованный текст и записывают

его схемами.

Игровой мотив: кто точнее запишет текст с

помощью схемы. Схема должна располагаться на

листе бумаги соответственно строчкам созданного

стихотворного текста.

С помощью схематической фиксации текста можно

работать над интонационной выразительностью

речи детей. При помощи определенных условных

знаков можно обозначать повышение, понижение

голоса, восклицание, вопросительную,

повествовательную интонации, паузу и т.д.

«Дразнилка» Учить

детей подбирать

рифмующиеся

между собой слова и

словосочетания с

помощью

суффиксов.

Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо

предмет рукотворного мира. Дети преобразуют

свойства объекта в слова и словосочетания с

уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка

(поддразнивание бантика - украшалка, потерялка, и

т.д.).

Далее предлагается составить «дразнильные»

стишки или загадки («Не терялка, а

головуукрашалка»).



В раздел образования