Автор: Малкова Эльвира Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Киясовская СОШ"
Населённый пункт: с.Киясово, Киясовский район, УР
Наименование материала: статья
Тема: Формирование лексических навыков монологической речи с помощью речевых опор на уроках английского языка в 8 классе по УМК В.П. Кузовлева.
Раздел: среднее образование
Формирование лексических навыков монологической речи с помощью
речевых опор на уроках английского языка в 8 классе по УМК В.П.
Кузовлева.
Выполнила:
учитель английского языка МБОУ «Киясовская СОШ» Киясовского
района УР Малкова Э.Н.
С расширением международного сотрудничества сегодня возникает
необходимость в знании иностранного языка, поскольку иностранный язык
тесно связан со всеми сферами жизнедеятельности общества: экономикой,
политикой, обороной, искусством. Функция же школы состоит в том, чтобы
«заложить основы умений связно и логично излагать свои мысли». /6;22/
Как
считает
Н.И.
Гез
«целью
обучения
говорению
является
развитие
у
учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и
интересами
осуществить
устно
речевое
общение
в
разнообразных
ситуациях». /4;23/
Конечно, способность управлять своей речевой деятельностью нужно
планомерно и целенаправленно развивать. Умение, в свою очередь, основано
на речевых навыках. Это навыки лексические (способность использовать или
понимать
лексическую
единицу);
навыки
грамматические
(способность
оформлять высказывание); произносительные, орфографические.
Все
эти
виды
речевых
навыков
слиты
в
процессе
речевой
деятельности,
но
такая
неразрывность
достигается
не
сразу.
Чтобы
ее
добиться,
необходимо
какую-то
из
сторон
выдвигать
на
первый
план
и
развивать до уровня умения.
Обучение
монологической
речи
–
одна
из
задач
современной
общеобразовательной школы. На разных этапах обучения этому виду речевой
деятельности отводится определенная роль.
Формирование лексических навыков монологической речи на уроках
происходит, как правило, при работе с речевым образцом, условно-речевыми
упражнениями. Многие из них выполняются с помощью опор, благодаря
которым собственное высказывание учащихся увеличивается в объеме,
становится более качественным, с логическими переходами. Все
предложения строятся грамматически правильно, используется необходимая
лексика, учащиеся выражают собственное мнение. Исследователи признают
особую важность субъективных, личностных, психологических факторов при
обучении говорению. Анализ работ Е.И. Пассова, Г.В. Роговой, И.А. Зимней
приводят к выводу, что одним из ведущих средств повышения эффективности
обучения говорению является использование опор.
Решая эту проблему, многие педагоги широко и успешно применяют их в
своей работе. Учитывая несовершенное владение языком, что характерно для
школьного обучения, опоры являются основным средством преодоления
трудностей и инструментом управления высказывания учащегося. Учителю
важно уметь:
выделять необходимые и соответствующие уровню данного класса
опоры;
привлекать к опорам внимание точными наводящими вопросами;
ослабить и снять опоры, создав ситуацию, стимулирующую
неподготовленное высказывание /17;24/.
Ф.М. Рабинович, обращаясь к проблеме опор, говорит, что «опора – это как
бы пунктирная линия, приводящая к задуманному высказыванию; они носят
распределенный в соответствии с логикой предстоящего высказывания
характер. Учащийся находится в ситуации поиска средств выражения, и
именно в этот момент он обеспечивается ими». /17;21/
Из психологии известно, что такая ситуация создает благоприятные условия
для усвоения. Опоры, которые несут речевую потребность, легко
запоминаются. Кроме того, опора содержит больше того, что в ней
непосредственно выражено. Она задает движение мысли, способствуя ее
развертыванию, и обуславливает индивидуализацию речи.
Виды опор.
В процессе обучения говорению используется множество различных опор.
Хотя полной классификации опор пока еще не существует, но определенные
их классификации представлены некоторыми исследователями.
В.Б. Царькова, например, предложила классификацию опор для учащихся
старших классов. Все опоры, направленные на развитие речевого умения, она
подразделяет на два типа: содержательные; смысловые, каждые из которых
делятся на словесные и изобразительные.
Содержательные опоры помогают выстроить фактическую сторону
высказывания (что?, где?, когда?) в них информация развернута. Смысловые
опоры способствуют формированию причинно-следственных связей
высказывания (зачем?, почему?) и подсказывают лишь идею высказывания. /
13;180/
Таблица 1
Содержательные
Словесные (вербальные)
Изобразительные
Текст (зрительно)
Текст (аудитивно)
Микротекст (зрительно)
Микротекст (аудитивно)
План
Логико-синтаксическая схема
Кинофильм
Диафильм
Серия рисунков
Фотография
Картина
Видеофильм
Смыслов
ые
Слова как смысловые вехи
Лозунг
Афоризм
Поговорка
Диаграмма
Таблица
Схема
Цифры
Особое место среди опор в концепции коммуникативного обучения
занимают:
1.
ФСТ – функционально-смысловая таблица – построена таким образом,
что позволяет избежать процесса семантизации лексических единиц, как
«некой предварительной стадии» /15;182/ Она помогает учащимся выразить
свои мысли, поострить свое высказывание от фраз до сверхфразового
единства. С ее помощью в общении могут участвовать даже слабые
учащиеся.
2.
ЛТ – лексическая таблица – это специально-организованные группы
слов (словосочетаний), систематически и функционально объединенных
вокруг каких либо понятий: «моя Родина», «современный человек»,
«окружающая среда» и т.д. Она предусматривает обобщение лексических
единиц, их систематизацию. В каждой из групп преобладает какое-либо
грамматическое явление, что позволяет повторить грамматические формы.
3.
ЛСКП – логико-смысловая карта проблемы – представляет собой
совокупность взглядов на какую -либо проблему, мнений, высказанных по
ней. Но эти мнения разобраны как части конструктора и представлены в виде
своеобразной схемы с указанием связей между частями высказываний. В
каждом квадрате или прямоугольнике содержится какое -то мнение или намек
на него; более общие взгляды на проблему представлены в вертикальных
блоках и названы в верхних прямоугольниках. Учащиеся могут продумать и
высказаться о проблеме, используя все, что им потребуется, комбинируя
любые части опоры.
4.
Функциональные опоры – для обучения общению, представляют собой
«каркасы» диалога в виде речевых функций, расположенных в необходимой
последовательности.
5.
Схематические опоры – используют при формировании речевых
грамматических навыков. Схема является одним из способов обобщения
действительности.
6.
ОК – опорный конспект – это учебно-наглядное средство, в котором
представлено основное содержание темы, даны смысловые ориентиры
рассказа.
Использование речевых опор на уроках английского языка в 8 классе
по УМК В.П Кузовлева
В учебнике В.П Кузовлева в достаточном количестве представлены
различные виды речевых опор, особенно словесные (вербальные).
Поэтому была попытка разработать такие опоры, которыми бы можно было
разнообразить обучение говорению и которые бы учитывали национально-
региональный компонент, личные интересы учащихся.
Так, в цикле 1 ( упр.4 стр.9) учащимся предлагается задание рассказать
зарубежному другу о России по содержательной опоре “Fact File”. А в
задании рабочей тетради- описать свой регион. Речевая опора об Удмуртии
(Приложение 1) помогает учащимся выполнить письменное домашнее
задание (Рабочая тетрадь, упр.2), а также рассказать о своей республике.
Цель опоры- предоставить фактический материал о регионе. На данных
уроках целесообразно использовать карты ( России, Удмуртии), чтобы
учащиеся самостоятельно могли добавлять информацию, например, о
городах, реках, озёрах, о климатических условиях, которая не вошла в
содержание опоры.
Используя лексические единицы (ЛЕ) и речевые образцы урока учащиеся
также смогут рассказать о своём районе. Речевая опора о Киясовском районе
(Приложение 2) может стать содержательной основой и на 9 уроке- развитии
умения написать сочинение о своём месте жительства.
В цикле 3 (упр.5 стр.69) учащимся можно предложить ЛСС ( Приложение
3), чтобы помочь рассказать о том, как они путешествуют с семьёй.
Примерный ответ может быть следующим: « My family can’t afford travelling
abroad. We usually go on holidays somewhere in Russia. My parents prefer to go
on their own, they don’t like package holidays. We choose places in Udmurtia.
Izhevsk is a popular tourist destination in our republic. But the best place we’ve
visited was Sol’-Iletsk. There we spent 3 days. The real highlight was when we
swam in the salt lake and relaxed on the beach. The weather was sunny and hot. It
was wonderful! »
В цикле 4 (упр.5 стр.98) может быть использована ЛСС (Приложение 4)
учащимися с низким уровнем познавательной активности. Сильные
учащиеся ( с оценкой по предмету «4» или «5») самостоятельно, без опор,
справляются с данным заданием. Ответ может быть таким: « I’m fond of
playing football. I started it when I was 7(at school). I practice 5 days a week. It
helps me to be accurate. Besides, it teaches to win and to be self-confident. But I
don’t like boxing. The reason is that it’s dangerous. To my mind it causes injuries».
Цикл 6 ( упр.3 стр.154). Для выполнения данного упражнения учащиеся
приносят фотографии из семейного альбома ( своих бабушек, дедушек,
родителей) с целью- описать одежду и тенденции в моде различных периодов
истории. Можно описывать моду по вырезкам из журналов. Опыт
подсказывает, что даже учащимся со средним уровнем познавательной
активности трудно справиться с данным заданием, так как требуются знания
грамматических форм. Целесообразно это задание давать на дом после
повторения и отработки лексического и грамматического материала в классе.
Также можно использовать ЛСС (Приложение 5) Примерный ответ по ЛСС
может быть следующим : « It’s a photo of my granny. In the 1960s in was
fashionable to wear cotton dresses with sleeves, shoes with heels. Headscarves
were also trendy for women. It was not bad taste to wear home-knitted things such
as cardigans, sweaters, scarves and mittens, especially in winter. In the 1980 jeans
became very popular. Men also wore trainers and T-shirts. It seems to me that
wearing jeans is in fashion now. It looks modern and stylish .»
Таким образом, дополнив данными речевыми опорами УМК В.П Кузовлева
для 8 класса, формирование навыков монологической речи становится более
эффективным, так как с их помощью могут высказываться все учащиеся,
независимо от способностей, то есть создается «ситуация успеха». Очень
важно, что речевые опоры являются источником информации и дают
возможность расширить их кругозор.
Библиография
1.
Английский
язык:
книга
для
учителя
к
учебнику
для
8
класса
общеобразовательных
учреждений
/Под
ред.
В.П.
Кузовлева.
–
М.:
Просвещение, 2009. – 139с.
2.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам:
Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2004. – 192 с.
3.
Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. –
М.: Высшая школа, 1982.
4.
Зимняя
И.А.
Психологические
аспекты
обучения
говорению
на
иностранном
языке.
Пособие
для
учителей
средней
школы.
–
М.:
Просвещение, 1978. – 220 с.
5.
Калинина С.В. К концепции обучения монологическому
высказыванию // ИЯШ. – 1991. - № 1. – С. 22-26.
6.
Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в школе.
Пособие для учителя / Под ред. Е.И. Пассова. – М.: Просвещение, 1993.-
127 с.
7.
Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе
совершенствования навыков иноязычного общения // ИЯШ. – 2000. -
№1. – С.58 – 61.
8.
Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранного языка. – М.:
Высшая школа, 1981. – 159 с.
9.
Методика обучения иностранному языку в средней школе / Под ред.
А.А. Миролюбова, М.В. Ляховицкого. – М.: Высшая школа, 1982.-373 с.
10.Методика обучения иностранным языкам в средней школе /Под ред. Г.В.
Роговой, Ф.М. Рабинович. – М.: Просвещение, 1991. – 285 с.
11.
Пассов
Е.И.
Коммуникативный
метод
обучения
иноязычному
говорению. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
12.Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному
общению. – М.: Рус. яз., 1989. – 276 с.
13.Пассов Е.И. Программа – концепция коммуникативного иноязычного
обучения. – М.: Просвещение, 2000. – 173 с.
14.Программа по иностранному языку (английский язык) для 5-9 класса по
ФГОС ООО
15.Рабинович Ф.М. К проблеме опор при развитии экспрессивных форм
речи // ИЯШ. – 1986. - №5. – С.25-28.
16.Скалкин
В.Л.
Обучение
монологическому
высказыванию.
–
Киев:
Радянська школа, 1983. – 119 с.
17.Скалкин
В.Л
Системность
и
типология
упражнений
для
обучения
говорению // ИЯШ. – 1979. - №2. – С. 6 -8.
18.Царькова
В.Б
Речевые
упражнения
на
немецком
языке.
–
М.:
Просвещение, 1980. – 320 с
Приложение 1
Form 8
th
, Unit I. Lesson 1.
Name: the Udmurt Republic
Geographical situation: in the western part of the Middle Ural; between the Kama
and the Vyatka.
Area: 42,1 thousand square kilometers ( like the area of Denmark )
Capital city: Izhevsk
Land division: 25 districts
Population: 1 million 553 thousand people
Nationality: 59% Russian, 31% Udmurt, 6,9% Tatar , ( more than 100
nationalities)
Languages: Russian, Udmurt ( 2 official)
Animals: bears, elks, beavers, hares, squirrels, martens, foxes, wolves
Natural resources: gas, oil, medical mud, mineral water springs
The Izhevsk circus St. Mikhailovsky Cathedral
Приложение 2
Form 8
th
, Unit I.
Name: the Kiyasovski district ( Kiyasovo region)
Founded on the 4
th
of November, 1926
Situated in the south of the Udmurt Republic
Borders with Malaya Purga region, Sarapul region, the Republic of Tatarstan
Population- 12,3 thousand people
Includes 8 agricultural enterprises ( сельскохозяйственных предприятий)
Center- Kiyasovo
The remarkable sights: Aksarinskyi spring “Svyatoi klyuch” ; St. Nikolski church in
Danilovo;
The museum of the painter of battle- pieces Piotr Krivonogov;
The central square- Red Square ( the Shamshurin monument);
The House of trades (wicker-works; wood engraving; restoration of
Udmurt national costumes ) ;
The Udmurt House in Karamas-Pelga
Приложение 3
Form 8
th
. Unit III; Lesson 1 (ex. 5, p.69)
My family can /can’t …
We usually go on holidays …
My parents prefer…
We choose …
… is /are (a) popular tourist destination(s) in…
But the best place we’ve visited was …
There … spent …
The real highlight was when …
The weather was …
It …
Приложение 4
Form 8
th
. Unit IV; Lesson 1 ( ex.5 p.98)
I’m fond of … (what?)
I started … (when?)
I practice … (how often?)
It helps me …
Besides it teaches…
But I don’t like …
The reason is that it…
To my mind it…
Приложение 5
Form 8
th
. Unit VI; Lesson 1 ( ex.3 p. 154)
It’s a photo of my…
In the … it was fashionable to wear
…
… was ( were) also trendy.
It was not bad taste to wear …
things such as …
In the … became very popular.
… also wore …
It seems to me that wearing …
is/are (out of/ in) fashion now.
It looks … nowadays.