Автор: Люлина Ольга Валентиновна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МУниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 103 "Теремок"
Населённый пункт: Нижний Новгород, Нижегородская Область
Наименование материала: Мастер – класс для воспитателей
Тема: "Развивающая предметно – пространственная среда в группах с учетом гендерного подхода"
Раздел: дошкольное образование
Мастер – класс для воспитателей
«Развивающая предметно – пространственная среда в группах с учетом
гендерного подхода»
Подготовила
старший
воспитатель
:
Люлина
Ольга
Валентиновна
МБДОУ
«Детский
сад
№
103
«Теремок»
Г
.
Нижний
Новгород
Цель
– Создание
условий
для
развития
гендернерных
интересов
детей,
посредством создания развивающего пространства для организации сюжетных,
дидактических полоролевых игр и других видов деятельности.
Добрый
день.
Уважаемые
педагоги!
Предлагаю
начать
с
настроя
на
работу
на
сегодняшний мастер – класс.
Упражнение «Сила слова!»
Цель: работа над уверенностью в себе через чувства и мысли.
Инструкция: Написать на листе бумаги:
Три фразы, которые будут начинаться со слов «Я должен»
Три фразы, начинающие со слов «Я не могу»
Три фразы, начинающие со слов «Я боюсь»
Объединиться в пары и прочитать друг другу то, что вы написали. Затем написать эти
предложения, заменив слова:
«Я должен» на «Я хочу»
«Я не могу» на «Я не хочу»
«Я боюсь» на «Я хотел бы»
Комментарий. После выполнения упражнения проводится обсуждение в общем круге.
Ведущий
подчеркивает
важность
того,
какие
слова
использовались
в
общении
с
окружающими и обращаться к самим себе. Указывает на слова, которые препятствовали
установлению внутреннего равновесия, и те, которые этому способствовали. Называет
некоторые из слов неудачника: невозможно, попытаться, ограничения, трудно, обязан,
должен и т.п.
Коллеги, гендерный подход в организации предметно – пространственной среды,
нацелен
на
успешность
гендерной
социализации
мальчиков
и
девочек
дошкольного
возраста, основываясь на ряде факторов:
Содержание
среды
должно
быть
построено
в
соответствии
с
основными
элементами социальной культуры;
Ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности
(познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную и т.д.)
Учитываются как возрастные, так и социально – спихологические особенности
ребенка (обеспечивается оптимальный баланс совместной и самостоятельной
деятельности детей)
Учитывается
возрастная
и
гендерная
адресованность
оборудования
и
материалов.
АРХЕТИПЫ СИМВОЛЫ МАЛЬЧИКОВ:
Символ
свободы
и
путешествий:
солнце,
окно,
ветер,
месяц,
луна,
мосты,
горизонт,
космический
полет,
атрибутика
путешествий:
колеса,
самолеты,
машины, лодка, ракета и т.п.
Символы силы мощи и воли: трактор, подъёмный кран, кит, штанга, поезд;
Символ врага: драконы, змеи, роботы
Символы стойкости: треугольник, квадрат, высокое дерево, дом;
Символы борьбы: меч, копье, лук, стрелы, шлем, щит, крепость;
Символы победы: флаг, горн, колокол
АРХЕТИПЫ СИМВОЛЫ ДЕВОЧЕК:
Символы хранительницы: птенцы, яйцо, колыбель;
Символы духовного материнства: куклы, колыбели, невесты, коляски;
Символы женственности (нежности, изящества, легкости):
Воздушные шарики, порхающие птицы, цыплята, принцессы, наряды;
Символы женской красоты: цветы, шляпки, очки, броши, яркие губы, глаза;
Символ очага и домашнего уюта: дом, стол, занавески, сервиз, печка, кровать;
Символ достатка в доме: ягоды, фрукты, грибы, овощи.
Зная
психологические
особенности
мальчиков
и
девочек,
мы
как
воспитатели,
сопровождаем, поддерживаем, способствуем процессу полоролевого воспитания в
различных видах детской деятельности, в том числе создавая условия в РППС,
способствуем гендерному воспитанию.
Девочкам необходимо подбирать игры и игрушки, которые касаются подготовки к
материнству
и
ведению
домашнего
хозяйства,
развивать
умение
общаться
и
сотрудничать.
Игрушки
и
игры
мальчикам
должны
побуждать
их
к
изобретательству,
преобразованию
окружающего
мира,
развивать
соревновательское
и
лидерское
поведение.
Коллеги,
если
мы
представим
наши
группы
«Лабораторией
для
мальчиков
/
девочек».
Воспитатели работают с листами бумаги, зарисовывают свою группу.
Уважаемые
педагоги,
в
черном
ящике,
находятся
три
предмета.
По
жребию
определите, какой достанется вашей группе. Задание — придумать, в какую игру с
этим предметом можно играть девочке, а в какую — мальчику.
Группы выполняют задание.
Кукла: девочки — «мамы», мальчики — «папы», у мальчиков воспитывается любовь и
нежность.
Машина: мальчик — шофер, девочка моет машину или принимает товар из грузовика.
Скакалка может служить в игре удочкой, веревкой для дров или для белья, ее можно
использовать для плетения или как пояс для украшения костюма.
«Отрефлексируй», что ты мыслил,
что ощущал ты «от» и «до», не бойся, как обычно, если
ты скажешь, что- ни будь не то.
Любая мысль- к открытью дверца,
любое чувство- к мысли путь,
мы все способны – в это верьте- за горизонты заглянуть!
Уважаемые педагоги! Прошу вас оценить нашу с вами работу сегодняшнего мастер –
класса.