Напоминание

Использование ИКТ в начальных классах по ФГОС


Автор: Агаева Дайнат Магомеднасуровна
Должность: учитель начальных классоов
Учебное заведение: МКОУ "Агачаульская СОШ"
Населённый пункт: село Агачаул,Карабудахкентский район
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в начальных классах по ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад на тему :ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы,

попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного,

искать

оригинальные,

нестандартные

решения

в

различных

видах

деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач,

провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её

реализация

диктует

необходимость

развития

познавательных

интересов,

способностей и возможностей ребёнка.

Наиболее

эффективными

средствами

включения

ребёнка

в

процесс

творчества на уроке являются:

игровая деятельность;

создание положительных эмоциональных ситуаций;

работа в парах;

проблемное обучение.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств

наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как

лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

За

последние

10

лет

произошло

коренное

изменение

роли

и

места

персональных

компьютеров

и

информационных

технологий

в

жизни

общества.

Владение

информационными

технологиями

ставится

в

современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и

писать.

Человек,

умело,

эффективно

владеющий

технологиями

и

информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе

подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

В практике информационными технологиями обучения называют все

технологии,

специальные

технические

использующие

информационные

средства.

Формирование

информационной

культуры

в

школе

происходит,

прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже

невозможно

представить

себе

современную

школу.

Очевидно,

что

в

ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и

в

соответствии

с

этим

будут

возрастать

требования

к

компьютерной

грамотности обучающихся начального звена.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся

ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть

практическими

способами

работы

с

информацией,

развивать

умения,

позволяющие

обмениваться

информацией

с

помощью

современных

технических средств.

Применение

ИКТ

на

уроках

усиливает:

-

положительную

мотивацию

обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные

принципы активизации познавательной деятельности:

1.

Принцип равенства позиций

2.

Принцип доверительности

3.

Принцип обратной связи

4.

Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация

этих

принципов

просматривается

на

всех

уроках,

где

применяется ИКТ.

. Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)

обеспечивает наглядность;

привлекает большое количество дидактического материала;

повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

обеспечивает высокую степень дифференциации обучения

( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

. Применение ИКТ:

расширяет возможность самостоятельной деятельности;

формирует навык исследовательской деятельности;

обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным

библиотекам, другим информационным ресурсам;

в общем, способствует повышению качества образования.

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими

возрастными

особенностями,

индивидуальной

(визуальная,

аудиальная)

системой

восприятия,

низкой

степенью

развитости

познавательных

способностей, особенностями учебной мотивации.

Особенностью

учебного

процесса

с

применением

информационных

технологий

является

то,

что

центром

деятельности

становится

ученик,

который

исходя

из

своих

индивидуальных

способностей

и

интересов,

выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника,

консультанта,

поощряющего

оригинальные

находки,

стимулирующего

активность, инициативу, самостоятельность.

Применение на уроках ИКТ способствует так же:

сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее

наглядным;

сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;

обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме.

Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии

(репродукции)

электронной

энциклопедии

«Кирилл

и

Мефодий»,

видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме,

различные тесты, задания, развивающего характера.

Основной целью применения ИКТ является:

повышения учебной мотивации, развитие мышления;

формирование приемов мыслительной деятельности.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как

учителю,

так

и

учащимся,

различные

обучающие

и

демонстрационные

программы,

модели,

игры.

Такие

эффективные

разработки

формируют

позитивное

отношение

учащихся

к

учению,

предполагают

ненавязчивый

способ

оказания

помощи,

возможность

выбрать

индивидуальный

темп

обучения

учащихся.

Для

этого

использую

различные

методы

и

приемы.

Учителем используются развивающие методы и приемы:

1.

метод анализа;

2.

метод сравнения;

3.

метод обобщения;

4.

метод классификации;

5.

формулировка понятий;

6.

внутренний план действий.

Слайд 5. При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы

учебного назначения:

1.

презентации к урокам;

2.

логические игры;

3.

тестовые оболочки;

4.

ресурсы Интернет;

5.

электронные энциклопедии.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание

на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и

динамические

паузы,

зарядку

для

глаз,

использование

элементов

здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного.

Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

Таким

образом,

использование

информационных

технологий

помогает

учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к

целому ряду положительных следствий:

1.

облегчает процесс усвоения материала обучающимися;

2.

возбуждает живой интерес к предмету познания;

3.

расширяет общий кругозор обучающихся;

4.

возрастает уровень использования наглядности на уроке;

5.

идет более полное усвоение учебного материала;

6.

обучающиеся

стремятся

получать

информацию

из

разнообразных

источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий.

Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной

школе

сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного

обучения

школьников.

Это

и

видеоизображение,

и

анимация,

и

звук,

и

графика.

Анализ

таких

занятий

показал,

что

познавательная

мотивация

увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации,

отражают

один

из

главных

принципов

создания

современного

урока

принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям,

дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали

активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Достаточно

широкое

распространение

мультимедиа

проекторов

позволяет

значительно

увеличить

наглядность

за

счет

использование

учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ

1.

Владеть основами работы на компьютере.

2.

Иметь навыки работы с мультимедийными программами.

3.

Владеть основами работы в Интернет.

При подготовке к уроку следует соблюдать этапы.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К УРОКУ:

1.

диагностика

2.

прогнозирование

3.

планирование

ДИАГНОСТИКА:

1.

характер учебного материала

2.

структура урока

3.

временные затраты в учебном процессе

4.

возможности, интересы и способности учащихся и т. д.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ:

1.

оценка различных вариантов проведения урока

2.

выбор наиболее оптимального

ПЛАНИРОВАНИЕ:

1.

создание методической структуры урока

2.

выбор оптимального для проведения урока форм организации учебной

деятельности учащихся, средств обучении и т. д.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА:

1.

подготовка учащихся к усвоению новых знаний

2.

усвоение новых знаний

3.

закрепление новых знаний

4.

подведение итогов урока

5.

домашнее задание.

Применение

на

уроке

компьютерных

тестов,

проверочных

игровых

работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину

уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно

сдерживается

строгими

рамками

учебного

процесса.

Уроки

позволяют

разрядить

высокую

эмоциональную

напряженность

и

оживить

учебный

процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только

оживляют

учебный

процесс

(что

особенно

важно,

если

учитывать

психологические особенности младшего школьного возраста, в частности

длительное

преобладание

наглядно-образного

мышления

над

абстрактно-

логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики

при

помощи

компьютера

можно

решить

проблему

дефицита

подвижной

наглядности,

когда

дети

под

руководством

учителя

на

экране

монитора

сравнивают

способом

наложения

геометрические

фигуры,

анализируют

взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые

с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для

творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных.

Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при

фронтальной

работе

с

классом.

На

экране

можно

быстро

выполнить

преобразования

в

деформированном

тексте,

превратив

разрозненные

предложения

в

связный

текст.

В

начальной

школе

мы

используем

информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового

материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад,

внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний,

неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Рекомендации к оформлению презентаций: 1) Не загромождайте отдельный

слайд большим количеством информации! 2) На каждом слайде должно быть

не более двух картинок. 3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее

24-28 пунктов. 4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач.

школе).

5)

Вся

презентация

должна

быть

выдержана

в

одном

стиле

(одинаковое

оформление

всех

слайдов:

фон,

название,

размер,

шрифт,

начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

Для

упрочнения

знаний,

развития

интереса

к

школьным

предметам

учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:

1.

в составлении кроссворда, ребуса по теме,

2.

в изготовлении учебного пособия;

3.

в подготовке различных творческих сообщений;

4.

в изготовлении презентаций и др.

Уроки

с

использованием

информационных

технологий

не

только

расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени

повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку

фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит

учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с

помощью

информационных

технологий.

Использование

информационных

технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя

любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению

программных продуктов - презентаций. Дети «гуманитарии» выбирают -

работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов.

Учащиеся

имеют

прочные,

глубокие

знания

по

предметам,

у

них

сформированы

стойкие

познавательные

интересы,

развито

умение

самостоятельно применять полученные знания на практике. Я уверена, что

использование

информационных

технологий

может

преобразовать

преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский

труд,

оптимизировав

процессы

понимания

и

запоминания

учебного

материала,

а

главное,

подняв

на

неизменно

более

высокий

уровень

мотивацию детей к учебе.

Слайд 9. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе,

позволяет решать одну из важных задач обучения – повышения учебной

мотивации, повышение качества образования знаний.

Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу:

информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое

учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной

компетентности,

кого

беспокоит,

насколько

он,

педагог

современной

российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

«Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной

школе». Методический семинар-практикум. (Ушакова Р.Н.)

«Формирование коммуникативной компетенции у учащихся с ОВЗ на

уроках чтения, письма, развития речи». Доклад. (Скрябина Н.С.)

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

Доклад. (Мартынова Е.Б.)

«Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС». Научно-

практический семинар. (Ушакова Р.Н.)

Сообщения широко обсуждались на заседаниях, выполнялись практические

задания, каждый имел возможность высказать своё мнение, поделился

личным опытом по теме.

Открытый урок – одна из форм повышения методического уровня учителя,

возможность демонстрации своего опыта.

1

Отзыв

руководителя

методического

объединения

о работе учителя

начальных классов

МБОУ «СОШ №10 с

углубленным изучением

отдельных предметов»

------------

---------------------------------

-----------------------

……………………………

.. начала педагогическую

деятельность в МБОУ-

СОШ №10 в 1994 году.

Она зарекомендовала

себя хорошим

педагогом, на

высоком уровне

владеющим как

теоретической, так и

практической методикой

преподавания. В своей

работе педагог

использует не только

хорошо известные

методики преподавания,

но и новые технологии

личностно-

коммуникативного

обучения, работающие

на развитие личности

ученика, активно

внедряет ИКТ

технологии. Владеет

теоретическим и

практическим

материалом по

внедрению

нового ФГОС НОО.

………………………..

очень грамотный

учитель,

профессиональные

качества которого

высоко ценятся и

учениками, и их

родителями. Она

тщательно продумывает

содержание и

организационные формы

каждого урока.

Знает хорошо

структурные компоненты

различных видов урока

по ФГОС НОО.

Занятия проводит живо,

интересно, умело

применяя элементы

самостоятельной

работы, создавая

проблемные ситуации.

Большое внимание

учитель уделяет

развитию устной речи

учащихся, использует на

уроках таблицы, рабочие

листы,

тесты, раздаточный и

дидактический материал.

Дети на уроках не

скованны,

активны, с интересом

выполняют все

предложенные учителем

задания, стиль их

общения с учителем - как

со старшим другом,

советчиком,

помощником, умеет

тактично руководить

обсуждением проблемы и

исправлять ошибки

детей. Дети

её классного коллектива

воспитаны и обучены в

уверенности, что

каждый из

них самоценен, что он

уже личность.

Системно, в течение

нескольких лет, в своей

педагогической практике

……………………………

……….. использует

технологии

развивающего,

личностно

ориентированного

обучения, использовать

технологии уровневой

дифференциации,

обучения на основе

компетентностного

подхода, «учебных

ситуаций», проектной и

исследовательской

деятельности,

информационно-

коммуникационные

технологии,

интерактивные методы

и активные формы

обучения.

Последние три года

работает по УМК

«Перспектива».

Теоретически

освоены и используются

элементы проектной

деятельности и

компьютерные

технологии. Её ученики

с исследовательскими

работами выступают на

школьных,

муниципальных

фестивалях

исследовательской

деятельности,

принимают активное

участие во

всероссийских,

региональных,

муниципальных

конкурсах и

олимпиадах, в которых

занимают призовые

места. Учащиеся

………………………….

учатся владеть

компьютером, выходят в

Internet для

поиска информации.

2

Большое внимание

педагог уделяет

контролю и учету

своего труда,

контролю и учету

знаний учащихся не

только предметных

результатов, но и

личностных,

метапредметных .

Текущий, тематический

и итоговый контроль

помогает учителю

выявить пробелы, как в

своей работе, так и в

знаниях

учащихся, и грамотно

спланировать работу по

их устранению.

………………………..

ведет учет динамики

результатов обучения

детей

относительно самих себя.

……………………………

… не останавливается

на достигнутом,

постоянно

совершенствует свои

знания, ищет новые пути

и методы обучения и

воспитания детей,

повышает уровень своей

педагогической

деятельности на

курсах повышения

квалификации, изучает

опыт учителей-

новаторов. И сама

передает свой опыт

работы, выступая с

докладами на

муниципальных

заседаниях ММО

учителей начальных

классов, турнире

педагогических команд

на сайте Педсовет org,

публикуя статьи на

сайтах Internet. В

прошлом году дала

открытый урок по

математике на

муниципальном уровне

для учителей

начальных классов ,

выступала на школьной

конференции «От идеи

к

проекту»по

воспитательной работе.

Большое внимание

педагог уделяет

внеклассной работе. Это

выставки

творческих работ,

фестивали, викторины и

конкурсы, как

школьного, так и

муниципального уровня,

в которых учащиеся

занимают призовые

места.

………………………….

как классный

руководитель

зарекомендовала себя

прекрасным психологом,

умеющим найти

индивидуальный подход

к любому

ученику. Она учит

детей самостоятельно

добывать знания из

источников

научно- популярной

литературы, знакомит

детей с приемами

исследовательской

деятельности. Её

ученики являются

частыми гостями

Детской муниципальной

библиотеки им. Гайдара,

посещают много музеев

и театров как в городе

Ангарске, так и в

областном центре. Через

экскурсии воспитывает

любовь к

родному краю,

окружающему нас миру.

Учит беречь и охранять

природу.

……………………………

…… проводит большую

работу по сплочению

ученического и

родительского

коллективов. Через

внеклассную работу

педагог

учит жить в гармонии с

собой и с другими.

Воспитывает у своих

учеников

стабильный интерес к

познанию, активную

жизненную позицию,

любовь к

труду, уважение к

человеку труда, учит

добросовестно и

качественно трудиться

самим.

Через индивидуальные

беседы с родителями,

родительские собрания

совместно решаются

проблемы воспитания и

обучения учащихся.

……………………………

……. занимает активную

жизненную позицию,

не остается в стороне

от школьных и

общественных проблем.

Высоко

эрудированная,

доброжелательная,

всегда готовая помочь

словом и делом,

она пользуется

заслуженным

авторитетом у учащихся,

родителей, коллег.

Душевная и

творческая щедрость,

преданность делу,

влюблённость в

свою работу,

самоотверженная

трудовая деятельность,

доброжелательность и

человечность

……………………………

. вызывает искреннее

уважение у её

3

коллег. За годы работы

она в совершенстве

овладела искусством

общения с

учителями, уделяя

особое внимание

налаживанию деловых

контактов,

профессиональной

дружбе, созданию

атмосферы

доброжелательных

отношений.

Прекрасный учитель,

обладающий высокой

культурой

педагогического и

методического

мастерства, тонким

пониманием детской

психологии,

……………………………

…… увлекает

учительскую аудиторию

проблемным

построением своих

занятий,

основательностью и

оригинальностью

изложения

сложных вопросов

современной методики,

постоянным

обращением к

передовому

педагогическому опыту,

нацеленностью на

решение актуальных

задач повышения

эффективности и

качества

образовательного

процесса.

……………………………

умеет результативно

решать

профессиональные

задачи, возникающие в

педагогической

деятельности в

конкретных реальных

ситуациях. При этом

учителю приходится

использовать свои

знания, умения,

опыт, жизненные

ценности и нравственные

ориентиры, свои

интересы и

наклонности:

Умеет учиться вместе с

учениками,

самостоятельно закрывая

свои

«образовательные дыры».

Умеет планировать и

организовывать

самостоятельную

деятельность

обучающихся (помогать

обучающемуся

определять цели и

образовательные

результаты на языке

умений/компетенций).

Умеет мотивировать

обучающихся, включая

их в разнообразные виды

деятельности,

позволяющие наработать

им требуемые

компетенции;

Умеет «сценировать»

учебный процесс,

используя разнообразные

формы

организации

деятельности и включая

разных учащихся в

разные виды

работы и деятельности, с

учетом их склонностей,

индивидуальных

особенностей и

интересов.

Умеет занимать

позицию эксперта в

отношении

демонстрируемых

учащимся компетенций в

разных видах

деятельности и оценивать

их при

помощи

соответствующих

критериев.

Умеет подмечать

склонности учащегося и

в соответствии с ними

определять наиболее

подходящий для него

учебный материал или

деятельность.

Владеет проектным

мышлением и уметь

организовать групповую

проектную деятельность

учащихся и руководить

ею.

Владеет

исследовательским

мышлением, умея

организовать

исследовательскую

работу обучающихся и

руководить ею.

Использует систему

оценивания,

позволяющую

обучающимся адекватно

оценивать свои

достижения и

совершенствовать их.

Умеет осуществлять

рефлексию своей

деятельности и своего

поведения и

уметь организовать ее у

обучающихся в процессе

учебных занятий.

Умеет организовать

понятийную работу

обучающихся.

Умеет вести занятия в

режиме диалога и

дискуссии, создавая

атмосферу, в

которой обучающиеся

хотели бы высказывать

свои сомнения, мнения и

4

точки зрения на

обсуждаемый предмет,

дискутируя не только

между

собой, но и с учителем,

принимая то, что

собственная точка зрения

может

быть также подвергнута

сомнению и критике.

Владеет

компьютерными

технологиями и

использовать их в

учебном

процессе.

Руководитель

методического

объединения учителей

начальных

классов Феськова Анна

Алексеевн



В раздел образования