Автор: Зайцева Тамара Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ № 41"
Населённый пункт: Братск Иркутская область
Наименование материала: "Возрастные особенности детей четвертого класса"
Тема: Рекомендации родителям
Раздел: начальное образование
Возрастные особенности детей четвертого класса:
Рекомендации для родителей
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни
ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Перспектива перехода в
среднюю школу заставляет взрослых обращать внимание на сформированность у
четвероклассников учебных умений и навыков. В это время у детей заканчивается
формирование основных новообразований младшего школьного возраста. У большинства
детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы, который проявляется не
только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании
школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами
учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен
качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их
самостоятельно.
К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных
интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины
нравятся больше, другие – меньше. Предпочтение тех или других учебных предметов во
многом связано с индивидуальными склонностями ребенка: кому – то нравится
математика, у кого – то проявляются лингвистические способности. А если у ребенка
никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается?
Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже
если школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд одинаково
безразлично относится ко всем предметам. Он непременно обнаруживает склонность к
лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания.
У четвероклассников формируется произвольность познавательных процессов: внимания,
памяти. Важнейшим новообразованием является познавательная рефлексия: способность к
осознанию причин учебных успехов и неудач. Развивается личностная рефлексия. Ребенок
постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом
возрасте впервые происходит осознание потребности в саморазвитии. Ребенок начинает
осознавать свои права и обязанности. Самооценка становится устойчивой. Более зрелым
становится общение.
Сверстники становятся более значимыми. Их мнение становится более важным, чем
мнение взрослых. Развивается сотрудничество, формируется способность интересоваться
другими людьми и принимать участие в их делах. Активизируется межполовое общение.
Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. В этом возрасте могут
развиваться социальные страхи (боязнь не соответствовать общепринятым нормам,
образцам поведения), повыситься эмоциональное реагирование на трудности, появиться
чувство одиночества.
Сформированность учебных умений и навыков
К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль
учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при
подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу
после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто – то
быстро и легко включается в работу, а кому – то требуется подготовительный период.
Один ребенок начинает выполнять домашнее задания с трудных учебных предметов,
другой наоборот, с легких. Есть дети, которые лучше усваивают материал с опорой на
графические изображения (рисунки, схемы и т. п.), и есть дети, предпочитающие
словесное объяснение. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны
с индивидуально- типологическими особенностями детей, их работоспособностью,
спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки
информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т. д.
Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел
умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае
необходимости, добывать их самостоятельно. Какие же общие умения важны для
успешного обучения?
Среди них можно отметить следующие:
слушать учителя;
выделять главную мысль сообщения;
связно пересказывать содержание текста;
отвечать на вопросы к тексту;
ставить вопросы к тексту;
делать содержательные выводы на основе полученной информации;
письменно выражать свою мысль;
привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной
литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
адекватно оценивать результаты собственной работы
Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и
находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от
несущественного, делать логические заключения и выводы.
Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в
значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно
необходимыми, поскольку заметно возрастет количество новой информации, более
сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного
повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма
неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать
причиной снижение успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.
Для того, чтобы понять, в какой степени четвероклассники владеют некоторыми из
основных приемов учебной работы, можно понаблюдать, например, за тем, как ребенок
готовится к пересказу заданного на дом параграфа по природоведению. Читает ли он весь
текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не
пересказывая, уверен, что все хорошо знает? Фиксирует ли внимание на содержание
отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними? Отвечает ли на вопросы к
тексту? Детей необходимо учить работать с учебным текстом: выделять главную мысль;
составлять план; запоминать содержание и пересказывать его с опорой на план и т. д.
Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно
попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма,
описать события прошедшего дня. С целью повышения психологической грамотности
родителей и представления им необходимых ориентиров для занятий с детьми учитель
может познакомить их с приемом выделения смысловых мнемических опор.
Индивидуальные способности и склонности детей
К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных
интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины
нравятся больше, другие – меньше. Предпочтение тех или иных учебных предметов во
многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому- то
нравится математика, у кого – то ярко проявляются лингвистические способности. А если
у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается?
Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет.
Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд
одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает
склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания, именно
такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и
необходимо поддержать. Не следует также забывать, что жизнь детей ограничивается
стенами школы. За ее пределами ребенок может быть сгружен в такие занятия, которые
позволяют ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.
Специальная анкета, разработанная де Хаан и Коф поможет родителям лучше
осознать интересы и склонности своего ребенка, выбрать для него наиболее подходящую
область внешкольных занятий.
Анкета способностей вашего ребенка
Эта анкета – своего рода опорная схема для наблюдения за ребенком. Предлагаемые
характеристики способностей могут помочь Вам при анализе его поведения, умственного
и физического развития. Конечно, анкета не исчерпывает всех способностей поведения
ребенка. Если вам покажется необходимым, добавьте собственные характеристики его
способностей.
Дайте оценку каждому из качеств в баллах (по пятибалльной системе):
5 баллов – такое качество сильно выражено у Вашего ребенка;
4 балла – выражено выше среднего;
3 балла – выражено средне;
2 балла – слабо выражено;
1 балл – совсем не выражено
Способности к занятию научной работой
1.
Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно)
2.
Читает книги, научно – популярные издания с определением своих сверстников на
год – два
3.
Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактным понятий,
установлению обобщения.
4.
Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и
четко записывает то, что слышит)
5.
Интересуется актерской игрой
6.
Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека
7.
После уроков любит читать научно – популярные журналы и книги
8.
Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями
или если его эксперимент не удался.
9.
Пытается выяснить причины и смысл событий
10. Проводит много времени над созданием собственных «проектов»:
конструированием, собиранием
11. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим
Литературное дарование
1.
Может легко построить рассказ, начиная с завязки и кончая какого – либо
конфликта
2.
Приносит что – то новое и необычное, когда, о чем – то знакомом и известном
всем.
3.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все
несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.
4.
Рассказывая, о чем – то, умеет придерживаться сюжета, не теряет основной
мысли.
5.
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые передают эмоциональное
состояние героев, их чувства.
6.
Умеет передать такие детали, которые важны для понимания события, и в то же
время не упускает основной линии события, о которых рассказывает.
7.
Любит писать рассказы и стихи.
8.
Изображать в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства,
настроение, характер.
Интеллектуальные способности
1.
На занятиях все легко и быстро схватывает
2.
Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических
повседневных ситуациях.
3.
Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.
4.
Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и
следствием
5.
Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не
высказывается взрослым, но имеет в виду.
6.
Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
7.
Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального
заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно
запомнить.
8.
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники и не
догадываются.
9.
У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами.
Точно выражает свою мысль
10. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на
год или два.
11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
12. Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом
взрослых
13. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен
бы учиться в старшем классе, чем учится сейчас.
14. Оригинальные мысли и предлагает неожиданные ответы, решения.
15. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и
неожиданно.
Музыкальный талант
1.
Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
2.
Хорошо поет.
3.
В игру на инструменте, в песню или в танец вкладывает много энергии и чувств.
4.
Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно
слушать музыку.
5.
Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
6.
В пении или в музыке выражает чувства, свое состояние.
7.
Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8.
Хорошо играет на каком –нибудь инструменте.
Артистический талант
1.
Легко входит в роль другого персонажа, человека и т. п.
2.
Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыгрывать
какую – либо драматическую ситуацию.
3.
Передает чувства через мимику, жесты, движения.
4.
Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда, о чем –то с
увлечением рассказывает.
5.
С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.
6.
Пластичен и открыт всему новому, не «зацикливается» на старом, любит пробовать
новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные
варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после
экспериментальной проверки может от них отказаться.
Художественные способности
1.
На его рисунках и картинках – больше разнообразие предметов, ситуаций,
людей (нет однообразия в сюжетах)
2.
Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень
серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную
скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
3.
Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого – либо
события), составляет своеобразные композиции ( из цветов, рисунков, камней,
марок, открыток).
4.
Всегда готов использовать какой – либо новый материал для изготовления
игрушек, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на
игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
5.
Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает вещи, имеющие
художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. п.).
6.
Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и
настроение.
7.
Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может
высказать собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему
понравилось, на своем рисунке или в сделанном своими руками игрушке,
скульптуре.
8.
Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать
увиденное в трех измерениях.
Технические способности
1.
Хорошо выполняет задания по ручному труду.
2.
Интересуется механизмами и машинами.
3.
В мир увлечений входит конструирование машин. Приборов, авиамоделей,
поездов, радиоприемников.
4.
Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для
создания новых поделок, игрушек, приборов.
5.
Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы
«на поиск»
6.
Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
7.
Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин. Механизмов.
Способности к спорту
1.
Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом
объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
2.
Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
3.
Постоянно преуспевает в каком – либо виде спортивной игры.
4.
Бегает быстрее всех в классе.
5.
Лучше других координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
6.
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7.
Предпочитает проводить свободное время, играя в хоккей, баскетбол, теннис,
футбол.
Рекомендации родителям учащихся 4 классов:
1.
Часто слышно от родителей: «…Так заняты, так заняты – некогда заняться детьми».
Грош цена такому родителю, которому некогда воспитывать своего ребенка. Значит,
ему самому некогда быть человеком. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где
мать и отец по – настоящему любят друг друга и вместе с тем любят, и уважают
людей, детей и находят для них время. Ребенка таких родителей видно сразу. У
такого ребенка мир и покой в душе, стойкое душевное здоровье, вера в добро, в
учителя, в чуткость к людям. С детьми надо проводить не менее 35 часов в неделю.
2.
Почему иногда родители бывают беспомощными перед детским своеволием?
Почему порой не замечают собственной воспитательской несостоятельности?
Почему не удается формировать в ребенке те черты характера, которые бы им
хотелось видеть в нем?
Родители, ослепленные своим чувством к ребенку, подобны человеку с
завязанными глазами: они не в состоянии видеть в нем «свет»» и «тени». И, так как
эти родители всегда склонны идеализировать любимое дитя, они видят в нем
только «светлые» качества. «Темных пятен они не могут замечать. Неумение же
видеть недостатки своих детей делает таких родителей педагогически
бессильными. Ведь воображаемый ребенок и реальный не совпадают по своим
достоинствам, а отсюда и выбор методов в подходе к нему, увы, не тот. В результате
вырастает человек с потребительскими взглядами, лишенный чувства долга перед
родителями и окружающими людьми.
3.
Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и
терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?»,
«Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную
поддержку и т. д.
4.
Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд,
достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе
старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не
запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.
5.
Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его
потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не
забывайте, что до 7 лет усваивается около 90 % основополагающей информации о
мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся
жизнь приходится только 10%
6.
Покупайте и дарите книги. Пластинки, картины. Читайте вслух, предлагайте
ребенку почитать вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу
чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.
7.
Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной
ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение,
совершить поступок.
8.
Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте вместе делать уроки,
так как замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне и
слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот,
кто учит, учится сам.
9.
Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе
вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное,
делится впечатлениями о прожитом.
10. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка,
создавайте у него позитивное. Положительное отношение к школе.
11. Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа
станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.