Автор: Казанцева Наталья Семёновна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МУ ДО "Шумиловская ДШИ"
Населённый пункт: п.Саперное Приозерского района Ленинградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика ускоренного обучения игре на фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное
образовательное
учреждение
дополнительного
образования
«
Шумиловская
детская
школа
искусств
»
Приозерского
района
Ленинградской
области
Методическая
разработка
Методика
ускоренного
обучения
игре
на
фортепиано
Составила
Казанцева
Наталья
Семеновна
,
преподаватель
по
классу
фортепиано
п
.
Сапёрное
2014
год
Стремление
ученика
игре
на
фортепиано
во
взрослом
возрасте
вызывает
огромное
чувство
уважения
.
Большинство
людей
довольствуются
багажом
знаний
,
приобретенным
в
юности
,
они
не
стремятся
к
новым
знаниям
.
И
лишь
те
,
кому
трудно
жить
в
узком
кругу
знаний
,
стремятся
к
новым
вершинам
познания
.
И
от
того
как
педагог
сможет
ввести
ученика
в
прекрасный
мир
музыки
зависит
дальнейшее
желание
ученика
проникнуть
в
этот
мир
,
расширить
свои
знания
,
по
-
новому
взглянуть
на
мир
через
призму
прекрасного
.
Это
очень
ответственная
задача
.
С
одной
стороны
,
это
идеальный
ученик
,
осознанно
стремящийся
к
знаниям
,
а
с
другой
стороны
,
это
человек
работающий
,
имеющий
свои
обязательства
перед
семьей
.
Он
не
может
позволить
себе
играть
по
нескольку
часов
в
сутки
.
Поэтому
методика
преподавания
,
приемлемая
в
детских
музыкальных
школах
,
педагогические
методы
обучения
детей
здесь
неприемлемы
.
Прежде
всего
,
должна
быть
составлена
индивидуальная
программа
для
взрослых
,
учитывающая
катастрофическую
нехватку
времени
учащегося
.
Основные
знания
,
их
закрепление
ученик
должен
получать
непосредственно
на
уроках
,
уделяя
особое
внимание
совершенствованию
практических
исполнительских
навыков
.
Программа
должна
быть
полностью
зависима
от
целей
и
пожеланий
учащегося
.
Если
ученик
хочет
обучиться
игре
на
фортепиано
исключительно
для
музицирования
перед
гостями
,
то
особое
внимание
нужно
уделять
городскому
романсу
,
вальсам
,
развитию
вокальных
навыков
при
помощи
сольфеджирования
произведений
,
транспонированию
их
в
другие
тональности
,
подбору
мелодий
по
слуху
.
А
тем
,
кто
хочет
постичь
искусство
джазового
исполнения
,
давать
играть
изначально
джазовые
композиции
для
начинающих
,
а
в
дальнейшем
–
основы
джазовой
гармонии
,
композиции
,
вокальной
импровизации
.
Методическая
разработка
рассчитана
как
на
«
начальный
»,
так
и
на
более
«
продвинутый
»
уровень
в
зависимости
от
природных
данных
и
способностей
учащегося
.
В
результате
обучения
учащийся
сможет
:
-
читать
с
листа
любые
произведения
;
-
подбирать
по
слуху
мелодию
;
-
подбирать
к
любой
мелодии
аккомпанемент
;
-
аккомпанировать
поющему
и
петь
под
собственный
аккомпанемент
;
-
сочинять
собственную
музыку
и
записывать
ее
;
-
играть
буквенные
обозначения
аккордов
;
-
умение
разбираться
в
музыкальных
стилях
;
-
получить
познания
о
разных
инструментах
Неодаренных
учеников
нет
.
Есть
плохие
методики
преподавания
.
Руководствуясь
этой
идеей
можно
обучить
абсолютно
всех
желающих
учиться
.
Основы
методики
ускоренного
обучения
игре
на
фортепиано
Учитывая
то
,
что
большинство
взрослых
учеников
хотят
стать
музыкантами
-
любителями
,
я
акцентирую
свои
занятия
на
задаче
быстрого
овладения
инструментом
,
нотной
грамотой
,
чтением
с
листа
,
пению
под
свой
аккомпанемент
,
подбору
мелодий
по
слуху
,
транспонированию
мелодии
в
нужную
для
исполнения
тональность
,
освоению
буквенного
обозначения
аккордов
,
развитию
музыкальной
памяти
.
Методика
включает
:
-
изучение
музыкальной
грамоты
;
-
развитие
творческих
способностей
; -
обучение
игре
на
фортепиано
.
Эти
задачи
решаются
в
течение
всего
срока
обучения
.
Обучаемому
сразу
дается
большой
объем
информации
,
который
осваивается
им
в
практической
деятельности
.
Одновременное
развитие
слуха
,
чувства
ритма
,
чтение
нотных
записей
,
игра
двумя
руками
,
постановка
рук
и
правильной
осанки
,
работа
над
музыкальными
образами
,
подбор
по
слуху
,
транспонирование
–
это
повышает
эффективность
овладения
каждым
навыком
в
отдельности
и
обеспечивает
системный
подход
к
обучению
.
Каждый
этап
характеризуется
более
высоким
уровнем
усвоения
всего
блока
знаний
,
умений
и
навыков
.
Обучаемому
приходится
играть
на
инструменте
,
решать
технические
и
художественные
задачи
.
Знания
добываются
им
в
процессе
работы
над
произведениями
,
их
анализе
.
Теоретические
знания
приобретаются
в
процессе
практики
.
С
первых
занятий
ученик
сначала
вместе
с
педагогом
,
а
потом
и
самостоятельно
,
ищет
способы
решения
возникших
проблем
,
формируя
навык
самостоятельной
работы
,
который
очень
пригодится
ему
в
дальнейшем
.
Занятия
проводятся
два
раза
в
неделю
по
45
минут
индивидуально
.
Срок
обучения
шесть
месяцев
.
Он
включает
два
этапа
.
ПЕРВЫЙ
ЭТАП
.
Длится
он
три
-
четыре
месяца
в
зависимости
от
способностей
ученика
В
этот
период
учащиеся
получают
основные
навыки
постановки
рук
и
осанки
,
осваивают
игру
двумя
руками
,
подбирают
мелодии
по
слуху
,
к
этим
мелодиям
аккомпанемент
,
могут
записать
все
подобранные
мелодии
по
слуху
,
как
на
нотоносце
,
так
и
при
помощи
буквенного
обозначения
аккордов
,
получают
сведения
о
интервалах
,
их
видах
(
увеличенные
и
уменьшенные
),
видах
аккордов
и
их
разновидностях
,
понятия
о
увеличенных
и
уменьшенных
трезвучиях
и
записи
их
в
буквенном
изображении
.
Эта
методическая
разработка
соответствует
приблизительно
знаниям
,
полученным
в
четырех
классах
детской
музыкальной
школы
.
В
связи
с
тем
,
что
мы
не
преследуем
цель
воспитания
профессионального
пианиста
,
то
развитию
технических
возможностей
,
постановке
рук
уделяется
второстепенное
значение
.
Основное
усилие
делается
на
подбор
песен
по
слуху
с
аккордовым
сопровождением
,
транспортированию
в
удобные
тональности
,
чтению
с
листа
двумя
руками
мелодий
и
чтению
с
листа
мелодий
и
буквенных
обозначений
аккордов
совместно
с
пением
.
Поэтому
значительно
уменьшается
время
на
игру
гамм
,
арпеджио
,
аккордов
,
упражнений
для
повышения
технических
возможностей
учащегося
.
Однако
не
стоит
уменьшать
значение
правильной
посадки
за
инструментом
,
ведь
от
нее
зависит
верное
звукоизвлечение
,
свобода
движений
всех
частей
руки
(
пальцев
,
кисти
,
локтя
,
предплечья
,
плеча
).
Знакомство
с
клавиатурой
,
нотами
и
их
расположением
на
нотоносце
.
Понятие
об
октавах
Обращаю
внимание
ученика
на
чередование
двух
и
трех
черных
клавиш
.
Слева
от
двух
черных
клавиш
находится
нота
«
До
»,
справа
от
двух
черных
клавиш
–
нота
«
Ми
»,
а
между
ними
в
окошке
находится
нота
«
Ре
».
Соответственно
справа
от
трех
черных
клавиш
находится
нота
«
Си
»,
слева
–
нота
«
Фа
»,
ближе
к
ноте
«
Фа
»
находится
нота
«
Соль
»,
а
ближе
к
ноте
«
Си
»
находится
нота
«
Ля
».
Расстояние
от
одной
до
другой
одинаковой
ноты
называется
«
октавой
».
Далее
дается
знакомство
со
всеми
октавами
.
После
закрепления
этого
материала
сразу
дается
буквенное
обозначение
нот
.
Объясняю
,
что
первой
клавишей
на
клавиатуре
является
нота
«
Ля
»,
и
обозначается
она
буквой
«
А
» -
первой
буквой
латинского
(
английского
)
алфавита
.
Все
последующие
клавиши
будут
соответствовать
буквам
алфавита
:
А
-
Ля
В
-
Си
C -
До
D -
Ре
Е
-
Ми
F -
Фа
G - C
оль
Сразу
же
надо
объяснить
,
что
буквами
обозначаются
не
только
ноты
,
но
и
трезвучия
,
аккорды
всех
видов
и
их
обращения
.
Необходимо
объяснить
ученику
,
что
такое
«
трезвучие
»
и
его
обращения
.
Проиграть
ноты
нужно
не
только
в
тесном
расположении
,
но
и
в
широком
.
Учащийся
должен
понять
,
что
например
, «
Соль
»
в
большой
октаве
, «
До
»
в
первой
октаве
и
«
Ми
»
во
второй
октаве
являются
трезвучием
«
до
мажор
». (
С
35)
Игру
на
инструменте
нужно
начинать
с
первого
урока
,
чтобы
дать
почувствовать
ученику
инструмент
,
его
возможности
.
Умение
играть
что
-
то
значительное
укрепляет
веру
ученика
в
свои
возможности
.
Очень
важны
в
этот
период
упражнения
-
игры
:
«
Найди
нужную
ноту
»,
улучшающее
слух
ученика
и
являющееся
первым
этапом
к
подбору
мелодии
по
слуху
;
игра
«
Сколько
нот
звучит
?»,
способствующая
развитию
гармонического
слуха
.
Эти
игры
нужно
также
проводить
с
закреплением
буквенных
обозначений
.
На
этом
можно
изучать
нотную
запись
и
обучать
игре
по
нотам
.
Понятие
о
размере
,
ритме
,
темпе
,
метре
и
внутренней
ритмической
пульсации
С
первых
уроков
нужно
активно
работать
над
ритмом
.
Можно
взять
любую
по
выбору
учащегося
песню
и
попробовать
простучать
ее
,
продирижировать
и
написать
ритмический
рисунок
.
Для
этого
вводится
понятие
длительности
нот
,
их
записи
на
нотоносце
,
видах
пауз
и
их
соответствии
по
счету
длительностям
нот
.
Для
тех
учащихся
,
которые
хотят
играть
джазовые
композиции
,
необходимо
сразу
отказаться
от
счета
на
«
Раз
,
и
», «
Два
,
и
»,
так
как
этот
счет
ассоциируется
с
подсчитыванием
нот
в
такте
,
а
не
с
ощущением
длительности
их
звучания
,
что
мешает
развитию
внутреннего
чувства
ритмической
пульсации
.
А
джазовую
музыку
с
таким
счетом
исполнять
практически
невозможно
.
Необходимо
также
объяснить
ученику
,
что
при
записи
музыки
на
ноты
расстояние
между
нотами
зависит
от
их
длительности
.
Далее
можно
давать
и
более
сложные
ритмические
рисунки
.
Так
,
при
простукивании
триоль
,
надо
обязательно
ставить
акценты
,
чтобы
учащийся
лучше
почувствовал
дуоль
и
триоль
,
так
как
счет
произносится
одинаково
.
Далее
можно
давать
и
синкопированные
ритмы
.
При
разучивании
пьес
и
песен
необходимо
их
играть
и
петь
то
с
названием
нот
,
то
с
названием
слов
,
то
прохлопывая
их
ритмически
.
Нужно
объяснить
,
что
используемые
слоги
(
слова
песни
)
не
обязательно
закрепляются
за
определенной
длительностью
.
Все
это
относительно
.
Это
только
помощь
в
работе
с
ритмом
.
Графическое
восприятие
нотной
записи
Педагог
совместно
с
учеником
должны
производить
анализ
музыкального
произведения
.
Педагог
должен
научить
ученика
видеть
не
отдельные
ноты
,
а
рисунок
,
составленный
группой
нот
,
то
есть
«
видеть
графически
».
Наша
задача
не
выучивать
произведения
наизусть
,
а
проанализировать
их
как
можно
большее
количество
и
сыграть
десятки
новых
произведений
вместо
топтания
на
месте
.
После
того
,
как
ученик
усвоил
игру
мелодических
линий
,
нужно
постепенно
усложнять
задачу
.
Каких
«
высот
»
достигнет
ученик
,
зависит
только
от
него
самого
.
Включаем
работу
с
песнями
,
у
которых
аккомпанемент
дан
в
буквенном
изображении
.
Постепенно
переходим
к
игре
двумя
руками
в
разных
ключах
(
басовом
и
скрипичном
).
Работаем
над
аппликатурой
.
Когда
руки
удобно
стоят
на
клавишах
,
глаза
могут
следить
не
только
за
нотами
,
но
и
за
текстом
.
Это
очень
важно
,
когда
следует
читать
сразу
две
нотные
строчки
и
слова
.
На
каждом
уроке
следует
играть
по
одному
,
двум
новым
произведениям
,
продолжая
играть
и
выбранные
ранее
.
В
этот
период
практически
ни
одно
произведение
не
будет
готово
в
привычном
нам
виде
,
но
и
задача
ставилась
нами
совершенно
иная
.
Главное
–
ученик
будет
играть
с
листа
сразу
двумя
руками
.
ВТОРОЙ
ЭТАП
.
Этот
этап
целиком
зависит
от
результатов
учения
учащегося
в
первом
этапе
,
его
способностей
и
трудолюбия
.
Задачи
второго
этапа
:
-
самостоятельный
подбор
песен
и
мелодий
двумя
руками
при
помощи
цифрового
обозначения
аккордов
или
при
помощи
нотных
знаков
;
-
более
сложный
в
техническом
отношении
аккомпанемент
;
-
постановка
голоса
,
отработка
правильного
дыхания
при
пении
и
вокальные
импровизации
;
-
импровизации
на
заданную
тему
;
-
разбор
и
игра
сложных
музыкальных
произведений
,
работа
над
полифоническими
произведениями
.
Список
литературы
1.
Тимакин
Е
.
М
.
Воспитание
пианиста
. -
М
.:
Советский
композитор
, 1989.
2.
Шмидт
-
Шкловская
А
.
О
.
О
воспитании
пианистических
навыков
. -
Л
.,
Музыка
, 1985.
3.
Шульпаков
О
.
Ф
.
Техническое
развитие
музыканта
-
исполнителя
. -
Л
.,
Музыка
, 1973.
4.
Рябов
И
.
М
.,
Мурзина
Е
.
И
.
Воспитание
и
обучение
в
ДМШ
.
Фортепиано
1
класс
. –
Киев
:
Музычна
Украина
,1988.
5.
Соколова
М
.
Фортепианная
музыка
для
ДМШ
,
младшие
классы
.
Этюды
,
вып
.1 –
М
.,
1972.
6.
Черни
К
.
Сто
пьес
для
удовольствия
и
отдыха
.
Первоначальное
обучение
на
фортепиано
.
–
М
.:
Композитор
, 1992
г
.
7.
Ляховицкая
С
.,
Баренбойм
Л
.
Сборник
фортепианных
пьес
,
этюдов
и
ансамблей
, 1
ч
. –
Л
.:
Музыка
, 1964.
8.
Милич
Б
.
Учебный
репертуар
для
учеников
1, 2, 3, 4
классов
ДМШ
. –
Киев
:
Композитор
,
1970.
9.
Милич
Б
.
Воспитание
ученика
–
пианиста
. –
М
.:
КЛАССИКА
-XXI, 2002.
10.
Артоболевская
А
.
Д
.
Первая
встреча
с
музыкой
.
–
М
.:
Российское
музыкальное
издательство
, 1996.