Напоминание

"Методика ускоренного обучения игре на фортепиано"


Автор: Казанцева Наталья Семёновна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МУ ДО "Шумиловская ДШИ"
Населённый пункт: п.Саперное Приозерского района Ленинградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика ускоренного обучения игре на фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное

образовательное

учреждение

дополнительного

образования

«

Шумиловская

детская

школа

искусств

»

Приозерского

района

Ленинградской

области

Методическая

разработка

Методика

ускоренного

обучения

игре

на

фортепиано

Составила

Казанцева

Наталья

Семеновна

,

преподаватель

по

классу

фортепиано

п

.

Сапёрное

2014

год

Стремление

ученика

игре

на

фортепиано

во

взрослом

возрасте

вызывает

огромное

чувство

уважения

.

Большинство

людей

довольствуются

багажом

знаний

,

приобретенным

в

юности

,

они

не

стремятся

к

новым

знаниям

.

И

лишь

те

,

кому

трудно

жить

в

узком

кругу

знаний

,

стремятся

к

новым

вершинам

познания

.

И

от

того

как

педагог

сможет

ввести

ученика

в

прекрасный

мир

музыки

зависит

дальнейшее

желание

ученика

проникнуть

в

этот

мир

,

расширить

свои

знания

,

по

-

новому

взглянуть

на

мир

через

призму

прекрасного

.

Это

очень

ответственная

задача

.

С

одной

стороны

,

это

идеальный

ученик

,

осознанно

стремящийся

к

знаниям

,

а

с

другой

стороны

,

это

человек

работающий

,

имеющий

свои

обязательства

перед

семьей

.

Он

не

может

позволить

себе

играть

по

нескольку

часов

в

сутки

.

Поэтому

методика

преподавания

,

приемлемая

в

детских

музыкальных

школах

,

педагогические

методы

обучения

детей

здесь

неприемлемы

.

Прежде

всего

,

должна

быть

составлена

индивидуальная

программа

для

взрослых

,

учитывающая

катастрофическую

нехватку

времени

учащегося

.

Основные

знания

,

их

закрепление

ученик

должен

получать

непосредственно

на

уроках

,

уделяя

особое

внимание

совершенствованию

практических

исполнительских

навыков

.

Программа

должна

быть

полностью

зависима

от

целей

и

пожеланий

учащегося

.

Если

ученик

хочет

обучиться

игре

на

фортепиано

исключительно

для

музицирования

перед

гостями

,

то

особое

внимание

нужно

уделять

городскому

романсу

,

вальсам

,

развитию

вокальных

навыков

при

помощи

сольфеджирования

произведений

,

транспонированию

их

в

другие

тональности

,

подбору

мелодий

по

слуху

.

А

тем

,

кто

хочет

постичь

искусство

джазового

исполнения

,

давать

играть

изначально

джазовые

композиции

для

начинающих

,

а

в

дальнейшем

основы

джазовой

гармонии

,

композиции

,

вокальной

импровизации

.

Методическая

разработка

рассчитана

как

на

«

начальный

»,

так

и

на

более

«

продвинутый

»

уровень

в

зависимости

от

природных

данных

и

способностей

учащегося

.

В

результате

обучения

учащийся

сможет

:

-

читать

с

листа

любые

произведения

;

-

подбирать

по

слуху

мелодию

;

-

подбирать

к

любой

мелодии

аккомпанемент

;

-

аккомпанировать

поющему

и

петь

под

собственный

аккомпанемент

;

-

сочинять

собственную

музыку

и

записывать

ее

;

-

играть

буквенные

обозначения

аккордов

;

-

умение

разбираться

в

музыкальных

стилях

;

-

получить

познания

о

разных

инструментах

Неодаренных

учеников

нет

.

Есть

плохие

методики

преподавания

.

Руководствуясь

этой

идеей

можно

обучить

абсолютно

всех

желающих

учиться

.

Основы

методики

ускоренного

обучения

игре

на

фортепиано

Учитывая

то

,

что

большинство

взрослых

учеников

хотят

стать

музыкантами

-

любителями

,

я

акцентирую

свои

занятия

на

задаче

быстрого

овладения

инструментом

,

нотной

грамотой

,

чтением

с

листа

,

пению

под

свой

аккомпанемент

,

подбору

мелодий

по

слуху

,

транспонированию

мелодии

в

нужную

для

исполнения

тональность

,

освоению

буквенного

обозначения

аккордов

,

развитию

музыкальной

памяти

.

Методика

включает

:

-

изучение

музыкальной

грамоты

;

-

развитие

творческих

способностей

; -

обучение

игре

на

фортепиано

.

Эти

задачи

решаются

в

течение

всего

срока

обучения

.

Обучаемому

сразу

дается

большой

объем

информации

,

который

осваивается

им

в

практической

деятельности

.

Одновременное

развитие

слуха

,

чувства

ритма

,

чтение

нотных

записей

,

игра

двумя

руками

,

постановка

рук

и

правильной

осанки

,

работа

над

музыкальными

образами

,

подбор

по

слуху

,

транспонирование

это

повышает

эффективность

овладения

каждым

навыком

в

отдельности

и

обеспечивает

системный

подход

к

обучению

.

Каждый

этап

характеризуется

более

высоким

уровнем

усвоения

всего

блока

знаний

,

умений

и

навыков

.

Обучаемому

приходится

играть

на

инструменте

,

решать

технические

и

художественные

задачи

.

Знания

добываются

им

в

процессе

работы

над

произведениями

,

их

анализе

.

Теоретические

знания

приобретаются

в

процессе

практики

.

С

первых

занятий

ученик

сначала

вместе

с

педагогом

,

а

потом

и

самостоятельно

,

ищет

способы

решения

возникших

проблем

,

формируя

навык

самостоятельной

работы

,

который

очень

пригодится

ему

в

дальнейшем

.

Занятия

проводятся

два

раза

в

неделю

по

45

минут

индивидуально

.

Срок

обучения

шесть

месяцев

.

Он

включает

два

этапа

.

ПЕРВЫЙ

ЭТАП

.

Длится

он

три

-

четыре

месяца

в

зависимости

от

способностей

ученика

В

этот

период

учащиеся

получают

основные

навыки

постановки

рук

и

осанки

,

осваивают

игру

двумя

руками

,

подбирают

мелодии

по

слуху

,

к

этим

мелодиям

аккомпанемент

,

могут

записать

все

подобранные

мелодии

по

слуху

,

как

на

нотоносце

,

так

и

при

помощи

буквенного

обозначения

аккордов

,

получают

сведения

о

интервалах

,

их

видах

(

увеличенные

и

уменьшенные

),

видах

аккордов

и

их

разновидностях

,

понятия

о

увеличенных

и

уменьшенных

трезвучиях

и

записи

их

в

буквенном

изображении

.

Эта

методическая

разработка

соответствует

приблизительно

знаниям

,

полученным

в

четырех

классах

детской

музыкальной

школы

.

В

связи

с

тем

,

что

мы

не

преследуем

цель

воспитания

профессионального

пианиста

,

то

развитию

технических

возможностей

,

постановке

рук

уделяется

второстепенное

значение

.

Основное

усилие

делается

на

подбор

песен

по

слуху

с

аккордовым

сопровождением

,

транспортированию

в

удобные

тональности

,

чтению

с

листа

двумя

руками

мелодий

и

чтению

с

листа

мелодий

и

буквенных

обозначений

аккордов

совместно

с

пением

.

Поэтому

значительно

уменьшается

время

на

игру

гамм

,

арпеджио

,

аккордов

,

упражнений

для

повышения

технических

возможностей

учащегося

.

Однако

не

стоит

уменьшать

значение

правильной

посадки

за

инструментом

,

ведь

от

нее

зависит

верное

звукоизвлечение

,

свобода

движений

всех

частей

руки

(

пальцев

,

кисти

,

локтя

,

предплечья

,

плеча

).

Знакомство

с

клавиатурой

,

нотами

и

их

расположением

на

нотоносце

.

Понятие

об

октавах

Обращаю

внимание

ученика

на

чередование

двух

и

трех

черных

клавиш

.

Слева

от

двух

черных

клавиш

находится

нота

«

До

»,

справа

от

двух

черных

клавиш

нота

«

Ми

»,

а

между

ними

в

окошке

находится

нота

«

Ре

».

Соответственно

справа

от

трех

черных

клавиш

находится

нота

«

Си

»,

слева

нота

«

Фа

»,

ближе

к

ноте

«

Фа

»

находится

нота

«

Соль

»,

а

ближе

к

ноте

«

Си

»

находится

нота

«

Ля

».

Расстояние

от

одной

до

другой

одинаковой

ноты

называется

«

октавой

».

Далее

дается

знакомство

со

всеми

октавами

.

После

закрепления

этого

материала

сразу

дается

буквенное

обозначение

нот

.

Объясняю

,

что

первой

клавишей

на

клавиатуре

является

нота

«

Ля

»,

и

обозначается

она

буквой

«

А

» -

первой

буквой

латинского

(

английского

)

алфавита

.

Все

последующие

клавиши

будут

соответствовать

буквам

алфавита

:

А

-

Ля

В

-

Си

C -

До

D -

Ре

Е

-

Ми

F -

Фа

G - C

оль

Сразу

же

надо

объяснить

,

что

буквами

обозначаются

не

только

ноты

,

но

и

трезвучия

,

аккорды

всех

видов

и

их

обращения

.

Необходимо

объяснить

ученику

,

что

такое

«

трезвучие

»

и

его

обращения

.

Проиграть

ноты

нужно

не

только

в

тесном

расположении

,

но

и

в

широком

.

Учащийся

должен

понять

,

что

например

, «

Соль

»

в

большой

октаве

, «

До

»

в

первой

октаве

и

«

Ми

»

во

второй

октаве

являются

трезвучием

«

до

мажор

». (

С

35)

Игру

на

инструменте

нужно

начинать

с

первого

урока

,

чтобы

дать

почувствовать

ученику

инструмент

,

его

возможности

.

Умение

играть

что

-

то

значительное

укрепляет

веру

ученика

в

свои

возможности

.

Очень

важны

в

этот

период

упражнения

-

игры

:

«

Найди

нужную

ноту

»,

улучшающее

слух

ученика

и

являющееся

первым

этапом

к

подбору

мелодии

по

слуху

;

игра

«

Сколько

нот

звучит

?»,

способствующая

развитию

гармонического

слуха

.

Эти

игры

нужно

также

проводить

с

закреплением

буквенных

обозначений

.

На

этом

можно

изучать

нотную

запись

и

обучать

игре

по

нотам

.

Понятие

о

размере

,

ритме

,

темпе

,

метре

и

внутренней

ритмической

пульсации

С

первых

уроков

нужно

активно

работать

над

ритмом

.

Можно

взять

любую

по

выбору

учащегося

песню

и

попробовать

простучать

ее

,

продирижировать

и

написать

ритмический

рисунок

.

Для

этого

вводится

понятие

длительности

нот

,

их

записи

на

нотоносце

,

видах

пауз

и

их

соответствии

по

счету

длительностям

нот

.

Для

тех

учащихся

,

которые

хотят

играть

джазовые

композиции

,

необходимо

сразу

отказаться

от

счета

на

«

Раз

,

и

», «

Два

,

и

»,

так

как

этот

счет

ассоциируется

с

подсчитыванием

нот

в

такте

,

а

не

с

ощущением

длительности

их

звучания

,

что

мешает

развитию

внутреннего

чувства

ритмической

пульсации

.

А

джазовую

музыку

с

таким

счетом

исполнять

практически

невозможно

.

Необходимо

также

объяснить

ученику

,

что

при

записи

музыки

на

ноты

расстояние

между

нотами

зависит

от

их

длительности

.

Далее

можно

давать

и

более

сложные

ритмические

рисунки

.

Так

,

при

простукивании

триоль

,

надо

обязательно

ставить

акценты

,

чтобы

учащийся

лучше

почувствовал

дуоль

и

триоль

,

так

как

счет

произносится

одинаково

.

Далее

можно

давать

и

синкопированные

ритмы

.

При

разучивании

пьес

и

песен

необходимо

их

играть

и

петь

то

с

названием

нот

,

то

с

названием

слов

,

то

прохлопывая

их

ритмически

.

Нужно

объяснить

,

что

используемые

слоги

(

слова

песни

)

не

обязательно

закрепляются

за

определенной

длительностью

.

Все

это

относительно

.

Это

только

помощь

в

работе

с

ритмом

.

Графическое

восприятие

нотной

записи

Педагог

совместно

с

учеником

должны

производить

анализ

музыкального

произведения

.

Педагог

должен

научить

ученика

видеть

не

отдельные

ноты

,

а

рисунок

,

составленный

группой

нот

,

то

есть

«

видеть

графически

».

Наша

задача

не

выучивать

произведения

наизусть

,

а

проанализировать

их

как

можно

большее

количество

и

сыграть

десятки

новых

произведений

вместо

топтания

на

месте

.

После

того

,

как

ученик

усвоил

игру

мелодических

линий

,

нужно

постепенно

усложнять

задачу

.

Каких

«

высот

»

достигнет

ученик

,

зависит

только

от

него

самого

.

Включаем

работу

с

песнями

,

у

которых

аккомпанемент

дан

в

буквенном

изображении

.

Постепенно

переходим

к

игре

двумя

руками

в

разных

ключах

(

басовом

и

скрипичном

).

Работаем

над

аппликатурой

.

Когда

руки

удобно

стоят

на

клавишах

,

глаза

могут

следить

не

только

за

нотами

,

но

и

за

текстом

.

Это

очень

важно

,

когда

следует

читать

сразу

две

нотные

строчки

и

слова

.

На

каждом

уроке

следует

играть

по

одному

,

двум

новым

произведениям

,

продолжая

играть

и

выбранные

ранее

.

В

этот

период

практически

ни

одно

произведение

не

будет

готово

в

привычном

нам

виде

,

но

и

задача

ставилась

нами

совершенно

иная

.

Главное

ученик

будет

играть

с

листа

сразу

двумя

руками

.

ВТОРОЙ

ЭТАП

.

Этот

этап

целиком

зависит

от

результатов

учения

учащегося

в

первом

этапе

,

его

способностей

и

трудолюбия

.

Задачи

второго

этапа

:

-

самостоятельный

подбор

песен

и

мелодий

двумя

руками

при

помощи

цифрового

обозначения

аккордов

или

при

помощи

нотных

знаков

;

-

более

сложный

в

техническом

отношении

аккомпанемент

;

-

постановка

голоса

,

отработка

правильного

дыхания

при

пении

и

вокальные

импровизации

;

-

импровизации

на

заданную

тему

;

-

разбор

и

игра

сложных

музыкальных

произведений

,

работа

над

полифоническими

произведениями

.

Список

литературы

1.

Тимакин

Е

.

М

.

Воспитание

пианиста

. -

М

.:

Советский

композитор

, 1989.

2.

Шмидт

-

Шкловская

А

.

О

.

О

воспитании

пианистических

навыков

. -

Л

.,

Музыка

, 1985.

3.

Шульпаков

О

.

Ф

.

Техническое

развитие

музыканта

-

исполнителя

. -

Л

.,

Музыка

, 1973.

4.

Рябов

И

.

М

.,

Мурзина

Е

.

И

.

Воспитание

и

обучение

в

ДМШ

.

Фортепиано

1

класс

. –

Киев

:

Музычна

Украина

,1988.

5.

Соколова

М

.

Фортепианная

музыка

для

ДМШ

,

младшие

классы

.

Этюды

,

вып

.1 –

М

.,

1972.

6.

Черни

К

.

Сто

пьес

для

удовольствия

и

отдыха

.

Первоначальное

обучение

на

фортепиано

.

М

.:

Композитор

, 1992

г

.

7.

Ляховицкая

С

.,

Баренбойм

Л

.

Сборник

фортепианных

пьес

,

этюдов

и

ансамблей

, 1

ч

. –

Л

.:

Музыка

, 1964.

8.

Милич

Б

.

Учебный

репертуар

для

учеников

1, 2, 3, 4

классов

ДМШ

. –

Киев

:

Композитор

,

1970.

9.

Милич

Б

.

Воспитание

ученика

пианиста

. –

М

.:

КЛАССИКА

-XXI, 2002.

10.

Артоболевская

А

.

Д

.

Первая

встреча

с

музыкой

.

М

.:

Российское

музыкальное

издательство

, 1996.



В раздел образования