Напоминание

"Коррекционно - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ".


Автор: Пуртова Юлия Рауфановна
Должность: воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 12"
Населённый пункт: город Урай, Тюменской области, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Коррекционно - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекционно - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с нарушениями в развитии

речи является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной

педагогики.

У

детей

дошкольного

возраста

в

настоящий

момент

наиболее

остро

стоит

проблема

недостаточного

развития

когнитивных,

эмоционально-волевых

и

речевых навыков, обусловленная различными отклонениями в развитии детей.

Поэтому важную роль в образовательном процессе играет профилактика и

коррекция нарушений различной этиологии.

Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный

подход к обучению и коррекции речевых нарушений речи.

Работа с ребенком должна быть динамичной и эмоционально приятной. С

этой

целью

решено

несколько,

разнообразить

работу

с

детьми

посредством

нетрадиционных

упражнений

для

развития

слухового

внимания

и

фонематического

восприятия,

речевого

дыхания,

тонкой

и

артикуляционной

моторики,

общей

координации

движений.

Упражнения

просты

и

не

требуют

специальных навыков.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все

чаще

применяемых

в

специальной

педагогике

и

помогающих

достижению

максимально

возможных

успехов

в

преодолении

речевых

трудностей

детей

дошкольного

возраста.

На

сегодняшний

день

методов

нетрадиционного

воздействия

известно:

игротерапия,

сказкотерапия,

смехотерапия,

изотерапия,

глина, воскотерапия, кристаллотерапия, ароматерапия, музыка, хромотерапия, су

– джок и пескотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного

тонуса и улучшения психоэмоционального состояния детей с нарушениями в

развитии речи.

В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать

индивидуальный

и

дифференцированный

подходы,

что

будет

способствовать

активному участию детей в жизни коллектива.

Особое

внимание

при работе

с

детьми с

ОВЗ

следует

уделить

таким

направлениям их развития, как:

-

физическое

здоровье

(помогает

укрепить

силу

воли,

развивает

умение

выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);

-

познавательные

качества (развивает

навыки

самостоятельного

изучения

мира);

- социально-коммуникативные навыки (облегчает социализацию);

- художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает

методы работы с разными материалами).

Роль воспитателя – выстроить корректную работу не только с детьми, но также

с

их

семьями,

наладить

эффективное

взаимодействие

с

профильными

специалистами.

Одним

из условий повышения

эффективности

развивающей

педагогической

работы является

создание

адекватной

возможностям

ребенка

предметно-

развивающей

среды,

то

есть

системы условий,

обеспечивающих

полноценное

развитие

всех

видов

детской

деятельности,

развитие

высших

психических

функций и становление личности ребенка.

Для

большинства

детей

характерны

моторные

трудности,

двигательная

расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в

планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны

быть

предусмотрены

увеличение

времени,

отводимого

на

проведение

гигиенических

процедур,

прием

пищи.

Предусматривается

широкое

варьирование организационных форм

образовательной работы:

групповых,

подгрупповых, индивидуальных.

Детям

с

ОВЗ

необходим

адаптационный

период.

Адаптация

-

это

часть

приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при

вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает

родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель

должен

снять

стре сс,

обе спечить

положительное

эм о ц и о н а л ь н о е

состояние дошкольника,

создать

спокойную

обстановку,

наладить

контакт

с

ребенком и родителями.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать

некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для

детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов;

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную,

легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения

и

технологии.

При

планировании работы важно

использовать

наиболее

доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном

выборе

системы

методов

и

отдельных

методических

приемов,

технологий

решается педагогом в каждом конкретном случае.

Необходимо также организовать активную работу с родителями детей с ОВЗ.

В дошкольном

возрасте семья

является

основой

развития

каждого

ребенка.

Согласно

ст.

44

Федерального

закона

РФ «Об

образовании

в

Российской

Федерации» о т

2 9 . 1 2 . 2 0 1 2

г .

№ 2 7 3 - Ф З ,

« р о д и т е л и (законные

представители) несовершеннолетних

обучающихся

имеют

преимущественное

право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами». Поэтому

особе

значение

приобретает

взаимодействие

педагогов

ДО

с

семьями

воспитанников.



В раздел образования