Автор: Пуртова Юлия Рауфановна
Должность: воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 12"
Населённый пункт: город Урай, Тюменской области, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Коррекционно - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ".
Раздел: дошкольное образование
Коррекционно - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
Проблема воспитания и обучения дошкольников с нарушениями в развитии
речи является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной
педагогики.
У
детей
дошкольного
возраста
в
настоящий
момент
наиболее
остро
стоит
проблема
недостаточного
развития
когнитивных,
эмоционально-волевых
и
речевых навыков, обусловленная различными отклонениями в развитии детей.
Поэтому важную роль в образовательном процессе играет профилактика и
коррекция нарушений различной этиологии.
Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный
подход к обучению и коррекции речевых нарушений речи.
Работа с ребенком должна быть динамичной и эмоционально приятной. С
этой
целью
решено
несколько,
разнообразить
работу
с
детьми
посредством
нетрадиционных
упражнений
для
развития
слухового
внимания
и
фонематического
восприятия,
речевого
дыхания,
тонкой
и
артикуляционной
моторики,
общей
координации
движений.
Упражнения
просты
и
не
требуют
специальных навыков.
Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все
чаще
применяемых
в
специальной
педагогике
и
помогающих
достижению
максимально
возможных
успехов
в
преодолении
речевых
трудностей
детей
дошкольного
возраста.
На
сегодняшний
день
методов
нетрадиционного
воздействия
известно:
игротерапия,
сказкотерапия,
смехотерапия,
изотерапия,
глина, воскотерапия, кристаллотерапия, ароматерапия, музыка, хромотерапия, су
– джок и пескотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного
тонуса и улучшения психоэмоционального состояния детей с нарушениями в
развитии речи.
В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать
индивидуальный
и
дифференцированный
подходы,
что
будет
способствовать
активному участию детей в жизни коллектива.
Особое
внимание
при работе
с
детьми с
ОВЗ
следует
уделить
таким
направлениям их развития, как:
-
физическое
здоровье
(помогает
укрепить
силу
воли,
развивает
умение
выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);
-
познавательные
качества (развивает
навыки
самостоятельного
изучения
мира);
- социально-коммуникативные навыки (облегчает социализацию);
- художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает
методы работы с разными материалами).
Роль воспитателя – выстроить корректную работу не только с детьми, но также
с
их
семьями,
наладить
эффективное
взаимодействие
с
профильными
специалистами.
Одним
из условий повышения
эффективности
развивающей
педагогической
работы является
создание
адекватной
возможностям
ребенка
предметно-
развивающей
среды,
то
есть
системы условий,
обеспечивающих
полноценное
развитие
всех
видов
детской
деятельности,
развитие
высших
психических
функций и становление личности ребенка.
Для
большинства
детей
характерны
моторные
трудности,
двигательная
расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в
планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны
быть
предусмотрены
увеличение
времени,
отводимого
на
проведение
гигиенических
процедур,
прием
пищи.
Предусматривается
широкое
варьирование организационных форм
образовательной работы:
групповых,
подгрупповых, индивидуальных.
Детям
с
ОВЗ
необходим
адаптационный
период.
Адаптация
-
это
часть
приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при
вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает
родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель
должен
снять
стре сс,
обе спечить
положительное
эм о ц и о н а л ь н о е
состояние дошкольника,
создать
спокойную
обстановку,
наладить
контакт
с
ребенком и родителями.
Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать
некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для
детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную,
легко ощутимую тактильную поверхность.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения
и
технологии.
При
планировании работы важно
использовать
наиболее
доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном
выборе
системы
методов
и
отдельных
методических
приемов,
технологий
решается педагогом в каждом конкретном случае.
Необходимо также организовать активную работу с родителями детей с ОВЗ.
В дошкольном
возрасте семья
является
основой
развития
каждого
ребенка.
Согласно
ст.
44
Федерального
закона
РФ «Об
образовании
в
Российской
Федерации» о т
2 9 . 1 2 . 2 0 1 2
г .
№ 2 7 3 - Ф З ,
« р о д и т е л и (законные
представители) несовершеннолетних
обучающихся
имеют
преимущественное
право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами». Поэтому
особе
значение
приобретает
взаимодействие
педагогов
ДО
с
семьями
воспитанников.