Автор: Шарова Надежда Андреевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Школа № 9
Населённый пункт: г.Уфы
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемы и перспективы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: высшее образование
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Шарова Н.А.
Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы,
социально-гуманитарный факультет, кафедра социальной педагогики
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
PROBLEMS AND PROSPECTS OF FAMILIES RAISING CHILDREN WITH
DISABILITIES
Sharova N.A.
Bashkir state pedagogical university in the name of M. Akmulla,
socially-humanitarian faculty, department of social pedagogy
Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia
По данным Федерального реестра инвалидов – детей инвалидов в России на 1
января 2018 года- 655 тысяч 14 человек, в то время как на 1 января 2019 года уже 670
тысяч
86
человек. По
данным
ЮНЕСКО,
два
миллиона
российских
детей
имеют
особенности в физическом и психологическом развитии.
При
этом
согласно
статистике
Министерства
просвещения
РФ,
каждый
год
в
России число детей с ограниченными возможностями здоровья растёт на пять процентов.
Опыт показывает, что помощь ребёнку с ОВЗ эффективна в том случае, если в её основе
положены личные, человеческие отношения, что возможно лишь в условиях семьи. При
этом
у
семьи,
воспитывающей
ребёнка
с
ОВЗ,
возникает
множество
проблем.
Нами
были
выделены
следующие
проблемы,
с
которыми
сталкиваются
семьи,
воспитывающие детей с отклонением в развитии:
1
.Медицинские
проблемы.
К
ним
относятся:
невозможность
получения
своевременной и полной информации о заболевании ребёнка, особенностях его течения,
прогнозе,
ожидаемых
социальных
трудностях;
овладение
практическими
навыками
выполнения
медицинских
рекомендаций,
коррекции
речи;
поиск
возможностей
дополнительного консультирования ребёнка, его госпитализация, получение путёвки в
санаторий.
2.
Экономические
проблемы.
В
семьях,
имеющих
ребёнка
с
ограниченными
возможностями,
уровень
материальной
обеспеченности
ниже,
чем
в
семьях,
воспитывающих здоровых детей. Это связано с рядом причин: вынужденным неучастием
части матерей в общественном производстве, вынужденной сменой работы нередко с
потерей заработной платы, оформление отпуска без содержания для лечения и содержания
ребёнка, затратами на приобретение дефицитных медикаментов, технических средств,
оплату консультантов, медицинских сестёр по массажу. Услуги для ребенка - инвалида в
таких семьях преимущественно платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские
процедуры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособления и аппараты,
обучение, оперативные вмешательства, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты,
инвалидные кресла, кровати и т.д.). Все это требует больших денежных средств, а доход в
этих семьях складывается из заработка отца и пособия на ребенка по инвалидности.
3.
Проблемы
обучения,
воспитания
и
ухода
за
больным
ребёнком.
К
данной
проблеме относятся: подготовка ребёнка к школе и помощь в его обучении, особенно при
обучении на дому; осуществление целенаправленной работы по социальной адаптации
ребёнка,
формирование
навыков
самообслуживания,
передвижения,
пользования
техническими
средствами,
общественным
транспортом,
развитие
самостоятельности;
организация досуга и игровой деятельности ребёнка, способствующих развитию или
компенсации нарушенных функций.
4. Социально-профессиональные
проблемы.
Это
невозможность
повышения
профессионального уровня родителей, отказ от реализации профессиональных планов,
вынужденные перерывы в работе на период лечения и организации ухода, смена характера
работы с учётом интересов ребёнка.
5.Психологические проблемы. Данные проблемы связаны с переживанием семьи в
связи
с
заболеванием
ребёнка,
напряжение
во
взаимоотношениях
родителей
из-за
необходимости решения проблем по уходу, лечению, обучению и воспитанию ребёнка-
инвалида,
трудности
в
общении
с
ребёнком,
болезненное
восприятие
со
стороны
окружающих физических и психических недостатков ребёнка.
6. Жилищные проблемы. Жилье обычно не приспособлено для ребенка-инвалида,
каждая 3-я семья имеет около 6 квадратных метров полезной площади на одного члена
семьи, редко — отдельная комната или специальные приспособления для ребенка. В таких
семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и
обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора.
Семьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач, садовых
участков, телефона.
Не
менее
трудным
является
решение
социальных
проблем.
К
социальным
и
социально-психологическим проблемам стоит в первую очередь отнести взаимодействие
семьи со своим окружением и с социумом в целом. Одной из многих проблем такой семьи
является информирование своего ближайшего окружения о болезни (нарушении) у их
ребенка.