Автор: Мовсесян Анаида Арзиковна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2" с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: г. Сосновый Бор Ленинградской области
Наименование материала: Конспект урока.
Тема: Деление десятичной дроби на натуральное число.
Раздел: среднее образование
Конспект урока по математике. 6 класс.
(Линия УМК «Сферы» по математике
Авторы: Е.А. Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б. Суворова, Л.В. Кузнецова,
С.С. Минаева, Л.О. Рослова).
Тема урока: «Деление десятичной дроби на натуральное число».
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование:
-Мультимедийный проектор, экран; доска; технологическая карта для учащихся.
Цель урока:
Создать условия для совершенствования вычислительных навыков;
Ознакомить с правилом деления десятичных дробей на натуральное число.
Отработать правило на конкретных примерах
продолжить формирование навыков совместной ( групповой, парной) и самостоятельной
работы; развивать вычислительные навыки;
Применять полученные знания и умения при решении задач.
Способствовать воспитанию самоконтроля и взаимоконтроля обучающихся.
Научить
анализировать наблюдать и делать выводы. Провести диагностику усвоения
системы знаний и умений.
Содействовать рациональной организации труда; воспитывать сознательное отношение
к труду; развивать творческие способности, самостоятельность; вырабатывать умение
отстаивать свою позицию при выступлении.
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
Формируемые УУД
1 этап. Организационный момент.
(слайд 2)
Учитель приветствует учащихся, проверяет
их готовность к уроку. Проводит
инструктаж по работе с технологической
картой:
- У каждого из вас на столах лежат
технологические карты. Подпишите их. В
течение урока мы с вами будем выполнять
задания по ним. При завершении решения
каждого задания, вы должны дать самооценку
в столбце справа рядом с каждым заданием :
"+" - справился с заданием без затруднений,
"?" - справился с заданием, но возникали
сложности,
"-" - не справился с заданием.
Учащиеся слушают
учителя, подписывают
технологические
карты
Знакомство с
технологической
картой урока,
уточнение критериев
оценки
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Регулятивные: организация
своей учебной деятельности,
совершенствование критерий
оценки
Личностные: мотивация
учебной деятельности..
2этап. Актуализация знаний.
Мотивация учебной деятельности
Фронтальный опрос.
-Какую тему мы с вами изучаем?
-Давайте вспомним правило умножения
десятичной дроби на 10,100,…
-Правило деления десятичной дроби на 10,100,
…
-Сколько метров в одном сантиметре?
-Сколько кг в одном грамме?
-Выполните для разминки задание №1 в
технологической карте (слайд 3):
Самостоятельная работа.
Вычислить.
1)7100 : 100= ______
2)7 : 10= _______
3)1,09*10=_______
4)1,09 : 10=_______
-Действия с
десятичными дробями.
- Устно проговаривают
правила.
Дают свои варианты
ответов.
В технологических
картах выполняют
задание №1.
Познавательные:
возникновение
внутренней
потребности
включения
в
у ч е б н у ю
д е я т е л ь н о с т ь ,
структурирование
собственных
знаний.
Коммуникативные:
Ум е н и е
с
д о с т а т о ч н о й
полнотой и точностью выражать
свои
мысли,
слушать
и
вступать в диалог.
Регулятивные:
контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
Личностные: оценивание
усваиваемого материала.
Самоанализ урока.
Тема урока: «Деление десятичной дроби на натуральное число».
(Дети обучаются по линии УМК «Сфера» по математике)
Тип урока: урок получения новых знаний и закрепления знаний.
Формы работы: фронтальный опрос, индивидуальная работа, парная работа, работа в группах.
1.
Характеристика класса:
На момент проведения урока в классе присутствовали 24 ученика.
По итогам прошлого года успеваемость по предмету математика составляет 100%, качество
55%.
Класс работоспособный, любознательный. В основном дети имеют хорошие вычислительные
навыки.
По степени активности работы на уроке класс можно поделить на три группы: первая группа-
сильные (работают активно и быстро выполняют задания, преобладает соперничество), вторая
группа-средние(работают медленно, преобладает сотрудничество) и третья группа –
слабые(дети, которые часто пропускают уроки по разным причинам). При этом дети сидят за
партами так, что в каждой малой группе сидят представители трех групп учеников. Дети
приучены работать в малых группах по 4 человека, в парах, умеют слушать друг друга и
приходить к единому мнению.
Место урока в изучаемой теме:
Дети обучаются по линии УМК «Сфера» по математике.
Данный урок был проведен в рамках
изучения раздела учебника: «Действия с десятичными дробями», после изучения тем «Сложение
и вычитание десятичных дробей», « Умножение десятичных дробей», « Умножение и деление
десятичной дроби на 10,100…»
Это был первый урок по теме «Деление десятичных дробей». На изучение всей темы отводится
по программе 8 часов.
2.
Характеристика общей цели урока:
Образовательный аспект связан с формированием и развитием специальных умений
(производить деление десятичной дроби на натуральное число).
Этот аспект был представлен следующим образом:
Формирование специальных умений:
умение переходить от одних единиц измерения к другим при актуализации знаний;
Умение выполнять деление обыкновенной дроби на обыкновенную дробь при
актуализации знаний;
умение выполнять деление уголком, отделять запятой целую часть в частном;
умение обращать обыкновенную дробь в десятичную дробь;
умение преобразовывать выражения, требующие перехода в измененную ситуацию.
Развитие общеучебных умений:
учебно-организационные умения:
создать положительный настрой на работу;
умение ставить учебную цель;
умение планировать и контролировать ход своих действий при выполнении заданий.
учебно-интеллектуальные умения:
умение проводить аналогию между делением натуральных чисел и делением десятичной
дроби на натуральное число;
умение определять и решать проблемы.
учебно-информационные умения:
умение работать с учебником, как с источником информации;
умение последовательно излагать ход решения в письменной форме.
учебно-коммуникативные умения:
умение говорить на математическом языке при формулировании правила деления
десятичной дроби на натуральное число, при выдвижении способа решения задачи.
Развивающий аспект связан с развитием речи, мышления, сенсорных систем. На уроке этот
аспект был представлен следующим образом:
развитие речи в ходе устных ответов и объяснений решения примеров;
коррекция речи учащихся в ходе групповой работы.
ориентация во времени;
восприятие устной речи.
результат самостоятельной деятельности.
Воспитывающий аспект связан с формированием системы нравственных отношений к труду,
коллективу, себе.
На уроке этот аспект представлен следующим образом:
в ходе работы по группам формируется умение слушать другого, воспринимать чужую точку
зрения,
культурно,
уважительно
общаться
с
одноклассниками,
сопереживать,
стремление
добиваться наилучших результатов.
3.
Характеристика плана урока
Содержание урока
соответствует программе, задачам урока.
Мною была поставлена дидактическая задача:
Организовать деятельность учащихся (совместную и самостоятельную), направленную на
совершенствование вычислительных навыков.
Постановка данной задачи обусловлена тем, что в основе урока лежит проблемный метод
овладения учебным материалом, когда в сознании ученика формируется проблемная ситуация
или задача, напоминающая научный поиск. Ученик пытается сам найти ответ на вопрос,
разрешить проблемное задание.В процессе урока я использовала, приемы активизирующие
мышление, внимание, приемы способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в
мыслительной деятельности, а также контроль и самоконтроль.
Использовались групповые, парные, индивидуальные формы организации познавательной
деятельности
.
Групповая форма работы детям очень интересна. Об этом говорят и результаты
рефлексии.
4.
Содержание этапов урока.
В соответствии с дидактической задачей были выстроены этапы урока.
Они соответствуют
структуре урока данного типа, логически связаны между собой.
1. Организационный момент включает в себя предварительную организацию класса на начало
урока, создание психологической комфортности и подготовку учащихся к активной и
сознательной работе, целью которого является усвоение нового материала.
2. Актуализация опорных знаний. Задачей этого этапа урока является возбуждение интереса
к материалу, пробуждение творческой мысли, использование интереса к предмету через
создание проблемной ситуации.
3. Этап усвоения новых знаний и первичного его закрепления.
Работая в диалоге, обучающиеся видят проблему, школьники поняли какая тема урока и цель
работы. На этом же этапе ученики занимаются исследованием.
4. Этап вторичного закрепления.
На данном этапе создаю условия, которые обеспечили бы процесс самостоятельного
применения знаний и способов действий:
практика под руководством учителя, коррекция.
самопроверка, самооценка.
Учащиеся на этом этапе работают практически самостоятельно. Роль учителя заключается в
координации и консультации, учитель занимает позицию: «Я рядом. Я с вами».
5. Подведение итогов.
Проявление заинтересованности учащихся в работе, стимулирование к личным достижениям.
6. Домашнее задание.
Согласно уровню учебных достижений.
Поскольку это был первый урок в данной теме, то домашнее задание было дано с целью
отработки полученных знаний, на репродуктивном уровне.
5.
Завершающий этап - рефлексия.
определение удачного момента на уроке;
определение уровня комфортности на уроке.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую
деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже
имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Формируемые УУД:
Предметные: моделируют ситуацию, иллюстрирующую правило деления на натуральное число
и умение выполнять это действие; выбирают алгоритм решения задачи.
Метапредметные
Регулятивные: определяют цель учебной деятельности, планируют собственную деятельность,
определяют средства для ее осуществления, контролируют и оценивают процесс и результаты
своей деятельности.
Познавательные: развивают самостоятельность, логическое мышление, внимательность, учатся
применять правило деления десятичной дроби на натуральное число в не стандартных
ситуациях, извлекают необходимый материал из учебника.
Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку
зрения; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению,
культуру учебного труда.
Личностные: формируют внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное
отношение к себе и своей работе.Дают позитивную самооценку результата учебной
деятельности, понимают причины успеха учебной деятельности, проявляют познавательный
интерес к изучению предмета.
Старалась хвалить детей за точные высказывания, удачные вопросы, ответы.
В целом, что урок прошел успешно. Дети работали активно на всех этапах урока.
Использовались здоровьесберегающие технологии (обращала внимание на осанку детей,
была физкультминутка, смена видов деятельности).
Для экономии времени на уроке составила технологическую карту для учащихся,
презентацию. Было решено достаточное количество примеров и задач.
Поставленная мною дидактическая задача выполнена. При подготовке к уроку получила
опыт проведения уроков в соответствии с требованиями новых ФГОС.