Напоминание

Контрреформы Александра III


Автор: Чернова Евгения Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: Урок-консультация подготовка к ЕГЭ по истории
Тема: Контрреформы Александра III
Раздел: полное образование





Назад




Александр III.

После

убийства

императора

Александра

II

Освободителя

террористами-

народовольцами 1 марта 1881 г. к власти пришел император Александр III (1881–

1894 гг.). Александр Александрович вначале готовился к военной карьере, а не к

управлению страной, так как был вторым сыном Александра II. Однако после

смерти наследника (Николая) его стали привлекать к государственным делам. Он

стал участвовать в заседаниях Госсовета и Кабинета министров, и одновременно

осваивать курс наук, необходимых для монарха. На мировоззрение Александра III

огромное влияние оказал профессор права К.П. Победоносцев, который был

среди учителей будущего императора.

После

непродолжительных

колебаний

и

лавирования

между

двумя

противостоящими

политическими

группировками

либеральной

(М.

Т.

Лорис-

Меликов ) и охранительной (К. П. Победоносцев.) Александр III склонился на

сторону последних.

Новый император Александр III долго колебался, прежде чем рассматривать

проект М.Т. Лорис-Меликова, фактически одобренный его предшественником.

Наконец 8 марта 1881 г. проект был вынесен на обсуждение Совета министров.

На заседании с участием императора девять министров высказались в поддержку

идей

проекта,

а

пять

министров

и

К.П.

Победоносцев

высказались

против

проведения конституционной реформы.

Александр III, выслушав министров, отверг «конституцию Лорис-Меликова».

Император

назвал

преступными

конституционные

идеи,

призвал

подданных

служить

ему

верой

и

правдой,

охранять

самодержавную

власть.

В

знак

протеста подали

в

отставку:

автор

проекта

М.Т.

Лорис-Меликов,

военный

министр Д.А. Милютин, министр финансов А.А. Абаза и некоторые другие

либерально настроенные чиновники. Один из них, обращаясь к императору,

писал: «История нас рассудит». По тем временам это была неслыханная дерзость.

Новое правительство Александра III взяло курс на укрепление самодержавия,

усиление роли дворянства и усиление репрессивного аппарата. Именно с этой

целью Александром III были приняты правовые акты, похоронившие всякую

надежду

либеральных

умов

на

прогрессивные

изменения

в

государственной

власти и управлении, на создании в России конституционной монархии.

Уже

в

апреле

1881

г.

появился

царский

манифест

«О

незыблемости

самодержавия»,

спешно

подготовленный

К.П.

Победоносцевым.

Манифест

хоронил надежды либералов на конституционные изменения государственного

строя. В нем были сформулированы основные принципы внешней и внутренней

политики: сохранять порядок и крепкую власть, соблюдать справедливость и

экономию, возвратиться к исконно русским началам и повсеместно обеспечивать

исконно русские интересы. С конституционными мечтами было покончено. В

России повеяло холодом.

Основные

направления

контрреформ. Контрреформы

проводились

почти

одновременно

по

нескольким

направлениям.

Были

осуществлены

судебная,

земская,

городская

контрреформы,

проводились

другие

мероприятия

по

ужесточению режима: усиливалась цензура, вводились ограничения в области

народного образования, ограничивались права национальных меньшинств.

Основными

направлениями

деятельности

нового

правительства

стали

искоренение

вольнодумства

и

крамолы,

охрана

существующего

режима,

свертывание реформ либерального толка.

К.П.

Победоносцев,

назначенный

на

пост

обер-прокурора

Синода,

предложил «подморозить

Россию»:

прикрыть

«говорильни»,

з ем ст ва,

демократические и либеральные издания. По его инициативе и с одобрения

монарха в августе 1881 г. было принято специальное «Положение о мерах к

охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Согласно

Положению власть могла:

– без суда и следствия выслать нежелательных лиц;

– без суда закрыть учебные заведения из-за волнений студентов;

– объявить любую губернию, уезд на положении «усиленной и чрезвычайной

охраны»;

– вводить охранные отделения для борьбы с революционной крамолой и т.д.

В

1882

г.

ввели

цензурный

устав,

ограничивший

свободу

печати.

Новый

университетский

устав,

опубликованный

в

1884

г.,

ликвидировал

автономию

высших учебных заведений, отменял выборность ректора, декана и профессоров.

Университетских профессоров стали назначать приказом министра народного

просвещения.

За

студенчеством

устанавливался

неусыпный

надзор.

Была

повышена плата за обучение в вузах.

Новый циркуляр министра народного просвещения И.Д. Делянова, изданный в

1887

г.,

фактически

закрывал

доступ

в

гимназии

детям

малообеспеченных

родителей. В нем содержались указания о том, что «детей кучеров, лакеев,

поваров,

прачек,

мелких

лавочников

и

тому

подобных

людей…

не

следует

выводить из среды, к коей они принадлежат». Поэтому циркуляр 1887 г. получил

в

народе

название «о

кухаркиных

детях».

Были

усилены

дисциплинарные

взыскания в школах. Школьные учителя ощутили еще больший контроль со

стороны священников и местного начальства.

Судебная

контрреформа началась

с

изменения

существовавшего

порядка

проведения

дознания

и

предварительного

следствия.

Были

расширены

права

жандармерии

в

этих

институтах,

что,

несомненно,

привело

к

сокращению

полномочий штатных судебных следователей.

В

1878

г.

после

убийства

народниками-террористами

генерала

Мезенцева,

возглавлявшего

жандармское

управление,

был

принят

закон,

изменивший

подсудность

дел

о

государственных

преступлениях.

Они

передавались

под

юрисдикцию военных

судов.

Дела

о

вооруженном

сопротивлении

властям,

нападении на полицейских чинов и других должностных лиц при исполнении

ими своих обязанностей передавались в военно-окружные суды.

В феврале 1887 г. появился указ, который позволял любое дело по усмотрению

начальства объявлять секретным, и судебное заседание должно было проходить

в закрытом режиме.

В 1889 г. были ограничены правомочия присяжных заседателей, а в 1891 г. –

открытость гражданского суда.

Серьезный удар был нанесен по институту мировых судей. В 1889 г. было

опубликовано

«Положение

о

земских

участковых

начальниках»,

согласно

которому выборность

мировых

судей

отменялась,

уездные

присутствия

по

крестьянским делам упразднялись. В уездах вместо мировых судей вводились

должности земских участковых начальников. Земские участковые начальники

назначались губернатором из местных дворян по согласованию с предводителем

дворянства.

Их

кандидатуры

утверждались

министром

внутренних

дел.

Они

должны были иметь дворянское звание, трехлетний стаж работы в судебных

учреждениях и достаточное образование. На земских участковых начальников

возлагались

полицейско-судебные

функции.

Они

были

правомочны

рассматривать

земельные

споры,

осуществлять

надзор

за

общинным

крестьянским

самоуправлением,

волостными

крестьянскими

судами.

В

их

ведение

переходили

уголовные

и

гражданские

дела,

которые

ранее

по

подсудности относились к мировым судам.

Смешение

административных,

надзорных,

судебных,

полицейских

полномочий,

безусловно,

противоречило

важнейшему

принципу

правовой

реформы

1864

г.

разделению

функций

администрации,

полиции

и

суда.

Справедливости ради следует заметить, что в Москве, Петербурге и Одессе

институт мировых судей был сохранен.

В 1892 г. в связи с ростом революционного, в том числе рабочего, движения

был издан закон «О военном положении», позволявший вводить особый режим в

местностях, «опасных в революционном отношении». Закон наделял министра

внутренних

дел,

генерал-губернаторов

чрезвычайными

полномочиями.

За

сопротивление

властям

по

законам

военного

положения

вводилась

смертная

казнь через повешение.

Контрреформа

земского

самоуправления (1890

г.)

отвечала

интересам

дворянства.

В

связи

с

введением

новых

земских

начальников

царским

правительством было пересмотрено положение о земских и городских органах

местного самоуправления. По новому Положению о земствах вместо цензового

принципа образования местных органов управления был установлен сословный

принцип комплектования.

В

правила

избрания

представителей

были

внесены

изменения,

приведшие

к

тому,

что

в

органах

местного

самоуправления

подавляющее большинство теперь состояло из личных и потомственных дворян.

Новый порядок формирования органов местного самоуправления привел к тому,

что количество депутатов в земское собрание от крестьян уменьшилось, а от

дворян, наоборот, увеличилось. Теперь губернатор сам мог назначить в земства

представителей

из

числа

крестьян-выборщиков.

Одновременно

был

усилен

контроль

правительственных

органов

за

деятельностью

земств

и

городских

управ.

Городская контрреформа значительно повысила имущественный ценз, что

обеспечило

сокращение

представителей

бедных

слоев

в

городской

думе

и

увеличило

число

богатых

в

думах

примерно

в

три

раза.

Новое

Городовое

положение (1892 г.) существенно поднимало планку имущественного ценза для

городских избирателей. Тем самым от выборов в городские органы местного

самоуправления были отстранены не только представители малого бизнеса, но и

часть средней буржуазии.

И

земская,

и

городская

контрреформы

проводились

с

целью

ограничить

полномочия

либеральных

органов

местного

самоуправления,

усилить

в

них

влияние

консервативного

дворянства, ужесточить

контроль со

стороны

губернских и правительственных чиновников.

Как видно из приведенных выше фактов, контрреформы усиливались год от

года и затрагивали многие области российского государства и права. Они были

направлены

на

укрепление

самодержавия,

но,

в

конечном

счете,

послужили

предпосылками народного гнева, вылившегося в первую русскую революцию

1905–1907 гг.

Контрерформы оказались бессильны перед самим течением жизни: она брала

свое. Земская контрреформа не остановила земского движения, но настроила

значительную часть земцев против самодержавия. Увеличенный избирательный

ценз при проведении городской контреформы стал еще одним стимулом для

деловых людей, чтобы задуматься о повышении уровня своих доходов. Это в

свою

очередь

способствовало

развитию

городской

экономики,

усилению

городской буржуазии, требующей от самодержавия предоставления ей все новых

и новых прав.

Контрреформы

в

сфере

образования

также

дали

результат

прямо

противоположный ожидаемому: в университетах усилился дух свободомыслия.

Не имели успеха и мероприятия правительства в области печати: количество

изданий в России год от года увеличивалось и росло число желающих "тиснуть"

где-нибудь свою статейку: за всем не уследишь, как бы ни мечтали об этом

сторонники российской державности. Реальные итоги контрреформ в полной

мере дали знать о себе тяжелейшими социальными потрясениями начала XX

века.

Однако

на

исходе

века XIX

власть могла быть довольна: основные цели,

намеченные

в

царском

манифесте

казались

достигнутыми

или

близкими

к

достижению.

Самодержавие

находилось

в

зените,

территория

империи

увеличилась , международное положение упрочилось, а внутренний мир, пусть и

призрачный,

все

же

поддерживался.

И

лишь

2

крупных

события

омрачили

последние

годы

царствования

Александра III.

Они

приподняли

завесу

над

реальным положением вещей в империи. Неурожай и голод 1891 г, а также

последовавшая вскоре эпидемия холеры обнаружили неспособность государства

справляться с результатами бедствий, страшную и безысходную нищету народа.

Следует иметь в виду, что меры реакционного характера являлись в какой-то

степени

ответом

на

революционные,

антиправительственные

выступления

и

были вызваны прежде всего убийством Александра II. Было бы неправильным

утверждать, что в период правления Александра III в России проводились только

контрреформы

и

ничего

положительного

не

было

сделано.

Экономическая

политика Александра III способствовала более быстрому развитию капитализма в

стране.

Практическая часть консультации.

Работа с текстом.

Из некролога.

"В тяжелый для России час вступил в Бозе почивший Государь на престол.

Царствование,

ознаменовавшееся

великими

реформами,

закончилось

трагическою смертью их виновника. Монарх, отменивший крепостное право,

обновивший суд, даровавший земские учреждения, погиб насильственною

смертью.

Но,

даже

независимо

от

постигшей

Царя-Освободителя

мученической

смерти, многие явления в народной жизни заставляли людей, преданных

благу

родины,

глубоко

призадуматься.

Злополучное

польское

восстание,

недовольство,

постоянно

сквозившее

в

печати,

целый

ряд

политических

преступлений

вместе

с

другими

менее

яркими

признаками

не

прекращавшегося протеста, представляли собою весьма прискорбный для

всех благомыслящих людей ответ на великие реформы Царя-Освободителя.

Трагизм нашей общественной и государственной жизни состоял в том, что,

по общему убеждению, русский народ и русское общество не могли дать

такого ответа; напротив, они до глубины души сознавали плодотворность

этих реформ, и тем не менее выходило так, как будто они если не вызывали

указанного отрицательного явления, то по меньшей мере своим бездействием

способствовали его развитию и распространению.

Действительно, получалось какое-то странное, почти загадочное явление. Во

все моменты русской истории, когда государству приходилось совершать

какое-нибудь крупное дело: отразить внешнего неприятеля, справиться с

внутреннюю смутою, сделать крупный шаг на пути дальнейшего культурного

развития, неизменно происходил подъем земских сил, и , благодаря этому

единодушию,

достигались

изумительные

результаты.

Вспомним

Смутное

время, вспомним Петра Великого, царствование Екатерины II и Александра

I. И вдруг, оказывалось совсем иное. Правда, приступ к великим реформам

Царя-Освободителя

сопровождался

сильным

подъемом

общественного

самосознания,

и

важнейшая

из

этих

реформ,

отмена

крепостного

права,

именно

благодаря

этому

обстоятельству,

могла

совершиться

без

всяких

внутренних потрясений, с успехом, поразившим весь цивилизованный мир.

Но эта реформа была только началом целого ряда других реформ, и что же

мы видим? Число недовольных все увеличивалось, настроение общества не

только не благоприятствовало этим реформам, но вызывало даже сомнения в

их плодотворности. Крайние элементы уже не ограничивались словами, а

перешли к действиям, и дело кончилось катастрофой 1-го марта.

При таких то условиях вступил покойный государь на престол".

1) Назовите императора, на смерть которого написан данный некролог. Укажите год,

когда

был

написан

этот

некролог.

Укажите

десятилетие,

когда

началась

реализация реформ, о которых говорится в первом абзаце отрывка.

2) Укажите любую одну из Великих реформ, которые называет автор в данном

отрывке. В чем, по мнению автора, состояла противоречивость в отношении

российского

общества

к

Великим

реформам?

Какой

фактор,

по

мнению

автора,

во

все

предшествующие

Великим

реформам

периоды

истории

помогал России достигать положительных результатов?

3) Укажите любые три внутриполитические меры консервативного (реакционного)

характера, предпринятые в период правления императора , по случаю смерти

которого написан данный некролог.

Задание 24.

По

историче ским

вопро сам

высказываются

различные,

ч а с то

противоречивые

точки

зрения.

Ниже

приведена

одна

из

противоречивых

точек зрения.

Александр III проводил контрреформы.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно

подтвердить

данную

точку

зрения,

и

два

аргумента,

которыми

можно

опровергнуть

ее.

При

изложении

аргументов

обязательно

используйте

исторические факты.

Аргументы в подтверждение:

1)

При

Александре II

была

проведена

земская

реформа

(созданы

земства

-

всесословные

органы

местного

самоуправления),

а

при

Александре III

положение о земствах было пересмотрено, подавляющее большинство членов

земств составили дворяне (личные и потомственные), а сами земства жестко

контролировались правительственными органами.

2) При Александре II была введена автономия университетов, а при Александре III

выборность

ректора

и

деканов

была

ликвидирована,

за

студенчеством

установлен

неусыпный

надзор

полиции,

все

студенческие

организации

запрещены, плата за обучение в вузах повышена.

3)

При

Александре II

была

проведена

судебная

реформа,

был

создан

институт

мировых

судей

(современный

и

демократичный),

а

при

Александре III

мировые суды были упразднены, функции мировых судей переданы земским

участковым начальникам (в их ведение переходили гражданские и уголовные

дела, которые ранее по подсудности относились к мировым судам).

Аргументы в опровержение

1)

Александр III

продолжил

проведение

крестьянской

реформы:

при

нем

было

отменено

временнообязанное

положение

крестьян,

снижены

выкупные

платежи, создан Крестьянский банк, который должен был помочь решить

проблему крестьянского малоземелья.

2) При Александре III в России появилось рабочее законодательство: запрещен труд

детей до 12 лет; ночной труд женщин и подростков; введена фабричная

инспекция.

3) Реформы в области экономики были продолжены; например, началась постепенная

отмена устаревшего налога - подушной подати и использование косвенного

налогообложения (Н. Х Бунге).



В раздел образования