Автор: Марчева Ирина Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 135"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Математическое путешествие ко Дню космонавтики
Раздел: среднее образование
Математическое путешествие ко Дню космонавтики.
Марчева Ирина Александровна,
учитель математики
МБОУ «Школа № 135»,
г. Нижний Новгород
Урок проводился в параллели 7 классов 12 апреля.
Цели урока:
обобщить знания учащихся по алгебре;
сформировать знания о первых полетах в космос;
познакомить учащихся с бытом космонавтов;
способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников.
12 апреля наша страна и весь мир отмечают День космонавтики. Именно 12 апреля
1961 года мощная ракета-носитель вывела на орбиту космический корабль "Восток" с первым
космонавтом Земли - гражданином Советского Союза Юрием Алексеевичем Гагариным на
борту. Сегодня мы с вами отправляемся в космическое путешествие. Прошу вас занять свои
места и приготовиться к полету.
С чего же начиналось покорение космоса?Вы, наверное, слышали такие имена как
Николай
Коперник,
Джордано
Бруно,
Галилео
Галилей,
Исаак
Ньютон,
Константин
Эдуардович
Циолковский,
Мстислав
Всеволодович
Келдыш,
Сергей
Павлович
Королев.
Какую роль сыграли эти люди покорении космоса? Для ответа на этот вопрос разгадаем
кроссворд:
2
1
1
3
2
4
3
4
5
По горизонтали:
1.
Основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для
полётов
в
космос,
пришёл
к
выводу
о
необходимости
использования
«ракетных
поездов» — прототипов многоступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое
пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического
лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из
планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит
преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной. (Константин
Эдуардович Циолковский).
2.
Талантливый математик, академик, с 1961 года Президент Академии наук СССР,
засекреченный «Теоретик космонавтики». (Мстислав Всеволодович Келдыш)
3.
Ученый,
открывший
Закон
всемирного
тяготения,
автор
труда
«Математические
начала натуральной философии» (Исаак Ньютон)
4.
Революционер,
изобретатель,
выдвинул
идею
ракетного
летательного
аппарата
с
качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги. За несколько дней до
смертной
казни,
к
которой
он
был
приговорен
за
революционные
воззрения,
разработал
оригинальный
проект
летательного
аппарата,
с по с о б но го
совершать космические
перелеты.
Его
просьба
о
передаче
рукописи
в Академию
наук следственной
комиссией
удовлетворена
не
была,
проект
был
впервые
опубликован лишь спустя почти 40 лет (Николай Иванович Кибальчич)
5.
Советский учёный, инженер-конструктор, главный организатор производства ракетно-
космической техники и ракетного оружия в СССР и основоположник практической
космонавтики. (Сергей Павлович Королев)
По вертикали:
1.
Итальянский физик, механик, астроном, философ, математик, оказавший значительное
влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения
небесных
тел
и
сделал
ряд
выдающихся
астрономических
открытий.
(Галилео
Галилей)
2.
Итальянский философ. За свои труды и утверждения, что вселенная бесконечна и в
ней множество миров, был осужден католической церковью и приговорен властями
Рима к смертной казни через сожжение. (Джордано Бруно)
3.
Польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. (Николай Коперник)
4.
Древнегреческий ученый, который в 150 г. до н.э. составил первый звездный каталог?
(Гиппарх)
Все знают, что Международный День Космонавтики 12 апреля, но эра космонавтики
началась немного раньше, когда 4 октября 1957 года был запущен первый искусственный
спутник Земли. Он весил
3
4
+
2,6
килограмма и совершил
12
2
∙ 10
витков вокруг Земли.
Для того, чтобы узнать, сколько минут продолжался первый полет человека в космос
расшифруем ребус:
4 = В
Для того, чтобы узнать позывной Юрия Гагарина решим уравненияКорни уравнений —
номера букв русского алфавита:
1)
2 ∙ x
+
0,5
=
2,9
2) 0,03 х = 0,18;
3) x : 0,5 = 10;
4) 7,2 : х = 4 · 0,1.
После первых успешных полётов советских космонавтов, у Сергея Королёва появилась
идея
запустить
в
космос
женщину-космонавта.
В
начале
1962
года
начался
поиск
претенденток по следующим критериям: парашютистка, возрастом до 30 лет, ростом до 170
сантиметров и весом до 70 килограммов. Из сотен кандидатур были выбраны пятеро: Жанна
Ёркина,
Татьяна
Кузнецова,
Валентина
Пономарёва,
Ирина
Соловьёва
и
Валентина
Терешкова.Во
время
обучения
они
проходили
тренировки
на
устойчивость
организма
к
факторам космического полёта. Тренировки включали в себя термокамеру, где надо было
находиться в лётном комбинезоне при температуре +70 °C и влажности 30 %, сурдокамеру —
изолированное
от
звуков
помещение,
где
каждая
кандидатка
должна
была
провести
10
суток.Тренировки в невесомости проходили на МиГ-15. Внутри самолёта устанавливалась
невесомость на 40 секунд, и таких сеансов было 3—4 за полёт. Во время каждого сеанса надо
было
выполнить
очередное
задание:
написать
имя
и
фамилию,
попробовать
поесть,
поговорить по рации.Особое внимание уделялось парашютной подготовке, так как космонавт
перед самой посадкой катапультировался и приземлялся отдельно на парашюте. Поскольку
всегда существовал риск приводнения спускаемого аппарата, проводились и тренировки по
парашютным
прыжкам
в
море,
в
технологическом,
то
есть
не
пригнанном
по
размеру,
скафандре.При выборе Терешковой на роль первой женщины-космонавта, кроме успешного
прохождения подготовки учитывались и политические моменты: Терешкова была из рабочих.
Свой космический полёт она совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле
Восток-6, он продолжался почти трое суток. Позывной Терешковой на время полёта —
13
18
[
К
]
,
14
36
[
А
]
,
5
18
[
Ч
]
,
2
3
[
Й
]
,
19
15
[
А
]
(Чайка).
Решив примеры, узнаем фразу, которую она произнесла перед стартом:
6,9
136,5
!
2,47
215,9
6
21
!
250
2,47
41,82
21,1
2,47
54,3
6,06
6,7
47,8
1,8
!
1) (13,4 – 8,3 *0,5) -2, 35 2) 0,9 *37 +4,3 *24
3) 0,247 * 64 -0,247 * 54 4) 83,8 + (24 * 5,7 -4,7)
5) 0,23*12+0,27*12 6) (11,3-8,4) * 6 +3,6
7) 12 * 3,44 * 5 + 43,68) (13,4 + 8,07) *3 -22,59
9) (3,27 – 1,16) *10 10) 4,8*13 -0,3 *27
11) 0,9 * 7,02 -0,258 12) (16,2 + 4,4) : 2 -3*1,2
13) (4,1 + 5,9) *3,1 +17,8 14) 1,2 / (1- 1/3)
[6,9 - Э] [136,5 - Й] [2,47 - Н] [215,9 – Е] [6 - Б ] [21 - О] [250 - С][41, 82 - И][21,1 -М] [54,3 -Ш] [6,06 - Л]
[ 6,7 - Я] [47,8 -П] [ 1,8 – У]
(«Эй! Небо, сними шляпу!»)
Несмотря на тошноту и физический дискомфорт, она выдержала 48 оборотов вокруг
Земли и провела почти трое суток в космосе, где вела бортовой журнал и делала фотографии
горизонта,
которые
позже
были
использованы
для
обнаружения
аэрозольных
слоёв
в
атмосфере.Спускаемый аппарат «Востока-6» благополучно приземлился в Баевском районе
Алтайского края.
Первый
выход
в космос был
совершён советским космонавтом Алексеем
Леоновым 18
марта 1965 года с
борта
космического
корабля «Восход-2» с
использованием
гибкой
(надувной) шлюзовой камеры. Скафандр «Беркут», использованный для первого выхода, был
вентиляционного типа и расходовал около 30 л кислорода в минуту при общем запасе в 1666
л, рассчитанном на 30 минут пребывания космонавта в открытом космосе. Из-за разности
давлений скафандр раздувался и сильно мешал движениям космонавта, что, в частности,
очень
затруднило
Леонову
возвращение
на
«Восход-2».
Общее
время
первого
выхода
составило 23 минуты 41 секунду (из них вне корабля 12 минут 9 секунд), и по его итогам был
сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе.
Имя женщины, совершившей первый выход в открытый космос мы узнаем, расшифровав
ребус.
Светлана
Савицкая
–
космонавт,
летчик-
испытатель,
майор
авиации,
заслуженный
мастер
спорта
СССР.
Кандидат
технических
наук.
Дважды
Герой
Советского
Союза,
награждена
орденами
и
медалями
СССР
и
иностранных государств.
Первый
полет,
Светлана
Савицкая
произвела на космическом корабле «Союз Т-7»
с продолжительностью 7 дней 21часов 52минут
24секунды.
Исполняла
функции
космонавта-
исследователя. По итогам полета Савицкая удостоена звания Героя Советского Союза и
награждена орденом Ленина, за мужество и героизм, проявленные в полете. В 1984 году
Светлана
Савицкая
совершает
полет
в
открытый
космос
во
второй
раз,
она
исполняет
функции бортинженера экипажа «Союз Т-12». Именно в этом полете, она, первая из женщин,
совершает выход в открытый космос, продолжительность которого мы узнаем решив систему
уравнений
.
{
2 y
−
7 x
=
49
2
(
x
−
y
)
+
5
=−
59
}
(
3 часа35 минут
)
Быт космонавтов в пилотируемых кораблях и на орбитальных станциях
Для того чтобы космонавты хорошо чувствовали себя в кабине пилотируемого корабля
или на орбитальной станции, необходимо создать им условия, приближенные к земным,
несмотря
на
главное
препятствие
—
невесомость.
Речь
идет
об
атмосфере,
системах
водоснабжения и питания, мусоропроводе и душе.
На космических кораблях поддерживается атмосфера, по своему составу сходная с
земной. Это осуществляется благодаря регенерационной установке, которая состоит из двух
блоков
и
системы
вентиляторов.
Один
из
блоков
прокачивает
воздух
через
систему
регенерации, которая поглощает углекислый газ и обогащает воздух кислородом.
Кроме атмосферы, на корабле должна постоянно поддерживаться благоприятная для
жизнедеятельности
температура.
Ведь
в
условиях
невесомости
не
происходит
обмена
воздушных масс, к которому мы привыкли на Земле. В космосе воздух «стоит на месте»,
совершенно неподвижен, если космонавты постоянно не перемещаются в нем. Из-за этого
молекулы
воздуха
вокруг
людей
и
приборов
нагреваются
и
образуют
так
называемые
тепловые покрывала. Это может привести к перегреву организма человека или приборов. Для
перемещения
воздуха
в
помещениях
орбитальных
станций
используется
система
вентиляторов. Однако на первых этапах это приводило к образованию сквозняков, поэтому
были разработаны специальные устройства, регулирующие температуру воздуха во всех
помещениях космических кораблей.
После воздуха главным условием для жизни является вода. В сутки одному человеку
для питья и приготовления пищи необходимо 2,5 л, а с учетом санитарно-гигиенических
3 = Ц
потребностей
примерно
7,5
л
(около
2,7
т
в
год).
На
космических
кораблях
имеются
необходимые запасы воды. Часть влаги регенерируется из атмосферы, куда попадает при
дыхании
через
поры
кожи.
Таким
образом,
отпала
необходимость
строить
на
кораблях
дополнительные устройства, собирающие и хранящие конденсат влаги. Но большую часть
суточной нормы космонавтов составляет вода, доставляемая с Земли.
В условиях невесомости невозможно готовить и принимать пищу так, как мы
привыкли это делать на Земле. Об этом известно всем. Все напитки: чай, кофе, какао, соки
упаковываются в алюминиевые тубы. Так же упакованы первые блюда, различные пюре.
Мясные блюда приготовлены в виде консервов. Хлеб представляет собой маленькие буханки,
предназначенные на один укус. Каждая буханка упакована в пленочный пакет. Печенье тоже
имеет небольшой размер и обернуто в тонкую оболочку, тающую во рту. Если есть печенье
без этой оболочки, могут образоваться крошки, которые будут плавать в воздухе и могут
случайно попасть в глаз или в нос.
Кроме вышеперечисленных продуктов, в рацион космонавтов входят обезвоженные
продукты, т.е. порошки, которые для приготовления нужно залить горячей водой. По вкусу
они не отличаются от настоящих продуктов.
Для
приема
пищи
на
орбитальных
станциях
имеется
специальное
помещение
—
космическая кухня. Там установлен стол с двумя откидными крышками, углублениями и
фиксаторами для крепления приборов (ножей, вилок). К нему подведена горячая и холодная
вода. Пустые консервные банки, полиэтиленовые пакеты и прочий мусор складывают в
специально предназначенные для этого контейнеры из легкого металла. После заполнения
контейнер выбрасывают в открытый космос через шлюзовую камеру. Попадая в плотные слои
атмосферы, контейнер сгорает.
Космонавты проводят на орбите много времени, поэтому в станциях предусмотрен душ.
Он
представляет
собой
цилиндр
из
полиэтиленовой
пленки,
который
можно
хранить
в
сложенном состоянии. Для того чтобы принять душ, его нужно развернуть и прикрепить к
потолку. Цилиндр имеет верхнюю и нижнюю крышку. На верхней крышке имеются краны,
через которые поступает холодная и горячая вода и теплый воздух. В нижней крышке
находится
устройство,
при
помощи
которого
удаляется
использованная
вода.
К
ней
же
космонавт крепится ногами, чтобы не перемещаться по цилиндру.
Душ принимают нечасто. Для поддержания тела в чистоте обтираются специальными
гигиеническими салфетками. Для чистки зубов используют щетки и не пенящуюся зубную
пасту. Для бритья разработаны электробритвы, всасывающие сбритые волоски.
Кроме этих необходимых вещей, на космических кораблях имеется аптечка. В условиях
невесомости нет возможности принимать микстуры и порошки, поэтому лекарства, входящие
в состав аптечки, имеют вид порошков или жидкостей, которыми наполнены одноразовые
шприцы.
Домашнее
задание
(по
вариантам): предложить
учащимся
изобразить
данные
созвездия на координатной плоскости, подготовить сообщения о них.
1.
(– 3; 4), (– 2; 2), (0; 0), (2; – 2), (5; – 3). (3; 1), (0; 0), (– 3; – 1), (– 7; – 2)
2.
(1; 5), (– 2; 4), (– 5; 5). (1; 5), (– 5; – 1). (1; 5), (– 1; – 2). (1; 5), (3; 1).
3.
(2; 5), (1; 4), (0; 4), (– 1; 3), (– 1; 2), (– 5; 1), (– 7; – 2), (– 5; – 1), (0; 0), (– 1; 2)
4.
(12; 6), (14; 0), (12; – 1), (9; – 5), (4; – 7), (1; – 7), (– 1; – 6), (– 4; – 2), (– 4; 2), (– 7; 5), (– 10; 5), (– 10;
2), (– 8; – 5), (– 11; – 7), (– 7; – 9), (– 6; – 7), (-8; -5)
5.
(0; 5), (– 1; 4), (– 2; 1), (1; – 1), (6; – 1), (3; 2), (– 1 ; 4)
6.
(– 5; 0), (– 3; 2), (– 1; 0), (1; 0), (3; – 2)
7.
(– 2; 9), (0; 7), (1; 4), (2; – 2), (– 2; – 1). (1; 4), (– 2; 5), (– 4; 4)
8.
(– 5; – 3), (– 2; – 2), (0; – 1), (2; – 2), (4; – 1), (5; 0), (6; 2). (0; – 1), (0,5; 1), (1; 3)
9.
(– 6; 8), (– 4; 9), (0; 7), (1; 5), (8; 5), (8; – 2), (0; – 1), (1; 5). (0; – 1), ( – 2; – 4). (0; – 1), (– 2; – 2)
10.
(11; – 7), (9; – 6), (10; – 5), (7; – 1), (4; – 1), (2; 0), (– 3; 0), (0; 3), (2; 0), (6; 1), (9; 2). (6; 1), (7; – 1)
11.
(– 3; 5,5), (– 6; 3), (– 8; 5), (– 5; 7), (– 3; 5,5), (0; 7,5), (3; 7), (6; 6)
12.
(– 15; – 7), (– 10; – 5), (– 6; – 5,5), (– 3; – 6), (6; – 6), (5; – 10), (– 1; – 10), (– 3; – 6)