Автор: Самаркина Наталья Павловна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ № 2"
Населённый пункт: г. Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: психолого-педагогические предпосылки творческого развития юного скрипача
Раздел: дополнительное образование
Мастер-класс
преподавателя высшей квалификационной категории,
Заслуженного работника культуры Республики Мордовия, Почетного работ-
ника общего образования Российской Федерации
Самаркиной Натальи Павловны
МБУДО «ДМШ № 2» г.о. Саранск
Тема: Психолого-педагогические предпосылки творческого развития
юного скрипача
Цель
урока:
развитие
музыкально-творческих
способностей
юного
скрипача
Задачи:
- создание комфортной коммуникативной творческой среды;
- проектирование авторской модели музыкального произведения;
-
проектирование
учеником
модели
музыкального
произведения
на
основе собственного восприятия художественного целого;
- мотивировка ученика на достижение цели качественного исполнения
как необходимый критерий воплощения музыкальной образности.
Структура мастер-класса
1. Вводно-подготовительная часть.
2. Основная часть:
- создание психологического контекста интеллектуальной восприимчи-
вости ученика;
- активизация интеллектуальных и исполнительских реакций;
- работа над штрихами, звуковой стороной мелодической динамики, ан-
самблем.
3. Контрольное проигрывание.
Урок проводится с ученицей 4 класса Политаевой Полиной.
Возраст: 9 лет.
Концертмейстер: Нестерова Светлана Юрьевна.
Учитель:
Пьеса,
которую
мы
выбрали
для
исполнения
называется
«Валскень моро» («Утренняя песня») мордовского композитора Николая Ми-
тина. Мы нашли ее в нотном издании под названием «Заветный напев». В
предисловии есть несколько слов самого автора: «Творчество любого компо-
зитора и поэта не может существовать без своего исполнителя и слушателя».
Сегодня все три составляющие присутствуют здесь. Композитор пере-
дает в произведении свои чувства, исполнитель дополняет картину новыми
красками, слушатель воспринимает, оценивает и музыка порождает в его со-
знании эмоциональный отклик.
Каким видит композитор утро? Утро связано у него с понятием детства.
Это метафора очень емкая: «С маминых рук я увидел бесконечную красоту
раннего утра. Золотой круг солнца своими лучами разбросал тучки по небу,
все вокруг озарилось. Светлая радость наполняет мою грудь. Утро! Пусть
всегда в мире будет эта красота. Пусть с первыми лучами солнца радость
струится с неба» (свободный перевод).
Полина, а как ты встречаешь утро, какие чувства ты переживаешь?
Ученица: Утро начинается с восхода солнца. Солнечные лучи ожива-
ют природу. Травка от росы поблескивает бусинками. Цветы раскрываются,
птички щебечут, а утренний ветерок приносит прохладу.
Играет с концертмейстером всю пьесу «Валскень моро» («Утренняя
песня»).
Учитель: Композитор Н. Митин большую часть своего творчества по-
святил хоровой, вокальной музыке. Это композитор – песенник. Что такое
песня, Полина?
Ученица: Песня – стихотворное произведение, которое поют. Состоит
из куплетов. В ней есть припев и запев.
Учитель: Правильно, запев и припев связаны общей темой. Мы с По-
линой сочинили на тему утра коротенький стих. Пожалуйста, Полина, расска-
жи.
Ученица (декламирует):
Утро раннее пробудилось
И солнца луч на небо взлетел.
И зелень росою умылась,
Ветерок мне песенку запел.
Учитель: Да, получилась очень живая реальная картинка. Стих наш
уложился в строчки, а мелодия укладывается в запеве в четыре фразы. Я по-
прошу тебя, Полина, сыграть запев так, чтобы получились все фразы живы-
ми, как в нашем стихе.
Ученица: исполняет запев.
Учитель: Полина, сыграем еще раз каждую фразу. Ты ее должна прого-
варивать про себя, а потом прослушивать, как ты это играешь.
Учитель: Полина, ты пазлы любишь собирать?
Ученица: Да, я люблю собирать картинки из пазлов. Мне даже бабуш-
ка иногда помогает. Надо ведь чтобы они хорошо подошли!
Учитель: Ну, тогда давай из четырех музыкальных фраз соберем кар-
тинку «Утро раннее пробудилось».
Ученица: играет весь запев (4 фразы poco a poco crescendo).
Учитель: Я думаю, картинка у тебя получилась!
Успешность всей работы над произведением во многом зависит от эмо-
циональной настройки исполнителя. Поэтому задача преподавателя правиль-
но выстроить работу в этом направлении.
Учитель:
Полина, теперь надо припев разукрасить музыкальными
красками. Играем на forte, ярким звуком, в конце предложений делать diminu-
endo, филируя звук.
Учитель: После припева идет короткое заключение. Полина, а как в
музыке называется такое заключение?
Ученица: Это кода. В коде темп замедляется, характер мелодии изме-
няется: день наступил.
Учитель: Полина! Мы проработали пьесу по отдельным фрагментам,
дорисовали авторскую модель утра по-своему. Теперь надо сыграть от начала
до конца, и пусть теперь обо всем нам расскажет твоя скрипка.
Ученица: играет все произведение целиком с концертмейстером.
Учитель: Полина! Ты молодец! Проявила старание, выдержку, умение
собраться. В процессе нашей совместной работы преодолела определенные
трудности, проявила силу воли. Но чтобы скрипка запела, надо знать, как
оживить ее струны.
Нам нужно сделать с тобой вывод нашей работы: я думаю самой цен-
ной и необходимой предпосылкой успеха был твой позитивный настрой, ра-
ботоспособность и конечно, твоя любовь к скрипке.