Напоминание

психолого-педагогические предпосылки творческого развития юного скрипача


Автор: Самаркина Наталья Павловна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ № 2"
Населённый пункт: г. Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: психолого-педагогические предпосылки творческого развития юного скрипача
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мастер-класс

преподавателя высшей квалификационной категории,

Заслуженного работника культуры Республики Мордовия, Почетного работ-

ника общего образования Российской Федерации

Самаркиной Натальи Павловны

МБУДО «ДМШ № 2» г.о. Саранск

Тема: Психолого-педагогические предпосылки творческого развития

юного скрипача

Цель

урока:

развитие

музыкально-творческих

способностей

юного

скрипача

Задачи:

- создание комфортной коммуникативной творческой среды;

- проектирование авторской модели музыкального произведения;

-

проектирование

учеником

модели

музыкального

произведения

на

основе собственного восприятия художественного целого;

- мотивировка ученика на достижение цели качественного исполнения

как необходимый критерий воплощения музыкальной образности.

Структура мастер-класса

1. Вводно-подготовительная часть.

2. Основная часть:

- создание психологического контекста интеллектуальной восприимчи-

вости ученика;

- активизация интеллектуальных и исполнительских реакций;

- работа над штрихами, звуковой стороной мелодической динамики, ан-

самблем.

3. Контрольное проигрывание.

Урок проводится с ученицей 4 класса Политаевой Полиной.

Возраст: 9 лет.

Концертмейстер: Нестерова Светлана Юрьевна.

Учитель:

Пьеса,

которую

мы

выбрали

для

исполнения

называется

«Валскень моро» («Утренняя песня») мордовского композитора Николая Ми-

тина. Мы нашли ее в нотном издании под названием «Заветный напев». В

предисловии есть несколько слов самого автора: «Творчество любого компо-

зитора и поэта не может существовать без своего исполнителя и слушателя».

Сегодня все три составляющие присутствуют здесь. Композитор пере-

дает в произведении свои чувства, исполнитель дополняет картину новыми

красками, слушатель воспринимает, оценивает и музыка порождает в его со-

знании эмоциональный отклик.

Каким видит композитор утро? Утро связано у него с понятием детства.

Это метафора очень емкая: «С маминых рук я увидел бесконечную красоту

раннего утра. Золотой круг солнца своими лучами разбросал тучки по небу,

все вокруг озарилось. Светлая радость наполняет мою грудь. Утро! Пусть

всегда в мире будет эта красота. Пусть с первыми лучами солнца радость

струится с неба» (свободный перевод).

Полина, а как ты встречаешь утро, какие чувства ты переживаешь?

Ученица: Утро начинается с восхода солнца. Солнечные лучи ожива-

ют природу. Травка от росы поблескивает бусинками. Цветы раскрываются,

птички щебечут, а утренний ветерок приносит прохладу.

Играет с концертмейстером всю пьесу «Валскень моро» («Утренняя

песня»).

Учитель: Композитор Н. Митин большую часть своего творчества по-

святил хоровой, вокальной музыке. Это композитор – песенник. Что такое

песня, Полина?

Ученица: Песня – стихотворное произведение, которое поют. Состоит

из куплетов. В ней есть припев и запев.

Учитель: Правильно, запев и припев связаны общей темой. Мы с По-

линой сочинили на тему утра коротенький стих. Пожалуйста, Полина, расска-

жи.

Ученица (декламирует):

Утро раннее пробудилось

И солнца луч на небо взлетел.

И зелень росою умылась,

Ветерок мне песенку запел.

Учитель: Да, получилась очень живая реальная картинка. Стих наш

уложился в строчки, а мелодия укладывается в запеве в четыре фразы. Я по-

прошу тебя, Полина, сыграть запев так, чтобы получились все фразы живы-

ми, как в нашем стихе.

Ученица: исполняет запев.

Учитель: Полина, сыграем еще раз каждую фразу. Ты ее должна прого-

варивать про себя, а потом прослушивать, как ты это играешь.

Учитель: Полина, ты пазлы любишь собирать?

Ученица: Да, я люблю собирать картинки из пазлов. Мне даже бабуш-

ка иногда помогает. Надо ведь чтобы они хорошо подошли!

Учитель: Ну, тогда давай из четырех музыкальных фраз соберем кар-

тинку «Утро раннее пробудилось».

Ученица: играет весь запев (4 фразы poco a poco crescendo).

Учитель: Я думаю, картинка у тебя получилась!

Успешность всей работы над произведением во многом зависит от эмо-

циональной настройки исполнителя. Поэтому задача преподавателя правиль-

но выстроить работу в этом направлении.

Учитель:

Полина, теперь надо припев разукрасить музыкальными

красками. Играем на forte, ярким звуком, в конце предложений делать diminu-

endo, филируя звук.

Учитель: После припева идет короткое заключение. Полина, а как в

музыке называется такое заключение?

Ученица: Это кода. В коде темп замедляется, характер мелодии изме-

няется: день наступил.

Учитель: Полина! Мы проработали пьесу по отдельным фрагментам,

дорисовали авторскую модель утра по-своему. Теперь надо сыграть от начала

до конца, и пусть теперь обо всем нам расскажет твоя скрипка.

Ученица: играет все произведение целиком с концертмейстером.

Учитель: Полина! Ты молодец! Проявила старание, выдержку, умение

собраться. В процессе нашей совместной работы преодолела определенные

трудности, проявила силу воли. Но чтобы скрипка запела, надо знать, как

оживить ее струны.

Нам нужно сделать с тобой вывод нашей работы: я думаю самой цен-

ной и необходимой предпосылкой успеха был твой позитивный настрой, ра-

ботоспособность и конечно, твоя любовь к скрипке.



В раздел образования