Авторы: Хахилева Галина Ивановна, Койнова Мария Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 96"
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего дошкольного
возраста.
Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга.
Физиолог И. П. Павлов
Пальчиковые игры были известны очень давно, с древних времен. Они были
придуманы, когда не было игрушек, и одним доступным объектом для игр были только
руки. Наши предки придумали пальчиковые игры. Этот вид игр — уникальный способ
развития
ребенка.
Пальчиковые
игры
имеют
незатейливую,
доступную
детям
стихотворную форму, а при помощи рук и пальчиков взрослый вместе с ребенком
«иллюстрирует»
рассказ.
Пальчиковые
игры
-это
инсценировка
рифмованных
историй, сказок при помощи пальцев.
Доказано, что через мелкую моторику, у детей
развивается
интеллект.
Деятельность
мозга
ребенка
очень
тесно
связана
с
тактильными
ощущениями,
которые
получает
малыш
через
ладошки
и
пальчики.
Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят,
быстрее
учатся
писать,
обладают
хорошей
памятью,
развивают
координацию
движений, скорее успокаиваются после стресса
Пальчиковые игры –развивают и совершенствуют:
-ловкость и точность, подвижность и слаженность рук;
- помогают подготовить руку к рисованию и облегчают усвоение навыков письма
будущего школьника;
- улучшают память, внимание;
- учат терпению, вырабатывают усидчивость;
- это прекрасный стимулятор для развития творческих способностей детей
-развивают воображение и фантазию;
- убирают напряжение не только с рук, но и с губ, снимают умственную усталость;
- способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребёнка.
Кисти
рук
приобретают
хорошую
подвижность,
гибкость,
исчезает
скованность
движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Давно
доказано,
что
самый
простой
массаж
–сжимание
и
разжимание
пальчиков
малыша:
-вдвое ускоряет процесс овладения им речью;
-способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает кровоснабжение;
-воздействует на активные точки в коре головного мозга.
Для проведения игр с элементами массажа включайте классическую музыку.
Игры с применением массажа:
- хлопки;
- сжимание и разжимание мягких, а потом и твердых предметов.
Возьми короткий карандашик
И сожми его в кулачке, спрячь
Карандашик пожимаю
И ладошку поменяю.
«Точилка».
Сжав
одну
руку
в
кулачок,
вставим
в
него
поочередно
пальчики
другой
руки
и
прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по два раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
«Точим ножик»- активное растирание раздвинутых ладоней вверх-вниз.
Ножик должен острым быть
Будем мы его точить,
Чтобы чистил нам морковку
И картошку на готовку
«Пила» -ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой.
Пилим, пилим мы бревно-
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться
И терпения набраться.
Потирание
ладоней
одна
о
другую,
перекатывание
предметов
с
неровной
поверхностью
(грецкий
орех,
граненый
карандаш).
Массаж
ладоней
массажными
пальчиками: вертеть в руке, щелкать по ним пальцами, стрелять.
Мячик мой не отдыхает,
По ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево, как хочу.
Сверху-левой, снизу – правой
Я его катаю браво
«Надеваем браслет».
Одной
рукой
изображаем
«надетый
браслет»
(все
пальцы
плотно
прилегают
к
предплечью),
круговыми
движениями
от
кисти
к
локтю
двигаем
«браслет»
,
прокручивая его влево-вправо, выполняем по два раза на каждой руке.
«ЦЕПОЧКА»
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Большой
и
указательный
пальчик
левой
руки
образуют
кольцо.
Через
него
попеременно пропускают колечки из пальчиков правой руки.
«Пальчики здороваются»
Я здороваюсь везде кончиком большого пальчика правой
Дома и на улице руки поочередно касаются всех
Даже «Здравствуй» говорю пальчиков левой руки. Я
соседской курице.
ПАЛЬЧИКИ
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же
порядке)
ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ
Есть игрушки у меня: (хлопать в ладоши)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал,
Подъёмный кран. (загибать поочерёдно пальчики)
ЗАМОК
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)
РЕПКА
Мы репку сажали, (пальцами как будто роем ямку на ладошке)
Репку поливали. (имитируем, как из лейки льется вода)
Выросла репка (выпрямляем все пальчики рук)
Хороша и крепка! (ладонь открытая, пальцы согнуть в крючочки. Этими
крючочками своих пальцев возьмитесь за крючочки ребенка и тяните. Каждый тянет
в свою сторону.)
А вытянуть не можем!
Кто нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ура! (расцепляем руки, трясем кистями).
Большую роль в развитии личности ребенка играет телесный контакт с любящим
взрослым человеком. Во время занятий пальчиковыми играми.
телесный контакт дает
ребенку чувство защиты от материнских объятий. Все действия, которые происходят
во
время
игры
(поглаживания,
похлопывания,
сгибание
и
разгибание
пальчиков),
помогают установить и укрепить доверие, развивают коммуникативность ребенка. Это
огромный заряд положительных эмоций от общения и самой игры. Родители должны
помнить о том, что
самая лучшая игрушка в мире не заменит личного контакта,
взгляда «глаза в глаза», одобрительной улыбки мамы или бабушки. Играйте со своими
детьми!
Посадите
их
к
себе
на
руки
и
откройте
для
них
волшебную
страну
пальчиковых игр
.
Тренируйте пальчики!
Станет рука сильной,
Головушка умной,
А речь- красивой!