Напоминание

"Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста


Авторы: Хахилева Галина Ивановна, Койнова Мария Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 96"
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего дошкольного

возраста.

Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга.

Физиолог И. П. Павлов

Пальчиковые игры были известны очень давно, с древних времен. Они были

придуманы, когда не было игрушек, и одним доступным объектом для игр были только

руки. Наши предки придумали пальчиковые игры. Этот вид игр — уникальный способ

развития

ребенка.

Пальчиковые

игры

имеют

незатейливую,

доступную

детям

стихотворную форму, а при помощи рук и пальчиков взрослый вместе с ребенком

«иллюстрирует»

рассказ.

Пальчиковые

игры

-это

инсценировка

рифмованных

историй, сказок при помощи пальцев.

Доказано, что через мелкую моторику, у детей

развивается

интеллект.

Деятельность

мозга

ребенка

очень

тесно

связана

с

тактильными

ощущениями,

которые

получает

малыш

через

ладошки

и

пальчики.

Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят,

быстрее

учатся

писать,

обладают

хорошей

памятью,

развивают

координацию

движений, скорее успокаиваются после стресса

Пальчиковые игры –развивают и совершенствуют:

-ловкость и точность, подвижность и слаженность рук;

- помогают подготовить руку к рисованию и облегчают усвоение навыков письма

будущего школьника;

- улучшают память, внимание;

- учат терпению, вырабатывают усидчивость;

- это прекрасный стимулятор для развития творческих способностей детей

-развивают воображение и фантазию;

- убирают напряжение не только с рук, но и с губ, снимают умственную усталость;

- способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребёнка.

Кисти

рук

приобретают

хорошую

подвижность,

гибкость,

исчезает

скованность

движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Давно

доказано,

что

самый

простой

массаж

–сжимание

и

разжимание

пальчиков

малыша:

-вдвое ускоряет процесс овладения им речью;

-способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает кровоснабжение;

-воздействует на активные точки в коре головного мозга.

Для проведения игр с элементами массажа включайте классическую музыку.

Игры с применением массажа:

- хлопки;

- сжимание и разжимание мягких, а потом и твердых предметов.

Возьми короткий карандашик

И сожми его в кулачке, спрячь

Карандашик пожимаю

И ладошку поменяю.

«Точилка».

Сжав

одну

руку

в

кулачок,

вставим

в

него

поочередно

пальчики

другой

руки

и

прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по два раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

«Точим ножик»- активное растирание раздвинутых ладоней вверх-вниз.

Ножик должен острым быть

Будем мы его точить,

Чтобы чистил нам морковку

И картошку на готовку

«Пила» -ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой.

Пилим, пилим мы бревно-

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться

И терпения набраться.

Потирание

ладоней

одна

о

другую,

перекатывание

предметов

с

неровной

поверхностью

(грецкий

орех,

граненый

карандаш).

Массаж

ладоней

массажными

пальчиками: вертеть в руке, щелкать по ним пальцами, стрелять.

Мячик мой не отдыхает,

По ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево, как хочу.

Сверху-левой, снизу – правой

Я его катаю браво

«Надеваем браслет».

Одной

рукой

изображаем

«надетый

браслет»

(все

пальцы

плотно

прилегают

к

предплечью),

круговыми

движениями

от

кисти

к

локтю

двигаем

«браслет»

,

прокручивая его влево-вправо, выполняем по два раза на каждой руке.

«ЦЕПОЧКА»

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

Большой

и

указательный

пальчик

левой

руки

образуют

кольцо.

Через

него

попеременно пропускают колечки из пальчиков правой руки.

«Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде кончиком большого пальчика правой

Дома и на улице руки поочередно касаются всех

Даже «Здравствуй» говорю пальчиков левой руки. Я

соседской курице.

ПАЛЬЧИКИ

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же

порядке)

ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ

Есть игрушки у меня: (хлопать в ладоши)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал,

Подъёмный кран. (загибать поочерёдно пальчики)

ЗАМОК

На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются)

РЕПКА

Мы репку сажали, (пальцами как будто роем ямку на ладошке)

Репку поливали. (имитируем, как из лейки льется вода)

Выросла репка (выпрямляем все пальчики рук)

Хороша и крепка! (ладонь открытая, пальцы согнуть в крючочки. Этими

крючочками своих пальцев возьмитесь за крючочки ребенка и тяните. Каждый тянет

в свою сторону.)

А вытянуть не можем!

Кто нам поможет?

Тянем-потянем, тянем-потянем! Ура! (расцепляем руки, трясем кистями).

Большую роль в развитии личности ребенка играет телесный контакт с любящим

взрослым человеком. Во время занятий пальчиковыми играми.

телесный контакт дает

ребенку чувство защиты от материнских объятий. Все действия, которые происходят

во

время

игры

(поглаживания,

похлопывания,

сгибание

и

разгибание

пальчиков),

помогают установить и укрепить доверие, развивают коммуникативность ребенка. Это

огромный заряд положительных эмоций от общения и самой игры. Родители должны

помнить о том, что

самая лучшая игрушка в мире не заменит личного контакта,

взгляда «глаза в глаза», одобрительной улыбки мамы или бабушки. Играйте со своими

детьми!

Посадите

их

к

себе

на

руки

и

откройте

для

них

волшебную

страну

пальчиковых игр

.

Тренируйте пальчики!

Станет рука сильной,

Головушка умной,

А речь- красивой!



В раздел образования