Напоминание

"Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка"


Автор: Маслова Маргарита Борисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ №13 "Веснушки"
Населённый пункт: город Реутов
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка

Для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание

его эмоциональной сферы, развитие чувств, нравственного начала личности.

Детская

сказка

-

одно

из

самых

доступных

средств

для

развития

нравственного начала и эмоциональности ребенка, которое во все времена

использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные знания не

д о л ж н ы

о п е р е ж а т ь

н р а в с т в е н н о г о

р а з в и т и я

р е б е н к а !

Через

сказку

легче

всего

объяснить

ребёнку

первые

и

главные

понятия

нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои

всегда

либо

хорошие,

либо

плохие.

Это

очень

важно

для

определения

симпатий

ребенка,

для

разграничения

добра

и

зла.

Ребенок

стремится

отождествлять себя с положительным героем. Нравственные понятия, ярко

представленные

в

образах

героев,

закрепляются

в

реальной

жизни

и

взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда

бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть

з

л

о

д

е

е

м

.

Р О Л Ь

С К А З К И

В

Ж И З Н И

Р Е Б Е Н К А .

1. С детской сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с

миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в

целом..

2 .

Я з ы к

с к а з о к

п о н я т е н

д а ж е

м а л ы ш у .

3. Ребенок только учится мыслить логически, а сказка не утруждает его

серьёзными логическими рассуждениями.

4.

Ребенок

не

любит

наставлений,

и

сказка

не

учит

его

напрямую.

5. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему интересны, и

ж и з н е н н о

в а ж н а я

и н ф о р м а ц и я

у с в а и в а е т с я

н е з а м е т н о .

6. Приобщаясь к сказке, малыш осваивает абсолютно новый для себя вид

психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых

обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности.

7. Сказки предлагают детям готовую фантастическую историю, но оставляют

п р и

э т о м

п р о с т о р

в о о б р а ж е н и ю .

8. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде

образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй

в ол ш е б н и ц ы

и л и

ф е и ,

в с е гд а

гото в о й

п р и й т и

н а

п о м о щ ь .

К А К У Ю

С К А З К У

В Ы Б Р А Т Ь ?

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет

которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все

стороны

личности

ребенка:

мышление,

воображение,

эмоции,

поведение.

Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих

ф а н т а з и я х

в

ж е л а е м у ю

р е а л ь н о с т ь .

Будет хорошо, если чтение и рассказывание сказок станет доброй семейной

традицией. В любое время семейные чтения сказок дают очень много и

маленькому,

и

взрослому

человеку,

помогают

им

сблизиться

душой.

Известно,

что

дети

взрослеют

незаметно,

поэтому

так

важна

сказка,

рассказанная именно малышу. В простой детской сказке содержится всё

самое

нужное,

самое

главное

в

жизни,

живое,

как

сама

жизнь.

Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев

и

раздражение.

Что

является

причиной

этого

беспокойства,

порой

не

понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае?

Сегодня на вооружении психологов есть множество методов, помогающих

решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Один из

главных таких способов сказкотерапия - метод, позволяющий работать с

д е т ь м и

и

в з р о с л ы м и

ч е р е з

с к а з к у .

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно,

один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием

детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему

сказку,

из

которой

становился

ясным

смысл

поступка.

Сказки

служили

моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили

их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим

помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит

почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для

р е б ё н к а

в о п р о с ы .

Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные

сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и

авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные

сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку

самостоятельно.

Сочинение

сказок

ребёнком

и

для

ребёнка

-

основа

сказкотерапии.

Через

сказку

можно

узнать

о

таких

переживаниях

детей,

которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со

взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-

д о ш к о л ь н и к а

к

р а з в о д у

р о д и т е л е й .

Но это же специалисты, а можно ли использовать такую методику в жизни.

Конечно, если вы приложите чуточку терпения, любви и фантазии. Если вы

заметили,

что

у

вашего

ребёнка

есть

какая-то

эмоциональная

проблема

(например,

он

раздражителен,

груб,

капризен

или

агрессивен),

нужно

придумать

сказку,

где

герои,

их

похождения

и

подвиги

будут

помогать

вашему

малышу

эту

проблему

решить.

Сначала,

мы

описываем

героя,

похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка

может

даже

начинаться

со

слов:

"Жил-был

мальчик,

очень

похожий

на

тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам

увидел сходство со своей жизнью. Затем, выдуманный нами герой попадает в

проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже

чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все

переживания

малыша

(конечно,

по

сюжету

должно

появиться

много

возможностей

и

способов

для

преодоления

этих

препятствий).

Потом,

сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося

п о л о ж е н и я

и ,

к о н е ч н о ,

н а х о д и т

е г о .

Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему

приврать

по

пустякам,

стоит

почитать

сказку

" Зая ц-хвастун" ,

легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и

жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а

робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно

указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто

о б с у д и т е

с к а з к у

в м е с т е .

Результаты

от

использования

сказкотерапии

разнообразны:

1.

ребенок

будет

знать,

что

родителям

небезразличны

его

проблемы.

2. ребенок сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы

д л я

п р е о д о л е н и я

т р у д н о с т е й

в

с е б е

с а м о м " .

3. сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда

е с т ь

-

н а д о

т о л ь к о

е г о

п о и с к а т ь .

4.

"походы"

в

сказочный

мир

разовьют

воображение

ребёнка,

научат

свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное

умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!

педагог-психолог

Маслова М.Б.



В раздел образования