Автор: Маслова Маргарита Борисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ №13 "Веснушки"
Населённый пункт: город Реутов
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка
Для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание
его эмоциональной сферы, развитие чувств, нравственного начала личности.
Детская
сказка
-
одно
из
самых
доступных
средств
для
развития
нравственного начала и эмоциональности ребенка, которое во все времена
использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные знания не
д о л ж н ы
о п е р е ж а т ь
н р а в с т в е н н о г о
р а з в и т и я
р е б е н к а !
Через
сказку
легче
всего
объяснить
ребёнку
первые
и
главные
понятия
нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои
всегда
либо
хорошие,
либо
плохие.
Это
очень
важно
для
определения
симпатий
ребенка,
для
разграничения
добра
и
зла.
Ребенок
стремится
отождествлять себя с положительным героем. Нравственные понятия, ярко
представленные
в
образах
героев,
закрепляются
в
реальной
жизни
и
взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда
бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть
з
л
о
д
е
е
м
.
Р О Л Ь
С К А З К И
В
Ж И З Н И
Р Е Б Е Н К А .
1. С детской сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с
миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в
целом..
2 .
Я з ы к
с к а з о к
п о н я т е н
д а ж е
м а л ы ш у .
3. Ребенок только учится мыслить логически, а сказка не утруждает его
серьёзными логическими рассуждениями.
4.
Ребенок
не
любит
наставлений,
и
сказка
не
учит
его
напрямую.
5. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему интересны, и
ж и з н е н н о
в а ж н а я
и н ф о р м а ц и я
у с в а и в а е т с я
н е з а м е т н о .
6. Приобщаясь к сказке, малыш осваивает абсолютно новый для себя вид
психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых
обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности.
7. Сказки предлагают детям готовую фантастическую историю, но оставляют
п р и
э т о м
п р о с т о р
в о о б р а ж е н и ю .
8. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде
образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй
в ол ш е б н и ц ы
и л и
ф е и ,
в с е гд а
гото в о й
п р и й т и
н а
п о м о щ ь .
К А К У Ю
С К А З К У
В Ы Б Р А Т Ь ?
Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет
которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все
стороны
личности
ребенка:
мышление,
воображение,
эмоции,
поведение.
Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих
ф а н т а з и я х
в
ж е л а е м у ю
р е а л ь н о с т ь .
Будет хорошо, если чтение и рассказывание сказок станет доброй семейной
традицией. В любое время семейные чтения сказок дают очень много и
маленькому,
и
взрослому
человеку,
помогают
им
сблизиться
душой.
Известно,
что
дети
взрослеют
незаметно,
поэтому
так
важна
сказка,
рассказанная именно малышу. В простой детской сказке содержится всё
самое
нужное,
самое
главное
в
жизни,
живое,
как
сама
жизнь.
Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев
и
раздражение.
Что
является
причиной
этого
беспокойства,
порой
не
понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае?
Сегодня на вооружении психологов есть множество методов, помогающих
решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Один из
главных таких способов сказкотерапия - метод, позволяющий работать с
д е т ь м и
и
в з р о с л ы м и
ч е р е з
с к а з к у .
Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно,
один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием
детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему
сказку,
из
которой
становился
ясным
смысл
поступка.
Сказки
служили
моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили
их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим
помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит
почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для
р е б ё н к а
в о п р о с ы .
Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные
сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и
авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные
сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку
самостоятельно.
Сочинение
сказок
ребёнком
и
для
ребёнка
-
основа
сказкотерапии.
Через
сказку
можно
узнать
о
таких
переживаниях
детей,
которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со
взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-
д о ш к о л ь н и к а
к
р а з в о д у
р о д и т е л е й .
Но это же специалисты, а можно ли использовать такую методику в жизни.
Конечно, если вы приложите чуточку терпения, любви и фантазии. Если вы
заметили,
что
у
вашего
ребёнка
есть
какая-то
эмоциональная
проблема
(например,
он
раздражителен,
груб,
капризен
или
агрессивен),
нужно
придумать
сказку,
где
герои,
их
похождения
и
подвиги
будут
помогать
вашему
малышу
эту
проблему
решить.
Сначала,
мы
описываем
героя,
похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка
может
даже
начинаться
со
слов:
"Жил-был
мальчик,
очень
похожий
на
тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам
увидел сходство со своей жизнью. Затем, выдуманный нами герой попадает в
проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже
чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все
переживания
малыша
(конечно,
по
сюжету
должно
появиться
много
возможностей
и
способов
для
преодоления
этих
препятствий).
Потом,
сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося
п о л о ж е н и я
и ,
к о н е ч н о ,
н а х о д и т
е г о .
Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему
приврать
по
пустякам,
стоит
почитать
сказку
" Зая ц-хвастун" ,
легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и
жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а
робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно
указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто
о б с у д и т е
с к а з к у
в м е с т е .
Результаты
от
использования
сказкотерапии
разнообразны:
1.
ребенок
будет
знать,
что
родителям
небезразличны
его
проблемы.
2. ребенок сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы
д л я
п р е о д о л е н и я
т р у д н о с т е й
в
с е б е
с а м о м " .
3. сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда
е с т ь
-
н а д о
т о л ь к о
е г о
п о и с к а т ь .
4.
"походы"
в
сказочный
мир
разовьют
воображение
ребёнка,
научат
свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное
умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!
педагог-психолог
Маслова М.Б.